Билеты к
экзамену по правоохранительным органам(часть 1)
1.1. Органы
дознания: их понятие, виды и основные задачи.
Виды: в
качестве органов дознания уголовно-процессуальным законодательством (ст. 117
УПК) названы милиция, органы государственной безопасности, начальники
исправительно-трудовых учреждений, органы пограничной охраны, главное
управление налоговых расследований, таможенные органы, а также ряд других
органов и лиц.
Обязанности по
обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться
лишь перечисленными органами и их должностными лицами. Уголовно-процессуальный
кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют ли
органы дознания по делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно, или же по делам, по которым оно не обязательно (ст. 118 УПК). По
делам, по которым обязательно предварительное следствие, орган дознания
возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального
закона, производит неотложные следственные действия по установлению и
закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и
допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном
преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
Дознание этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело
передано следователю. После передачи дела орган дознания может производить по
нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае
передачи дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган
дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления
преступника, уведомляя следователя о результатах. Дознание по делам, по которым
следствие не обязательно, производится по тем же правилам, что и
предварительное следствие, но за небольшими исключениями.
1.2. Состав
и полномочия пленума Верховного Суда Российской Федерации. /Билет №21/
ВС РФ действует
в составе: а) Пленума ВС; б) Суд. коллегии по гр-нским. делам; в) Суд. коллегии
по угол. делам; г) Военной коллегии. В составе ВС действует также Президиум.
Пленум ВС -
коллегиальный орган, направляет суд. практику для обеспечения ее точноо
соответствия закону. Осн. полномочие - давать судам разъяснения по вопросам
применения з-ва: в виде постановлений Пленума ВС, основываются на обобщении
суд. практики, анализе суд. статистики и решений, принятых по рассмотренным ВС
делам.
Длительное
время считалось бесспорным, что Пленум ВС на основе изучения и обобщения суд.
практики и статистики дает обязательные указания, ( 56 Закона «О судоустройстве
РСФСР», с изм. и доп.). Подрывался принцип независимости судей и подчинения их
только закону. Теперь разъяснения ВС больше не характеризуются как руководящие,
и нет указания, что они обязательны для судей.
2.1. Надзор
прокуратуры за исполнением закона органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В системе
отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, поскольку
цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех
обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и
привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления,
соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и
законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и
условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению
этих причин и условий (ст. 21' УПК).
Исходя из
этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и
гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о
совершенных или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных
мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами
решений (ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ"). Полномочия прокурора в
этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством
и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими актами
Генерального прокурора, в частности Федеральным законом "Об
оперативно-розыскной деятельности", Федеральным законом "Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. К ним же относятся и
Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и
дознания, не требующие законодательного регулирования. Они также являются
обязательными для исполнения всеми органами расследования. Например, приказы Генерального прокурора
РФ №31 от 29 июня 1994 г. "О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с
преступностью и ее предупреждении"; №10 от 21 февраля 1995 г. "Об
организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием
преступлений". К предмету надзора, как мы уже отмечали, отнесено
исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Эта деятельность проводится органами внутренних дел, государственной
безопасности, пограничной охраны, оперативными подразделениями федеральных
органов налоговой полиции, службы внешней разведки, действующих в пределах их компетенции.
Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур,
является упоминавшийся выше Федеральный закон "Об оперативно-розыскной
деятельности".
В целях борьбы
с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляют
многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение,
наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений,
зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль
почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. (ст. 6
Закона). Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны
соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с
ограничением прав и свобод, установленных Конституцией, таких, как
неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и иных переговоров,
должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих
отлагательства, эти действия производятся до получения судебного решения
"с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48
часов" (ст. 8 Закона). В процессе осуществления надзора за исполнением
законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом
решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и
иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий. В
случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан,
юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений,
восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с
законодательством Российской Федерации (ст. 21 Закона). Полномочия прокурора по
надзору за законностью деятельности органов, осуществляющих предварительное
расследование, дознание и предварительное следствие, устанавливаются
уголовно-процессуальным законодательством. Характерным отличием этой отрасли
прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядительными
полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей
властью. В процессе осуществления надзора прокурор дает органам дознания и
следователю обязательные для них указания; ряд следственных действий может быть
осуществлен лишь с согласия, утверждения, санкции прокурора. В качестве органов
дознания уголовно-процессуальным законодательством (ст. 117 УПК) названы
милиция, органы государственной безопасности, начальники исправительно-трудовых
учреждений, органы пограничной охраны. Главное управление налоговых
расследований, таможенные органы, а также ряд других органов и лиц. Обязанности
по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут
выполняться лишь перечисленными органами и их должностными лицами.
Уголовно-процессуальный кодекс установил два порядка дознания в зависимости от
того, действуют ли органы дознания по делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым оно не
обязательно (ст. 118 УПК). По делам, по которым обязательно предварительное
следствие, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами
уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по
установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку,
освидетельствование и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об
обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно
уведомляет прокурора. Дознание этого вида должно быть окончено не позднее
десяти суток, а дело передано следователю. После передачи дела орган дознания
может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению
следователя. В случае передачи дела, по которому не обнаружено лицо,
совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать
оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о
результатах. Дознание по делам, по которым следствие не обязательно,
производится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за
небольшими исключениями. Предварительное следствие осуществляется следователями
прокуратуры, органов внутренних дел и органов безопасности по уголовным делам,
отнесенным к их ведению (ст. 126 УПК). Однако прокурор вправе принять к своему
производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю
расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре РФ). При
производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и
производстве следственных действии следователь принимает самостоятельно, за
исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и
следователем определены ст. 25, 116, 211-- 217 УПК. Согласно этим нормам
прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно
принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от
кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от
органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы,
материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования,
установлении лиц, совершивших преступления, отменяет незаконные и
необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании
преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации
преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц,
совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение постановлений о
задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке, розыске лиц,
совершивших преступление; продлевает срок расследования и содержания под
стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо, производящее дознание, или
следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия,
если им было допущено нарушение закона при расследовании дела.
Прокурор вправе
также лично участвовать в производстве дознания и предварительного следствия,
проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме;
изымать из органа дознания и передавать следователю любое дело, передавать дело
от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного
следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного
расследования. Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности
– потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает
необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества
(ст. 27' Основ уголовного судопроизводства). В целях обеспечения возмещения
материального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет
гражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим (ст.
29 УПК). Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на
обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст. 30
УПК). Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных
интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, –
подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам
были разъяснены их права и обеспечена возможность их реального осуществления.
При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно
ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под
стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого,
а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях (ст. 96
УПК). Бдительно следит прокуратура за тем, чтобы органы дознания своевременно
реагировали на сигналы о совершенных преступлениях, не допускали сокрытия их от
учета.
Актами
прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:
Указание – обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме в
связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа
дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование
не приостанавливает исполнение. Исключение может иметь место лишь в случаях,
предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК, когда следователь выражает несогласие с
указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации
преступления и объеме обвинения – о направлении дела для назначения к слушанию
или о прекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему
прокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным
изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указание
нижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другому
следователю (ст. 211, 212, 214 УПК).
Постановление –
решение, принимаемое по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе
надзора за расследованием преступлений – о возбуждении уголовного дела, об
отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного
расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене
незаконных, и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих
дознание (ст. 34, 112, 113.116.211УПК).
Представление –
требование прокурора, вносимое в соответствующий государственный орган,
общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению
нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений.
Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) в
связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не
позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и
о результатах сообщено прокурору (ст. 21 УПК).
Санкция –
решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо
ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или
обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).
Утверждение –
применяется прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в
последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским
решением; например, обвинительное заключение (ст. 217 УПК). Реализация этих,
как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с
процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с
органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение
причин и условий, способствующих их совершению.
2.2. Военные
суды: их структура, полномочия и место в судебной системе.
На территории
РФ действуют следующие виды судов:
Осуществляющие конституционный контроль
Общие суды
Военные суды
Арбитражные суды
КСРФ
ВСРФ
ВАСРФ
Военная коллегия ВСРФ
10 федеральных судов округа
Å
Конст. суд. органы субъектов фед., хоть и не входят в фед. суд. систему
Общие суды среднего звена – верховные
суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения,
автономной области и автономных округов
Военные суды видов вооружённых сил,
военных округов, групп войск, флотов
Арбитражные суды субъектов федерации
Общие суды основного звена – районные
суды
Военные суды гарнизонов, соединений,
армий, флотилий
Военные суды
входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов
общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и
формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная
служба. Они наделены полномочиями по осуществлению правосудия в соответствии с
законом, определяющим их подсудность. Приговоры и решения военных судов
выносятся именем Российской Федерации.
До 1992 г. в
нашем государстве действовали военные трибуналы, которые относились к
общесоюзным судам и не входили в судебную систему той или иной союзной республики.
В связи с распадом СССР Президиум Верховного Совета РФ постановлением от 28
декабря 1991 г. "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории
РСФСР", включил военные трибуналы, расположенные на территории России, в
судебную систему Российской Федерации. При этом Военная коллегия, входившая в
состав Верховного Суда СССР, включена в состав Верховного Суда РФ.
Законом РФ от 21 апреля 1992 г. (?) в Конституцию Российской Федерации
были внесены изменения и дополнения, которыми военные трибуналы переименованы в
военные суды и последние указаны в числе судов, составляющих судебную систему
Российской Федерации (ст. 163).
Согласно ст. 1
Закона РФ от 3 декабря 1994 г. “О некоторых вопросах организации и деятельности
военных судов и органов военной юстиции” до принятия Федерального
конституционного закона о судебной системе Российской Федерации и Федерального
закона о военных судах в отношении военных судов применяется Положение о
военных трибуналах в части, не противоречащей действующему законодательству. На
военные суды в полной мере распространяются принципы правосудия В своей
деятельности они руководствуются Конституцией и другими законами Российской
Федерации, для них обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Согласно ст.22
ФКЗ о Судебной Системе Военные суды создаются по территориальному принципу по
месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках,
органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
В пределах
своей компетенции и порядке, установленном процессуальным законодательством,
военные суды рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в
кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам,
а также осуществляют иные функции, отнесенные законом к компетенции судов. При
этом они руководствуются едиными, установленными для всех судов процессуальными
правилами, закрепленными в УПК и ГПК, без каких либо изъятий и ограничений.
Судьи военных
судов
Исходя из
единства статуса судей, определенного Законом "О статусе судей в
Российской Федерации", судьей военного суда может быть гражданин
Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, состоящий на военной
службе, имеющий высшее юридическое образование и воинское звание офицерского
состава, сдавший квалификационный экзамен и не допустивший порочащих его
поступков.
В соответствии
с п. 4 ст. 13 ФКЗ о Судебной Системе судьи военных судов назначаются
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда
РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность
Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении
Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Полномочия
судей военных судов не ограничены определенным сроком. Но если лицо впервые
назначается судьей военного суда основного звена (армии, флотилии, гарнизона,
соединения), то вначале срок его пребывания на этой должности составляет три
года, по истечение которых оно может быть назначено судьей без ограничения
срока полномочий (п. 3 ст. а Закона о Статусе Судей). На судей военных судов
распространяются все права, льготы и преимущества, установленные
законодательством для военнослужащих. Они приравнены по правам и льготам, установленным
Законом "О статусе военнослужащих", к военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту.
Судьям военных
судов выплачивается денежное содержание, которое состоит из должностного
оклада, оклада по воинскому званию, месячных надбавок за выслугу лет на военной
службе и квалификационный класс. Другие виды материального обеспечения, а также
обязательное государственное страхование судей военных судов осуществляются в
порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Закона о Статусе Судей.
Финансирование
и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляется за счет
средств, выделяемых Министерству обороны РФ из федерального бюджета.
Судьи военных
судов являются носителями судебной власти и наделены полномочиями по
осуществлению правосудия. Требования и распоряжения судей военных судов при
осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения органов
военного управления, государственных органов, общественных объединений,
командиров (начальников) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений,
должностных лиц, юридических лиц и граждан. Информация, документы и их копии,
необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей
военных судов безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей
военных судов влечет установленную законом ответственность.
Судьи военных
судов в своей деятельности по осуществлению правосудия независимы,
самостоятельны, подчиняются только Конституции и другим законам Российской
Федерации и никому не подотчетны.
Независимость
судей военных судов обеспечивается предусмотренной законом процедурой
осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни
было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным
порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на
отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;
предоставлением судье за счет государства материального и социального
обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Гарантии
неприкосновенности и независимости судей, установленные Законом "О статусе
судей в Российской Федерации", в полной мере распространяются на судей
военных судов и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами.
Назначение
судьи военного суда в период срока его полномочия на другую должность или в
другой военный суд допускается только с его согласия, а его полномочия могут
быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке,
установленным Законом "О статусе судей в Российской Федерации".
Судья военного
суда в течение срока его полномочий не может быть уволен с военной службы,
кроме случаев увольнения по состоянию здоровья или по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе лиц офицерского состава независимо от
воинского звания – 60 лет. При увольнении с военной службы с почетным удалением
с должности он имеет право на получение по своему выбору пенсии, пособий и
льгот, установленных законодательством для военнослужащих, либо по основаниям и
в размерах, которые установлены Законом "О статусе судей в Российской
Федерации" для судей, пребывающих в отставке.
Народный
заседатель
Народным
заседателем военного суда может быть избран каждый гражданин Российской
Федерации, состоящий на действительной военной службе, независимо от срока
пребывания на военной службе, воинского звания и должностного положения.
Кандидаты в народные заседатели военных судов должны отвечать двум главным
условиям: быть гражданами Российской Федерации и состоять на действительной
военной службе. Естественно, что при избрании народного заседателя учитываются
моральный облик кандидата, его поведение, авторитет среди сослуживцев и т.п.
В отличие от
народных заседателей общих судов, которые не могут быть моложе 25 лет,
народными заседателями военных судов могут избираться граждане, достигшие 18
лет, поскольку именно с этого возраста осуществляется призыв на военную службу.
Это позволяет избирать в качестве народных заседателей военных судов не только
офицеров и лиц, проходящих сверхсрочную военную службу, но также рядовых и
сержантов срочной службы, составляющих большинство личного состава Вооруженных
Сил.
Народные
заседатели военных судов избираются открытым голосованием собраниями
военнослужащих воинских частей сроком на пять лет, ответственны перед избирателями
и отчитываются перед ними. Народный заседатель, не оправдавший оказанного ему
доверия, может быть отозван по решению избирателей, принятому на собрании
военнослужащих открытым голосованием. Порядок проведения собраний
военнослужащих по выборам и отзыву народных заседателей военных судов
определяется Министерством юстиции РФ совместно с Министерством обороны РФ.
Народные
заседатели военных судов, так же как и народные заседатели общих судов,
привлекаются к отправлению правосудия и порядке очередности на срок не более
двух недель в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается
необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
При осуществлении правосудия народный заседатель пользуется всеми правами судьи
и является равноправным судьей независимо от должности и звания
председательствующего в судебном заседании судьи и другого народного
заседателя. Так же как и судьи, народные заседатели военных судов при
отправлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Система.
Система военных
судов, в отличие от общих судов, не связана с административно-территориальным
или национально-территориальным делением Российской Федерации. Военные суды
организуются и дислоцируются применительно к построению и дислокации Вооруженных
Сил Российской Федерации и имеют три звена:
1-е звено –
военные суды гарнизонов, армий, флотилий, соединений;
2-е звено –
военные суды округов, округов противовоздушной обороны, флотов, видов
Вооруженных Сил;
3-е звено –
Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Судопроизводство
в военных судах, независимо от звена, к которому относится военный суд, и места
его дислокации, ведется на государственном языке Российской Федерации – на
русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается
право полного ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных
действиях через переводчика и право выступать в суде на своем родном языке,
либо на любом свободно избранном языке общения.
Действующим
законодательством к подсудности военных судов отнесены:
1) дела о всех
преступлениях, совершенных военнослужащими , а также военнообязанными во время
прохождения ими сборов;
2) дела о всех
преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами,
сержантами, солдатами и матросами органов государственной безопасности;
3) дела о
преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами
начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений;
4) все дела о
шпионаже;
5) дела о
преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное
указание в законодательстве.
Военные суды
совместно с уголовными делами рассматривают гражданские иски воинских частей,
государственных предприятий, учреждений и организаций, их объединений, других
общественных организаций, а также граждан о возмещении материального ущерба,
причиненного им преступлениями.
В местностях,
где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, например в
группах войск, расположенных за пределами территории РФ, военные суды
рассматривают все уголовные и гражданские дела.
При обвинении
одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя
бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других – любому
другому суду, дело о всех преступлениях подлежит рассмотрению военным судом.
Рассмотрение уголовных дел в военных судах в отношении гражданских лиц не
допускается. Однако при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких
преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подсудно
военному суду, а в отношении остальных – любому иному суду, дело в отношении
всех обвиняемых рассматривается военным судом, если выделение дела в отношении
гражданского лица в соответствии с законом невозможно.
Дела о
преступлениях, совершенных лицами до их призыва на воинскую службу или
поступления на службу в органы Федеральной службы безопасности, но к моменту
рассмотрения дела состоящими на воинской службе или на службе в органах ФСБ,
рассматриваются общими судами.
Военные суды
рассматривают дела по жалобам военнослужащих и военных строителей, а также
военнообязанных во время прохождения ими сборов на неправомерные действия
(решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их
права и свободы.
Военные суды в
установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст. 220 п1,п.2 УПК)
осуществляют судебную проверку законности и обоснованности ареста или продления
срока содержания под стражей при производстве предварительного расследования по
делам, отнесенным к подсудности военных судов.
К компетенции
военных судов относится рассмотрение материалов об ограничении конституционных
прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на
неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий в
отношении лиц, дела о преступлениях которых подсудны военным судам.
Разбирательство
дел в военных судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается
лишь в случаях, установленных законом. Согласно ст. 18 УПК закрытое судебное
разбирательство проводится в целях недопущения разглашения государственной
тайны. Кроме того, закрытое судебное разбирательство допускается по
мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о
преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; по делам о половых
преступлениях; по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об
интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Суд может также признать необходимым
проведение закрытого судебного заседания в целях обеспечения безопасности
потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, членов их семей или
близких родственников. Гражданские дела рассматриваются при закрытых дверях в
интересах охраны государственной тайны; в целях предотвращения разглашения
сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц; для сохранения
тайны усыновления. В закрытом судебном заседании оглашается и исследуется
переписка граждан, если об этом ходатайствуют лица, между которыми она велась.
Слушание дел в
закрытом заседании суда осуществляется с соблюдением всех правил
судопроизводства.
Приговоры и
решения военных судов во всех случаях провозглашаются публично и могут быть
обжалованы в вышестоящий военный суд в кассационном порядке или опротестованы в
порядке надзора.
I.
Военные суды первого звена – гарнизонов, армий, флотилий, соединений образуют
основное звено системы военных судов, поскольку они рассматривают в качестве
суда первой инстанции основную массу уголовных дел, отнесенных к подсудности
военных судов, а также гражданские дела. Эти суды выступают только в качестве
судов первой инстанции. Они состоят из председателя, заместителя председателя,
судей военного суда и народных заседателей. Председатель: председательствует в
судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями, руководит
изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
принимает на работу и увольняет работников аппарата суда из числа гражданского
персонала; организует работу суда по приему военнослужащих и граждан,
рассмотрению заявлений и жалоб; ведет личный прием; осуществляет другие
полномочия, предоставленные ему законом.
Количественный
состав судей и народных заседателей определяется с учетом объема работы того
или иного суда. Военные суды первого звена организуются и действуют на
территории, включающей один или несколько военных гарнизонов, в армии,
флотилии, соединении. В настоящее время в Российской Федерации правосудие
осуществляют около 150 военных судов первого звена (военные суды гарнизонов и
им равные)'.
Военные суды
первого звена рассматривают в качестве суда первой инстанции все уголовные и
гражданские дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел,
подсудных вышестоящим военным судам. Военным судам гарнизонов, армий, флотилий,
соединений подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до
подполковника или капитана 2-го ранга включительно, кроме дел о преступлениях,
за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь. Они
рассматривают практически все гражданские дела, отнесенные к компетенции
военных судов.
Закон допускает
передачу дел из одного военного суда гарнизона, армии, флотилии, соединения в
другой суд того же уровня (звена). В пределах военного округа, флота, вида
Вооруженных Сил, группы войск этот вопрос решается председателем
соответствующего военного суда округа, флота, вида Вооруженных Сил, группы
войск.
1. К ведению
военных судов первого звена отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении
в качестве меры пресечения содержания под стражей, а также о задержании лица по
подозрению в совершении преступления.
Рассмотрение
таких жалоб производится судьей единолично в закрытом заседании с участием
прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя
лица, содержащегося под стражей. По результатам проверки судья выносит
мотивированное постановление, копия которого направляется прокурору и
заявителю, а в случае принятия решения об освобождении лица из-под стражи –
также по месту содержания лица, заключенного под стражу, для немедленного
исполнения. Если же это лицо участвует в заседании, оно в указанном случае
освобождается судьей из-под стражи немедленно в зале судебного заседания.
Постановление судьи вступает в силу с момента его вынесения и не может быть
обжаловано или опротестовано в вышестоящий суд.
2. Военные суды
первого звена в соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об оперативно-розыскной
деятельности" рассматривают материалы об ограничении прав граждан при
проведении оперативно-розыскных мероприятий, если дела в отношении таких
граждан подсудны военным судам.
Основанием для
решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
ограничивающих указанные конституционные права граждан, является мотивированное
постановление одного из руководителей органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность. По результатам рассмотрения указанных
материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного
мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное
постановление. В случае отказа судьи в проведении оперативно-розыскного
мероприятия орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе
обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
Руководители
судебных органов обязаны создать условия, обеспечивающие защиту сведений,
которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.
3. В
соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" военные суды первого звена
рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного
управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.
Приняв жалобу к
рассмотрению, суд по просьбе военнослужащего или по своей инициативе вправе
приостановить исполнение обжалуемого действия. Жалоба военнослужащего на
действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц
рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства в составе судьи
и двух народных заседателей. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит
решение, которое может быть пересмотрено вышестоящим военным судом в
кассационном порядке или в порядке надзора.
4. К
компетенции военных судов первого звена относится разрешение вопросов,
возникающих при исполнении судебных решений и приговоров, вынесенных военными
судами.
Военные суды 2
звена
Военные суды
второго звена – военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск
образуют среднее звено системы военных судов. Они являются вышестоящими судами
по отношению к военным судам первого звена и нижестоящими по отношению к
Военной коллегии Верховного Суда РФ. Военный суд округа, флота, вида
Вооруженных Сил, группы войск организуется и действует в военном округе, флоте,
виде Вооруженных Сил, группе войск и состоит из председателя, заместителя
(заместителей) председателя, судей военного суда и народных заседателей.
Количество этих судов в основном соответствует числу структурных образований
Вооруженных Сил РФ этого уровня. Они рассматривают дела в качестве суда первой,
второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам, т.е. могут выполнять функции всех судебных инстанций. В
отличие от общих судов второго звена (областных, краевых и приравненных к ним)
в военных судах второго звена нет президиумов. Не образуются в них и судебные
коллегии. В состав военных судов второго звена входят председатели, их
заместители, члены суда и народные заседатели. Для рассмотрения конкретных дел
образуются судебные составы.
К подсудности
военных судов второго (среднего) звена отнесены:
1) дела о
преступлениях лиц, имеющих воинские звания полковник и капитан 1-го ранга;
2) дела о
преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля
1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению лиц;
3) дела о всех
преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена
смертная казнь.
Закон допускает
передачу дел из военных судов одного военного округа (флота, вида Вооруженных
Сил) в военные суды другого округа (флота, вида Вооруженных Сил). Этот вопрос
решается председателем Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Военные суды
второго звена вправе принимать к своему производству для рассмотрения по первой
инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящим военным судам. Однако в
силу гарантированного ч.1 ст. 47 Конституции РФ права каждого гражданина на
рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно
отнесено законом, вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в
качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду, без
ходатайства об этом или согласия сторон.
По первой
инстанции дела в военных судах второго звена рассматриваются коллегиально в
составе судьи и двух народных заседателей или, с согласия обвиняемого, – в
составе трех профессиональных судей, один из которых является
председательствующим (коллегией судей).
При
рассмотрении дел по первой инстанции военные суды второго звена руководствуются
общими правилами судопроизводства, установленными процессуальным законом, без
каких-либо исключений. Вместе с тем в отличие от общих судов второго звена, в
военных судах этого уровня по первой инстанции дела не рассматриваются с
участием присяжных заседателей. В этой связи следует заметить, что в
соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены
может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры
наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении
обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных
заседателей. Это означает, что военными судами, так же как и общими судами,
смертная казнь может быть назначена при условии предоставления подсудимому
права на рассмотрение его дела судом присяжных. Данное конституционное
положение обусловливает необходимость введения суда присяжных и в военных
судах.
Приговоры и
решения военных судов второго звена до вступления в законную силу могут быть
обжалованы в кассационном порядке участниками процесса или опротестованы
военным прокурором в Военную коллегию Верховного Суда РФ, а после вступления их
в законную силу могут быть опротестованы в порядке надзора также в Военную
коллегию Верховного Суда РФ.
Если военный
суд гарнизона, армии, флотилии или соединения, рассмотрев материалы,
представленные в порядке ст. 9 Закона об ОРД, отказал в проведении
оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права
граждан, а орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обращается
по этому же вопросу в вышестоящий суд, то военный суд второго звена должен
рассмотреть представленные материалы и принять по ним решение, которое будет
окончательным.
1. Военные суды
округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск рассматривают дела в
качестве суда второй (кассационной) инстанции по жалобам и протестам на не
вступившие в законную силу решения, приговоры и определения военных судов
первого звена и на постановления этих судов. По кассационным (частным) жалобам
и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения
военных судов гарнизона и других приравненных к ним военных судов дела в
военных судах второго звена рассматриваются в составе трех судей. Кассационные
определения военных судов второго звена могут быть в порядке надзора
опротестованы соответствующими должностными лицами в Военную коллегию
Верховного Суда РФ.
2. Военные суды
второго звена рассматривают дела в порядке надзора по протестам Председателя
Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора и подчиненных ему
прокуроров в пределах предоставленных им полномочий, председателя Военной
коллегии Верховного Суда РФ, его заместителя, председателей военных судов
округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск на вступившие в законную
силу решения, приговоры, определения военных судов гарнизонов и постановлений
судей этих судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в
военном суде округа, флота, вида Вооруженных Сил, группы войск.
3. Военные суды
второго звена рассматривают гражданские дела по вновь открывшимся
обстоятельствам и уголовные дела по заключению Генерального прокурора РФ и
подчиненных ему прокуроров в пределах предоставленных им законом полномочий, о
вновь открывшихся обстоятельствах, рассмотренные военными судами гарнизонов и
приравненными к ним военными судами.
В порядке надзора
и по вновь открывшимся обстоятельствам дела рассматриваются в составе трех
судей. Определения, вынесенные в результате рассмотрения дел в порядке надзора,
могут быть опротестованы соответствующими должностными лицами в Военную
коллегию Верховного Суда РФ.
Военный суд
военного округа, флота, вида Вооруженных Сил, группы войск возглавляется
председателем, который наделен следующими полномочиями: председательствует в
судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями; приносит в
пределах и порядке, установленных процессуальным законодательством, протесты на
решения, приговоры, определения военных судов первого звена и постановления
судей этих судов по делам, которые не были предметом кассационного рассмотрения
в военном суде второго звена; в случае необходимости решает вопрос о передаче
дела из военного суда гарнизона (армии, флотилии, соединения) в военный суд
другого гарнизона (армии, флотилии, соединения); организует работу по изучению
и обобщению практики и ведению судебной статистики; принимает на работу и
увольняет работников аппарата суда из числа гражданского персонала;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Военная
коллегия ВС РФ.
Третьим
(высшим) звеном, возглавляющим систему военных судов, является Военная коллегия
Верховного Суда РФ. Она действует в составе Верховного Суда РФ и состоит из
председателя, заместителя председателя, председательствующих судебных составов,
судей Военной коллегии – судей Верховного Суда РФ и народных заседателей.
Полномочия Верховного Суда РФ в отношении военных судов определяются
Конституцией РФ, законодательством о судоустройстве и судопроизводстве
Российской Федерации.
Военная
коллегия рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном
порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. По первой
инстанции дела рассматриваются в составе судьи и двух народных заседателей или
трех членов суда, а в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам – в составе трех членов суда.
В соответствии
со ст. 18 Положения о военных трибуналах Военной коллегии Верховного Суда РФ
подсудны дела исключительной важности, отнесенные законом к подсудности военных
судов, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание
генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и
им равные. Являясь вышестоящим судом по отношению к военным судам первого и
второго звена, Военная коллегия вправе принять к своему производству в качестве
суда первой инстанции любое уголовное и гражданское дело, подсудное
нижестоящему военному суду. При этом должно учитываться гарантированное ч. 1
ст. 47 Конституции РФ право каждого гражданина на рассмотрение его дела в том
суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.
Приговоры и
решения Военной коллегии Верховного Суда РФ обжалованию и опротестованию в
кассационном порядке не подлежат, вступают в законную силу немедленно по их
провозглашении и могут быть пересмотрены только в порядке надзора или по вновь
открывшимся обстоятельствам.
Осуществляя
надзор за судебной деятельностью нижестоящих военных судов. Военная коллегия
Верховного Суда РФ рассматривает:
- в
кассационном порядке дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную
силу решения, приговоры, определения военных судов округов, флотов, видов
Вооруженных Сил, групп войск, а также на постановления судей этих судов;
- в порядке
надзора дела по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей,
Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в пределах
предоставленных им законом полномочий, председателя Военной коллегии Верховного
Суда РФ на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных
судов округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск и постановления судей
этих судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Военной
коллегии Верховного Суда РФ;
- гражданские
дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а также уголовные дела по
заключениям Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в пределах
предоставленных им законом полномочий, о вновь открывшихся обстоятельствах,
рассмотренные Военной коллегией Верховного Суда РФ, военными судами округов,
флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск.
Приговоры,
решения и определения, вынесенные Военной коллегией Верховного Суда РФ в
результате рассмотрения дела по первой, кассационной или надзорной инстанции,
могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту Генерального прокурора
РФ, Председателя Верховного Суда РФ и их заместителей Президиумом Верховного Суда
РФ, который является высшей судебной инстанцией для всех судов общей юрисдикции
и постановление которого по делу будет окончательным.
Военную
коллегию Верховного Суда РФ возглавляет председатель, который
председательствует в судебных заседаниях и распределяет обязанности между
судьями. Обеспечивая работу коллегии по надзору за судебной деятельностью
военных судов, председатель вправе истребовать уголовные и гражданские дела,
рассмотренные военными судами, для проверки в порядке надзора, а также для изучения
и обобщения судебной практики; организует работу по проверке в порядке надзора
поступивших судебных дел и в предусмотренных законом случаях вносит протесты;
организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной
статистики военных судов, а также по осуществлению контроля за выполнением
военными судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и использует
результаты этой деятельности коллегии в целях обеспечения правильного и
единообразного применения законов при осуществлении правосудия военными судами.
В военных судах
всех звеньев имеются аппараты, обеспечивающие их работу по осуществлению
правосудия, а также по выполнению других функций суда. В составе аппарата
военного суда штатным расписанием предусматриваются должности начальника
канцелярии, секретарей, секретарей судебных заседаний, консультантов,
переводчиков, судебных исполнителей. Численность и структура аппарата зависят
от количества судей в конкретном суде, объема работы и выполняемых функций.
Военнослужащим и гражданскому персоналу аппарата военных судов присваиваются
классные чины и производятся доплаты за них, а гражданскому персоналу – также
доплаты за выслугу лет. Размер таких доплат не может быть ниже соответствующих
доплат в общих судах.
3.1.
Нотариат и его основные задачи.
24.
Организация и функции нотариата в РФ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
ГЛАВА I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 1.
Нотариат в Российской Федерации
Нотариат в
Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами
защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения
нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени
Российской Федерации.
Нотариальные
действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами
нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся
частной практикой.
Реестр
государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной
практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.
В случае
отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают
должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение
этих действий.
Нотариальные
действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских
учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная
деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения
прибыли.
СТАТЬЯ 2.
Нотариус в Российской Федерации
На должность
нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном
настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое
образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной
нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший
квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Срок стажировки
для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет,
может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.
Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок
прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации
совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При совершении
нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые
обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной
конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы
имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус,
занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
СТАТЬЯ 3.
Лицензия на право нотариальной деятельности
Нотариальной
деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин
Российской Федерации, получивший
лицензию на
право этой деятельности. Данное требование не распространяется на должностных
лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.
Лицензия на
право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на
то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения
квалификационной комиссии.
Порядок выдачи
лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в
выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения
решения органа юстиции.
Гражданин,
получивший лицензию, но не приступивший к работе в
должности
нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после
повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного
экзамена не сдает.
СТАТЬЯ 4.
Квалификационная и апелляционная комиссии
Квалификационная
комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься
нотариальной деятельностью.
Квалификационная
комиссия образуется при органах юстиции
республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей
нотариальной палаты. Представители Министерства юстиции Российской Федерации
могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии.
Решение
квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения
его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.
Апелляционная
комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с
Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
Апелляционная
комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все
необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в
суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положения о
квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции
Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Лица, не
выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не
ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Законодательством
республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки
повторной сдачи квалификационного экзамена.
СТАТЬЯ 5.
Гарантии нотариальной деятельности
Нотариус
беспристрастен и независим в своей
деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями
республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными
актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также
правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в
пределах их компетенции, а также международными договорами.
Нотариусу при
исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной
конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им
известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после
сложения полномочий или увольнения, за
исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.
Сведения
(документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам,
от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Справки о
совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры,
органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или
гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с
находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества,
переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в
случаях, предусмотренных статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании
выдаются только после смерти завещателя.
СТАТЬЯ 6.
Ограничения в деятельности нотариуса
Нотариус не
вправе:
заниматься
самостоятельной предпринимательской и
никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и
преподавательской;
оказывать
посреднические услуги при заключении договоров.
СТАТЬЯ 7. Государственные
нотариальные конторы
В республиках в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях,
областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные
конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации
или по его поручению министерствами
юстиции республик в
составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
СТАТЬЯ 8.
Нотариус, занимающийся частной практикой
Нотариус,
занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке
расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные
неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться
поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и
совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Нотариус
пользуется услугами системы государственного социального обеспечения,
медицинского и социального страхования в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 9.
Нотариальное делопроизводство
Нотариальное
делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами,
утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с
Федеральной нотариальной палатой.
Контроль за
исполнением правил нотариального делопроизводства
нотариусами,
работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы
юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в
отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции
совместно с нотариальными палатами.
СТАТЬЯ 10. Язык
нотариального делопроизводства
Нотариальное
делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и
автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия
лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство,
тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или
переводчиком.
СТАТЬЯ 11.
Личная печать, штампы и бланки нотариуса
Нотариус имеет
личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации,
указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или
наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных
надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
ГЛАВА II.
ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА
СТАТЬЯ 12.
Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса
полномочиями и прекращение его полномочий
Должность
нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной
палатой.
Количество
должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции
совместно с нотариальной палатой.
Наделение
нотариуса полномочиями производится на основании
рекомендации
нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его
поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской
Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Увольнение
нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации о труде.
Нотариус,
занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо
освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права
нотариальной деятельности в случаях:
1) осуждения
его за совершение умышленного преступления после вступления приговора в
законную силу;
2) ограничения
дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
3) по
ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных
проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности
исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии
медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных
законодательными актами Российской
Федерации.
Орган юстиции
совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов,
хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.
СТАТЬЯ 13.
Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса)
Нотариальный
округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с
административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах,
имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом
является вся территория соответствующего города.
Нотариус должен
иметь место для совершения нотариальных
действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.
Территория
деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и
нотариальной палаты.
Каждый
гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому
нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящих Основ.
Совершение
нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не
влечет за собой признания недействительности этого действия.
Нотариус вправе
выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае
тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время
нотариуса.
СТАТЬЯ 14.
Присяга нотариуса
Нотариус,
впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:
"
Торжественно присягаю, что обязанности
нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить
профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами
гуманности и уважения к человеку".
Законодательством
республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст
присяги нотариуса.
25. Полномочия
нотариуса
Нотариат -
полномочия нотариата менялись со временем и не одинаковы и в пространстве.
Нотариат помогает решать самые деликатные вопросы. В Испании нотариат
используется как мягкий инструмент для решения национальных проблем.
Законодательство о нотариате, относит нотариат к совместному ведению РФ и
Субъектов РФ, по вопросу нотариата федеральное собрание может принимать основы
законодательства, оставляя для субъектов РФ возможность принимать законы
республик в составе РФ и др. субъектов.
Источники
Нотариата.:
Конституция.
Основы
законодательства о нотариате (1993 год) принимался в 4 чтениях. Основы
закрепили институт частнопрактикующего нотариуса. (по конституции парламент
может принимать федеральные и конституционные законы) Основы законодательства
принимались до принятия конституции 1993 года.
Законодательные
акты субъектов федерации.
инструкции
носят подзаконный характер (Органов Исполнительной власти, большинство их
принимается Минюстом), инструкции не являются нормами и новые нормы не создают,
кроме Минюста принимать инструкции может федеральная налоговая служба.
Система
нотариата и органы, компетентные осуществлять нотариальные действия.
В систему
нотариата входит:
государственные
нотариальные конторы, частнопрактикующие нотариусы (рассматривается проект
закона о нотариате, новелла в том, чтобы грань между госуд и частн. нотариусом
была удалена) сейчас их статусы различаются.
Должностные
лица консульских учреждений РФ за границей
Должностные
лица, лица органов исп власти, в случаях, если нет нотариуса.
По действующему
кодексу 1964 года закреплен ряд возможностей
В ряде случаев
отдельные действия (удостоверение завещания) это нотариальное действие может
быть совершено др. должностными лицами - гл. или дежурный врач лечащего
заведения (но не лечащий врач). Также эти функции может выполнять командир
войсковой части, начальник ИТУ, капитан морского судна, капитан авиалайнера,
начальник поезда, экспедиции - эти должностные лица имеют право совершать
отдельные ограниченные нотариальные действия, но они выведены из
законодательства о нотариате. Так как речь идет об исключениях. Инструкция
Минюста действует с 1981 г.
Понятие
нотариуса:
Нотариус,
специфическая фигура в правоохранительной деятельности. Фигура нотариуса должна
быть мораль легитимна, так как нотариусу доверяют больше чем любому др. лицу в
государстве. Мировая практика доверяет нотариусу больше.
Рукоприкладство
- когда лицо не может поставить свою подпись на документе, то приглашается лицо
для осуществления этой функции, который называется рукоприкладчиком. Сам
институт рукоприкладчика возможен только тогда, когда есть непоколебимая вера
нотариусу. Весь нотариат построен на доверии. Суд отстаивает удостоверительную
надпись нотариуса и оспорить это можно только лишь обвинив нотариуса в подлоге.
Возникновение
частнопрактикующего нотариата.
(Настольная
книга нотариуса) автор Репин - основывается на том, что появлением
частнопрактикующих нотариусов было наличие очередей.
Появлением
частнопрактикующего нотариата стало также развитие предпринимательства и
гарантии может предоставить частнопрактикующий нотариус. Частнопрактикующий
нотариус может дать своего рода страховой полис при заверении той или иной сделки
и средствами для погашения страховки выступает нотариальный фонд. Поэтому
сейчас, предприниматель, прежде чем пойти к нотариусу, приходит к юристу,
который дает свое доктринальное заверение, а после этого уже идет к нотариусу.
26. Виды
нотариальных действий.
Нотариус
совершает нотариальные действия, предусмотренные законодательством, те которые
прямо перечислены в основах законодательства.
Нотариус может
совершать и некоторые иные действия, т.к. это допускает Конституция 1993 г, где
указан принцип главенства международного договора. Международные соглашения о
правовой помощи, и если эти соглашения устанавливают какие либо действия, не
оговоренные законодательством, то эти действия становятся доступны нотариусу.
Нотариальные
действия условно делятся на:
удостоверения
сделок.
наследственное
право.
совершение
исполнительной надписи.
удостоверение
фактов.
протест
векселя.
свидетельство
верности подписи и копий документов.
удостоверение
фактов, (факт соответствия подписи, фотографии, факт присутствия в живых,)
Нотариус может
принимать документы, ценности на хранение. Передача денег на хранение
нотариусу. Также нотариус может производить расчеты между кредиторами и
должниками.
1. Принятие
наследственной массы к охране.
Суть - после
открытия наследства, наследники не вступили в наследство, тогда нотариус
составляет опись имущества. Он должен четко относиться к каждой фразе. Опись
имеет бесспорный характер, а после того как опись составлена возникает вопрос,
кто будет охранять имущество. Нотариус обозначает только наследственную массу.
Дает указание соответствующим должностным лицам охранять это имущество.
Квартира опечатывается, а особо ценные предметы нотариус может взять себе на
хранение.
2. Обеспечение
доказательств -
Благодаря ему
нотариат активно подключен к комплексу правоохранительной деятельности. Очень
часто возникает на практике необходимость доказать. Нотариат снабжает органы
правосудия доказательственным материалом. Иногда нужно действовать оперативно.
Нужно искать особые способы, но кот. были бы принимаемы судом. Документы,
оформленные нотариусом, являются бесспорными.
ПРАВИЛО :Если
возбуждено уголовное дело или подано исковое заявление, то нотариус не может
предоставлять доказательства. ИСКЛ: если дело слушается за границей, то
нотариус всегда может обеспечивать доказательство, не зависимо от того
уголовное ли дело и т.д.
1)
Свидетельские показания
1. Нотариус по
уголовно-правовой ответственности не имеет право вызвать свидетеля для дачи
показаний: сам свидетель желает дать показания, которые представляют собой
услугу, за которую свидетель может получить вознаграждение, которое
оговаривается у нотариуса.
2. Нотариус не
спрашивает, а допрашивает свидетеля, что указано в шапке документа. В тексте
должно совершаться упоминания об уголовной ответственности за дачу ложных
показаний, если такой строки не будет, то доказательство оспоримое.
2) Вариант:
назначение экспертизы
На экспертизу
можно подать по своей инициативе, но документ не будет иметь бесспорной силы
(чистота эксперимента не абсолютно бесспорна ) нужно, чтобы нотариус выбрал сам
учреждение, которое будет осуществлять экспертизу, путем указания ее в
постановлении о назначении экспертизы (1 документ). 2 документ - заключение
экспертов, состав экспертной комиссии и т.д. Оба документа и составляют доказательственный
материал.
3) Личное
ознакомление нотариуса с предметом вещественного доказательства (используется
очень редко ).
4) Морской
протест - обеспечение доказательств тех форс-мажорных обстоятельств на море.
Порядок совершения данного действия закреплен в кодексе торгового мореплавания.
Оба документа ( кодекс торгового мореплавания и основы о нотариате) являются
равнозначными
3.
Исполнительная надпись - безусловный приказ.
Осуществляется
на договорах, которые должны быть обязательно удостоверены нотариусом; на чеках
- сейчас распространяется.
Исполнительная
надпись осуществляется на договорах ( в большинстве случаев) и в отдельных
случаях, предусмотренных постановлением совета министров 198.. все виды
нотариальных действий. ( перечень социалистический )
В случае утери
документа нотариус не выдает копию, а дубликат (оригинал только повторный). Но
исполнительная надпись совершается на оригинал.
Нотариальные
действия, совершаемые нотариусами, работающими в государственных нотариальных
конторах
Нотариусы,
работающие в государственных нотариальных
конторах, совершают те же нотариальные действия, что и
частнопрактикующие нотариусы, а также выдают свидетельства о праве на
наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии
в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных
нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и
нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Свидетельство о
праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной
нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных
прав.
Нотариальные
действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти
В случае
отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов
исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия,
совершают следующие нотариальные действия:
1) удостоверяют
завещания
2) удостоверяют
доверенности;
3) принимают
меры к охране наследственного имущества;
4)
свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5)
свидетельствуют подлинность подписи на документах.
Законодательными
актами Российской Федерации на указанных в настоящей статье должностных лиц
может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.
Нотариальные
действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской
Федерации
Должностные
лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие
нотариальные действия:
1) удостоверяют
сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на
территории Российской Федерации;
2) принимают
меры к охране наследственного имущества;
3) выдают
свидетельства о праве на наследство;
4) выдают
свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
5)
свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
6)
свидетельствуют подлинность подписи на документах;
7)
свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
8) удостоверяют
факт нахождения гражданина в живых;
удостоверяют
факт нахождения гражданина в определенном месте;
9) удостоверяют
тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10)
удостоверяют время предъявления документов;
11) принимают в
депозит денежные суммы и ценные бумаги;
12) совершают
исполнительные надписи;
13) принимают
на хранение документы;
14)
обеспечивают доказательства;
15) совершают
морские протесты.
Порядок
совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается настоящими
Основами и другими законодательными актами РФ и республик в составе Российской
Федерации.
Порядок
совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений
устанавливается законодательными актами РФ
Порядок
совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной
власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о
порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции
Российской Федерации.
27. Основные
правила совершения нотариальных действий.
1. Место совершения нотариальных действий.
Нотариальные
действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных
Основами, и других случаев, когда согласно законодательству РФ и республик в
составе РФ нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом.
2. Основания и
сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия
Совершение
нотариального действия может быть отложено в случае необходимости истребования
дополнительных сведений от физических и юридических лиц; направления документов
на экспертизу.
Совершение
нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом
необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против
совершения этих действий.
Срок отложения
совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения
постановления об отложении совершения нотариального действия.
3. Установление
личности обратившегося за совершением нотариального действия
При совершении
нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за
совершением нотариального действия гражданина, его представителя или
представителя юридического лица.
Установление
личности должно производиться на основании паспорта или других документов,
исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за
совершением нотариального действия. Личность несовершеннолетних клиентов
удостоверяется по паспорту родителей. Нет ответственности за лжеудостоверение
детей родителями, кроме имущественной.
Нотариус может не потребовать документа, а просто записать в регистр.
4. Проверка
дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в
сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются и его
полномочия.
Самая
криминогенная точка нотариата: нет в инструкции процедуры проверки.
Следовательно очень часто нотариус использует открытую и скрытую съемку. (
Германия: если у нотариуса есть подозрение, нотариус может совершить
нотариальное действие, но в документе должна быть оговорка, что дееспособность
вызывает сомнение и документ становится спорным ). Способ: заведомо
неприемлемый высокий тариф.
5. Порядок
подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов
Содержание
нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно
быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке,
подписываются в присутствии нотариуса.
Если гражданин
вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не
может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии
нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин
с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан
собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального
действия.
Требования к
документам, представляемым для совершения нотариальных действий
Нотариусы не
принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки
либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также
документы, исполненные карандашом.
Текст
нотариально удостоверяемой сделки должен быть написан ясно и четко, относящиеся
к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а
наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием адресов их органов.
Фамилии, имена и отчества граждан, адрес их места жительства должны быть
написаны полностью.
В документе,
объем которого превышает один лист, листы должны быть
прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.
Проверка
документов, которые лежат в основании нотариальных действий. ( документы,
исполненные карандашом не могут приниматься нотариусом, суд должен признать
данный документ действительным, и тогда нотариус может делать с ним что угодно;
Исправлений может быть сколько угодно ( каждое должно быть оговорено нотариусом
) , но подчисток - нет; если используются цифры и аббревиатуры, нужно написать
их один раз в документе прописью
7. Совершение
удостоверительных надписей и выдача свидетельств
Удостоверительные
надписи совершаются при удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий
документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности
перевода документов с одного языка на другой, при удостоверении времени
предъявления документов на соответствующих документах.
В подтверждение
права наследования, права собственности, удостоверения фактов нахождения
гражданина в живых и в определенном месте, тождественности гражданина с лицом,
изображенном на фотографии, принятия на хранение документов выдаются
соответствующие свидетельства.
8. Ограничения
права совершения нотариальных действий
Нотариус не
вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и
от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
В случае, когда
в соответствии с законодательством РФ нотариальное действие должно быть
совершено в определенной нотариальной конторе, место его совершения
определяется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ.
Отказ в
совершении нотариального действия
Нотариус
отказывает в совершении нотариального действия, если:
совершение
такого действия противоречит закону;
действие
подлежит совершению другим нотариусом;
с просьбой о
совершении нотариального действия
обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий
необходимых полномочий;
сделка,
совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его
уставе или положении;
сделка не
соответствует требованиям закона;
документы,
представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют
требованиям законодательства.
Нотариус по
просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен
изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его
обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня
обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе
в совершении нотариального действия.
10. Обжалование
нотариальных действий или отказа в их совершении
Заинтересованное
лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в
совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный
(городской) народный суд по месту нахождения государственной нотариальной
конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).
Возникший между
заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном
действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового
производства.
11. Регистрация
нотариальных действий
Все
нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре.
Нотариус обязан
выдавать выписки из реестра по письменному заявлению организаций и лиц,
указанных в Основах.
12. Формы
реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств,
удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах
устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
13. Выдача
дубликатов нотариально удостоверенных документов
В случае утраты
документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по
письменным заявлениям граждан, законных представителей юридических лиц, от
имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются
дубликаты утраченных документов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/