ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли
регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается
необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений
разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и
регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и
качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для
человека и окружающей среды.
В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые
хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую
самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед
государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее
безопасности.
Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности
Госстандарта России и других органов государственного управления, ведающих
этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня -
законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно.
Первым в этой области был принят Закон “О защите прав потребителей”.
Однако он служит правовой базой только по вопросам обеспечения безопасности
товаров, работ и услуг для населения. А такие важные вопросы, как
обеспечение единства измерений, обеспечение качества, надежности,
ресурсосбережения, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности
промышленной продукции для жизни и здоровья людей и окружающей среды, в нем
не регламентируются.
Поэтому были разработаны и введены в действие еще три закона:
“О стандартизации”, “О сертификации продукции и услуг”, “Об обеспечении
единства измерений”.
В настоящее время разработаны и зарегистрированы в Минюсте России
“Правила по проведению сертификации в Российской Федерации”, которые
полностью отвечают принципам и механизмам международных нормативных
документов ИСО. Утверждена новая редакция основополагающих стандартов
Государственной системы стандартизации.
В этих документах центральными являются проблемы качества и сертификации
как объективного способа подтверждения соответствия качества обязательным
требованиям государственных стандартов и требованиям потребителя.
I С Е Р Т И Ф И К А Ц И Я
1. Сущность сертификации
В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между
изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в
немалой мере способствует насыщение рынка товарами.
На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который
уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о
соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю
необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия
товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в
виде особого документа - сертификата.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы
сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции
установленным требованиям. Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее,
что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом
идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному
стандарту или другому нормативному документу.
В Законе РФ “О сертификации продукции и услуг” и в Российской системе
сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина:
“Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия
продукции установленным требованиям”.
Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития
стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.
2. Структурные элементы сертификации
Исходя из определения, сертификацию можно рассматривать как особый вид
деятельности, которому свойственны определенные структурные элементы (схема
№ 1 ).
Схема № 1
Сертификация как вид деятельности
(
( ( (
( ( ( (
Цели и задачи Принципы Объекты Субъекты Уровни
Средства Формы
(
( Методы База
Стратегия (
Рассмотрим сущность каждого из указанных структурных элементов.
а. Цели и задачи сертификации.
Основные цели Российской Системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ
“О сертификации продукции и услуг”. Сертификация направлена на достижение
следующих целей:
. создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
. содействие потребителям в компонентном выборе продукции;
. содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
. защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
. контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
. подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:
. создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;
. определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;
. поэтапное внедрение обязательной сертификации;
. аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;
. подготовка и аккредитация экспертов;
. разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;
. модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс- методов, отвечающих требованиям международных стандартов;
. установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
. международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.
б. Принципы сертификации
Система сертификации ГОСТ Р функционирует на основании определенных
принципов:
- соответствие с действующими международными нормами и правилами, взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;
- компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;
- добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;
- открытость Системы ГОСТ Р для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее правила;
- делегирование полномочий органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации по установленным в Системе правилам;
- информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, других заинтересованных субъектов о правилах, результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации, при этом предусматривается сохранение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
в. Объекты сертификации
Продукция, процессы или услуги являются объектами сертификации. В
области сертификации продукция или услуга рассматривается как объект,
который подлежит испытанию для подтверждения стандартом или другим
нормативным документом.
Начальным этапом сертификационных испытаний объектов является
идентификация продукции или услуги. В этом случае под идентификацией
понимается подтверждение соответствия подлинности продукции наименованию,
указанному на маркировке.
В Российской Системе сертификации ГОСТ Р дано несколько иное определение
этого термина: “Идентификация продукции - процедура, посредством которой
устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции
требованиям, предъявляемых к данному виду продукции”.
Маркировка - это нанесение обозначений на изделие или на упаковку,
предусматривающее в первую очередь идентификацию изделия или отдельных его
свойств. Но необходимо знать, что нанесение на маркировку обозначений
стандартов или ТУ, а также наименования организации по стандартизации не
должно быть истолковано потребителем как утверждение этого изделия
организацией по стандартизации или подтверждение соответствия. Маркировка
не считается утвержденным методом указания соответствия.
г. Субъекты, или участники, сертификации.
В качестве участников могут выступать изготовители продукции,
исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также третья сторона, независимая
от первой или второй сторон.
Продавец как получатель продукции (товара) может выступить как вторая
сторона, а при реализации товара потребителю - как первая сторона. Первая и
вторая стороны участвуют в деятельности по сертификации как заявители.
Заявитель - предприятие, организация, обратившаяся с заявкой на проведение
аккредитации или сертификации.
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции в соответствии с Правилами
проведения сертификации ГОСТ Р:
o направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
o обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, по которым проведена сертификация, а также маркирование ее знаком соответствия;
o приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;
o применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;
o извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
Третья сторона - это лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон,
участвующих в рассматриваемом вопросе.
В качестве третьей стороны могут выступать органы по сертификации:
национальный (Госстандарт), центральные и территориальные; испытательные
лаборатории, эксперты-аудиторы, а также юридические лица, взявшие на себя
функцию органа по добровольной сертификации.
Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия. Если
орган по сертификации выполняет и функции испытательной лаборатории, то
можно использовать термин “сертифицированный центр”.
Центральный орган по сертификации - орган, возглавляющий систему
сертификации однородной продукции.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр),
которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной
продукции.
Различия между органами по сертификации и испытательными лабораториями
заключается в их функциях, определяющих конечные результаты сертификации.
Важнейшей функцией органов по сертификации является проведение
сертификационных испытаний и/или выдача сертификата, причем сертификат
может быть выдан на основании протокола испытаний испытательной
лаборатории. Кроме того, орган по сертификации осуществляет инспекционный
контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливает или отменяет
действия выданных им сертификатов.
Испытательная лаборатория, аккредитованная в Российской Системе
сертификации, производит сертификационные испытания конкретной продукции по
показателям, определяемым соответствующими “Правилами сертификации
однородной продукции” и выдает протокол испытаний. Протокол испытаний - это документ, содержащий результаты испытаний и
другую информацию, относящуюся к испытаниям. Этот протокол служит
основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации.
Испытательные лаборатории не имеют права выдавать сертификаты.
Система сертификации Российской Федерации предусматривает следующее
распределение ответственности между участниками сертификации:
* изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность за соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, и за маркирование знаком соответствия в установленном порядке;
* испытательная лаборатория (центр) - за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;
* орган по сертификации - за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия.
д. Средства сертификации
Средствами подтверждения соответствия служат стандарты трех видов:
1)стандарты на методы контроля (испытаний, анализа, измерений), 2)стандарты
на продукцию или услуги,
3)стандарты на процессы, содержащие требования к маркировке, упаковке,
транспортированию, хранению и использованию продукции по прямому
назначению.
При помощи стандартов на методы контроля устанавливают фактические значения
показателей качества сертифицируемых объектов. Стандарты на продукцию
позволяют сравнить фактическое значение с базовым или регламентируемыми
требованиями стандартов, благодаря чему и подтверждается соответствие.
К стандартам как средствам сертификации предъявляются определенные
требования:
1. Четкое указание в разделе “Область применения” возможности использования для целей сертификации.
2. Разработка стандартов должна предусматривать содействие развитию технологии, что обычно достигается установлением требований к эксплуатационным свойствам изделия.
3. Стандарты, отвечающие своему назначению, должны устанавливать только те характеристики, которые необходимы для определения свойств изделия или его эксплуатационных требований.
4. Включение в стандарт только тех характеристик, которые могут объективно проверены.
5. Ясность, точность, обоснованность и конкретность формулировки характеристик и требований, отсутствие субъективных элементов.
6. Обязательность стандартов на методы испытаний, если в стандарте на продукцию в части проверки обязательных требований установлена ссылка на эти стандарты.
7. Требования к маркировке должны обеспечивать однозначную идентификацию выпускаемой сертифицированной продукции, а также содержать указания об условиях применения, способе нанесения знака соответствия.
е. Методы сертификации
Их подразделяют на две группы: методы испытаний и методы указания
соответствия стандартам.
Методы испытаний устанавливаются соответствующими стандартами и к ним
предъявляются следующие требования:
. соответствие назначению стандартов; . объективность, четкое формулирование; . точность и обеспечение последовательных и высоковоспроизводимых результатов; . включение в методы испытания, если это технически оправдано, указания о пределах воспроизводимости и повторяемости; . при возможности достаточно подробная характеристика метода испытания, установленного стандартом, позволяющего квалифицированному персоналу получать аналогичные результаты; . установление предельных значений требований с учетом допускаемого отклонения или среднего значения для верхнего или нижнего предела, минимального или максимального значения; . при выборе следует учитывать стандарты на общие методы испытаний и взаимосвязанные испытания для определения аналогичных характеристик, установленных в других стандартах; . предпочтительность методов испытаний, не разрушающих образец и обеспечивающих аналогичную степень достоверности; . при наличии нескольких методов испытаний один из них определяется как контрольный.
Методы указания соответствия стандартам для систем сертификации третьей
стороной устанавливаются Руководством. Различают следующие виды:
1) Метод “сертификат соответствия”
Целью данного метода является предоставление потребителю информации о
стандартах, охватываемых сертификатом. Метод может быть использован для
указания соответствия стандартам на продукцию или стандартам на конкретные
свойства. Сертификаты соответствия могут относится ко всем требованиям
стандарта, а также к его конкретным разделам или характеристикам. Для указания соответствия продукции установленным требованиям применяется
специальный технический документ - сертификат соответствия.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы
сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции
установленным требованиям.
Следует иметь в виду, что к обязательным документам на продукцию и
услуги, отсутствие которых может привести к применению определенных
санкций, относится сертификат соответствия по показателям безопасности.
Другие разновидности сертификата - гигиенический, ветеринарный,
фитосанитарный (карантинный), не являются обязательными, а служат лишь
основанием для упрощенной процедуры выдачи сертификатов соответствия.
Сертификаты соответствия по показателям безопасности и другим
обязательным требованиям необходимы лишь для продукции и услуг, подлежащих
обязательной сертификации. Если продукция или услуги не вошли в перечень
для обязательной сертификации, представители государственных органов не
имеют право требовать от изготовителей, исполнителей или продавцов
сертификат соответствия (качества).
Сертификат соответствия выдается на бланке установленной формы желтого
цвета с водяными знаками, имеющем три степени защиты. Сертификаты
соответствия регистрируются в Государственном Реестре и вступают в силу с
даты их регистрации.
Если товарная партия, на которую выдан сертификат, распределяется более
мелкими партиями по предприятиям розничной торговли, то на каждую из этих
партий должна быть выдана заверенная и учтенная копия сертификата. Копии
сертификата может выдать и заверить орган по сертификации при предъявлении
подлинника. Копии может выдать предприятие изготовителя или оптовой
торговли. Кроме того, допускается подтверждение (заверение) копий
нотариальной конторой при наличии подлинника.
Сертификат соответствия действителен в течение срока годности (хранения,
реализации) товаров, а если такой срок не установлен, то срок действия
устанавливается в соответствии с документом “Система сертификации ГОСТ Р.
Порядок проведения сертификации. Общие требования”.
2) Метод “знак соответствия”.
Знак соответствия - знак, который по правилам, установленным в данной
системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции
установленным требованиям.
Этот метод основан на применении результата сертификации для указания того,
что контроль за соответствием стандарту находится в ведении этой системы.
При этом следует обращать внимание на четкое указание охватываемой области.
В месте с тем знак соответствия относится к информационным знакам и наряду
с сертификатом подтверждает соответствие продукции.
3. Формы сертификации
Законом Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”
предусмотрены два вида сертификации: обязательная и добровольная.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, когда нормативные
документы на продукцию — стандарты, правила и другие — содержат требования
к обеспечению безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества
граждан, а также к обеспечению технической информационной совместимости,
взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства
маркировки. Остальные требования, содержащиеся в нормативных документах,
являются рекомендательными, и их соблюдение зависит от усмотрения
изготовителя продукции (исполнителя услуги) и его контрагентов. При
положительном результате обязательной сертификации ее итогом является
выдача сертификата соответствия требованиям безопасности.
Определена номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации. В
их число входят все группы продуктов питания, детские товары, товары
народного потребления, контактирующего с пищевыми продуктами и питьевой
водой; товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, продукция
машиностроения и приборостроения бытового назначения и другие.
Целью обязательной сертификации является создание уверенности у
изготовителя и потребителя в том, что сертифицированная продукция безопасна
для потребления.
Обязательная сертификация проводится в органах сертификации или
аккредитованных испытательных лабораториях на соответствие обязательным
требованиям ГОСТа или аналогичным им по статусу нормативным документам, а
также международным и национальным стандартам.
По Закону РФ “О сертификации продукции и услуг” запрещается
рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не
имеющую сертификат соответствия.
Добровольная сертификация - сертификация, проводимая на добровольной
основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или
потребителя продукции.
При добровольной сертификации производитель продукции, общество
потребителей или предприятие торговли вправе выбирать любую схему
сертификации, а также нормативный документ - государственный, национальный,
международный стандарт, ТУ, стандарт предприятия и тому подобное, проверять
любые потребительские показатели, кроме обязательных. Добровольную
сертификацию может производить любое юридическое лицо, взявшее на себя
функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему
сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном
Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также
вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных
условий.
Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения
работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.
Добровольная сертификация может осуществляться:
. применительно к продукции (услугам), не подлежащим обязательной сертификации;
. применительно к той части требований нормативных документов, выполнение которых не подлежит подтверждению в виде обязательной сертификации;
. в случаях, когда требования нормативных документов сформулированы лишь в общем виде, а фактическое качество продукции (услуг) целесообразно характеризовать более конкретно;
. в случаях, когда нормативные документы, регламентирующие качество данной разновидности продукции (услуг) отсутствуют;
. в случаях, когда на продукцию (услугу) имеется сертификат соответствия, но изготовитель продукции (исполнитель услуги) полагает целесообразным
удостоверить, что качество его продукции (услуги) выше, чем то, которое предусмотрено нормативным документом.
При положительном результате добровольной сертификации ее итогом является
выдача сертификата качества. Такой сертификат удостоверяет не только
соответствие принятым критериям, но и степень отклонения в желаемую сторону
в виде дополнительной полезности.
Выгодность добровольной сертификации
Изготовителю продукции (исполнителю услуги) — она выгодна, так как повышает
его конкурентоспособность: о наличии сертификата качества можно указывать в
рекламной информации, на упаковке товара; сертификат или его копия могут
быть вывешены в офисе, в торговом или операционном зале.
Посреднику - она выгодна, так как он может рассчитывать на увеличение его
доли при совершении сделки, а также на увеличение и ускорение сбыта
продукции (объема услуг).
Продавцу - она выгодна, так как она способствует увеличению объема продаж
и в ряде случаев позволяет осуществлять более эффективную ценовую политику.
Потребителю - она выгодна, так как гарантирует лучшее удовлетворение его
потребностей.
II ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением
Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том
числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной
сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее
особенностей допускается разработка соответствующего порядка.
Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяют и по каким
критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать
нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой
последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и
в чем их сущность.
Сертификацию организуют Госстандарт РФ и федеральные органы, на которые
возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную
работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и
испытательные лаборатории. В России действует около 680 органов по
сертификации и около 1830 лабораторий. [1]
Показатели товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с
учетом следующих основных критериев:
. они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом установить соответствие продукции приложенной технической документации;
. отбираемые показатели должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;
. могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий,
составляющих совокупную процедуру сертификации.
а) Подача заявки на сертификацию.
Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а
при его отсутствии - в Госстандарт РФ или другой государственный орган
управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный
порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и
сообщает заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории
может выбрать заявитель.
б) Отбор, идентификация образцов и их испытания
Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или
другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается
орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение
срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной
продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по
сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
в) Оценка производства
В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ
состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы
управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате
соответствия продукции.
г) Выдача сертификата соответствия
Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о
соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются
анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным
требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный
документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о
выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется
сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный
номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает
заявителю решение об отказе с указанием причин.
Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые
требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и
тому подобные), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного,
фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их
безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до
получения сертификата соответствия должны пройти государственный
метрологический контроль и проверку. Эти положения относятся как к
отечественной, так и импортируемой продукции.
Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической
(техпаспорт, этикетка и другие) и в товаросопроводительной документации.
д) Применение знака соответствия.
Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции
знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в
каждой системе принят свой знак.
е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего
срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не
реже одного раза в год). Форма контроля - периодические и внеплановые
проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая
продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным
сертификацией.
Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня
потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема
выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.
Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях
поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей,
торговых организаций и контролирующих органов.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в
органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля
приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение
знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в
таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по
сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец
продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без
повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии
отменяется.
ж) Корректирующие мероприятия.
Назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным
требованиям и правил применения знака соответствия. Мероприятия назначает
орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и
лицензии на использование знака соответствия, о чем информируются
заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок
выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение
изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей
и все заинтересованные организации об опасности пользования продукцией.
Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган
по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о
чем информируются участники сертификации. При невыполнении или
неэффективности корректирующих мер сертификат и лицензия на знак
соответствия аннулируются.
III СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
|Номер |Испытания в | Проверка |Инспекционный контроль |
|схемы |аккредито-ванных |производства |сертифицированной |
| |испытательных |(системы |продукции (системы |
| |лабораториях и другие |качества) |качества, производства) |
| |способы доказательства| | |
| |соответствия | | |
|1 |2 |3 |4 |
| | | | |
|1 |Испытание типа * | | |
| | | | |
|1а |Испытание типа |Анализ состояния | |
| | |производства | |
| | | | |
|2 |Испытание типа | |Испытания образцов, |
| | | |взятых у продавца |
| | | | |
|2а |Испытание типа |Анализ состояния |Испытания образцов, |
| | |производства |взятых у продавца. |
| | | |Анализ состояния |
| | | |производства. |
|3 |Испытание типа | | |
| | | |Испытания образцов, |
| | | |взятых у продавца |
|3а |Испытание типа |Анализ состояния | |
| | |производства |Испытания образцов, |
| | | |взятых у продавца. |
| | | |Анализ состояния |
|4 |Испытание типа | |производства. |
| | | | |
| | | |Испытания образцов, |
| | | |взятых у продавца и у |
| | | |изготовителя. Анализ |
|4а |Испытание типа |Анализ состояния |состояния производства. |
| | |производства | |
| | | |Испытания образцов, |
| | | |взятых у продавца и у |
| | | |изготовителя. Анализ |
|5 |Испытание типа |Сертификация |состояния производства. |
| | |производства или | |
| | |сертификация системы|Контроль сертифицирован-|
| | |качества |ной системы качества |
| | | |(производства). |
| | | |Испытания образцов, |
|6 |Рассмотрение |Сертификация системы|взятых у продавца и |
| |декларации о |качества |(или) у изготовителя **.|
| |соответствии с | | |
| |прилагае-мыми | | |
| |документами | |Контроль |
| | | |сертифицирован-ной |
| | | |системы качества |
|Номер |Испытания в | Проверка |Инспекционный контроль |
|схемы |аккредито-ванных |производства |сертифицированной |
| |испытательных |(системы |продукции (системы |
| |лабораториях и другие |качества) |качества, производства) |
| |способы доказательства| | |
| |соответствия | | |
|1 |2 |3 |4 |
| | | | |
|7 |Испытания партии | | |
| | | | |
|8 |Испытания каждого | | |
| |образца | | |
| | | | |
|9 |Рассмотрение |Анализ состояния | |
| |декларации о |производства | |
| |соответствии с | | |
| |прилагае-мыми | | |
|9а |документами |Анализ состояния | |
| | |производства | |
| |Рассмотрение | | |
| |декларации о | | |
|10 |соответствии с | |Испытания образцов, |
| |прилагае-мыми | |взятых у изготовителя и |
| |документами | |у продавца. |
|10а | |Анализ состояния | |
| |Рассмотрение |производства |Испытания образцов, |
| |декларации | |взятых у изготовителя и |
| | | |у продавца. |
| | | |Анализ состояния |
| |Рассмотрение | |производства. |
| |декларации о | | |
| |соответствии с | | |
| |прилагае-мыми | | |
| |документами | | |
| | | | |
* Испытания выпускаемой продукции на основе оценки одного или нескольких
образцов, являющихся ее типовыми представителями.
** Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган
по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за
сертифицированной системой качества (производства).
Схемы 1-8 полностью соответствует рекомендациям ИСО/МЭК и принятым в
международной практике сертификации правилам. В российских правилах сертификации используются модифицированные схемы:
2а, 3а, 4а, а также основанные на декларации изготовителя схемы 9 - 10а.
Рассмотрим содержание схем сертификации.
Схема 1
Ограничивается лишь испытанием в аккредитованной лаборатории типа, то есть
типового образца, взятого из партии товара. Она применяется для изделий
сложной конструкции. Схема 1а включает дополнение к схеме 1 - анализ
состояния производства.
Схема 2
Несколько усложняется, так как помимо испытания образца, после чего
заявитель уже получит сертификат соответствия, в ней предусмотрен
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в
торговле. Для этого образец (образцы) отбирается в торговых организациях,
реализующих данный товар, и подвергается испытаниям в аккредитованной
лаборатории. Схема 2а включает дополнение к схеме 2 - анализ производства
до выдачи сертификата.
Схема 3
Предусматривает испытания образца, а после выдачи сертификата -
инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе
готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю.
Образец испытывается в аккредитованной лаборатории. Схема 3а
предусматривает испытание типа и анализ состояния производства до выдачи
сертификата, а также инспекционный контроль в такой же форме, как по схеме
3.
Схема 4
Заключается в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с
несколько усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных
испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца.
Модифицированная схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния
производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.
Схема 5
Данная схема является более сложной. Она состоит из испытаний типового
образца, проверки производства путем сертификации системы обеспечения
качества либо сертификации самого производства, более строгого
инспекционного контроля, который проводится в двух формах: как испытание
образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у
изготовителя, и в дополнении к этому - как проверка стабильности условий
производства и действующей системы управления качеством.
Схема 6
Подтверждает еще раз, насколько выгодно предприятию иметь сертификат на
систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на
предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если
сертификат на систему предприятие уже имеет, ему достаточно представить
заявление-декларацию. Это обычно установлено в правилах системы
сертификации однородной продукции. Заявление-декларация регистрируется в
органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на
использование знака соответствия.
Схема 7
Заключается в испытании партии товаров. Это значит, что от партии товаров,
изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя
проба (выборка), которая проходит испытания в аккредитованной лаборатории с
последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не
проводится.
Схема 8
Предусматривает проведение испытания каждого изделия, изготовленного
предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и далее принятие
решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия.
Схемы 9 - 10а
Опираются на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным
контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип схемы сертификации в
наибольшей степени подходит для малых предприятий и товаров, выпускаемых
малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается как обязательное
условие наличие сертифицированной системы качества у изготовителя.
Процедура такого пути сертификации должна отражаться в правилах системы
сертификации однородной продукции. Заявление-декларацию подписывает
руководитель предприятия, прилагает к нему протокол испытаний продукции на
предприятии, информацию о действии надлежащего контроля при производстве.
Все документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции,
который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и
выдаче сертификата соответствия.
Российские правила определяют ситуации, которым соответствует выбор
конкретной схемы сертификации.
Схема 1 предназначена для ограниченного объема выпуска отечественной
продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой.
Схема 2 рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно
в течение длительного времени. В этом случае инспекционный контроль
проводится по образцам, отобранным из поставленных в РФ партий.
Схема 3 подходит для продукции, стабильность качества которой соблюдается
в течение большого периода времени, предшествующего сертификации.
Схема 4 используют в случаях, когда нецелесообразно не проводить
инспекционный контроль.
Схема 5, 6 целесообразно выбирать, когда предъявляются жесткие,
повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемых товаров,
предприятие занимается дифференциацией выпускаемых изделий, у потребителя
осуществляется монтаж (сборка) изделий, когда малый срок годности продукта,
а реальный объем пробы (выборки) недостаточен для достоверных результатов
испытаний.
Схема 6 оправдана также при наличии у изготовителя системы испытаний,
позволяющей проверить соответствие всех характеристик изделия,
предусмотренных правилами системы сертификации однородной продукции. Для
импортируемой продукции эта схема может оказаться целесообразной при
наличии у поставщика сертифицированной системы обеспечения качества, а
сертификат может быть признан в соответствии с российскими правилами.
Схема 7, 8 рекомендуются в ситуациях разовых поставок партии или
единичного изделия.
Схемы 9 - 10а подходят для сертификации в сфере мелкого предприниматель-
ства, малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Обязательное
условие их применения - наличие у заявителя всех требуемых документов,
подтверждающих соответствие объекта сертификации заявленным требованиям.
При невыполнении этого условия орган по сертификации предлагает заявителю
провести сертификацию товара по другой схеме.
Схему 9 рекомендуется использовать при сертификации единичной партии
небольшого объема импортируемой продукции, выпускаемой фирмой,
зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя
продукции высокого уровня качества; а также при сертификации единичного
изделия (комплекта изделий) целевого назначения, приобретаемых для
оснащения отечественных производственных (или иных) объектов. Применение
схемы возможно при условии, что в технической документации имеется
информация, дающая представление о безопасности этого товара.
Схема 9а предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при
колеблющемся характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный
контроль. Это могут быть товары отечественных производителей, в том числе
индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в
индивидуальном порядке.
Схемы 10 и 10а применяются для сертификации продукции, производимой
небольшими партиями, но в течение продолжительного периода времени.
Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется выбирать в таких ситуациях,
когда у органа по сертификации отсутствуют данные о стабильности
характеристик выпускаемой продукции, подтвержденные испытаниями. Правила по
применению этих схем сертификации оговаривают обязательное условие: в
сертификации должны участвовать эксперты, имеющие право заниматься
вопросами анализа производства.
Это условие не действует, если у изготовителя имеется сертификат
соответствия на систему обеспечения качества, потому что при этом не
проводится анализ состояния производства. Таким образом, дополнительные
схемы 9 - 10а учитывают международный опыт по подтверждению соответствия, а
именно представление изготовителем заявления-декларации.
В схемах сертификации могут быть использованы документальные
доказательства соответствия, полученные заявителем другим путем, помимо
данной сертификации, что воспринимается положительно как способ сокращения
объема проверок. Дополнительными документами, в зависимости от вида
конкретной продукции, могут быть: протоколы приемочных, периодических или
других испытаний, гигиенический сертификат, заключение о санитарно-
гигиеническом состоянии производства, сертификат пожарной безопасности,
сертификаты или декларации субпоставщиков, ветеринарный сертификат,
сертификат происхождения, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях и
другие.
При обязательной сертификации решение о предоставлении изготовителем
тех или иных документов принимает орган по сертификации.
IV Контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации
Контроль в области сертификации осуществляется по трем направлениям:
. за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
. за соблюдением правил обязательной сертификации;
(проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по
сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать
правилам системы)
. за сертифицированной продукцией.
(контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления,
что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации).
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют
органы, проводившие сертификацию этой продукции. Общие правила
инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции
установлены в документах, определяющих правила аккредитации органов по
сертификации, испытательных лабораторий и правила сертификации однородных
групп продукции.
Государственный контроль и надзор в области сертификации продукции
осуществляют Госстандарт России и другие государственные органы управления
в пределах своей компетенции. Целью государственного надзора является
государственная защита прав потребителей и интересов государства.
При проведении контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации,
проверяются наличие, подлинность и правильность оформления сертификата,
выданного или признанного уполномоченным на то органом; наличие документов,
подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля;
правильность применения знака соответствия; правильность доведения до
потребителя информации о сертификации продукции; своевременность извещения
органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию
или технологический процесс производства сертифицированной продукции.
V Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации
В законе РФ “О сертификации продукции и услуг” (статья 20) предусмотрена
уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность,
которую несут в соответствии с действующим законодательством юридические и
физические лица, а также органы государственного управления, виновные в
нарушении правил обязательной сертификации. Ответственность за нарушение
этих правил устанавливается также для органов по сертификации и
испытательных лабораторий (центров).
Административная ответственность за указанные нарушения устанавливается
Административным кодексом, а уголовная - Уголовным кодексом РФ и Законом РФ
“О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю”.
Этот Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей, а также
государства путем внесения в отдельные статьи Уголовного кодекса РФ и
Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнений и изменений. В частности, по
вопросам сертификации соответствия внесены следующие изменения.
- В ст. 157 (УК РФ) предусматривается уголовная ответственность за выпуск и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. При этом виновные лица наказываются лишением свободы до трех или штрафом от 100 до 150 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за такое же преступление, или повлекшие смерть человека, тяжкие телесные повреждения либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет.
- Статья 146 предусматривает ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества (не соответствующего требованиям стандартов, ТУ, образцов) или с нарушением санитарных правил и влечет наложение штрафа от 3 до 25 МРОТ. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата соответствия, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 150 МРОТ с конфискацией товара или без таковой.
В дополнение к законам органы государственного управления - Госстандарт,
Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция и другие - разрабатывают свои
нормативные документы, устанавливающие определенные правила выдачи
предписаний и применения штрафов.
Органы Госстандарта могут выдавать следующие предписания: 1. О прекраще-
нии выпуска и реализации товаров; 2. О снятии с производства товаров; 3. Об
изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров.
Госстандарту предоставлено право налагать штрафы на изготовителей
(продавцов) за следующие нарушения: за уклонение от исполнения или
несвоевременного исполнения предписаний; за причинение ущерба потребителем
товарами - в размере суммы ущерба. Факт причинения ущерба и сумма ущерба
должны быть подтверждены вступившими в законную силу решениями суда,
арбитражного суда.
Причинение ущерба потребителям товарами может быть результатом: продажи
товаров с просроченными сроками годности; реализации товаров без
разработанных изготовителем или не доведенных продавцом до сведения
потребителя специальных правил, соблюдение которых требуется для
безопасного их использования; реализации товаров, подлежащих обязательной
сертификации, без сертификата и др.
Сертификация продукции текстильной и легкой промышленности
(ТЛП)
Правила сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (ТЛП)
установлены государственным комитетом Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации. Постановление № 13 от
21 августа 1996 г. регламентирует правила и процедуру проведения
сертификации продукции отраслей текстильной и легкой промышленности
бытового назначения.
Объектом сертификации является продукция ТЛП, предназначенная для
реализации на товарном рынке РФ, а также поставляемая на экспорт. Обязательная сертификация продукции ТЛП проводится на соответствие
требованиям, установленным законами, государственными стандартами,
санитарными нормами и правилами, обеспечивающими безопасность жизни,
здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения
вреда имуществу потребителя. Необходимым условием для проведения сертификации является соответствие
сертифицируемой продукции показателям качества, обеспечивающим ее
функциональное использование. Необходимым условием для выдачи сертификата
соответствия на продукцию ТЛП является наличие положительного
гигиенического заключения, выдаваемого в порядке, установленном Законом
РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 19 апреля
1991 года. Добровольную сертификацию проводят на соответствие требованиям,
представленным заявителем и согласованным с органом по сертификации.
Структура системы сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (ЛТП).
В структуру Системы сертификации ТЛП входят:
- Центральный орган Системы (ЦОС);
- Совет Системы - консультативный орган при ЦОС;
- комиссия по апелляциям при ЦОС;
- органы по сертификации (ОС);
- аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ);
- заявители.
Порядок проведения работ по сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (ЛТП)
Сертификация продукции ТЛП включает следующие процедуры:
- предоставление заявки в орган по сертификации;
- рассмотрение представленных заявителем документов и проведение первичной
идентификации продукции ТЛП;
- принятие решения по заявке, в т.ч. выбор схемы сертификации;
- формирование групп однородной продукции для выбора типового представителя;
- выбор аккредитованной испытательной лаборатории;
- отбор образцов от однородных групп и их идентификация;
- проведение испытаний;
- анализ состояния производства (в соответствии со схемой сертификации);
- сертификация производства или системы качества (в соответствии со схемой
сертификации);
- анализ полученных результатов испытаний и проверок и принятие решения о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата соответствия;
- оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированной продукции ТЛП в государственный реестр;
- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в
соответствии со схемой сертификации);
- разработка и контроль выполнения корректирующих мероприятий при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.
Для проведения работ по сертификации заявитель направляет в аккредитованный
орган по сертификации продукции ТЛП заявку. (см. Приложение 1).
К заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих
происхождение поставляемой продукции и содержащих сведения об ее
ассортименте, качестве и количестве, копии документов, по которым
осуществляется выпуск продукции, и гигиеническое заключение на продукцию (в
случаях, предусмотренных Законом РФ).
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее семи дней после ее
получения направляет заявителю решение. (см. Приложение 3).
В случае отрицательных результатов рассмотрения заявки заявителю
направляется решение об отказе в проведении сертификации с аргументирован-
ным изложением причин отказа и, при необходимости, рекомендаций по
проведению мероприятий, необходимых для повторного предоставления заявки.
Идентификацию продукции ТЛП осуществляет орган по сертификации на
соответствие:
- заявленному наименованию;
- документам, подтверждающим происхождение поставляемой продукции и содержащим сведения об ее ассортименте, качестве и количестве;
- принадлежности к данному изготовителю;
- требованиям, обеспечивающим функциональное использование продукции.
Идентификация проводится органолептическими и (или) инструментальными
методами с учетом информации, предоставленной заявителем.
При недостаточных основаниях для суждения о соответствии продукции
установленным требованиям орган по сертификации предлагает заявителю
провести соответствующие испытания в присутствии своего представителя или
включить определение этих показателей в программу испытаний.
Орган по сертификации формирует группы однородной продукции, проводит
отбор образцов от них и оформляет акт. (см. Приложение 2).
Отбор образцов оформляют актом, который подписывают представители
организации, осуществляющей отбор, и представитель заявителя.
Орган по сертификации направляет образцы в испытательную лабораторию с
сопроводительным письмом, где указывает наименование продукции и
номенклатуру показателей, по которым следует провести испытания, без
указания наименования заявителя.
Испытательные лаборатории проводят сертификационные испытания продукции
по методам, установленным в нормативных документах.
Результаты испытаний оформляют в виде протоколов испытаний.
(см. Приложение 4). Протоколы испытаний подписывают руководитель
испытательной лаборатории, исполнитель и представитель органа по
сертификации (если это необходимо). Копии протоколов подлежат хранению в
лаборатории на срок не менее 3 лет. Протоколы испытаний направляют в орган
по сертификации.
На основе анализа материалов заявки и протоколов испытаний орган по
сертификации проводит заключительную идентификацию продукции ТЛП, в том
числе ее возрастной адресованности. Орган по сертификации проводит анализ
результатов испытаний сертифицируемой продукции ТЛП, а также состояния
производства (если это предусмотрено схемой сертификации) и принимает
решение о возможности выдачи сертификата или в отказе в выдаче сертификата.
В случае положительного решения выдается сертификат соответствия, в
случае отрицательного решения заявителю направляют аргументированное
решение об отказе.
Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам,
установленным Госстандартом России. Срок действия сертификата на серийно
выпускаемую продукцию устанавливает орган по сертификации в зависимости от
состояния производства, результатов испытаний, с учетом срока действия
гигиенического заключения (сертификата), но не более трех лет или срока
действия гигиенического заключения (сертификата).
Сертификат регистрируют в государственном реестре и выдают заявителю.
При проведении обязательной сертификации продукции ТЛП орган по
сертификации одновременно с сертификатом выдает заявителю лицензию на право
применения знака соответствия согласно “Правилам выдачи лицензий на
проведение работ по обязательной сертификации и применения знака
соответствия” от 26 мая 1994г. №12. Продукцию ТЛП, прошедшую обязательную сертификацию, маркируют знаком
соответствия по ГОСТ Р 50460 - 92 “Знак соответствия при обязательной
сертификации. Форма, размеры и технические требования”. Место проставления
знака соответствия указывают в лицензии.
Практическая часть
Сертификация женских костюмов на примере органа по сертификации продукции и услуг Сахалинского ЦСМ, расположенного по адресу: пр. Победы, 5А.
Существует документ “Правила по сертификации продукции легкой
промышленности”, где перечислены: все виды изделий легкой промышленности,
подлежащие обязательной сертификации; все показатели, по которым
сертифицируется продукция; все документы, устанавливающие требования к
конкретной продукции - ГОСТы, СанПиН 42-125-4390-87 МЗ СССР и другие
нормативные документы; документы по отбору образцов.
Предприниматель привез 50 женских костюмов. Для реализации необходим
сертификат соответствия. Для этого необходимо обратиться в ЦСМ, в отдел,
который занимается сертификацией текстильных изделий. Предприниматель
заполняет заявку на проведение сертификации, где указывается вся информация
о заказчике и продукции. (см. Приложение 1).
После эксперт по сертификации текстильных изделий вместе с заказчиком
выезжает для осмотра партии. Если партия костюмов идентична, эксперт
производит отбор образцов продукции по ГОСТ 20 566 - 75 “Ткани и штучные
изделия текстильные. Правила приемки и методы отбора проб”. Отбор
оформляется актом. (см. Приложение 2).
Для того, чтобы определится по какому ГОСТу сертифицировать, необходимо
знать сырьевой состав изделия. Если он указан на этикетке (100% полиэфирное
волокно), то по правилам сертификации будет использован ГОСТ 29223-91
“Ткани плательные, плательно-костюмные и костюмные из химических волокон”.
Если на изделии нет этикетки, необходимо определить сырьевой состав
изделия. Это можно сделать в лаборатории ЦСМ или СЭС, а затем уже
определиться по каким ГОСТам и показателям испытывается изделие.
Эксперт заполняет “направление” в лабораторию, где указано по каким
показателям будет проверен костюм. (см. Приложение 3).
В лаборатории изделию присваивается номер (для данного костюма - № 981),
т.е. образец кодируется и отдается в работу.
Костюм состоит из верха и подклада, а у них разный сырьевой состав. Для
верха - состав указан на этикетке. Для подклада необходимо определить сырье-
вой состав, согласно ГОСТ 25 617 - 83 “Ткани и изделия льняные,
полульняные, хлопчато-бумажные и смешанные. Методы химических испытаний.” В
этом документе подробна описана методика проведения испытаний, реактивы и
оборудование.
Далее верх изделия и подклад под номерами 981 и 981а соответственно
испытываются по всем необходимым для сертификации показателям:
1. устойчивость окраски к воздействию “пота” по ГОСТ 9733.6 - 83. Образцы определенное по ГОСТу время выдерживаются в определенных по ГОСТу реактивах, промываются, высушиваются и с помощью специального эталона фиксируется изменение окраски по сравнению с первоначальной.
2. устойчивость окраски к действию дистиллированной воды по ГОСТ 9733.5-83.
Образец установленное по ГОСТу время выдерживается в дистиллированной воде, высушивается и так же с помощью эталона фиксируется изменение окраски по сравнению с первоначальной.
3. устойчивость окраски к глажению по ГОСТ 9733.7 - 83. Образец (в зависимости от сырьевого состава устанавливается максимальная температура) подвергается глажению с запариванием, высушивается и с помощью эталона фиксируется изменение окраски по сравнению с первоначальной.
4. устойчивость окраски к действию органических растворителей по
ГОСТ 9733.13 - 83. Образец, согласно ГОСТа, выдерживается определенное время в определенных ГОСТом растворителях (перхлорэтилен), промывается, высушивается и сравнивается с эталоном для определения изменения окраски по сравнению с первоначальной. Эталоном является - “серая шкала для оценки изменения окраски” по ГОСТ 9733.0 - 83, которая была получена от
Госстандарта. Она имеет диапазон оценки от 1 до 5 баллов.
Все результаты испытаний заносятся в протокол испытаний.(см. Приложение 4), и вместе с актом на списание образцов (см. Приложение 5) передаются в орган по сертификации, где эксперт, сравнивая результаты испытаний с допустимыми уровнями, указанными в ГОСТе 23433 - 79 “Ткани и штучные изделия из
химических волокон. Нормы устойчивости окраски и методы ее определения”, решает возможно ли выдать сертификат на данную партию костюмов. Если все показатели соответствуют, то выписывается решение о выдаче сертификата. (см. Приложение 6).
Сертификат отдается заказчику, а пакет документов (заявка, решение по заявке, протокол испытаний, решение о сертификации, копия сертификата) хранится в ЦСМ. Оплата за проведенную работу договорная, но с учетом норм времени и стоимости рабочего времени, утвержденными плановым отделом ЦСМ.
-----------------------
[1] Данные на конец 1996 г.