Реферат по предмету "Психология"


Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности
какой-либо вещи. Психика — это сущ­ность, где внеположность и многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие при­роды, это
отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, ме­ханически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с
поиском, выбором, в пси­хическом отражении поступающая информация подверга­ется специфической обработке, т.е. психическое отраже­ние— это активное отражение
мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как при­надлежит всегда субъекту, вне субъекта
не существует, за­висит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Пси­хические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако
содержат в себе харак­теристики внешних объектов/а ее внутренних физиологи­ческих процессов, при помощи которых психическое воз­никает. Преобразования сигналов,
совершающиеся в моз­гу, воспринимаются человеком как события, разыгрываю­щиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг вы­деляет психику, мысль подобно
тому, как печень выде­ляет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождеств­ляют психику с нервными процессами, не видят качествен­ных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких
процессов, т. е. психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в
процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким об­разом,
специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им
культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир,
природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих
способностей.



Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека;   

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлени­ям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляюще­еся в виде реакции. При этом
нужно иметь в виду, что ко­нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельно­сти в состоянии
бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление
и воображение; эмоциональ­ные— активные и пассивные переживания; волевые— ре­шение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение
действительности и осуществление различных видов деятельности. Психичес­кие процессы протекают с различной быстротой и интен­сивностью в зависимости от
особенностей внешних воз­действий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа
протекает легко и про­дуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологичес­ких факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий (похвала, порицание и
т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее психичес­кое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной
сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнера­достное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раз­дражительное
и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое на­зывают вдохновением.         

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно-количественный
уровень деятель­ности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепен­но в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является
результатом отражательной и прак­тической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно класси­фицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они
формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познава­тельной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свой­ства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — реши­тельность, настойчивость;
эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они син­тезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо
отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребнос­тей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из­бирательность и уровень
активности человека); 2) темпе­рамент (систему природных свойств личности — подвиж­ность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую
динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмо­циональных свойств, определяющую творческие возмож­ности личности) и, наконец, 4) характер
как систему от­ношений и способов поведения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Medieval Music Essay Research Paper Music in
Реферат Анализ управления дебиторской задолженностью ОАО Курганхиммаш
Реферат Эсте Лаудер и ее империя красоты
Реферат Екатерина 2 2
Реферат Золотая пропорция – критерий гармонии и красоты
Реферат Администрация президента республики беларусь минский районный исполнительный комитет «безработица и занятость в беларуси» Февраль, 2009
Реферат Сравнительный анализ лингвистического наполнения концепта ЦВЕТ в русской и английской культурах
Реферат Египет в период Древнего Царства
Реферат Основы изучения фирм-конкурентов
Реферат 1. Интернет-статистика: цели и задачи
Реферат Comparison Of Kingstons And Jacksons Stories Essay
Реферат Cамостоятельная работа. 10 класс. «Механические свойства твердых тел»
Реферат Marijuana Essay Research Paper Americans have been
Реферат The Jesuits Essay Research Paper The Society
Реферат «Международный Дом «кино плюс»