Реферат по предмету "Право"


Революционно-демократические проекты социальной утопии в учениях А.И. Герцена и Чернышевского

Революционно-демократические
проекты социальной утопии в учениях А.И. Герцена и Чернышевского.

К идеям и
конструкциям общинного (народнического, “крестьянского”)  социализма одновременно пришли многие
социальные философы, однако приоритет здесь принадлежит Александру Ивановичу
Герцену (1812--1870). Именно он воспринял сельскую  общину как главный опорный элемент в здании будущего русского
социализма.

1 ноября 1861
г. Герцен выдвигает лозунг “В народ!”, ставший на десятилетия призывом для
патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.

Социализм
Герцена народнический и вместе с тем индивидуалистический --  так оценивает взгляды Герцена Бердяев. Его
вера в крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский мужик, даже в
крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет
в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает при этом различения между
личностью и индивидом, между человеком и гражданином.  Однако хорошо чувствует и передает опасность мещанства,
торжествующего и угрожающего образованному меньшинству. Первый русский западник
пережил глубокое разочарование в западном мещанстве, и это склонило его к
сочувствию анархизму,  а не демократии.

“Государство и
личность, власть и свобода, коммунизм и эгоизм (в широком смысле слова) -- вот
геркулесовы столбы великой борьбы, великой революционной эпопеи”,-- писал
Герцен  в период идейных поисков перспективных
форм организации  человеческого
общежития. Он пришел к выводу, что таких форм можно выделить только две --
монархию и республику. При этом речь идет не о формах правления, а именно о
формах организации общежития, в которых действительно обеспечивается  дело народа (республика), общее благо.
Поэтому он проводил  различение
политической и социальной республики, считая подлинной республикой только
социальную. Монархия в отличие  от
республики требует священного и неприкосновенного авторитета, который
несовместим со свободой людей и независимостью 
разума.

На общий ход
дискуссий о социальных возможностях общины большое влияние оказали
публицистические выступления Николая 
Гавриловича Чернышевского (182*--1889), особенно две его статьи --
“Критика философских предубеждений против общинного владения” (1858) и
“Экономическая деятельность и законодательство” (1859).

В первой из них
сделан вывод о том, что существование первобытной общины в условиях высокой
ступени цивилизации, какая достигнута в текущем столетии, не помеха для ее
вхождения  в эту цивилизацию, потому что
в общинном владении присутствует “высшая форма отношений человека к земле”.
Более того, общинное владение обеспечивает, писал Чернышев- ский в другой
статье годом раньше, каждому земледельцу обладание землею и “гораздо лучше
частной собственности упрочивает национальное благосостояние”. Такое владение в
состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку
общинная собственность “соединяет собственника,  хозяина и работника в одном лице”. Все это позволяет  сделать вывод о возможности ускоренного
социального развития при помощи общин*

В статье
“Экономическая деятельность и законодательство” автор дает контрастирующее
сопоставление внутриобщинной правовой ситуации и правительственного
регламентирования с помощью законов. В общинном поземельном владении
отсутствует “ вмешательство всякой центральной и посторонней
администрации”.  Здесь внутреннее
регулирование, которое можно назвать разумным законодательством, дает бесспорность
и независимость правам частного лица. Оно же благоприятствует развитию прямоты
характера и качеств, нужных для гражданина. 
Оно поддерживается и охраняется силами самого общества. Таким образом,
внутриобщинное регулирование самодостаточно, 
в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной  регламентации, поскольку оно вырабатывалось
поколениями  на основе правового обычая
или соглашения.

Выход из такого
положения один -- в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны
соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами
природы и средствами наук. В земледелии братство это должно выразиться  в переходе земли в общинное пользование, а в
промышленности --  в переходе фабричных
и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой
фабрике  или на этом заводе.

После первых
шагов по осуществлению крестьянской реформы 
Чернышевский приходит к выводу о неспособности
самодержавно-бюрократической организации к реформированию  и начинает ориентироваться на крестьянскую
революцию. В прокламациях к крестьянам, в обращении к русским
конституционалистам  у него представлен
широкий комплекс предложений  и
рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и
государства: свободная от бюрократического 
гнета и опеки крестьянская община, местное представительное  управление и самоуправление, самостоятельный
и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление  на основе законов.

В отличие от
Герцена Чернышевский--убежденный демократ. 
Он вступает по этому вопросу в 
спор с Чичериным, который утверждал, что “демократия похожа на
абсолютизм в том отношении, что очень любит бюрократию и централизацию”.
Чернышевский возражал против этого и полагал, что демократия  по своему характеру противоположна
бюрократии. Например,  администрация в
условиях демократии должна находиться в подчинении у жителей того округа,
делами которого она занимается, и это связано с тем, что каждое село и город,
каждая область независимы в своих делах; подобно тому и каждый гражданин должен
быть независимым в делах, касающихся его одного.

Герцена и
Чернышевского чаще всего относят к разряду революционных демократов и
одновременно таких социалистов- утопистов, которые являются ближайшими
предшественниками  социалистических
(пролетарских по марксистской термино- .логии) демократов. Однако, если
воспользоваться словарем самих аттестуемых, их можно было бы назвать
создателями “теории об улучшении народного быта” (выражение Чернышев- ского,
использованное в характеристике учения Сен-Симона), в которой речь шла об
улучшении в интересах народа существующей 
системы отношений и учреждений. Оба мыслителя проявили  при этом незаурядную универсальность и
представили в обоснование своих радикальных политических и социальных программ
развернутую аргументацию не только философского и социологического, но также
культурологического, политэконо- мического и правоведческого характера.

Определение
“революционный” более всего подходит к народническому  движению 70-х гг., в котором основными разновидностями  людей, и теоретизирующих, и действующих в
духе радикального “улучшения”, стали бунтари-бакунинцы, впере- довцы,
террористы и конституционалисты.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неофрейдизм. Эрих Фромм – один из основателей неофрейдизма
Реферат Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза
Реферат Физическая подготовка в системе воспитания здорового образа жизни человека (контрольная по филической подготовке)
Реферат Методика підготовки вчителя до уроків обслуговуючої праці
Реферат The House Of The Seven Gables Essay
Реферат Новая экономическая политика 1921 - 1929 гг
Реферат Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею... К. Воробьев Убиты под Москвой, Васильев Б. 2
Реферат Функції процесу навчання
Реферат 1 класс Учитель : Венатовская Елена Николаевна Учитель
Реферат Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
Реферат Общественные блага
Реферат Учет финансовых результатов Налог на добавленную стоимость
Реферат BATTERED WOMEN SYNDROME Essay Research Paper PSYCHOLOGY
Реферат Экономико-географическая характеристика Республики Бурятия
Реферат Физическое воспитание дошкольников