Реферат по предмету "Психология"


Психология сознания Вундта

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71
АРСЕНЬЕВА Н.И.
ПРОВЕРИЛА ЕВДОКИМОВА О.В.
РЯЗАНЬ 2004
Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг) —немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.
Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную (идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать
Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.
1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный. Сложные психические процессы изучает психология народов. 4 основные цели: 1. Описание свойств сознания 2. Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования 3. Обнаружить отношения между ними 4. Сформулировать общие законы душевной жизни
Свойства сознания: 1) ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура 2) неоднородно – центр и периферия 3) имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания.
Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.
Элементы сознания: |Объективные |Субъективные | |Ощущения – модальность, |Чувствования – эмоциональные | |интенсивность, протяженность. |переживания: | |Титченер: свойства ощущения – | | |сенсорная ясность (интенсивность) и | | |отчетливость. | | |Представления – связь ощущений |Удовольствие – неудовольствие | | |Напряженность – разрядка | | |Возбуждение - успокоение |
Отношения между элементами:
1) перцепция (пассивно)
- ассоциации
- по сходству
- по контрасту
- по временной и пространственной смежности
- причинно-следственные
- слияние
- ассимиляция
- диссимиляция
- компликация (склеивание)
2) апперцепция (активно)
Общие законы душевной жизни:
А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны
Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо
В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым
Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.
Особенности психологии Вундта: 1. Структурность 2. Атомизм 3. Ассоцианизм 4. Эмпиризм 5. Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.
Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным. 2 вида: систематическая и аналитическая. Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов. Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод. «Преимущества» метода: 1. Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция) 2. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех) 3. Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны)
Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души. Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций). Локк – 2 вида опыта:
1. Внешний – связан с ощущениями от предметов
2. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.
Ограничения метода интроспекции: 1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого
– эмпатия. 2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что- то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов. 3. Необъективность. 4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах) 5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения 6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с
Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии. | |Метод интроспекции |Использование данных | | | |самонаблюдения | |Что и как наблюдается |Рефлексия или наблюдение|Непосредственное | | |за деятельностью своего |постижение фактов | | |ума |сознания (моноспекция) | |Использование |Основной способ |Сырой материал для | | |получения научных знаний|дальнейшего анализа |
Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни методом интроспекции.
Проблемы самоотчета: 1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями 2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что находится в фокусе внимания 3) действие защитных механизмов Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним проявлениям (проблема реконструкции): - психофизиологические корреляты - мимика - вербалика - продукты деятельности
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.