Мусульманское
право: общая характеристика
Возникновение
Мусульманское
право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока.
Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с
эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной
общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных
империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были
составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.
Эволюция
В первое
десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки,
состоявшей из:
племенной
аристократии;
рабовладельцев;
формирующегося
класса земельных собственников.
В последующие
века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему
феодального права, защищавшего интересы:
государственной
верхушки,
землевладельцев,
богатых купцов,
мусульманского
духовенства.
Шириат возник и
развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в
целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые
установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы,
определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).
Тесная связь
права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных
предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные;
рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой
применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь
правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.
Характерные
черты:
-относительная
целостность,
-конфессиональный
принцип,
-постепенное
превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее
влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,
-с утверждением
главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм.
Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка:
ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.
Источники
мусульманского права
1.КОРАН -
священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление
окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к
правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать
как собственно правовые (в основном, о браке и семье).
2.СУННА -
состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях
Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного
из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы
брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о
рабах, др.
3.ИДЖМА - общее
согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по
религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда
или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями.
Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете,
спросите тех, кто знает”.
4.ФЕТВА -
решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам.
5.КИЯС (с 10
в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать
новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного
произвола.
6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе -
урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов.
Кануны - законы.
Основные
мазхабы ислама
В Мусульманской
религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая
большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках.
Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой
славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г.
существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее
либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб
Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский
Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый
строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).
Осуществим был
переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было
возможно как на время, так и навсегда.
Публичное право мусульман: понятие
государства
Понятия гос-ва
нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед
ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через
имама - теократическое гос-во.
Сначала
строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь
- светский.
Своеобразная
теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых
заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это.
Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.
Задачи
существования исламского гос-ва:
1.защита Веры
от неверных.
2.прозелитизм -
пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:
а)религия;
б)желание, воля
к власти у монарха;
в)ислам -
беспрекословное подчинение светской власти.
Организация
гос-ва:
1.халиф -
религиозные вопросы;
2.визирь -
светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее
визирю.
Суд, его органы и процесс в мусульманском
праве
Правосудие
осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое
дело и вынести по нему решение.
Коллегия
виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и
уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие -
представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и
обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные
изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями
всего духовенства.
Судебный
процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными
лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела
рассматриваются публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело
не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно.
Доказательства
- признание , показания свидетелей, клятва.
Дело должно
было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день.
Процесс - состязание сторон.
Брачно-семейное право мусульман
Брак -
религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как
торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.
Брачный возраст
- у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали
временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех
жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение
женщины.
Существовало
несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин
(только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое
имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в
определенных случаях.
Наследственное
право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по
завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные
права, а не обязанности.
Частное право мусульман
ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ. Шириат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но
отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском
правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая
предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке.
Существовало понятие ограниченной правоспособности.
Отношения
собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись
государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и
т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.
Способы
возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество
делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи.
Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).
ДОГОВОРНОЕ
ПРАВО. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция
обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные,
двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.
Договор -
правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры -
священна.
Виды договоров:
купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.
Нет понятия
ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял -
особая юридическая техника - цепочка особого рода действий, которые формально
не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/