Реферат по предмету "Право"


Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования

Органы
государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования

Александр Перетягин

Краснодарский
юридический институт МВД РФ
Введение

Государственное
управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная
деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в
организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата,
органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений,
правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с
организациями адвокатов.

Министерство
юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство
деятельностью Минюста России осуществляет

Президент
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует
деятельность Минюста России.

В систему
Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения
юстиции, а также организации, ообеспечивающие их деятельность.

Минюст России в
своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а
также настоящим Положением.

Минюст России
является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для
осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе
валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.

Основные задачи
Минюста России

Основными
задачами Минюста России являются:

1) реализация
государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение
прав и законных интересов личности и

государства;

3) обеспечение
правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение
установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение
исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение
исполнения уголовных наказаний.

7) участие в
правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

В целях
дальнейшего развития и совершенствовании российского законодательства
Министерство юстиции Российской Федерации:

по поручениям
Президента Российской Федерации участвует в проведении экспертизы законов
Российской Федерации, направленных ему для подписания;

по поручениям
Правительства Российской Федерации рассматривает и обобщает предложения
федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации, дает правовое заключение о
необходимости разработки законопроектов;

координирует
работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов;

разрабатывает
законопроекты, вносимые Правительством Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы, или участвует в их подготовке;

осуществляет
юридическую экспертизу проектов конституционных федеральных законов,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными
органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации;

проводит юридическую
экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, и в случае несоответствия их Конституции
Российской Федерации или федеральному закону представляет мотивированное
заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной
власти;

осуществляет
работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных актов
Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов
Российской Федерации;

разрабатывает
предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией
Российской Федерации и вновь принимаемыми конституционными федеральными
законами и федеральными законами, анализирует и обобщает предложения по
совершенствованию российского законодательства и вносит их на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

8)
государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов
федеральной исполнительной власти. В соответствии с действующим
законодательством Министерство юстиции Российской Федерации в настоящее время
осуществляет:

контроль за
соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской
Федерации, конституционным федеральным законам, федеральным законам, указам и
распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям
Правительства Российской Федерации;

государственную
регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих
межведомственный характер.

9)
государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав
на недвижимость и сделок с ней.

В настоящее
время не существует единого порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие
органы не имеют единых правил и требований, предъявляемых к оформлению
соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации
юридических лиц противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, в
соответствии с которым юридические лица подлежат государственной регистрации в
органах юстиции в порядке, определяемом законом.

На Министерство
юстиции предполагается возложить функции федерального органа исполнительной
власти, координирующего деятельность по государственной регистрации актов
гражданского состояния, предусмотренного проектом федерального закона "Об
актах гражданского состояния".

В соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской
Федерации предусматривается создать и систему государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.

10) Контроль за
исполнением законодательства.

Согласно
Федеральному закону "Об общественных объединениях" Министерство
юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием
деятельности общественных объединений уставным целям.

Указом
Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по
развитию органов юстиции Российской Федерации" установлено, что Министерство
юстиции Российской Федерации при осуществлении такого контроля имеет право:

запрашивать у
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью
общественных объединений;

привлекать в
необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.

В соответствии
с этим Указом Министр юстиции имеет право вносить Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к
ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по
фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Указом
предусмотрена возможность в законодательном порядке решить вопрос о наделении
органов юстиции правом дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных
дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю,
оскорблении судьи, народного или присяжного заседателя, о неисполнении
судебного решения.

11) правовая
информатизация.

В соответствии
с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой
информатизации России", Министерство юстиции Российской Федерации
участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов
государственной власти.

Министерство
юстиции Российской Федерации организует внедрение программно - аппаратных
средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов,
центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно -
исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.

Министерство
юстиции Российской Федерации выполняет функции генерального заказчика
межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а
также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по
созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного
обмена правовой информацией.

Министерство
юстиции Российской Федерации в установленном порядке заключает соглашения с
государствами - участниками СНГ о реализации договоренностей по вопросам
правовой информации и подписывает соглашения об обмене правовой информацией.

12) участие в
международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

Полномочия
Минюста России

Минюст России в
пределах своей компетенции:

1) создает свои
территориальные органы, утверждает положения, утверждает штатную численность и
фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты
труда работников;

2) создает
учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также
утверждает их уставы;

3) заключает
международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;

4) запрашивает
и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

5) привлекает
для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их
экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том
числе на договорной основе;

6) привлекает в
необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и
функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) направляет в
орган, издавший нормативный правовой акт,

обязательный
для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;


8) представляет
в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону
мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы
государственной власти;

9) направляет в
руководящие органы общественных объединений и
религиозныхорганизацийзапросыопредоставленииих распорядительных документов;

10)
направляетсвоихпредставителейдля участия в

мероприятиях,проводимыхобщественнымиобъединениями
и религиозными организациями;

11) вносит в
президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной
ответственности адвокатов;

12) направляет
в коллегии адвокатов предупреждения об

устранении
выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

13) запрашивает
у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и
изготовителей вооружения и военной техникиигосударственныхпосредников-федеральных
государственных унитарныхпредприятий,осуществляющихв установленном порядке
экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного
назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно -
технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и
использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимыедля
осуществления правовой защиты интересов

государства в
процессе экономического и гражданско - правового оборота результатов научно -
исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного,
специального и двойного назначения;

14) вносит
предложения об улучшенииусловийтруда,

материального
обеспечения и социально - бытового обслуживания работников органов и учреждений
юстиции.

Минюст России,
самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в
установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.Минюст России вправе издавать постановления,
приказы,

распоряжения,
правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и
муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основные
функции Минюста России

Минюст России в
соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные
функции:

1) координирует
нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

2) проводит
юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых
актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) проводит
юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и
федеральным законам;

4)
обеспечиваетдеятельность полномочных представителей Правительства Российской
Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и
Конституционном Суде Российской Федерации;

5)
осуществляетгосударственную регистрацию нормативно-правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет
проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору
нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при
необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной
регистрации;

7) осуществляет
контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных
им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

8) обобщает
практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций илиимеющих
межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в
Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о
нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;

9) представляет
в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении
действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в
случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным
договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям
Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства
Российской Федерации;

10) изучает
практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции,
разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его
совершенствованию;

11)
осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации;

12) ведет
государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти;

13) ведет
контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по
ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации;

14) участвует в
работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства
Российской Федерации;

15) участвует в
подготовке Свода законов Российской Федерации;

16) участвует в
разработке и реализации программ правовой

информатизации;


17)
осуществляетв установленном порядке функции государственного заказчика;

18) организует
работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

19)
представляет правовую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству
Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти;

20)
осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами,
координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства
государств - участников Содружества Независимых Государств;

21) организует
разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно - техническими
средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;

22) обеспечивает
сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической
отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции;

23)
осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных
общественных объединений, отделений иностранных
некоммерческихнеправительственныхобъединений,а также юридических лиц в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;

24)
осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных
организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и
более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций,
образованных указанными централизованнымирелигиознымиорганизациями,а также
представительств иностранных религиозных организаций;

25) осуществляет
контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным
целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов,
касающихся целей и порядка их деятельности;

26)
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы
судебных приставов;

27) организует
оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные
наказания, и следственных изоляторах;

28)
обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых,
обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану,
этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных
и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

29)
осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно -
исполнительной системы Минюста России (далее именуется - уголовно -
исполнительная система) вооружением, боеприпасами, специальными средствами,
военной техникой и иным имуществом;

30) организует
разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов
уголовно - исполнительной системы;

31) реализует
право владения, пользования и распоряжения

находящимся в
оперативном управлении территориальных органов уголовно - исполнительной
системы недвижимым имуществом, являющимся федеральной собственностью, арендует
имущество, осуществляет в установленном порядке отчуждение объектов, созданных
или приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также сдачу в аренду
указанных имущества и объектов, обеспечивает эксплуатацию, техническое
обслуживание и охрану закрепленного за ним имущества за счет выделенных на эти
цели средств;

32)
осуществляет на производственных объектах уголовно -

исполнительной
системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной
безопасности;

33)
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно -
экспертных учреждений системы Минюста России;

34)
наделяетнотариусовполномочиямипосовершению

нотариальных
действий от имени Российской Федерации;

35)
осуществляет в установленном порядке контроль за

исполнением
нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального
делопроизводства;

36) организует
выдачу лицензий на право осуществления

нотариальной
деятельности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий,
нотариальных свидетельств и удостоверительныхнадписей, осуществляет иные
полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о
нотариате;

37) дает в
установленном порядке согласие на образование

коллегий
адвокатов;

38) ведет
реестр коллегий адвокатов;

39)
осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства
Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры;

40) утверждает
формы и устанавливает сроки представления

отчетности
коллегиями адвокатов в органы юстиции Российской Федерации;

41)
удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации
документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные
органы иностранных государств;

42)
осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов
гражданского состояния;

43) утверждает
образцы бланков записей актов гражданского

состояния и
бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского
состояния;

44) закрепляет
за субъектами Российской Федерации серии

бланков
свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

45)
разрабатывает методические материалыповопросам

государственной
регистрации актов гражданского состояния;

46)
осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти
в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

47)
осуществляет функциигосударственногопатентного

ведомства,
установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской
Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров", а также функции агентства по правовой охране
программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий
интегральных микросхем, установленные Законами Российской Федерации "О
правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз
данных"

и "О
правовой охране топологий интегральных микросхем";

48)
подготавливаетпредложения по совершенствованию

законодательства
Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет
взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном
сотрудничестве в указанной сфере;

49)
осуществляет правовую защиту интересов государства в

процессе
экономического и гражданско - правового оборота результатов научно -
исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного,
специального идвойного назначения;

50)
представляет в установленном порядке предложения о

подготовке,
заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации о правовой
помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также международных
договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности;


51)
согласовывает в установленном порядке предложения о

заключениимеждународныхдоговоров
Российской Федерации, устанавливающих правила, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации;

52) дает, в
случае если это предусмотрено международным

договором
Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу,
заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству
Российской Федерации и их юридической силы в Российской Федерации, а также по
иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора;

53)
представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском
суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с
поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении
Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод;

54) исполняет в
пределах своей компетенции обязательства

Российской
Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по
гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

55) выдает
разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций на
территории Российской Федерации;

56)
осуществляет финансирование органов и учреждений юстиции;

57) принимает
меры по обеспечению социальной защиты работников органов и учреждений юстиции,
а также членов их семей, ветеранов органов и учреждений юстиции, в том числе
способствует улучшению жилищных условий указанных лиц;

58)
осуществляет контроль за финансово - хозяйственной

деятельностью
органов и учреждений юстиции;

59) организует
и проводит проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в органах и
учреждениях юстиции, а также в центральном аппарате Минюста России;

60) принимает
меры по исполнению в органах и учреждениях юстиции законодательства Российской
Федерации о труде и государственной службе, а также меры по подбору, подготовке
и повышению квалификации работников органов и учреждений юстиции;

61) организует
рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов
и учреждений юстиции;

62)
осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Руководство
Минюста России

Минюст России
возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее именуется - Министр),
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской
Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской
Федерации.

Министр:

1) осуществляет
на основе единоначалия общее руководство

деятельностью
Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций,
возложенных на Минюст России;

2)
устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между
ними и поручает им исполнение части своих полномочий, устанавливает полномочия
других должностных лиц системы Минюста России по решению ими оперативных,
организационно - штатных, кадровых, финансовых, производственно - хозяйственных
и иных вопросов, относящихся к компетенции Минюста России;

3) вносит на
рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по
вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по
реализации политики государства в сфере юстиции;

4) подписывает
изданные в пределах компетенции Минюста России постановления, приказы,
распоряжения и иные акты, а также организует проверку их исполнения;

5) подписывает
международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским,
семейным, уголовным и иным делам;

6) вносит
Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации
представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего
исполнения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации;

7) утверждает
положения о структурных подразделениях Минюста России, структуру и штатное
расписание его центрального аппарата в пределах установленных численности и
фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на содержание
центрального аппарата Минюста России в пределах выделенных на соответствующий
период бюджетных ассигнований;

8) определяет
типовые структуры, типовые штаты, норматив

штатной
численности территориальных органов уголовно -

исполнительной
системы, управлений сособымиусловиями хозяйственной деятельности, организаций,
входящих в уголовно - исполнительную систему, а также определяет порядоких
реорганизации и ликвидации и принимает соответствующие решения;

9) принимает
решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач,
стоящих перед органами и учреждениями уголовно - исполнительной системы;

10) определяет
порядок деятельности подразделений специального назначения, создаваемых для
обеспечениябезопасностив уголовно - исполнительной системе;

11) назначает в
установленном порядке на должность и

освобождает от
должности начальников территориальных органов уголовно - исполнительной
системы;

12) присваивает
в установленном порядке классные чины и

специальные
звания работникам органов и учреждений юстиции, представляет иных работников
органов и учреждений юстиции к присвоению классных чинов и специальных званий;

13)
представляет особо отличившихся работников системы Минюста России к присвоению
почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

14) вносит в
установленном порядке представления о назначении на должность и освобождении от
должности главного судебного пристава Российской Федерации;

15) назначает
на должность и освобождает от должности

работников
центрального аппарата Минюста России и руководителей органов юстиции Российской
Федерации;

16)
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В Минюсте
России образуется коллегия, в состав которой

входят Министр
(председатель коллегии) и заместители Министра, руководящие работники системы
Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции.

Члены коллегии
Минюста России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются
Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на
своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста
России.

Решения
коллегии Минюста России реализуются приказами и распоряжениями Министра. В
случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение.
О возникших разногласиях Министр информирует Президента Российской Федерацииили
Правительство Российской Федерации.

При Минюсте
России образуются научно - консультативные советы. Состав советов и положения о
них утверждаются Министром.

Органы юстиции
и нотариат.

Министерство
юстиции ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов,
занимающихся частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по
юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным
решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не
может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется
Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной
палатой.

Лицензия на
право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на
то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения
квалификационной комиссии.

Порядок выдачи
лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в
выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения
решения органа юстиции.

В республиках в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях,
областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные
конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации
или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской
Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Нотариальное
делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами,
утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с
Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением
правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в
государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов,
занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными
палатами.

О судебных
приставах

На судебных
приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей
юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных
актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об
исполнительном производстве.

В своей
деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном
производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Министерство
юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую
заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом
Российской Федерации.

Служба судебных
приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу
судебных приставов входят:

департамент
судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый
заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных
приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации
(далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника
Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

службы судебных
приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы
судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции
субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов
Российской Федерации;

районные,
межрайонные или соответствующие им согласно административно - территориальному
делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов,
состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, возглавляемые старшими
судебными приставами.

Министерство
юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое
руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного
пристава Российской Федерации.

Органы юстиции
субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое
руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через
главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Обязанности и
права судебных приставов:

Обязанности и
права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности
судов:

1. Судебный
пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в
судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и
свидетелей;

выполняет
распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в
судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет
решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам
предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает
охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;


проверяет
подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи
доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных
доказательств и их сохранность;

поддерживает
общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует
с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц,
содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и
пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае
необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет
привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

участвует по
указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит
специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к
действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный
пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении
служебных обязанностей имеет право:

обращаться за
помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних
войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных
федеральным законом.

Концепция
реформирования органов и учреждений юстиции РФ

Концепция
реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации (далее
именуется - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов
юстиции Российской Федерации" с целью повышения роли и ответственности
этих органов при реализации правовой политики государства.

Концепция
основывается на действующих законодательных актах, указах Президента Российской
Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих
вопросы деятельности органов и учреждений юстиции, и учитывает ряд положений проектов
федеральных законов "О судебной системе Российской Федерации",
"О государственной регистрации юридических лиц", "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
"Об исполнительном производстве", "Об органах и учреждениях
юстиции в Российской Федерации" и других.

Целью настоящей
Концепции является определение основных направлений деятельности органов и
учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач, вытекающих из
конституционного принципа построения в Российской Федерации правового
государства.

Реализация
Концепции реформирования органов и учреждений юстиции в Российской Федерации
будет осуществляться поэтапно по мере принятия соответствующих законодательных
актов, а также в соответствии с целями и задачами, поставлен ными перед
органами юстиции указами Президента Российской Федерации и другими нормативными
правовыми актами.

Общий срок
реализации Концепции - до 2000 года.

Пути
реформирования:

1. Участие в
правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

2.
Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов.

3.
Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав
на недвижимость и сделок с ней.

4. Обеспечение
судебной деятельности.

5.
Регулирование сферы правового обслуживания.

6. Контроль за
исполнением законодательства.

7. Правовая
информатизация.

8. Руководство
системой органов и учреждений юстиции.

9. Руководство
системой органов и учреждений юстиции.

Мероприятия,
предусматриваемые Концепцией, осуществляются в пределах средств,
предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год для Министерства
юстиции Российской Федерации, а также в рамках расходов по реализации
принимаемых законодательных актов в части деятельности органов и учреждений юстиции.


Заключение

Из всего
сказанного выше можно сделать вывод:

Государственное
управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная
деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в
организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата,
органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений,
правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с
организациями адвокатов.

Органами
управления юстицией являются Министерство юстиции Российской Федерации и
соответствующие органы управления субъектов Федерации.

Министерство
юстиции РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию
государственной политики в сфере юстиции.

Министерство
юстиции разрабатывает и вносит в соответствующие государственные органы
предложения по вопросам организации общих и военных судов, назначения судей и
избрания народных заседателей.

Особого
внимания заслуживает деятельность Министерства юстиции по регистрации
нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные
интересы граждан. В соответствии с законодательством эти акты считаются не
вступившими в законную силу, если они не зарегистрированы Министерством юстиции
и не опубликованы в официальных изданиях.

Министерству
юстиции отведена важная роль в организации деятельности органов нотариата и
загса (органов, осуществляющих запись актов гражданского состояния).

В конце
хотелось бы сказать, что на Министерство юстиции и его органы возложены
важнейшие задачи и функции в сфере юстиции. В целом Министерство юстиции
обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.
Список
литературы

1.
Административное право РФ. Ч.2. Под ред. Алехина А.П, Козлова Ю.М. М.,1995.

2.
Административное право РФ. Под ред. Овсянко Д.М. М., 1997.

3. Основы
законодательства о нотариате от 11.02.93.

4. Положение «О
Министерстве юстиции РФ» от 04.11.93.//САПП РФ.1993.№48.

5.
Постановление Правительства РФ от 03.06.95. «О дополнительных функциях Минюста
РФ»//СЗ РФ. 1995.№24.

6. Положение «
О концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ».// Рос.газета.,
16.10.96.

7.
Правоохранительные органы РФ. Под ред. Божьева В.П. М., 1997.

8. Судебная и
правоохранительная системы//СНА РФ. М., 1998.

9. Федеральный
закон РФ «О судебных приставах» от 21.07.97.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчет о практике в рекламной продакшн-студии
Реферат Анализ методов улучшения жидкостекольных смесей
Реферат Экономическое обоснование биотехнологического производства лекарственных средств
Реферат Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). Состав денежных обязательств и обязательных платежей
Реферат Малярия 3
Реферат Николай Огарев
Реферат Роль фотографии в составе газетного номера
Реферат Why Do People Want To Destroy Images
Реферат Анализ взаимосвязи показателей баланса народного хозяйства и системы национальных счетов
Реферат Зарубежная литература ХХ века
Реферат Методичка по физкультуре
Реферат Исследование эффективности системы менеджмента качества ООО Нефтегазинжиниринг
Реферат Классификация банковского финансирования по видам банковских валют
Реферат Английская романистка
Реферат Распад СССР 6