Проблемы подготовки молодежи
к труду и выбору профессии
Жарков С.
Труд - источник
существования человека и общества, источник материальных и духовных благ.
О труде у нас
говорят мало. Жестокость и насилие заполонили экраны кино и телевидения.
Рекламируется западная культура, западный образ жизни. Конечно, брать нужное и
достойное всегда надо. Но, к сожалению, не всегда так делается. Японцы,
корейцы, американцы пытаются перейти на всеобщее высшее образование, в России
же среднее не является обязательным.
Страна
находится в жесточайшем кризисе!
Образование в
России переживает трудное время. Общеобразовательная трудовая политехническая
школа все больше становится гуманитарной. Идея соединения обучения с
производительным трудом предается забвению: ученические бригады, строительные
отряды, производственные звенья, другие формы трудовых объединений учащихся не
действуют. Учебно-материальная база образования не подкрепляется.
Край наш
сельский (сельскохозяйственный), в нем 1599 школ, из них 1339 - сельские (83%),
80% сельских школ - малочисленные и малокомплектные. Вследствие миграции
молодежи в город в 60-е годы в селе оставалось около 4-8% выпускников школ. Не
хватало рабочих рук. В 1968-69 годах. в Бийском государственном педагогическом
институте была создана проблемная лаборатория трудового воспитания и
профориентации, которой были предложены следующие рекомендации:
1. Создание
оптимальной системы трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся
с учетом местных условий.
2. Насыщение
процесса трудового обучения и воспитания политехническим содержанием и более
раннее вовлечение учащихся в творческий труд.
3. Повышение
уровеня технического оснащения производственных процессов, механизация труда
учащихся на учебно-опытных участках. Создание полевых лагерей для трудовых
объединений школьников.
4.
Совершенствование педагогического руководства общественно полезным и
производительным трудом учащихся. Овладение педагогами необходимыми знаниями и
умениями в области производства.
5. Соблюдение
гуманистических принципов труда, этических, психолого-педагогических и
организационных правил.
6. Улучшение
культурно-бытовых условий.
Все это было
направлено на решение проблемы "закрепления" молодежи на селе.
Шли годы,
десятилетия, продолжалась работа школ, хозяйственных, партийных, советских
органов в единстве, наметилась тенденция к снижению миграции. Динамика
реализации профессиональных намерений выпускниками сельских школ выглядела так:
1970 - 12%; 1975 - 30%; 1980 - 42% - по Бийскому сельскому району в среднем за
каждый год 9-й пятилетки - 43%. Однако, в крае было немало районов, где
проблема закрепления молодежи решалась положительно. Так, в Чарышском районе до
1974 года ежегодно выбывало по 700-900 человек, а молодежи оставалось 15-20%. В
1975 году население уже не уменьшилось, а молодежи осталось 90%. Это стало
возможным за счет улучшения условий труда, дорожного строительства, образования
крупных поселков и создания культурно-бытовых условий, за счет целенаправленной
воспитательной работы.
С началом
перестройки многое стало изменяться. Так, в 1985 году в сельское хозяйство
определилось только 36,8% выпускников. Так было недавно. Что мы видим сейчас?
Если объем промышленного производства Алтая за 50 лет советской власти возрос в
589 раз, то за 7 лет перестройки он сократился в 2 раза, аналогичное положение
и в сельском хозяйстве. Недавний опрос жителей 30 областей и краев России
показал, что только 12% респондентов пожелали, чтобы их дети остались работать
в селе, 43% хотели бы видеть их городскими жителями, что соответствует уровню
показателей начала 70-х годов (т.е. почти 30 лет тому назад).
С изменением
идеологических, социальных и экономических приоритетов общественного развития
меняются и требования к образованию, в частности - к трудовой подготовке
молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Это
предполагает усиление направленности трудового обучения и воспитания на
развитие творческих возможностей учащихся, их подготовки к профессиональному
самоопределению в условиях рыночной экономики. Кроме того, рыночные условия
хозяйствования предполагают необходимость быстрой социальной и психологической
адаптации, профессиональной мобильности работников, что, в свою очередь,
требует новых подходов, целенаправленных средств подготовки учащихся к важному
жизненному выбору, профессиональному самоопределению. В условиях девальвации
ценностей образования, меркантилизма и коммерционализации отношений между людьми,
болезненность выбора будущего профессионального пути еще более обостряется.
Изучение возможностей новых образовательных структур и форм, особенностей и
путей профилактической профессиональной ориентации приобретает исключительное
значение в теории и практике обучения и воспитания.
Для
положительного решения этих проблем в науке и передовом опыте создаются
определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные трудовые
объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессиональной ориентации -
"образовательные центры". Основой жизнедеятельности хозрасчетных
трудовых объединений является формирование у школьников мотивированного
увлечения каким-либо видом деятельности (по Сухомлинскому, Макаренко),
возможного при свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от
одного вида деятельности к другому.
Существенное
влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда (творческого и
особенности) оказывают также и друге факторы:
1. Организация
труда (конкретная постановка задач; четкое определение видов и объемов труда с
учетом особенностей личности; перспектива роста, стимулы).
2. Содержание
труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие ситуаций
затруднения; применение средств, облегчающих трудовую деятельность).
3. Результаты
труда ( объективная оценка труда; общественная значимость продукта
деятельности; количественные и качественные показатели).
Например, в
малокомплектной школе с. Круглые Семенцы Егорьевского района работает
добровольное коллективное хозрасчетное объединение учащихся на базе школьных
учебных мастерских, которое производит продукцию как по индивидуальным заказам,
так и с учетом массового потребительского спроса. Правовой основой для
кооператива служат "Закон о кооперации" и другие нормативные
документы. Кооператив функционирует как учебно-производственное подразделение
школы. Творческая деятельность членов кооператива, тесно связанная с
производительным трудом, приносит реальный экономический эффект, обеспечивает
решение задач профессиональной ориентации.
Улучшается
успеваемость, около 70% учащихся продолжают образование или трудятся по ранее
выбранной специальности.
Положительным
фактором школьного кооперативного движения является его новизна, гибкость в
организации труда, экономическая самостоятельность, рентабельность, свободное
сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, педагогическая
эффективность.
Известны и
другие производственные объединения учащихся: московский "Стимул",
созданный на базе УПК, новосибирский "Синтез", Б-Угреневское
образование "Сельский дом - семья" в с. Точильном Смоленского района
и другие.
С 1995 года при
БиГПИ работает Образовательный центр - хозрасчетное подразделение института.
Центр осуществляет подготовку старшеклассников (9-11 кл.) в системе
непрерывного образования по программе "Основы производства. Выбор
профессии" по специальностям: пользователь ПЭВМ, менеджер малого бизнеса,
мастер швейного производства, маркетолог малого бизнеса. Старшеклассники
получают начальную профессиональную подготовку, необходимую для непосредственной
трудовой деятельности и продолжения образования.
Подобные центры
профессиональной подготовки могут создаваться при школах райцентров, крупных
населенных пунктов, при сельских специальных учебных заведениях.
Осложняет
решение проблемы эффективной подготовки учащихся к труду и выбору профессии
отсутствие системы опережающей подготовки учителей к работе в школе, особенно
сельской. Существующая система подготовки учителей строится безотносительно к
типу учебного заведения, где им предстоит трудиться.
Трудности в
организации педагогического процесса, отсутствие элементарных условий
жизнедеятельности, совершенствования и реализации творческого потенциала
приводят к текучести педагогических кадров, "дефициту" учителей
сельской школы.
Необходимы
существенные перемены в организации подготовки педагогических кадров,
отвечающей требованиям современного общества к качеству образования с учетом
специфики социально-экономического развития села. С этой целью в институте
осуществляется следующее: а) учебные курсы психолого-педагогических,
общественных и специальных дисциплин нацелены на решение проблем СМКШ; б)
читаются спецкурсы по профессиональному самоопределению; в) на факультетах
введены специализации; сотни студентов на ФДПП получают дополнительную педагогическую
подготовку; г) кафедрам определены базовые школы для научно-методической
работы; защищаются курсовые и дипломные работы на темы трудового воспитания и
обучения, готовятся диссертации. При институте работают гимназия,
образовательный центр, готовится к открытию педагогический колледж для
подготовки специалистов среднего звена. Ведется подготовка пчеловодов,
создается пасека. Созданы условия для прохождения студентами за период обучения
педпрактики в сельской школе.
В институте
образован координационный научно-методический центр по работе с СМКШ. Это
вызвано тем, что совершенствование системы образования с учетом
социально-экономического развития, прогресса науки и техники диктуется
необходимостью основательной подготовки молодежи к жизни и труду, перестройки
стиля и методов управления школой, интенсификацией педагогического процесса,
позволяющей улучшать качественные результаты при уменьшении затрат учительского
и ученического труда. Для этого необходимо:
1) продолжить
разработки эффективных технологий обучения и воспитания с той целью, чтобы труд
(производительный труд учащихся в особенности) сопровождался интересом к
технологии труда, его содержанию, будил творческую мысль учащихся;
2) обеспечить
разработку механизма формирования в малых школах разновозрастных коллективов,
где общение учащихся идет по возрастной вертикали;
3) подготовить
методическое руководство учителю по развитию у школьников важнейшего качества
самообучения - рефлексии, когда ученик из объекта педагогической деятельности
превращается в ее субъект;
4) улучшать
подготовку детей в школе через систему комплексов "школа-детский
сад", "школа-производство",
"школа-профучилище-техникум", "школа-вуз" и др.
5) внедрять в
практику работы учителей-"многопредметников" идею межмпредметных связей
через общеучебные (межпредметные) умения, расширять область переноса
интеллектуальных умений на другие учебные предметы и виды познавательной
деятельности;
6) осуществлять
систематический контроль Центра за работой деканатов и кафедр в СМКШ. Итоги работы
Центра ежегодно подводить на заседании ректората или Ученого Совета института.
Такова наша
ближайшая перспектива в решении задач поставленной проблемы. Проблема
подготовки учащейся молодежи к труду и выбору будущей деятельности сложна и
многогранна, и основательное ее решение возможно при условии единства действий
комитетов образования всех уровней и педагогических учебных заведений,
коренного улучшения жизнедеятельности школ всех типов и системы образования в
целом.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com