Московский Авиационный Институт
(Технический университет)
Кафедра 101
РЕФЕРАТ
по курсу
«Основы авиационной техники»
«Стратегический бомбардировщик Ту-95»
студент группы 004-409
Острецов Дмитрий Григорьевич
Проверил(а)___________
Оценка___________
Москва 1998 год
Содержание
1. Описание Ту-95 ………………………………………………………..2
2. Модификации Ту-95…………………………………………………..3
3. Конструкция Ту-95 ……………………………………………………5
4. Вооружение Ту-95 ……………………………………………………..7
5. Боевое применение Ту-95 …………………………………………….8
5. Летно-технические характеристики ………………………………..8
6. Схемы самолета ………………………………………………………10
7. Источники материалов……………………………………………….12
Стратегический бомбардировщик Ту-95 и его модификации Ту-96, Ту-116, Ту-119 и Ту-126
Описание Ту-95
Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик.
Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время - Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. Объём выпуска превысил 500 машин.
В начале 50-х годов в ОКБ А Н Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосньк винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортрсес» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика - Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличие от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км. Строительство Ту-95МС было развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН Ту-126, оснащенные радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.
Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г. Различные модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации. Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов фронтовой авиации и вертолётов.
В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России.
Модификации Ту-95
Ту-95 - стратегический бомбардировщик; в 1955-57 гг. построен 31 самолёт.
Ту-95А - носитель ЯАБ, развитие предыдущей модификации; отличается наличием термостабилизированного бомбоотсека, светозащитных шторок в кабине экипажа и специального покрытия.
Ту-95В - серийный Ту-95, переоборудованный в качестве носителя ТЯАБ в 1959. Специальная разработка для испытания сверхмощной (50-100 Мт) ТЯАБ на Новой Земле. Выпущен в единственном экземпляре.
Ту-95К - самолёт-ракетоносец, вооружённый комплексом К-20, в состав которого входила КР Х-20; было выпущено 2 прототипа, переделанных из находящихся в постройке Ту-95, первый из которых поднялся в воздух 1 января 1956 г.; выпуск осуществлялся в 1958-62 гг.
Ту-95К-22 - самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР Х-22;
переоборудовался из Ту-95КМ; головная машина поднялась в воздух 30 октября 1975 г.
Ту-95КД - Ту-95К, оборудованные системой дозаправки топливом в полёте; прототип прошёл доработку и совершил первый вылет 5 июля 1961 г.; с 1962 г. было выпущено более 20 машин; кроме того, было переоборудовано несколько ранее выпущенных Ту-95К.
Ту-95КМ - Ту-95КД, прошедшие в конце 60-х гг. модернизацию путём установки нового БРЭО и перевооружения УР Х-22М.
Ту-95КУ - Ту-95К, переоборудованные в учебные самолёты для подготовки экипажей для работы с аппаратурой комплекса К-20.
Ту-95ЛАЛ (Ту-119) - экспериментальный Ту-95 с атомным реактором. «Летающая атомная лаборатория».
Ту-95М - дальнейшее развитие Ту-95 с ТВД НК-12М; совершил первый вылет в сентябре 1957 г.; до конца 1958 г. выпущено 19 самолётов.
Ту-95М-5 - Ту-95М, переоборудованный в октябре 1976 г. в носитель УР КСР-5; остался в опытном экземпляре.
Ту-95МА - самолёт-носитель ЯАБ; изменения - аналогичные Ту-95А; выпускался серийно. Ту-95МР - самолёт-разведчик; с конца 60-х гг. переоборудовано 4 Ту-95М.
Ту-95МС - самолёт-носитель КР Х-55/РКВ-500А с экипажем из семи человек; прототип совершил первый вылет в 1979 г.; выпуск до 1983 г. осуществлялся на Таганрогском авиазаводе, а затем был переведён в Куйбышев.
Стратегический бомбардировщик Ту-95 и его модификации Ту-96, Ту-116, Ту-119 и Ту-126
Восьмиместньш цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик,
Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время - Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. Объём выпуска превысил 500 машин.
В начале 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортрсес» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика - Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличие от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км. Строительство Ту-95МС было развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН Ту-126, оснащенные радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.
Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г. Различные модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации. Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов фронтовой авиации и вертолётов.
В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России. Модификации Ту-95
Ту-95 - стратегический бомбардировщик, в 1955-57 гг. построен 31 самолёт.
Ту-95А - носитель ЯАБ, развитие предыдущей модификации; отличается наличием термостабилизированного бомбоотсека, светозащитных шторок в кабине экипажа и специального покрытия.
Ту-95В - серийный Ту-95, переоборудованный в качестве носителя ТЯАБ в 1959. Специальная разработка для испытания сверхмощной (50-100 Мт) ТЯАБ на Новой Земле. Выпущен в единственном экземпляре.
Ту-95К - самолёт-ракетоносец, вооружённый комплексом К-20, в состав которого входила КР Х-20; было выпущено 2 прототипа, переделанных из находящихся в постройке Ту-95, первый из которых поднялся в воздух 1 января 1956 г.; выпуск осуществлялся в 1958-62 гг.
Ту-95К-22 - самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР Х-22;
переоборудовался из Ту-95КМ; головная машина поднялась в воздух 30 октября 1975 г.
Ту-95КД - Ту-95К, оборудованные системой дозаправки топливом в полёте; прототип прошёл доработку и совершил первый вылет 5 июля 1961 г.; с 1962 г. было выпущено более 20 машин; кроме того, было переоборудовано несколько ранее выпущенных Ту-95К.
Ту-95КМ - Ту-95КД, прошедшие в конце 60-х гг. модернизацию путём установки нового БРЭО и перевооружения УР Х-22М.
Ту-95КУ - Ту-95К, переоборудованные в учебные самолёты для подготовки экипажей для работы с аппаратурой комплекса К-20.
Ту-95ЛАЛ (Ту-119) - экспериментальный Ту-95 с атомным реактором. «Летающая атомная лаборатория».
Ту-95М - дальнейшее развитие Ту-95 с ТВД НК-12М; совершил первый вылет в сентябре 1957 г.; до конца 1958 г. выпущено 19 самолётов.
Ту-95М-5 - Ту-95М, переоборудованный в октябре 1976 г. в носитель УР КСР-5; остался в опытном экземпляре.
Ту-95МА - самолёт-носитель ЯАБ, изменения - аналогичные Ту-95А; выпускался серийно. Ту-95МР - самолёт-разведчик; с конца 60-х гг. переоборудовано 4 Ту-95М.
Ту-95МС - самолёт-носитель КР Х-55/РКВ-500А с экипажем из семи человек; прототип совершил первый вылет в 1979 г.; выпуск до 1983 г. осуществлялся на Таганрогском авиазаводе, а затем был переведён в Куйбышев.
Ту-95Н - самолёт-носитель сверхзвукового бомбардировщика PC конструкции П.В. Цыбина;
прототип был переоборудован из серийного изделия в 1958 г.; тема дальнейшего развития не получила.
Ту-95РЦ - разведчик-целеуказатель для авиации ВМС; прототип совершил первый вылет 21 сентября 1962 г.; серийно самолёт выпускался с 1963 г.
Ту-95У - учебный вариант Ту-95/Ту-95М, предназначенный для подготовки экипажей
Ту-95 более поздних модификаций, в 80-х гг. переоборудовано некоторое количество старых самолётов.
Ту-96 - высотный бомбардировщик; опытный экземпляр проходил испытания летом 1956 г.;
серийно модификация не выпускалась.
Ту-116 - дальний пассажирский самолёт для перевозки государственных деятелей в 1956 и 1957 гг. переоборудовано два серийных бомбардировщика.
Ту-119 (Ту-95ЛАЛ, Ту-95АЛ) - экспериментальный Ту-95 с атомным реактором.
Ту-126 - самолет радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН, оснащенный радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.
Кроме того, несколько машин было переоборудовано в летающие лаборатории, носители экспериментальных гиперзвуковых самолётов и т.д.
Фюзеляж самолета Ту-95 представляет собой конструкцию типа полумонокок обтекаемой формы, круглого сечения, с гладкой работающей обшивкой, подкрепленной набором шпангоутов и стрингеров. Технологически он делится на передний фонарь, носовую часть, включающую в себя переднюю негерметическую кабину и обтекатель кормовой пушечной установки.
Фонарь и носовая часть фюзеляжа образуют переднюю герметическую кабину, в которой расположены места экипажа (летчики - командир корабля, помощник командира, штурман, второй штурман, старший бортовой техник, старший воздушный стрелок-радист и офицер по системам РЭП). Вход в кабину производится через отсек передней стойки шасси и люк в полу. Аварийное покидание самолёта осуществляется при помощи подвижного пола через люки в обеих кабинах,
К средней части фюзеляжа крепится центроплан, здесь же расположен бомбовый отсек. Значительная часть свободного объема занята контейнерами с топливными баками, ближе к наружной поверхности вмонтированы спасательные лодки ЛАС-5-2М. В кормовой гермокабине размещены рабочие места воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок, прицельные станции и оборудование. Далее крепится кормовая пушечная установка с обтекателем радиолокационной прицельной станцией.
Для обзора боковых полусфер в кабине имеются блистеры из органического стекла. Фонарь кормовой кабины остеклен прозрачной броней.
Крыло на 95-м кессоной конструкции. Состоит из центроплана, двух первых отъемных частей и двух вторых отъемных секций. Кессон образован передним и задним лонжеронами, верхними и нижними панелями с толстой работающей обшивкой. Между нервюрами в кессоне размещаются мягкие топливные баки. На верхней панели есть узлы крепления гондол двигателей. Нижняя панель в местах установки основных стоек шасси усилена двумя балками.
На крыле расположены органы управления самолетом. Элерон металлической конструкции проходит вдоль всего размаха вторых отъемных частей крыла и разделен на три отсека, во избежание заклинивания при прогибе крыла. Односекционный щелевой закрылок расположен на первой отъемной части и разрезан на две части обтекателем шасси.
Оперение цельнометаллическое, свободнонесущее, однокилевое, стреловидное. Угол стреловидности вертикального и горизонтального оперения 40D. Стабилизатор кессоного типа состоит из двух половин, стыкующихся между собой по оси самолета. Руль высоты тоже из двух частей и имеет так же, как и руль направления, соответствующую компенсацию.
Шасси самолета трехстоечное, со сдвоенными баллонами. Основные стойки - двухосные, убираемые в полете в крыльевые гондолы (что является фамильной чертой большинства туполевских машин), носовая стойка - одноосная, убираемая по "потоку" в фюзеляж. На основных стойках расположены тележки с четырьмя тормозными колесами, имеющими пневматики 1500х500 мм. Передняя стойка с двумя колесами и пневматиками 1100х330 мм крепится к передней части фюзеляжа.
Управление самолетом осуществляется с помощью двух штурвальных колонок и двух пар ножных педалей, соединенных с органами управления тягами. В управлении элеронами частично применена тросовая проводка. В системе управления рулем направления и элеронами включены обратимые гидроусилители.
В зависимости от модификации, на Ту-95 применялись ТВД НК-12 мощностью 12000 л.с., НК-12М, НК-12МВ либо НК-12МП (каждый мощностью по 15000 л.с.), расположенные в мотогондолах, воздушных винтов типа АВ-60 и системы управления. Винты -четырёхлопастные металлические изменяемого шага, установленные соосно.
Топливная система включает в себя топливные баки и систему автоматического измерения расходования топлива, которая обеспечивает в полете диапазон допустимых центровок машины. Горючее типа Т-1, ТС-1 или Т-2 располагается в 74 крыльевых и фюзеляжных мягких топливных баках. Общий запас топлива для самолета Ту-95М может достигать 88,5 -100т.
Гидравлическая система включает две подсистемы: высокого и низкого давления. Нагнетание высокого давления создается автономным гидронасосом с электроприводом, в системе низкого давления - от гидронасосов, установленных на двигателях.
Радиосвязное оборудование
Состоит из KB радиостанции, командной радиостанции, работающей в коротковолновом и среднем диапазоне волн, УКВ радиостанции, аварийной радиостанции.
Радионавигационное оборудование включает автоматический радиокомпас, радиовысотомеры малых и больших высот, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, системы навигации, посадки, аппаратуры контроля места положения самолета.
На бомбардировщиках (после проведённой в 70-х гг. модернизации) устанавливались:
радиолокационный прицел РПБ-4 «Рубидий-ММ-2» либо Р-1Д «Рубин-1 Д», сопряжённые с оптическим бомбоприцелом ОПБ-11РМ (ОПБ-112), станция оповещения о радиолокационном облучении СПО-2 «Сирена-2», аппаратура РЭП СПС-1 либо СПС-2. Для управления оборонительными установками предназначались 4 оптические прицельные станции ПРС-153, а также прицельная РЛС ПРС-1 «Аргон». Кроме того, в грузоотсеке размещались системы автоматического сбрасывания диполей АСО-95 и АСО-2Б. Для контроля результатов бомбометания и ведения попутной авиаразведки установлен фотоаппарат АФА-42/100.
На Ту-95К была установлена РЛС ЯД, предназначенная для наведения УР. Остальное БРЭО было аналогично тому, что устанавливалось на бомбардировочных модификациях.
У Ту-95КМ РЛС осталась такой, как и на предыдущей версии, однако, произошла замена ряда других систем БРЭО, Установлены: разведсистема «Ромб-3», прицельная станция ПРС-4, аппаратура РЭП СПС-3, станция оповещения об облучении СПО-3 «Сирена-3».
На Ту-95К-22 вместо РЛС ЯД установлена ПНА-Б, а также смонтирована аппаратура подготовки и пуска ракет «Кама».
На Ту-95МС также установлено новое БРЭО, в т.ч. бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс «Метеор-НМ».
Электросистема самолета состоит из основной сети постоянного тока, питающейся от 8 генераторов типа ГСР-18000М по 2 на каждом двигателе. В качестве аварийного источника используются аккумуляторные батареи 12 CAM-55. Две вторичные системы переменного тока питаются от преобразователей ПО-4500 и ПТ-1000. Кроме того, на каждом двигателе установлены генераторы переменного тока нестабильной частоты типа СГО-ЗОУ.
Самолёты поднимают до 12000 кг боевой нагрузки. У бомбардировщика она была представлена свободнопадающими бомбами калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасных, так и ядерных, подвешиваемых в фюзеляжном отсеке. Ту-95В брал под фюзеляж, (габариты не
позволяли размещать в отсеке) ТЯАБ мощностью 20 и 50 мегатонн, массой до 22 тонн. Также предусматривалась подвеска бомбы мощностью 100 Мт (очевидно, именно её имел в виду Никита Сергеевич Хрущёв, упоминая о "кузькиной матери").
Основным вооружением Ту-95К и Ту-95КД была КР Х-20 комплекса К-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека.
На Ту-95К-22 там же подвешивалась 1 КР Х-22М, либо 2 - под крылом. Ту-95МС несут КР РКВ-500А (Х-55): 6 на внутрифюзеляжной барабанной многоцелевой ПУ МКУ-6-5 и 10 на 4 подкрыльевых пилонах. Вместо них на пилоны подвешивается до 8 КР X-55М.
Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра.
Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из 2 спаренных 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л, размещённых в кормовой оборонительной установке. Все остальные модификации (кроме Ту-95К-22) вооружены 6 спаренными 23-мм пушками АМ-23, расположенными в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас - 2500 выстрелов. На Ту-95К-22 кормовая установка отсутствует, а вместо неё смонтирована аппаратура РЭП.
Боевое применение Ту-95
Ту-95 на экспорт не поставлялись и боевого применения не имели. Вместе с тем, самолёты привлекались для проведения испытаний ядерного и термоядерного оружия. Так, осенью 1961 г. с них во время подобного мероприятия, проводившегося на Новоземельском полигоне, сбрасывались ТЯАБ мощностью 20 и 50 мегатонн.
Летно-технические характеристики
Стратегический бомбардировщик Ту-95 и его модификации Ту-96.Ту-116.Ту-119 и Ту-126 ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева
Модификация Обозначение НАТО
Размах крыла, м Длина самолета, м Высота самолета, м Площадь крыла, м2
Ту-95М Ту-95К «Bear» («Медведь»)
50.04 46.17 12.5 283.7
50.04 46.9 12.5 283.7
Ту-95МС
50.04
49.13(со штангой топливоприёмника) 13.2 295
Масса, кг сухая 84300 максимальная взлётная 182000 Максимальная скорость на высоте, км/ч 905
Радиус действия, км Дальность полёта, км Потолок, м
84300 182000
860
6900-7000 13200 10500 11900 11600
185000 830
10500
Экипаж, человек
8
8
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |