Политические
взгляды О. Конта.
Основатель
философии позитивизма, известной также под названиями “социальная физика” и
“социология”, Огюст Конт (1798 -- 1857) провозгласил новую перспективу в историческом
движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и
предшественников в лице Тюрк), Кондорсе
и Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии
Сен-Симона.
Тюрго в своих
“Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа” (1750) и
затем в “Истории прогресса человеческого духа” утверждал, что все века связаны
цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние
общества соединяется с предшествующими.
Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность
передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в
общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря
новым открытиям.
Сам род
человеческий представлялся Тюрго развивающимся (подобно индивидам -- от детства
к зрелости) и во многом зависящим от изменений в мире физических явлений. Все
физические явления воспринимались людьми вначале как действия божественных сил, затем как действия неких
сущностных сил и лишь на последнем, третьем этапе или стадии развития
человеческого познания было подмечено механическое воздействие вещей друг на друга, поддающееся
механическому выражению, эмпирическим
обоснованиям или гипотетическим объяснениям.
В этих трех состояниях человеческого понимания явлений внешнего мира уже
намечены контуры предложенного Коптом закона трех состояний, которые
претерпевает человеческое познание и
мышление (героическая, метафизическая и позитивная стадии прогресса
человеческого познания мира). Другая область размышлений Тюрго была связана с
обоснованием необходимости исследовать
общие и частные причины общественных перемен, а также свободных действий
великих людей в их отношении к природе самого человека и в их соотношении с
механикой моральных сил.
Еще ближе для
Конта был Ж.-Д. Кондоме (1743--1794), которого можно считать основоположником
взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на область применения
счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе
воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго
связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и
наблюдению. Причем в каждой эпохе
прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и
перемен, оказывающих свое влияние на
общество в целом либо на его части.
Основной труд
Конта -- шеститомный “Курс положительной философии” был опубликован между 1830
и 1842 г. Копт отвергал в нем все
попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей
философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а
не какова их природа. “Основной характер позитивной философии,--
подчеркивал он,-- выражается в
признании всех явлений подчиненными
неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель
всех наших усилий, причем мы считаем
безусловно недоступным и бессмысленным
искание так называемых причин, как первичных, так и конечных”. Согласно
Копту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях --
теологической, метафизической и позитивной.
В своих
политических ориентациях Конт -- в отличие от Сен- Симона-- придерживался
консервативно-охранительной позиции. Он
видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже
основную причину революционных настроений в “глубоком разногласии умов и
отсутствии общих идей”. Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо
усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество
к миру и счастью. “Если единение умов на почве общности принципов состоится, то
соответствующие учреждения создадутся
сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения”.
Контовское
представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и
общественных явлений неизменным законам
не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому
представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанным законам,
соответствующим данному явлению --
когда падающее тело устремляется к
центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и
есть его свобода. Так и в жизни человека или растений- Каждая их функция
жизнедеятельности свободна лишь в том случае, если она совершается в
соответствии с законами и без всяких
внешних и внутренних препятствий.
Человеческие
привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому
необходимо посредничество патриотизма,
любви к отечеству. Современные общественные
беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой
буржуазии, ее слепым презрением к народу.
В идеальном строе желательно поэтому полное исчезновение среднего класса
при сохранении богатого патрициата и остальной
части, именуемой пролетариатом.
Общесоциологическое
учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца прошлого
века и оказало влияние даже на его критиков. Особенно привлекательным оказалось
контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и
научно-прикладным реформатор- ством, что сказалось на многих концепциях
социального прогресса конца XIX и XX
в., но более всего на технократических концепциях (д Белл, Р. Арон) и теории
менеджериальной революции (Дж Бернхем). В области правоведения особое
внимание привлекала идея человеческой
солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях
Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере у п. А. Кропоткина.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/