примерный перечень экзаменационных вопросов
особенности возрастной психологии
1. Возрастная психология как наука: предмет и разделы.
1. Проблемы и направления в развитии возрастной психологии.
1. Разделы возрастной психологии.
1. Периодизация развития человека.
1. Периоды психического развития детей.
1. Периоды взрослости и старости.
1. Этап детского развития и его состав.
1. Связь дифференциальной психологии и возрастной психологии.
1. Связь социальной психологии и возрастной психологии.
1. Методы исследования возрастной психологии.
1. Характеристика отдельных методов возрастной психологии.
1. Сущность понятия «развития» в возрастной психологии.
1. Основные теории развития.
1. Понятие "фактор развития" и "ведущий вид деятельности".
1. Содержание общения людей.
1. Предметно-манипуляционная деятельность детей и ее значение.
1. Основные возрастные кризисы детей.
1. Внутриутробное развитие ребенка и его особенности.
1. Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни.
1. Функционирование нейронов головного мозга новорожденного.
1. Комплекс оживления и его содержание.
1. Развитие личности ребенка (психоанализ, социодинамическая теория).
1. Память ребенка в 3-4 месяца.
1. Зрение ребенка 3-4 месяцев.
1. Боязнь новорожденного и ее природа.
1. Память ребенка после 3-4 месяцев жизни.
1. Образ предмета и способ проверки его восприятия у годовалого ребенка.
1. Восприятие формы и величины у ребенка 3-4 месяцев.
1. Стадии сенсорного развития детей 1 года.
1. Характеристика стадий сенсорного развития ребенка 1 года.
1. Когнитивная схема и ее содержание.
1. Развитие речи ребенка на первом году.
1. Автономная речь ребенка.
1. Запас слов ребенка 1,5 лет.
1. Проблемы пренатальной психологии.
1. Словарный запас ребенка от 1,5 до 3-х лет.
1. Эгоцентризм и его значение.
1. Жизненные «приобретения» ребенка в раннем детстве.
1. Семантическая функция и ее значение для детей.
1. Особенности репродуктивной деятельности детей.
1. Синкретизм и механизм перехода к мышлению.
1. Речь ребенка 1,5-2,5 лет.
1. Кризис 3-х лет.
1. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства.
1. Центральное новообразование раннего детства.
1. Зона ближайшего развития и ее содержание.
1. Психологическая готовность ребенка к школе.
1. Кризис 7 лет.
1. Подражание и его роль в развитии ребенка.
1. Негативизм и упрямство ребенка: характеристики.
1. Строптивость, протест и деспотизм ребенка.
1. Характеристика дошкольного детства.
1. Сущность понятия "дифференциация отношений".
1. Виды деятельности характерные для дошкольного детства.
1. Афферентный комплекс в начале школьной жизни.
1. Новообразования начального периода школьной жизни.
1. Мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.
1. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.
1. Память в младшем школьном возрасте.
1. Внимание в младшем школьном возрасте.
1. Специфика психического и физиологического развития подростков (мальчиков, девочек)
1. Особенности мыслительных операций в подростковом возрасте.
1. Понятие "нервная анорексия".
1. Развитие личности подростка.
1. Хронологические границы ранней юности.
1. Юношеская дружба и любовь.
1. Центральное новообразование юности.
1. Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества.
1. Самооценка старшеклассников.
1. Классификация периодов жизни взрослого человека.
1. Стандартная установка пожилого человека.
1. Направленность личности и ее значение для взрослого человека.
1. Мотив достижения успеха и его значения.
1. Клинические формы психических расстройств зрелого и пожилого возраста.
1. Теория интенциональности и ее содержание.
1. Фазы жизненного цикла.
1. Кризисы сорока лет, зрелого возраста, биографический кризис.
1. Характеристика нереализованности, бесперспективности и опустошенности.
1. Выход на пенсию и его особенности.
1. Причины девиантного поведения.
1. Социальная позиция личности и ее значение.
1. Классификация правонарушителей.
1. Профессионализация и психограмма.
1. Освоение профессии (психология человека).
1. Конфликты: внутриличностный, профессиональный.
1. Разрешение профессиональных кризисов.
1. Социометрия и ее значение.
1. Характеристика профессионалов занятых в сферах: технических, гуманитарных, творчества.
1. Семья и ее значение для социализации.
1. Виды семей: благополучная, проблемная.
1. Эпигенетический подход и его содержание.
1. Семейная патология и ее содержание.
1. Биологически имманентная система ценностей.
1. Системы ценностей: религиозная и атеистическая.
1. Предмет геронтопсихологии.
1. Особенности процесса старения.
1. Стадии реагирования при смертельном диагнозе.
1. Этапы ухода человека из жизни.
1. Содержание психологического закона отражения.
1. Отношение человека к пенсионному возрасту.
1. Пенсионный стресс и его проявление.
1. Механизм "вытеснения".
1. Активная старость и ее значение.
1. Жизненная мудрость и ее значение.
1. Умственные способности и память пожилых людей.
1. Депрессии и доминанты пожилых людей.
1. Долгожители по Ф. Дунбар.
1. Роль и место пожилых людей в семье.
1. Верования и их значение (рациональное, иррациональное).
1. Классификация пожилых людей по психологическим признакам.
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 1
1) Основные теории развития психики и поведения человека. 2) Сущность и содержание комплекса оживления. 3) Сущность понятия "дифференциация отношений". 4) Кризис периода старения и его содержание. 5) Характеристика проблемных семей. 6) Механизм "вытеснения" у пожилого человека. и его сущность.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 2
1) Краткая характеристика основных возрастных кризисов детей. 7) Функционирование памяти ребенка после 3-4 месяцев жизни. 8) Роль и место подражания в развитии ребенка в раннем детстве. 9) Характеристика кризиса бесперспективности.
10) Способы разрешения профессиональных конфликтов.
11) Социальные факторы старения.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 3
2) Метод опроса: сущность и формы.
12) Боязнь и ее развитие у новорожденного.
13) Особенности физиологического развития девочек в подростковый период.
14) Основная психологическая особенность пожилого возраста.
15) Особенности поведения пожилых людей пенсионного возраста, не имеющих профессиональных интересов.
16) Доминанта враждебности к миру пожилых людей и ее особенности.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 4
3) Содержание эмоционально-непосредственного общения детей.
17) Социодинамическая теория и развитие личности ребенка.
18) Содержание аффективного комплекса ребенка в начальный период школьной жизни.
19) Характеристика кризиса опустошенности.
20) Особенности профессионала в системе обработки информации.
21) Рациональная вера и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 5
4) Основные проблемы возрастной психологии.
22) Интеракционистская теория и ее основные положения.
23) Краткая характеристика ревности и обесценивания в раннем детстве.
24) Психические процессы, связанные с выходом на пенсию.
25) Содержание мозговой и физиологической смерти.
26) Причины депрессии у пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 6
5) Сюжетно-ролевая игра и ее значение.
27) Функционирование зрения ребенка на первых месяцах жизни.
28) Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
29) Подкризисы сорколетнего возраста и их специфика.
30) Факторы, определяющие отношение человека к пенсионному возрасту.
31) Характеристика веры в человека и человечество.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 7
6) Периоды психического развития человека.
32) Сущность кризиса 1 года жизни ребенка.
33) Особенности физиологического развития мальчиков в подростковый период.
34) Сущность аккомодации зрелого возраста.
35) Социометрическая методика и ее предназначение.
36) Понятие жизненная мудрость старых людей: сущность и характеристика.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 8
7) Теоретические подходы к периодизации развития человека.
37) Рефлексы, характеризующие поведение ребенка на первых месяцах жизни.
38) Ведущая предметной деятельности детей к концу раннего детства.
39) Сущность теории интенциональности.
40) Характеристика профессионалов, занятых в технических системах.
41) Симптомы психологического старения и болезни: сущность и отличие.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 9
8) Дискретность процесса развития ребенка и его сущность.
42) Основные подходы к пониманию формирования речи ребенка.
43) Память и ее развитие в младшем школьном возрасте.
44) Инсайт и его значение в период зрелости.
45) Психологический закон отражения и его значение для пожилых людей.
46) Основные способы профилактики старческой депрессии.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 10
9) Основные разделы возрастной психологии.
47) Важнейшие жизненные "приобретения" ребенка в раннем детстве и их характеристика.
48) Теоретическое мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.
49) Количественно-качественные характеристики психосоциальных кризисов периода зрелости и старения.
50) Конфликты в процессе профессиональной адаптации специалиста.
51) Особенности долгожителей по Ф. Дунбар.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 11
10) Понятие "факторы развития" и их сущность.
52) Психоанализ о развитии личности ребенка.
53) Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.
54) Факторы ориентации старшеклассников на выбор профессии.
55) Сущность понятия "семейная патология".
56) Внутрисемейные конфликты, связанные со старшим поколением.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 12
11) Периоды психического развития в детском возрасте.
57) Развитие речи детей в возрасте 1,5 - 2,5 лет.
58) Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни.
59) Стандартная психологическая установка пожилого человека.
60) Психологические реакции умирающего человека на третьей и четвертой стадии.
61) Иррациональная вера и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 13
12) Содержание культурно-исторической теории развития.
62) Содержание продуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.
63) Виды деятельности характерные для окончания дошкольного детства.
64) Динамика самооценки старшеклассника.
65) Внутриличностный конфликт специалиста и его развитие.
66) Основные доминанты в пожилом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 14
13) Методы исследования возрастной психологии.
67) Содержание понятия "синкретизм".
68) Познавательные интересы младшего школьника.
69) Кризис сорокалетнего возраста и его особенности.
70) Содержание понятия "личностный смысл".
71) Классификация пожилых людей на психологические группы.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 15
14) Периоды взрослости и старости.
72) Специфика функционирования нейронов головного мозга новорожденного.
73) Центральное новообразование периода раннего детства.
74) Причины девиантного поведения.
75) Особенности проявления "пенсионного стресса".
76) Доминанта враждебности к себе и к своей жизни у пожилых людей и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 16
15) Этапы процесса детского развития.
77) Последовательность стадий сенсорного развития детей первого года жизни.
78) Индивидуальные различия детей в мыслительных операциях к концу младшего школьного возраста.
79) Основные биографические кризисы.
80) Религиозная система ценностей и ее содержание.
81) Влияние стиля жизни пожилых людей на подрастающее поколение семьи.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 17
16) Сущность учебно-познавательной деятельности.
82) Источники и сроки становления ребенка как личности.
83) Сущность "зоны ближайшего развития" ребенка.
84) Характер клинических психических расстройств зрелого и пожилого возраста.
85) Особенности процесса старения у активных людей.
86) Роль и место пожилых людей в процессе воспитания внуков.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 18
17) Значение дифференциальной психологии для возрастной психологии.
87) Основные проблемы пренатальной психологии.
88) Кризис 7 лет и его содержание.
89) Характеристика кризиса нереализованности.
90) Общественные ценности: сущность и подходы к пониманию.
91) Старческое слабоумие людей и его развитие.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 19
18) Понятие "ведущий вид деятельности" и его содержание.
92) Простейший способ оценки умения полугодовалого или годовалого ребенка воспроизводить образ предмета.
93) Психологическая готовность ребенка к школе и ее составляющие.
94) Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
95) Особенности профессионала в системе художественного творчества.
96) Содержание психогигиены в процессе старения.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 20
19) Функциональная теория развития и ее характеристика.
97) Краткая характеристика стадий развития взаимодействия ребенка с неживыми предметами.
98) Хронологические границы начального периода школьной жизни ребенка.
99) Ведущий вид деятельности старшеклассников.
100) Профессиональный старт специалиста и его развитие.
101) Подходы к пониманию умственных способностей в старческом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 21
20) Эксперимент и специфика его применения в работе с детьми.
102) Развитие речи ребенка в течении первого года жизни.
103) Основные психологические новообразования в начальный период школьной жизни.
104) Мотив достижения успеха и его значение в период старения.
105) Психологические реакции умирающего человека на первой и второй стадии.
106) Характеристика конструктивной доминанты пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 22
21) Состав каждого этапа процесса детского развития.
107) Тип памяти ребенка в первые месяцы жизни (до 3-4 месяцев).
108) Развитие личностных свойств в подростковый период.
109) Классификация периодов жизни взрослого человека.
110) Сущность понятия "эпигенетический подход" в семье.
111) Характеристика защитной доминанты пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 23
22) Значение общей психологии для развития возрастной психологии.
112) Теория черт личности и ее основные положения.
113) Общая характеристика негативизма и упрямства в раннем детстве.
114) Профессиограмма и ее содержание.
115) Влияние творческой деятельности на долголетие.
116) Иррациональные сомнения и верования людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 24
23) Значение социальной психологии для возрастной психологии.
117) Средний запас слов полуторагодовалого ребенка.
118) Общая характеристика дошкольного детства.
119) Девиантное поведение личности и его содержание.
120) Основные факторы укрепления семьи.
121) Зависимая доминанта пожилых людей и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 25
24) Понятие "ведущий тип общения" и его содержание.
122) Социализация ребенка: сущность и содержание.
123) Самооценка и направленность межличностных отношений в ранней юности.
124) Формирование чувства полноценности и его подкризисы.
125) Стадии реагирования пожилого человека на диагноз со смертельным исходом.
126) Потребность в деятельности и ее реализация в старческом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 26
25) Связи возрастной психологии с другими отраслями науки.
127) Семиотическая функция и ее значение в раннем детстве.
128) Сущность понятия "нервная анорексия".
129) Юношеская дружба и любовь: особенности проявления.
130) Причины внутрисемейных конфликтов.
131) Проявления эмоциональных состояний пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 27
26) Революционная теория развития и ее содержание.
132) Отличительные черты автономной речи ребенка 1 года.
133) Мотивационная сфера младшего школьника.
134) Профессионализация и психосоциальная роль: сущность и специфика взаимодействияю.
135) Психологические причины разрушения семьи.
136) Специфика функционирования памяти пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 28
27) Предметно-манипулятивная деятельность и ее содержание.
137) Специфика развития у ребенка 3-4 месяцев восприятия формы и величины предметов.
138) Специфика психического и физиологического развития подростков.
139) Психологическая классификация "личности" правонарушителя, отбывающего наказание.
140) Этапы ухода человека из жизни.
141) Развитие геронтопсихологии на современном этапе.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 29
28) Метод наблюдения: сущность и виды.
142) Содержание репродуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.
143) Формирование чувства взрослости у подростков.
144) Кризис зрелого возраста и его негативная сторона.
145) Характеристика благополучной семьи.
146) Сущность активной старости.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 30
29) Направления в развитии возрастной психологии.
147) Основной психологический механизм перехода от синкретизма к мышлению.
148) Краткая характеристика строптивости, протеста и деспотизма в раннем детстве.
149) Центральное новообразование ранней юности.
150) Основное отличие зрелой семьи от проблемной.
151) Рациональные сомнения и верования людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 31
30) Предмет и задачи возрастной психологии.
152) Особенности внутриутробного развития ребенка.
153) Подростковый возраст (отрочество): сущность и сроки.
154) Фазы жизненного цикла ( по теории интенциональности).
155) Сущность биологически имманентной системы ценностей.
156) Способности к профессиональной деятельности в преклонном возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 32
31) Вероятностная теория развития и ее характеристика.
157) Краткая характеристика развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
158) Развитие научных и житейских понятий у младших школьников.
159) Психологические особенности освоения профессии.
160) Характеристика профессионалов, занятых в общественно-гуманитарных системах.
161) Основные социально-психологические мероприятия противодействия социальному старению.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 33
32) Процесс развития ребенка и человека с точки зрения на его содержание.
162) Теоретические подходы к пониманию развития личности ребенка.
163) Хронологические границы ранней юности.
164) Содержание понятия "интроверсия зрелого возраста".
165) Предметная область геронтологии.
166) Способы замедления процесса старения.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 34
33) Психологическое тестирование: сущность и возможности в работе с детьми.
167) Содержание понятия "эгоцентризм".
168) Характеристика мыслительных операций в подростковый период.
169) Направленность личности: сущность и характеристика.
170) Типология пожилых людей пенсионного возраста по отношению к собственной профессиональной деятельности.
171) Сущность понятия "экономическое старение".
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 35
34) Понятие «развитие» и его составляющие.
172) Количественные показатели словарного запаса ребенка в раннем детстве.
173) Кризис трех лет: сущность и основные характеристики.
174) Релятивистская нравственная позиция старшеклассника.
175) Характеристика зрелой семьи.
176) Особенности функционирования нервной системы в старческом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------