Реферат по предмету "Право"


Учение о разделении властей С. Е. Десницкого

Учение о
разделении властей С. Е. Десницкого.

С. Е. Десницкий
(l710-- 1789) происходил из мещан украинского 
г.Нежина- Он закончил духовную семинарию Троице- Сергиевой лавры, затем
Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения
образования в Англию в Глазговский университет. Здесь он защитил
диссертацию  по римскому праву, получив
ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профессором  юридического факультета Московского
университета, где впервые на русском языке читает лекции по праву. В этот
период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложил
радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в
государстве.

В размышлениях
о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной
теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически
последовательных “ состояний”, хронологически сменяющих друг друга. Первым из
них была охота (ловля зверей и собирательство 
дикорастущих плодов); вторым-- скотоводство и пастушество,  третьим-- “хлебопашественное состояние” и
последним,  четвертым,-- “коммерческое”.
В первых двух главенствует  коллективное
владение вещами, обусловленное несовершенством 
трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В
“хлебопашественном состоянии” появляются жилища,  каждый начинает обрабатывать землю, у людей возникает  желание получить все это “во всегдашнее
право собственности”.  Таким образом, у
Десницкого право частной собственности, как и у Джона Локка, складывается в
результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Дж.Локк,
усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении
накапливать.

Государство, по
мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние
“первовозникающие государства”, 
соответствовавшие “хлебопашественному состоянию”, государствами в
собственном смысле не были, поскольку они не имели ни права, ни средств для его
реализации. Однако Десниц- кий высказал предположение, что власть в обществе с
самого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал
богатством.

Цель
государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего  количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой
организации власти Десницкий считал конституционную  монархию.

Законодательная
власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным
органом-- Сенатом, с” стоящим из 600 -- 800 депутатов. Сенату дозволено “.-с
приказанием  и по усмотрению монархов
российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать и сверх того,
пошлины в государстве налагать-, войну продолжать и заключение трактатов  с соседними державами наблюдать”. Но “конечное
повеление”  принадлежит только монарху.
Сам представительный орган “никаких узаконений без изволения и приказания
монархов  в России не предпринимать, не
делать” не должен. Сенату также вручается еще и высшая судебная власть-

В Сенат могли
быть избраны депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников,
духовенства и интеллигенции (“ училищных”) по избирательному праву с умеренным
цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть а дальнейшем переизбраны,
но не более чем на три срока. Сенаторы 
из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет
монарху все дела, требующие решенил Все сенаторы равноправны независимо от их
сословной принадлежности.

Для заседаний
Сената и “жилья” сенаторов Десницкий рекомендует “построить в Москве и
Санкт-Петербурге особливые здания”.

В предложениях
по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений
конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение
судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда
присяжных,  установление гласности и
непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту.

Низшая судебная
инстанция определена в проекте Десницко- го в виде всесословного судебного
органа при местной административной 
власти. Таким образом, здесь он проявил определенную  непоследовательность, не доведя до конца
осуществление принципа независимости суда.

Исполнительная
власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и
высшими органами управления-- коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху
и Сенату.

У Десницкого
есть еще и показательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и
провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности
подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и
публично их рассматривает.

В дополнение к
наказательной власти Десницкий присовокупляет 
еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного
самоуправления.

Компетенция
всех пяти властей должна быть строго определена  законом, с тем “чтоб одна власть не входила из своего предела в
другую”, так как от исполнения ими своих функций “зависят все почти
чиноположения и все главные правления в государствах”.

В правовой
сфере Десницкий также разработал ряд институтов.  Он предложил деление права на государственное, гражданское,  уголовное и судебное.

Применение
смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство
и измена родине, но возражал против “мучительских” способов ее исполнения, а
также применения позорящих наказаний.

Десницкий
требовал строжайшего соблюдения законности в практике государственной жизни.

Десницкий
выступал за равное отношение ко всем народам, населяющим Россию. “Российская
монархия,-- писал он, -- самоеда приглашает быть участником законодательной
власти”.

В целом
просветительская доктрина Десницкого была направлена  не на утверждение “просвещенного абсолютизма”, а на создание
конституционного варианта монархического правления  в России.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.