Реферат по предмету "Психология"


Мировоззрение человека

Новосибирский колледж электроники
Реферат
По курсу “Обществознание”
Мировоззрение человека
Выполнил студент 122 группы
Прудников С.Г.
Проверила
Черепанова Е.В.
Новосибирск 2003
Содержание
Введение..............................................................3
1.Что такое мировоззрение? .......................................4
2.Каким бывает мировоззрение? ................................4
3.Три основных типа мировоззрения .........................5
3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5
3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6
3.3 Научное мировоззрение..........................................7
4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8
5.Общество и формирование мировоззрения..............8
5.2 Тоталитарное общество...........................................8
5.1 Демократическое общество....................................9
6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9
7.Вывод………………………………………………..10
8.Список используемой литературы...........................13
2
Введение.
В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что его ничто не объединяет с другим? Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина, место жительства, положение в обществе, язык, возраст. Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может быть разное место жительства, различное место в жизни общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте – ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов развития человечества, так же как и анализ духовного мира наших современников, показывает, что одним из важней – ших элементов является мировоззрение.
3
1.Что такое мировоззрение?
В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз – зрения, взгляд на мир. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со – бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов – ного мира человека.
2.Каким бывает мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но – сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис – тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю – дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест – венного положения. Людей объединяют школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ – тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об – щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен – ке.
4
Классификация типов мировоззрения может быть раз – личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
3.Три типа мировоззрения Распространено выделение следующих типов мировоз – зрения: обыденное, религиозная, научное.
3.1 Обыденное мировоззрение Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренчес – кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя – тельно философию, не знакомился с содержанием религи – озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли – яние религий или достижений науки, ибо человек постоян – но общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преоб – ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз – зрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла – бость.
5
Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов – ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный след.
3.2 Религиозное мировоззрение Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. Напомним, в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра – вленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля – ются непримиримость к другим жизненным позициям, не – достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирования. Правда, в последнее время многие бого – словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления,
“о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по – ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой именно тип согласия может быть установлен между лабо – раторной табуреткой и церковной скамьей”.
6
3.3 Научное мировоззрение Является законным наследником того направления мировой Философской мысли, которое в своем развитии постоянно Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо – статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован – ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре – обладающего места. Человек, человечество, человечность – это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис – черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас – тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов – ременной науки, призванной обогащать мировоззрение. Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззре – ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая направленность. Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель – ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес – кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на – чале пути к широкому овладению его основами.
7
Сознательно формируемое мировоззрение В обществе издавна существовало и сознательное стремле – ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмыслена вся история челове – чества, его познавательная и преобразовательная деятель – ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми – ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции, опираясь на то или иное направление в философии. Созна – тельное стремление выработать целостное мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, полити – ческие партии, которые видят в нем основу не только своего духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества. Мировоззрение такого типа может строиться на самых разных философских основаниях. Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при – чём в первом случае его разработка осуществляется с опо – рой на теологию. Так, например, радикально отличаются друг от друга экзистенциалистская и позитивистская фило – софия, религиозные и атеистические философские концеп – ции.
Общество и формирование мировоззрения Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый человек должен быть свободен в выборе своего миповоз – зрения. Однако он не может быть свободен от обществен – ных отношений, и потому его выбор зависит не только от него самого, но и от общества, в котором он живёт.
Тоталитарное общество В тоталитарных общественных структурах единое миро – воззрение закладывает в основу всей образовательной сис – темы, культуры, средств массовой информации. И человеку в этих условиях очень трудно осуществить действительно свободный выбор.
8
Демократическое общество В демократическом обществе выбор мировоззрения явля – ется личным делом каждого гражданина без каких – либо ограничений.
То же самое относится к мировоззренческой основе программных документов общественных органи – заций. Государство следит лишь за тем, чтобы в них не содер – жались призывы к насилию, к насильственному свержению существующего строя. Вместе с тем само государство берет на себя обязанность предоставить каждому условия для овладения фундаментальными знаниями о природе, общес – тве, человеке, необходимыми для свободного и осознанного выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций.
Мировоззрение нашей эпохи (XX в.) Масштабы научно – технического прогресса и развитие образования в наше время просто несоизмеримы с тем, что происходило в XVIII – XIX. Можно сказать, что тот социальный мир, в котором мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, средства связи, информационное обеспечение, здравоохра – нение, культура, образование, наш быт просто немыслимы без использования научных знаний. Сегодня наукой во всем мире занимается свыше 5 млн. человек, тогда как к началу XIX в. было всего около тысячи ученых. Беспрецедентны масштабы развития образования в наше время. Ещё в прошлом веке подавляющее большинство людей не умели читать и писать. А к концу XX столетия уже свыше 80 процентов населения мира стало грамотным. Сегодня в развитых странах законодательно закреплено всеобщее среднее образование и около половины выпускников сред – них школ продолжают учёбу в высших учебных заведениях.
9 Активно реализуется непрерывное образование, сопровож – дающее человека всю его жизнь. Современные представления о мире сложились целиком на Основании достижения науки XX в. Теория относительности радикально изменила наше пони – мание пространственно – временных отношений, а кванто – вая механика – причинно – следственных связей. Современная космология нарисовала удивительную исто – рию эволюции Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса, проявляющиеся прежде всего во взаимосвязи фундамен – тальных физических взаимодействий. Биология выявила молекулярные основы прцессов жизне – деятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую теорию, на основе которой удалось понять механизмы образования и изменения видов живых органи – змов. Синергетика доказала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе. Математика, химия, информатика, языкознание, психология и другие науки также внесли немалый вклад в современную научную картину мира. Мы имеем все основания сказать, что ни в одном из прош – лых столетий понимание человеком мира не претерпевало столь значительных изменений в результате развития науки, как в наш XX в.
Вывод Как бы многообразны ни были сегодня мировоззренческие ориентации людей, существует всё же нечто очень важное в современной культуре, с чем согласны все здравомыслящие жители планеты.
10 Именно для нашего времени характерно всеобщее призна – ние ценностей демократии и прав человека, его экономии – ческой и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззренческих ориентаций.
Важнейшей заботой каждой страны сегодня является соз – дание эффективной экономики, восприимчивой к научно – техническому прогрессу, быстро откликающейся на воз – никшие потребности. Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу лю – бая страна может решить лишь на пути создания рынка, который должен стать органической частью мировой ры – ночной экономики. Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни, для формирования современного миро – воззрения. Особую ценность приобретает в наше время образование. С ним связывают перспективы развития общества, его все в большей степени принимают во внимание при разработке различного рода стратегических социальных программ. Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего времени является осознание целостности современного ми – ра, принципиальной невозможности ни одной стране раз – виваться изолированно. Неотъемленой частью картины мира являются в наши дни глобальные проблемы, выражающие глубинные противо – речия современного этапа единого исторического процесса.
Сегодня у подавляющего большинства людей появилась аллергия на любые прявления догматизма, снижено доверие к политикам. Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные одежды. 11
Как писал Ф. Тютчев, “чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса”. Наших современников беспокоит нарастание духовной апатии и нравственного нигилизма. Как это ни пародок – сально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы – щенном информацией мире человек нередко чувствует себя одиноким. И наконец, большинство людей на планете охватывает тре – вога за будущее. Это чувство вызывает прежде всего глав – ными проблемами современности:
Как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми и народами?
Скоро ли будет найдено их решение?
Как выжить человечеству?
По – видимому, эти проблемы будут ещё долго сохранять свой статус и наивысший рейтинг!
12 Список используемой литературы:
1. И.П.Фарман. “Теория познания и философия культуры”. М., “Наука”, 1986 г.
2. Н.К.Вахромин. “Теория научного знания Иммануила
Канта”. М., “Наука”, 1986 г.
3. С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям “Человек и общество”
13


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.