Реферат по предмету "Психология"


Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций

Психические
расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций

В последнее десятилетие необходимость оказания
психиатрической и медико-психологической помощи пострадавшим во время стихийный
бедствий, катастроф, военных действий, а также микросоциальных конфликтов
явилась объективной основой развития учения о реактивных состояниях и
социогениях. Результатом этого стало введение в различные классификации
психических заболеваний диагностических и синдромальных оценок, по существу, не
применявшихся до середины XX столетия. К их числу относятся:

Посттравматические
стрессовые расстройства
Социально-стрессовые
расстройства
Радиационная фобия
Боевое утомление
Синдромы:


"вьетнамский" "афганский" "чеченский" и др.
А также предболезненные невротические проявления, реакции на острый стресс, расстройства адаптации, стресс боевой обстановки и ряд других.
Являются ли перечисленные расстройства "новыми" болезнями нашего столетия? Ответы на этот вопрос в существующей литературе
неоднозначны. С нашей точки зрения, речь идет лишь о расстановке акцентов психопатологических нарушений у больших групп людей, в первую очередь
порожденных издержками современной цивилизации и социальными конфликтами. Эти нарушения в феноменологическом плане описывали и раньше, однако их специально
не обобщали и не выделяли. Происходило это главным образом потому, что общество не было готово воспринять социальные причины, ухудшающие психическое здоровье,
и осознать необходимость соответствующих профилактических и реабилитационных мероприятий.
Рис. 1. Основные факторы, влияющие на формирование психопатологических проявлений невротического уровня.



Психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф




Реакции и психогенные расстройства



Клинические особенности





Непатологические (физиологические) реакции



Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений,
сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности





Психогенные патологические реакции



Невротический уровень расстройств - остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы,
снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности





Психогенные невротические состояния



Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства - неврастения (невроз истощения, астенический
невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и
возможностей целенаправленной деятельности





Рективные психозы



Острые



Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным
возбуждением или двигательной заторможенностью





Затяжные



Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы




Рис. 2. Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при чрезвычайных ситуациях.




Непосредственно во время жизнеопасного события (катастрофа, стихийное бедствие и др.)



При проведении спасательных работ после завершения жизнеопасного события



На отдаленных этапах чрезвычайной ситуации















В последние годы анализ состояния психического здоровья населения России свидетельствует о росте
непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических и соматоформных расстройств и реакций адаптации,
непосредственно связанных с негативными изменениями социально-экономической ситуации и духовной жизни широких слоев населения. Число больных с впервые в
жизни установленным диагнозом "невроз" увеличилось в России в 2000 г. по сравнению с 1991 г. на 32%, "психопатия" – на 15%,
"реактивное состояние" – на 47%, “психосоматическое расстройство” – на 92%. В настоящее время общее число официально зарегистрированных больных с
пограничными психическими расстройствами достигло 2 млн человек. При этом за последние 10 лет общее число инвалидов вследствие психических расстройств
(основную группу которых составляют больные с непсихотическими расстройствами) возросло в России на 30,6%. Проведенное обследование отдельных выборочных групп
населения показало, что, во-первых, значительная часть больных, особенно с невыраженными невротическими расстройствами остается вне поля зрения
специалистов и, во-вторых, наибольшее число больных наблюдается в группах пострадавших во время и после чрезвычайных ситуаций.
Сотрудники ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского уделяют большое внимание медико-психологической и психиатрической
помощи населению, подвергшемуся стрессовым воздействиям, в том числе пострадавшим после стихийных бедствий, катастроф, локальных войн,
межнациональных конфликтов. В этих случаях особенно наглядно выявляется системный характер динамики биологических и личностно-типологических механизмов
в формировании психофизиологических нарушений невротического уровня (рис. 1). Учет всего комплекса спасательных, социальных и медицинских
мероприятий дает возможность схематически выделить три периода развития ситуаций, которые вызывают различные психогенные нарушения.
Первый – острый период – характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала
воздействия до организации спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот момент в основном жизненные
инстинкты (самосохранение) и приводит к развитию неспецифических, внеличностных психогенных реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В
это время наблюдаются преимущественно психогенные реакции психотического и непсихотического уровня. Особое место в этот период занимают психические
расстройства у получивших травмы и ранения. В таких случаях требуется квалифицированный дифференциально-диагностический анализ, направленный на
выявление причинно-следственной связи психических нарушений как непосредственно с психогениями, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма,
интоксикация вследствие ожога и др.). Во втором периоде, протекающем при развертывании
спасательных работ, по образному выражению, начинается "нормальная жизнь в экстремальных условиях". В это время в формировании состояний дезадаптации
и психических расстройств значительно большее значение имеют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде
случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важным элементом
пролонгированного стресса в этот период является ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ,
необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как
правило, повышенной утомляемостью и "демобилизацией" с астенодепрессивными проявлениями.
В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и
когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная "калькуляция" утрат. При этом приобретают актуальность
также психогенно-травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или месте эвакуации. Становясь хроническими,
эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями
и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические изменения, посттравматические и социально-стрессовые
расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный "подострый" характер. В этих случаях наблюдается как
"соматизация" многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу "невротизация" и
"психопатизация", связанные с осознанием имеющихся травматических повреждений и соматических заболеваний, а также с реальными трудностями жизни
пострадавших. Наиболее часто наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф психогенные расстройства можно
объединить в 4 группы – непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы (см.
таблицу). Во все указанные периоды развитие и компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп
факторов: особенность ситуации, индивидуальное реагирование на происходящее, социальные и организационные мероприятия. Однако значение этих факторов в
различные периоды развития ситуации неодинаково. На рис. 2 схематически показан удельный вес динамически изменяющихся факторов, в первую очередь влияющих на
психическое здоровье во время и после любой чрезвычайной ситуации. Представленные данные свидетельствуют о том, что с течением времени теряет
непосредственное значение характер чрезвычайной ситуации и индивидуальные особенности пострадавших и, напротив, возрастает и занимает основополагающее
значение не только собственно медицинская, но и социально-психологическая помощь и организационные факторы. Из этого следует, что социальные программы в
решении вопросов охраны и восстановления психического здоровья у пострадавших после чрезвычайных ситуаций имеют первостепенное значение.


Статья Ю.А.Александровского


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.