Выготский о проблеме слепоглухоты.
…Прежде чем перейти к изложению самих принципов воспитания детей с
физическими дефектами, следует остановиться на некоторых исходных научных
предпосылках… …Всякий физический недостаток не только изменяет отношение ребенка к миру,
но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект
реализуется как социальная ненормальность поведения. Когда перед нами
ребенок с физическим дефектом в качестве объекта воспитания, тут приходится
иметь дело не столько с самим дефектом, сколько с теми конфликтами, которые
возникают у ребенка при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с миром
начинают протекать по иному, нежели у нормальных людей, руслу.
….Слепой и глухой способны ко всей полноте человеческого поведения, к
активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене
одних путей для образования условных связей другими. Принцип и
психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального
ребенка.
Введение
Отсутствие зрения и слуха есть социальный вывих. (Л.С. Выгот-
Ский.)
Обучение детей, страдающих слепоглухотой, началось c середины 19 в.
Наибольшую известность в конце 19 в. - начале 20 в. получили истории
обучения американских слепоглухих Лауры Бриджмен и Елены Келлер. К концу 20
в. специальные службы и школы для слепоглухих имелись в 80 странах мира. В
России первая школа-приют для слепоглухих детей открыта в 1909 (С.-
Петербург). В 1923- 1937 проблемы Т. разрабатывала школа- клиника для
слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А. Соколянским (его самая
известная воспитанница - слепоглухая писательница О.И. Скороходова).
Впоследствии Соколянский, а затем и А.И. Мещеряков продолжили опыт обучения
слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной
педагогики РАО). В 1963 создан Детский дом для слепоглухих в г. Сергиев
Посад Московской обл.
Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные
интеллектуальные и сенсорные возможности и их совершенствование. Правильное
воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и
нарушениями слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к
самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать
эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка
предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его
ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому
и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного
познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка
дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств
общения - жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает
очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать
сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации.
Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначала отдельных действий, а
затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации
позволяет сделать естественный жест знаком определённого отдельного
предмета и действия с ним. Всё это подготавливает замену естественного
жеста словом. Огромное значение для формирования правильных представлений
об окружающем имеют лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение
словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Освоив обычное
письмо большими буквами или рельефно-точечным шрифтом слепых (шрифт Л.
Брайля), ребёнка учат последовательно описывать собственные действия. Из
описаний своих действий складываются первые тексты для чтения, состоящие из
простых нераспространённых предложений. С обогащением словаря ребёнка
усложняется и грамматический строй первых текстов. Тексты, составленные с
помощью учителя, называются учебными, а составленные самим ребёнком -
спонтанными. Постоянное взаимопроникновение этих двух видов текстов,
которые Соколянский называл параллельными, создаёт условия для полноценного
усвоения словесной речи слепоглухим ребёнком. Современное содержание
обучения слепоглухих детей предлагается в программах по социально-бытовой
ориентировке и формированию читательской деятельности.
Формирование речи у слепоглухих
Формирование речи на основе коммуникативного подхода в школе
слепоглухих на первоначальном этапе сталкивается с рядом трудностей,
связанных с особенностями слепоглухого ребенка, а именно: очень слабая
потребность в коммуникации и малая способность, как к продуктивной, так и к
сложной репродуктивной деятельности, что требует такого построения учебной
работы на первоначальном этапе формирования словесной речи, «которое
определяется узким кругом речевой коммуникации - взрослого (учителя) с
учеником - и характеризуется потребностью в общении, моделируемой в этой
замкнутой социальной ячейке» (В.Н. Чулков, 1989, с.79).
Тем не менее, в формировании речи достигаются значительные успехи, что
связано с использованием ряда оригинальных методов, например, системы
«параллельных текстов» (И.А.Соколянский). Составление текстов идет
параллельно двумя рядами: первый ряд текстов - учебный (ведущий) -
составляется учителем по особой грамматической схеме. Второй ряд
составляется ребенком абсолютно самостоятельно (спонтанно) по
грамматической схеме первого (учебного) ряда, но с иным содержанием.
Содержание этих текстов черпается из событий повседневной жизни
слепоглухого и хорошо ему известно.
Целостное представление об описанных в тексте событиях возникает у
ребенка только благодаря тому, что контекст этих событий является его
личным достоянием (Е.Л. Гончарова,1993).
Для восприятия же контекстной речи, которая « открывает для ребенка
возможность посредством чтения расширять свой личный опыт за счет
присвоения зафиксированного в речи опыта действий и наблюдений других
людей», требуется формирование у слепоглухих детей таких компонентов
читательской деятельности, которые позволят этот «чужой» опыт сделать своим
личным.
Внешней по форме деятельностью, в которой максимально отражены
коммуникативный характер чтения и его познавательная направленность,
является сотрудничество читателя и автора текста в воспроизведении в
наглядном плане полной картины описанных в тексте событий.
Программа планомерного формирования читательской деятельности состоит
в том, чтобы сделать привычным способ освоения содержания текста
посредством сотрудничества автора и читателя в воссоздании полной картины
описанных в тексте событий сначала в наглядном плане, а потом в уме по ходу
чтения. Это достигается в обучении путем создания необходимых условий для
непосредственного сотрудничества автора текста и читателя, а затем
целенаправленного усложнения условий общения между читателем и автором
текста (Е.Л. Гончарова, 1993), когда непосредственное сотрудничество
автора текста и читателя постепенно превращается в опосредованный текстом
«внутренний диалог» - «сотворчество понимающих» (М.М.Бахтин).
Программа формирования читательской деятельности слепоглухих учащихся
предусматривает не только обучение чтению, формированию у учащихся приемов
и установок, необходимых для понимания прочитанного текста, понимания
письменной речи вообще, но и большую работу по формированию экспрессивной
стороны речи. Порождение речевого высказывания и последующий анализ его с
разных позиций (автор, читатель, герой) находятся в тесной взаимосвязи,
развивают и совершенствуют речевые навыки детей через развитие умений
описывать ситуацию, задавать вопросы к контексту, устранять неполноту
текста, дополняя его, давать оценку поступкам героев и т.д. В процессе
организованной работы по чтению, анализа разнообразного по содержанию и
речевому оформлению материала создаются широкие возможности для работы по
развитию разговорной и связной (устной и письменной) речи слепоглухих
учащихся.
Слепоглухие дети, прошедшие специальный курс обучения чтению, таким
образом, ко второму классу уже готовы к тому, чтобы при чтении замечать
неполноту текста, их внимание направлено на извлечение из текста
содержания, выходящего за рамки их собственного опыта, что является
важнейшим для начальной школы достижением, как в развитии речи, так и в
читательском развитии детей, приближая уровень развития их речи к уровню
нормальных детей- дошкольников.
Содержание обучения на подготовительном этапе
На примере слепоглухонемых детей.
Подготовительный этап имеет целью формирование у детей санитарно-
гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-
жестикулярторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных
дактильных слов.
Воспитание и обучение ведется на протяжении всего времени
бодрствования ребенка. Длительность обучения на этом этапе зависит от
развития ребенка в момент поступления и от особенности заболевания,
приведшего к инвалидности. Дети, получившие необходимую подготовку в
условиях семьи, имели возможность начать обучение со школьного этапа или
пройти подготовительный этап за один- два года. Педагогически запущенные
дети могут проходить подготовительный этап за четыре и даже за пять лет.
Начинается обучение с возможно более раннего возраста. Чем раньше
начнется обучение ребенка, тем большие результаты будут достигнуты в его
развитии. При определении программы обучения ребенка ориентируются не на
его возраст, а на уровень его развития.
К концу подготовительного этапа обучения ребенок должен быть приучен к
режиму , овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в
пространстве, обучиться жестовой речи и элементам словесной речи в
дактильной форме, уметь играть, лепить из пластилина, конструировать из
конструктора простые по форме окружающие предметы, по возможности овладеть
навыками коллективного самообслуживания, научиться делать утреннюю зарядку.
В процессе обучения на подготовительном этапе у ребенка формируются
образы окружающих его предметов, что является необходимым условием
дальнейшего усвоения словесного языка и перехода к школьному этапу
обучения.
С детьми проводятся и специальные дидактические занятия по группировке
предметов по форме и размеру.
План работы с группой детей включает в себя:
1. Приучение к режиму.
2. Обучение ориентировке. Создать у детей правильное представление о расположении предметов, находящихся в комнате, коридоре, в туалетной и гардеробной, в столовой. Научить самостоятельно находить столовую, туалет. Научить дифференцировать свою и чужую одежду, знать свое место в столовой, за столом для занятий.
3. Формирование и усовершенствование навыков самообслуживания. Научить пользоваться горшком, помогать взрослому при одевании и раздевании их, обучать самостоятельно мыть руки и умываться, правильно принимать пищу, убирать за собой посуду со стола.
4. Обучение игре. Обучить детей соотносить игрушечные предметы с настоящими, научить обращению с игрушками.
5. Развитие средств общения. Научить понимать и обозначать жестами режимные моменты (есть, спать, одеваться, раздеваться, идти, умываться, туалет), обучать жестами в процессе игры, сформировать понимание жестов-поручений (принеси что нибудь) , развивать активное пользование жестами в дидактических играх ( например, игра
‘’ какой игрушки не стало’’) , научить называть детей и воспитателей первыми буквами их имен (дактильными).
6. Сенсомоторное развитие. Обучать нанизывать кольца на стержень башенки, собирать и разбирать матрешку, группировать кубики, палочки, раскладывая их по разным коробочкам. Научить нанизывать бусины на нитку. Начать специальную сенсомоторную пропедевтику, готовящую детей к овладению брайлевской и дактильной формами общения ( учить выкладывать на брайлевской колодке грибки по образцу, обучать подражанию дактильным конфигурациям, научить группировке карточек с наклеенными на них кружочками в виде брайлевских букв. Обучить лепить простейшие предметы. Развивать движение в подвижных играх и специальных упражнениях.
Елена поступила в детский дом в четырехлетнем возрасте. Диагноз- глухонемота, крайне плохое зрение. Остаточное зрение заметно помогает девочке ориентироваться. Когда девочке не было еще двух лет, мать начала приучать ее к самообслуживанию. На четвертом году жизни ребенка поместили в обычный детский сад. Педагоги детского сада индивидуально занимались с Еленой, продолжали формирование у нее навыков самообслуживания. Приучили ее к режиму, научили самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки, помогать взрослому при одевании и раздевании младших детей. Научили играть. Мать научила Елену открывать и закрывать кран. В общении с матерью и детьми в детском саду были изобретены некоторые жесты. Когда девочка хотела есть, она показывала пальчиком в свой открытый рот. Жест пить показывался движением нижней челюсти. Если Елена снимала штанишки, это означало, что она просится в туалет. Мытье рук, умывание, мытье головы, идти куда-нибудь, садиться обозначались соответствующими движениями рук, которые имитировали эти действия.
После того как девочка пробыла год в массовом детском саду, она поступила в интернат.
В бытовой режим включилась безболезненно. Быстро научилась ориентироваться в комнате, на этаже, а потом и во всем здании и во дворе.
С Еленой были начаты занятия по усовершенствованию навыков самообслуживания, по развитию игры, специальные занятия по сенсомоторной тренировке и развитию средств общения.
К началу второго года пребывания девочки в детском доме у нее значительно усовершенствовались навыки самообслуживания и культурного поведения. Во время еды она правильно сидела за столом, ела аккуратно, пользовалась приборами, жестом благодарила без напоминания. Елена научилась чистить зубы, правильно пользоваться туалетом, быстро одеваться и раздеваться, не путая заднюю и переднюю стороны колготок и т. д., различать обувь для правой и левой ноги.
Основной задачей обучения Елены было развитие у нее средств общения. Те одиночные жесты, с которыми девочка поступила в детский дом, не давали ей возможности общаться. Все предметы, связанные с выполнением действий по самообслуживанию, все режимные моменты, игрушки, игровые действия обозначались жестами. В первые же недели девочка научилась понимать большинство этих жестов. После этого педагоги руками ребенка воспроизводили жесты, потом Елена стала самостоятельно повторять некоторые из них, а вскоре употреблять их в общении. За два месяца пребывания в детском доме Елена усвоила более
30 жестов. К концу первого учебного года жестовой словарь девочки составлял 90 жестов и включал в себя не только отдельные жесты, но и жестовые фразы и небольшие жестовые рассказы, изображающие события, в которых девочка принимала непосредственное участие. В середине первого учебного года Елена стала принимать учебную задачу, направленную на формирование у нее словесной (дактильной) речи. Некоторые действия и хорошо знакомые предметы стали обозначаться первыми буквами их словесных названий. После того как девочке дали возможность много раз наблюдать дактильный разговор старших воспитанников, у нее нее появилось внешнее подражание этому разговору, она пыталась делать мелкие движения пальцами в руку других детей. Появилась возможность в процессе жестового общения отдельные жесты заменять дактильными словами. Общение стало не исключительно жестовым, а смешанным- жестово- дактильным. К концу первого учебного года Елена самостоятельно говорила дактильно свое имя, имя воспитателя и несколько других слов.
Девочка хорошо научилась играть в ролевые игры.
План ближайших занятий по развитию таких детей предусматривает усовершенствование у них навыков самообслуживания, дальнейшее привитие навыков культурного поведения, трудовое воспитание, развитие игровой деятельности, занятия лепкой, работу с бумагой, физическое воспитание.
Средства общения будут прививаться и во время действий по самообслуживанию, и в игре, и при обучении ручному труду, и на прогулках. Кроме того, предусматриваются самостоятельные занятия, на которых дети будут выполнять дактильные поручения учителя, выражать дактильными словами произведенное действие, называть предметы.
Содержание школьного этапа обучения.
На примере слепоглухонемых детей.
На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают словесным
языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из
мастерских. Обучение воспитанников на школьном этапе ведется на основе материалов и
программ обучения по речевому развитию, предметным урокам, математике,
труду, физическому воспитанию, разработанных лабораторией обучения и
воспитания слепоглухонемых детей. Материалы к программам составлены с
расчетом на обучение детей, получивших подготовительное воспитание в
детском доме для слепоглухонемых, и в условиях семьи. В программах
предусматривается девятилетний срок обучения, в течение которого
воспитанники овладевают словесным языком, получают общеобразовательную
подготовку в объеме начальной школы, физическую и трудовую подготовку,
дающую возможность перехода к обучению одному из видов профессионального
труда.
Учебные занятия проводятся не только в утренние часы, часть их
переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие уроки,
особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и прогулок.
Рассмотрим основное содержание материалов к программам обучения
слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике.
Речевое развитие
Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является овладение
им средствами общения. Первыми специальными средствами общения для него
являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их функции, действия,
элементы поведения. Овладение жестами- необходимый этап речевого развития
ребенка. Следующий за жестами этап усвоения средств общения- формирование у
ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является
надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в
дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи. Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто
встречаемые предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти
обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации.
Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по–другому. В
дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом,
даже не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как
зряче-слышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не
знает, что он говорит побуквенными словами. Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто
слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом
первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ,
осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов.
Лишь после усвоения нескольких десятков слов , обозначающих конкретные
предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым он уже практически
владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово,
соотнеся его с соответствующим жестом и предметом. Заучивание букв
дактильного алфавита имеет также огромное значение потому, что ребенок в
процессе этого заучивания обучается восприятию дактильных букв с руки
учителя. После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное
обозначение букв . Пальцевая артикуляция и точечное изображение букв у
ребенка должны быть безукоризненными и совершенными. Для совершенствования
в этом подбирается специальный словарь в два-три десятка слов, обозначающих
хорошо известные ребенку предметы. Этот же словарь используется в
дальнейшем для усвоения грамматического строя.
Для усвоения грамматического строя словесного языка особенно важна
письменная речь, чтение и письмо. Сначала учитель обучает учащегося читать
и писать текст, состоящий из простых нераспространенных предложений,
описывающих действия с предметом. Потом тексты усложняются за счет введения
простых распространенных предложений. Огромное значение в обучении слепоглухонемых имеет чтение. Вместе с усвоением элементов повествовательной речи ведется работа по
развитию разговорной речи (в дактильной форме), сначала в виде простых
побудительных предложений, а в дальнейшем и более сложных.
Низкий уровень первоначального владения словесной речью не должен
искусственно ограничивать общение ребенка, так как это неизбежно приведет к
задержке его общего развития. Необходимо, особенно в первый период
обучения, использовать жестовую форму общения. Устная речь для слепоглухонемых не является средством обучения, она- один
из предметов изучения. Занятия по устной речи проводятся в форме
индивидуальных уроков.
Предметные уроки.
При обучении слепоглухонемых учащихся предметные уроки являются одним из
основных методов сообщения им знаний об окружающем мире. Предметы изучаются
в определенной последовательности и в доступных пониманию детей связях и
отношениях. На предметных уроках, проходящих одновременно со специальными
уроками развития речи, учащийся усваивает язык, развивает словесное
общение.
Знания, полученные на предметных уроках, закрепляются чтением и
проработкой учебных текстов. Учащиеся самостоятельно пишут сочинения,
которые исправляет и дополняет учитель. Учебные тексты составляются самим
учителем или подбираются из учебников по чтению в доступной для учащихся
форме. Учебный текст подводит ученика к логическому мышлению, помогает ему
выразить свои мысли, обогащает его речь, закрепляет полученные на
предметном уроке знания. Ученики получают первоначальные сведения о
явлениях природы, характерных для каждого времени года, о предметах труда,
о работе людей в разных отраслях хозяйства, обо всем , что связано с жизнью
и деятельностью человека, о мире животных, о неживой природе. Тематика чтения и самостоятельных сочинений обусловливается тематикой
предметных уроков. От конкретных знаний, полученных на предметных уроках,
учащиеся переходят к закреплению этих знаний в форме рассказов, доступных
их пониманию.
С 7 класса начинается систематический курс учебного предмета по
природоведению, даются элементарные сведения по географии, истории. Задача последующих классов- систематизировать и расширить представления о
природе, ознакомить детей с использованием природы человеком, научить их
пользоваться картой, привить детям чувство любви и уважения к своей стране,
желание принимать участие в работе.
Математика
Преподавание математики имеет целью обучить учащихся производить действия
с целыми и дробными числами и применять полученные знания к решению задач и
выполнению простых расчетов в практике. Объем заданий, даваемых учащимся с
1 по 10 класс, в основном соответствует объему материалов четырехлетней
массовой школы. Программа для слепоглухонемых построена по линейному
принципу- начав изучать какую либо тему, учащиеся проходят ее до конца в
пределах данной программы. Затем осуществляется переход к следующей теме
или вопросу, который также изучается полностью. В первом классе изучение математики начинается с усвоения нумерации в
пределе 1000, что дает возможность ученику усвоить основную идею десятичной
системы. Усвоение нумерации осуществляется на счетных палочках и других
материалах. Например, счетах. После прочного усвоения нумерации учащиеся приступают к изучению четырех
арифметических действий. Учащимся даются также материалы, связанные с
изучением мер. Большое значение в усвоении материала придается практическим
работам по измерению, взвешиванию, определению расстояния. Особое внимание
обращается на усвоение учащимися мер времени и определение времени по
часам. Обучение решению задач начинается с практических действий с предметами.
Потом постепенно задачи усложняются, и их решение становится все более
отвлеченным от конкретных действий.
Примерное распределение материалов программ по
Речевому развитию , предметным урокам, математике.
Первый класс.
Слепоглухонемой учащийся обучается словесному общению при помощи
дактильного алфавита, овладевает чтением и письмом при помощи рельефно-
точечного шрифта. Программа речевого развития включает в себя обучение
ребенка называнию ( в дактильной форме) окружающих его предметов, пониманию
и выполнению простых поручений, сформулированных словесно ( встань, иди ,
возьми и т.д.) . Воспитанник учится словесно называть свои действия
простыми предложениями (Я играл, я пишу…), описывать действия других (Оля
ест), отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Что ты делал? Что ты
ел?) . На предметных уроках ребенок знакомится с детским домом. Класс (пол,
стены, окно, дверь, батарея, мебель, учебные предметы, счеты и т.д.),
столовая (посуда, мебель), пища , спальня, умывальная комната, гардероб. На доступном ученику уровне изучаются одежда, обувь. Дети усваивают форму каждой вещи, знают ее назначение, обучаются называть
ее и обозначать ее функции. В связи с едой проходятся темы “Фрукты”,
“Овощи”. Во время привития санитарно-гигиенических навыков изучаются
названия частей тела людей. В процессе ухода за животными в живом уголке проходят названия животных,
их описание. Изучаются растения. Изучаемые предметы дети учатся лепить из
пластилина, узнавать их в макетах и муляжах. По математике ученик обучается нумерации чисел от 1 до 1000, учится
жестовому обозначению чисел. Учится прямому и обратному счету. Знакомится
со счетами. Усваивается календарное время. Обучение распознавать и лепить
геометрические фигуры.
Второй класс.
Программа по речевому развитию для второго класса предусматривает понимание
более сложных словесно выраженных поручений (Сядь за парту, Повтори,
Проверь примеры, Возьми книгу, Положи тетрадь на стол.). Ученик учится
выражать свою просьбу словесно (Дайте пожалуйста тетрадь. Можно выйти?),
учится кратко и развернуто отвечать вопросы ( Ты написал?- Да, я.),
задавать вопрос (Кто пришел? Как вас зовут?). Воспитанник обучается словесно составлять рассказ, описывающий несколько
связанных между собой действий ( Оля сидела. Оля взяла пластилин. Оля
лепила дом. Оля мыла руки.). На предметных уроках знания учеников укрепляются и расширяются
экскурсиями, посильным участием в работе на пришкольном участке, в живом
уголке. Темы предметных уроков частично повторяются, но словарный запас
расширяется. В детском доме ученик знакомится с библиотекой, кабинетом
врача, учительской, в столовой изучает посуду, инвентарь и т.д. На
экскурсиях в семьи учителей знакомится с семьей, профессиями людей, с
элементами города, с транспортом, домашними животными, обучается называть
сезонные и погодные явления, участвует в проведении праздников. По математике воспитанники овладевают сложением в пределе 100, понятиями
НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ. Знакомятся с кругом, квадратом, треугольником,
четырехугольником. В конце второго класса обучаются решать задачи на нахождение суммы и на
увеличение данного числа на несколько единиц.
Третий класс
По программе третьего класса учащиеся обучаются вести разговор в
словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? - К
врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.). Ученики
учатся выражать в форме связного рассказа события дня, учатся писать
письма. Продолжают изучать детский дом, тематически изучают виды пищи, посуду,
мебель. Исследуются и называются различные виды одежды (летняя, зимняя),
обуви, головных уборов.
Все вышеизложенное дает представление о формировании средств общения и
развития речи слепоглухих на первоначальном этапе обучения, на основе
исторически сложившейся теории и практики обучения слепоглухих как в нашей
стране, так и за рубежом.
Задача последующих классов – систематизировать и расширить
представление о природе, ознакомить детей с использованием природы
человеком, научить их пользоваться картой, привить детям чувства любви и
уважения к своей родине, желание принимать участие в общественно полезном
труде.
Программа 4 класса включает в себя обучение вести разговор в вопросно-
ответной форме, отвечать на вопрос кратким рассказом. Обучение с помощью
писем- родителям, товарищам, учителю. Овладение умением в связном рассказе
описать событие, известное из личного опыта.
На предметных уроках продолжают изучать помещения детского дома,
формируя цельное представление о здании, расширяют знания о назначении всех
помещений, о работе, ведущейся в них. Формирование на экскурсиях знания о
разных видах магазинов. Усвоение классификации различных предметов,
расширение понятия семьи. Изучение времен года, месяцев, расширение знания
о природе. Ведение календаря природы.
По математике изучают вычитание в пределе 1000, решение задач на
вычитание.
Программа 5 класса включает в себя возможность учащегося развернуто
рассказать о выполненном поручении, описать событие, выделяя главное,
изложить прочитанное по вопросам учителя ( дактильно и по Брайлю).
На предметных уроках учащиеся ведут индивидуальные календари природы, в
живом уголке приобретают навыки по уходу за животными, выращивают растения
из семян. Во время таких процессов учитель прививает учащимся навыки
труда, расширяет их знания и умения. Также расширяются и углубляются
знания и по другим темам: «Сад», «Лес», «Животные», «Времена года».
По математике изучают меры длинны, умножение, меры времени, учатся решать
простые задачи на умножение.
В 6 классе учащиеся словесно (в «разговоре» и письменном сочинении)
описывают предмет (школа, животное, растение). Систематически пишут
дневник, описывают экскурсии, жизнь детского дома. Пишут изложения по
плану. На предметных уроках изучают погоду в разные времена года, связь
погоды с видами труда. Знакомятся с общественными учреждениями:
поликлиникой, аптекой, почтой и др. знакомятся с окрестностями города
(поле, луг роща, сад)формируют представление о поверхности
местности(равнина, холм, овраг), моделируют местность в лепке. Ученики
читают соответствующие статьи из «Родной речи» для 2 и 3 классов массовой
школы. По математике проходят деление. Обучаются мерам веса. Овладевают
практическим взвешиванием на весах. Решением задач на деление.
По программе 7 класса нужно уметь описать предмет (помещение, животное и
др.) в сравнительном плане дать развернутое описание экскурсии с выделением
главного, вести дневник по темам (о погоде, о труде и т.д.). на предметных
уроках проходятся темы «погода и урожай», «явления природы и временна
года». Ведется календарь природы, проводится сравнение с записями прошлых
лет, делаются выводы. Школьники изучают компас для слепых, учатся
определять направления (север, юг, восток, запад), изображать на рельефном
чертеже план комнаты, дома, а потом и ближайшей местности. У них
формируется понятие масштаба. Ученики знакомятся с рельефной картой нашей
родины, с глобусом как моделью земного шара. Изучение разделов учебников
«Родная речь» для 2 – 4 классов массовой школы. По математике начинают
изучать простейшие дроби, многозначные числа. Обучаются четырем
арифметическим действиям в пределе 1000000, решению задач на нахождение
части. По геометрии усваивают понятия прямая линия, отрезок, строят
квадрат и четырехугольник с заданными размерами сторон.
Программа 8 класса по речевому развитию предусматривает составление разных
вариантов ответов на один и тот же вопрос, описание экскурсий по
самостоятельно составленному плану, изложение прочитанного рассказа,
сочинение на свободную тему, сочинение на заданную тему. На предметных
уроках изучаются темы «характерные признаки лета, осени, весны, зимы» «
цветочные, овощные растения, сорняки», «полезные и вредные животные».
Выполняются практические работы: получение крахмала из картофеля,
выращивание рассады, сбор урожая. Проводится работа с календарем,
формируется представления о годе, месяце, временах года, сутках, утре, дне,
вечере, ночи. Читаются сокращенные и адаптированные тексты из «Родной
речи» для 4 класса массовой школы о прошлом нашей Родины; о
путешественниках и других выдающихся людях – из «Родной речи» для 3 класса. По математике проходят простые и составные именованные числа, раздробление
и превращение, арифметические действия с составными именованными числами.
Изучают таблицу мер времени. Учатся решению задач на вычисление времени и
простых задач на движение.
В 9 классе учащиеся должны общаться свободно с окружающими в словесной
форме , читать простою художественную и научно – популярную литературу,
писать сочинения, отображая события как своей жизни, так и жизни других,
писать сочинения на определенную тему (о жизни птиц, о зиме и т.д.).
Программа по предметным урокам продолжает темы природоведческого характера,
изучение тела человека, уход за ним, включает сведения о труде жителей
нашей страны, расширяет сведения о прошлом и настоящем нашей страны.
Прорабатываются темы «Поверхность суши» и др. по теме «Тело человека и
охрана его здоровья» учащиеся изучают скелет, мышцы, внутренние органы,
питание, рациональный режим, физическую культуру, получают некоторые
сведения о болезнях. На практических занятиях по этой теме учатся искать
пульс, считать его удары, на себе и на других показывать расположения
сердца и других основных внутренних органов, накладывать повязку при
ранении, оказывать первую помощь при ожоге, обмораживании и др. Сведения
об истории и о настоящем нашей страны прорабатываются в объеме учебника
«Родная речь» для 4 класса массовой школы. По математике ученики изучают
римские цифры, осваивают измерение площади, знакомятся с таблицей
квадратных мер, с измерением объема. Учатся решать простые задачи на
вычисление площади и объема.
Распределение материалов по годам следует рассматривать как примерное, оно
не должно сковывать инициативу учителя. При прохождении программ
предусматривается, что некоторые из обучающихся будут перегонять своих
товарищей, другие – отставать. Это иногда обуславливает необходимость
перевода ученика из одной группы в другую еще до конца учебного года.
Взрослый возраст
Основная работа с такими людьми сводится к процессу социализации их в
обществе. Задача социальных ведомств- формирование положительного опыта
социального поведения, навыков коммуникации с обычными людьми. Необходима
психологическая поддержка, способствующая ликвидации барьера между слепо-
глухим и обычным человеком. После школы слепо-глухой человек сформирован
как личность, способен к самостоятельной жизни, и необходимо максимальное
содействие ему для его дальнейшего продвижения по жизни.
Должна проводиться дальнейшая работа по недопущению замыкания слепо-
глухого человека в себе- проведение психологических тренингов, создание
клубов, кружков.
Предшествующий опыт показывает, что успешная социализация слепо-глухих
возможна. Существуют примеры того, как ,даже будучи слепо-глухим, человек
добивался огромных успехов в жизни, вплоть до мирового признания. Яркий
пример- Элен Келлер- общественный деятель, писатель, философ. Потеря зрения
и слуха произошла в возрасте 1 года 7 месяцев. Однако эта женщина сумела
пройти путь социализации и достигла высот, до которых большинству обычных
здоровых людей далеко.
В России к таким личностям необходимо отнести Ольгу Ивановну
Скороходову. Ольга Ивановна потеряла слух и зрение в возрасте 8 лет. Однако
это ее не остановило, и , опираясь на близких, и в первую очередь на саму
себя Ольга Ивановна сумела преодолеть свою первоначальную беспомощность и
стать известным философом и мыслителем, выпустив не одну книгу как у нас
так и на Западе.
Очерк о жизни Ольги Ивановны СКОРОХОДОВОЙ (1911-1982)
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое
право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом
говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы.
Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный
зрения и слуха.
Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна
правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время
от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит
ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик.
В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной
книгу "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Перед ученым
советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания.
Книга Скороходовой не развивала, не продолжала - она создавала науку. А
ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и
безмолвие. Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в
селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители - бедные крестьяне. В
автобиографии Ольга Ивановна писала: "Когда отца в 1914 году угнали на
войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев
и сестер моего отца и больного дедушки.
Мать много работала - батрачила у священника... Но как ни тяжелы были
годы моей маленькой жизни, они все же были моим "золотым детством" до того
дня, как я заболела". В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда
на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук.
Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по
себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.
Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух
и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина... Началась жизнь
без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей
"рассказывали" о том, что происходит вокруг. Мать Оли - Мария Тимофеевна -
делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только
сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать
духом.
Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до
ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той
же автобиографии Скороходова пишет: "Наступил самый трудный, голодный для
нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и
почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...". А
новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в
полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.
Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил
девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и
почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту
клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). "Для меня, -
пишет Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в
клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой.
Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше,
чем своих родных детей". Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой
удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием
дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского)
шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного
курса. Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился
Горький.
В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности
писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу
поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало
корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького
поддерживали Ольгу, помогали ей жить. Удивительным человеком была Ольга
Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве...
Начитанность ее была поразительной.
Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до
мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала
поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга
обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно
четверостишие из ее стихотворения "Весна": Молодая весна многозвучий полна,
Прилетела из дальнего края. Зашумели леса, заблестела гроза, Пробужденье
природы встречая...
Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают
тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее
негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и
мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими
познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с
восьми лет лишена зрения, слуха... Испытаний, которые выпали на долю Ольги
Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.
Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним?
Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы
передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была
еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая
дочь... Между Ольгой и отцом начинается переписка. Вскоре Ольга стала
получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной
женщиной.
Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не
испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не
абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только
хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.
Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности
окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора
Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир.
(Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к
поступлению в Литературный институт. Но... Восемь воспитанников было в
школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков
оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых
воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была
Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков.
Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем
Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его
смерти. Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу "Как я
воспринимаю окружающий мир". Книга представляла исключительный интерес для
дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.
В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником
(позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института
дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и
труды Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника -
приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая
книга "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Она тоже была
удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает
кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата
педагогических наук (по психологии). Известно, что потеря зрения и слуха
делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной
катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти
из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она
хотела отравиться... Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это
настоящее искусство.
Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус
поражений. "Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток
сердечных струй с холодной водой", - записала она однажды в своем дневнике.
Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось,
неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того,
силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его
необходимости для людей с похожей на ее судьбой.
Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из
печати большой труд "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий
мир", собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был
признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую
науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических
наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах.
В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное
произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает
свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их
анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной
форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания,
стихи... Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими
научными трудами, но и практической деятельностью.
Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном
Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974
году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю
плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха
и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой
жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране,
так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов)
и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан),
учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в
жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа
из ее стихотворения "Письмо": Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к
свету, - К жизни творческой, богатой... И нашла! Запомни это! О.И.
Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя,
помогают людям не падать духом, в них - "наука побеждать".
Коррекционная педагогика
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики,
изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными
психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня
личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой
жизни. Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих
условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития
(глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением
интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития, сложной структурой нарушений). Главной задачей педагогики является разработка методологических,
теоретических и методических основ систем специального обучения и
воспитания. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями
специального образования применительно к каждому возрастному этапу
признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития,
предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень
личностного развития, образования и жизненной компетенции. Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является
поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью
взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях
нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно
состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и
воспитательных задач. Вследствие этого возникает задача разработки
"обходных путей" и специфичных средств решения традиционных образовательных
и воспитательных задач применительно к каждому этапу развития. Основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса
перехода к системе специального образования нового типа.
Приоритетными направлениями исследований являются:
Разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка)
выявления отклонений в развитии детей и "гибкой" системы ранней комплексной
(медико-психолого-педагогической) помощи детям с нарушениями развития;
Развитие систем дошкольного воспитания и обучения детей с различными
нарушениями развития с учетом нового базиса системы специального
образования и многообразия форм организации дошкольной подготовки;
разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей,
воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии; переосмысление соотношения
стандартов образования и жизненной компетенции, определяющее новое
содержание личностно ориентированного специального обучения детей школьного
возраста с различными нарушениями развития, разработка специальной
педагогической поддержки процессов социально-эмоционального развития,
становления самосознания детей с различными нарушениями развития на всех
возрастных этапах; разработка методов и технологий качественной
индивидуализации специального образования,определение роли и функций
информационных технологий в решении центральных проблем коррекционного
обучения; разработка научных основ создания
компьютерно опосредованных технологий специального обучения разных
категорий детей, разработка содержания и методов психологического
сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе
образования, разработка технологий взаимодействия специалистов разного
профиля, участвующих в процессе образования. Разработка научных основ
интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и
специального образования.
Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе
своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных
систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его
целостного системного осмысления. Одним из ключевых и играющих особую роль
в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики
как области научного знания является понятие "ребенок с особыми
образовательными потребностями". Развитие этого понятия в контексте теории
Л.С.Выготского открывает возможность опережающего проектирования общей
модели системы специального образования нового типа, на основе которой
можно проектировать пути ее реализации применительно к обучению разных,
ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а
также совершенствовать ранее созданные системы. «Самым главным и в то же
время самым трудным в начальной работе со слепоглухим ребенком является
выработка средств общения с ним (контакта). Говорить о какой бы то ни было
форме речи, при помощи которой можно было бы с ним общаться в такой мере,
чтобы можно было установить взаимопонимание, не приходится».
КОНВЕНЦИЯ 159
О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
Избранные статьи.
Раздел I. Определения и сфера применения
Статья 1
1. Термин "инвалид" означает лицо, возможности которого получать, сохранять
подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим
дефектом.
2. Каждый Член Организации считает задачей профессиональной реабилитации
обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и
продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или
ре-интеграции.
3. Положения настоящей Конвенции применяются каждым Членом Организации
посредством мер, которые соответствуют национальным условиям и не
противоречат национальной практике.
4. Положения настоящей Конвенции распространяются на все категории инвалидов.
Раздел П. Принцип профессиональной реабилитации и политика занятости в отношении инвалидов
Статья 2
Каждый Член Организации разрабатывает, осуществляет и периодически
пересматривает национальную политику в области профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов.
Статья 3
Указанная политика направлена на то, чтобы соответствующие меры по
профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов,
а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке
труда.
Статья 4
Указанная политика основана на принципе равенства возможностей
инвалидов и работников в целом. Соблюдается равенство обращения и
возможностей для работников мужчин и женщин, являющихся инвалидами.
Статья 5
Проводятся консультации с представительными организациями работодателей
и работников по осуществлению указанной политики. Проводятся также
консультации с представительными организациями инвалидов и по делам
инвалидов.
Раздел III. Меры на национальном уровне по развитию служб профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
Статья 8
Принимаются меры для содействия созданию и развитию служб
профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в сельских районах и в
отдаленных местностях.
Статья 9
Каждый Член Организации ставит целью обеспечивать подготовку и наличие
консультантов по реабилитации и другого, имеющего соответствующую
квалификацию персонала, отвечающего за профессиональную ориентацию,
профессиональное обучение, трудоустройство и занятость инвалидов.
•-
Список используемой литературы
1. Гончарова Е.Л. Программа целенаправленого формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.//Дефектология № 5 1996
2. Заречнова Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у слепоглухих детей как психолого-педагогическая проблема. // брошюра «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998
3. Николаева Т.В. Рисунки слабовидящих глухих детей, овладевающих словесной речью, как средство общения и подготовки к чтению. // брошюра «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998
4. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей//Обучение и воспитание слепоглухонемых детей.-М.: АПН РСФСР.-1962.-С.15-30 /вып.121/.
5. Пташник Е.В. Организационно-методические условия работы по « Программе формирования базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха» Е.Л.Гончаровой в подготовительном - первом классах школы для слепоглухих детей. // брошюра «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998
6. Мещеряков А. И. Обучение слепоглухонемых детей. 1974. М.
7. Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури... 2-е изд. М., 1981.