В В Е Д Е Н И Е
Личность изучается комплексом наук.Социология - одна из реша-
ющих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна
заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную
психологию, педагогику и т.д.Вовлекая в круг своих размышлений
данные самых различных наук, социология, между тем, преимуществен-
но концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность
как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носи-
тель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни,
социальных взаимодействий, институтов и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимо-
действия на человека накладываются определенные функциональные
обязанности.И вместе с тем он наделяется определенными правами,
что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "воз-
награждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значи-
мые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных
институтов.В этом случае обязательства и права достаточно четко
регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролиру-
ется.В данном реферате основной целью является сравнение понятия
статуса которое мы можем встретить как в социологии так и в соци-
альной психологии.Используя за основу курс лекций по социологии и
"Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить что дан-
ное определение значит в вышеперечисленных науках.
Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по
отношению к другим участникам социального взаимодействия определя-
ет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируется
тот набор конкретных действий,которые должны быть ему предоставлены
для осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конк-
ретного человека,его социальные функции,мы ожидаем от него,что он
будет осуществлять исключительно типичный набор действий,обладать
. . - 2 - ГГ должен выполнять человек в
- 2 -
тем типичным набором качеств и особенностей,которые как нам предс-
тавляется,необходимы для исполнения этих функций.
Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный
институт, а является своеобразным пересечением великого множества
связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различные
функции.Особую роль играют генеральные статусы.Первый - статус че-
ловека, его права и обязанности другой генеральный статус - статус
члена данного общества, государства (гражданина).Генеральные ста-
тусы являются фундаментом статусной позиции личности.Статус можно
обрести от рождения.Это - национальность (русский, башкир и т.д.),
место рождения (москвич, минчанин, одессит).Подобные статусы назы-
ваются предписанными.Другие статусы мы преобретаем достигаем, т.е.
это статусы приобретенные, достигнутые.Это статус учителя или фут-
болиста, пианиста или жены.
Статусы могут быть формализованными или неформализованными,
что зависит от того, в рамках формализованных или неформализован-
ных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодейс-
твий - выполняется та или иная функция.Множественность статусов не
означает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархии
по степени важности социального института, в рамках которого сфор-
мирован этот статус.Безусловно, что во всех случаях особое значе-
ние имеет статус личности, связанный с работой, профессией.Хотя
следует отметить, что иерархия статусов может меняться.Видимо сле-
дует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая
срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся
в особых условиях.
Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно так как
именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека
социально.Причем не всегда тот статус, который в качестве главного
выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, ка-
кой выделяет в себе как главный сама личность.На этой почве возни-
- 3 -
кает немало драматических противоречий внутреннего мира личности,
неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном
мнении.Так предприниматель может надеяться, что главное в его со-
циальной характеристике - материальное положение.Но в общественном
мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей
решающее значение может приобрести уровень его образования и куль-
туры.Принятая иерархия статусов представляет собой основу социаль-
ной стратификации данного общества.Когда мы говорим о ранжировании
статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных
за данным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархию
статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мне-
нии.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется
под влиянием двух факторов:
1. Реальной значимости тех или иных функций для развития об-
щества, воспроизводства его основных структур;
2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной
культуре при "взвешивании" социальных функций.
Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладают
ощутимой независимостью.Социальный престиж статуса играет огромную
роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особен-
ности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприя-
тия другим своего статуса.И последнее не менее, если не более зна-
чимо.
"Статус - положение субьекта в системе межличностных отноше-
ний, определяющее его права, обязанности и привилегии.В различных
группах один и тот же индивид может иметь разный статус.Важными
характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеоб-
разная мера признания окружающими заслуг индивида."(1)
1. А.В.Петровский.Психология.Словарь.М.: Политиздат, 1990 г.
.
- 4 -
Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как
личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то
люди занимали более низкое положение.Таким образом, одно психоло-
гическое преимущество любой системы статусов - это ощущение пре-
восходства.Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали
тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда наказыва-
ли брата или сестру.Предрассудки часто более сильны у тех, кто за-
нимает невысокое социально-экономическое положение или чье положе-
ние резко ухудшилось.Возможно люди с более прочным статусом меньше
нуждаются в ощущении собственного превосходства.Но и другие факто-
ры, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрас-
судков.Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную
вам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей самоценке
ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более вы-
сокие оценки своей школе и более низкие - университету.По-видимо-
му, чувство гордости за свою собственную группу и принижение "их"
также может укреплять собственное Эго.Все это наводит на мысль о
том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимос-
ти, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам
повышать значимость своего маскулинного образа.Когда просили муж-
чин - студентов Государственного университета в Вашингтоне прос-
мотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу,
мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к силь-
ным, независимым женщинам.А мужчины с высокой самооценкой отдавали
предпочтение именно таким.Презрение к "ним" служит и другой цели:
потребности принадлежать к "своим".Школьный дух единства никогда
не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела
обостряется соперничество.Чтобы Германия сплотилась вокруг нацис-
тов, Гитлер использовал "еврейскую опасность".Презрение к "чужим"
может сплотить группу.
.
- 5 -
Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследо-
вание нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24
тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили что частота нару-
шений обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законо-
послушных "подсадных" и возрастает до 44% когда "подсадные" начи-
нают играть роль нарушителей.Милграм (1974 год) сообщает, что в
его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного
охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с вы-
соким статусом.
.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В заключение уместно было бы привести в пример изречение
Джеймса Болдуина :"Главное достижение общества (и его беда) состо-
ит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляет
низкий статус, будто бы его приговор соответствует реальному поло-
жению вещей."
Проведя сравнительный анализ одного и того же определения в
двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в ин-
терпритации и значении данного понятия.Несомненно есть и сходства,
заключающиеся в принадлежности этого понятия к общественному или
социальному в рамках социологии и социальной психологии.Несмотря
на то что социологи и социальные психологи имеют дело в некоторой
степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда используют ана-
логичные методы исследования, социальные психологи включают в свой
арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или
иным фактором.Например, наличием или отсутствием давления со сто-
роны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату это приве-
дет.Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно или неэ-
тично манипулировать.
Следует заметить о "внешней стороне" изучения данного опреде-
ления в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный ха-
рактер, основываясь на теории и социологических исследованиях.
Характеризуя подход социальной психологии к данному определе-
нию делаем вывод о совокупности "внешней и внутренней стороны",
синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая
роли в изучении поведенческого компонента.
.
- 7 -
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Д.Майерс " Социальная психология" Спб.:Питер,1997.
2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. "Психология". Словарь.
М.:Политиздат,1990.
3. А.Г.Эфендиев "Основы социологии". Курс лекций. М.:Об-во
"Знание" России,1994.
.
П Л А Н
В В Е Д Е Н И Е
1. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИОЛОГИИИ.
2. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я