Реферат по предмету "Педагогика"


Молодежные субкультуры как фактор наркотизации

Молодежные субкультуры как фактор наркотизации

С.Г.Косарецкий, С.В.Косарецкая

В современной
ситуации феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов,
культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно
разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник
инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной
массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности
молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры;
как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

К сожалению,
для нашей страны в современной ситуации наиболее актуальным становится
последнее. Отмечается, что осуществление социального воспитания предполагает
наличие у педагогов представлений об особенностях и характерных чертах
подростково-юношеской субкультуры, что позволит минимизировать её негативное
влияние (А.В.Мудрик, 2000).

Одним из
возможных аспектов этого "негативного влияния" выступает наркотизация
молодежи в субкультурах.

Феномены
молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как
"девиации", а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной
социализации ребенка.

Однако
современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно
либеральный характер. Западное общество, по сути, "разрешает"
выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей
(адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультура
интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами,
ценностями, иерархией взрослого мира.

В современных
исследованиях особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и
чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих
субкультур), но через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом
контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ
экспериментирования (Е. Омельченко, 2000).

Одновременно
отмечается доминирование в молодежных субкультурах новейшего времени
"гедонистического мировоззрения", ценностей удовольствия,
развлечения, что, в свою очередь, рассматривается как важнейший мотив регуляции
поведения человека в отношении наркотиков (Д.В.Колесов, 2001).

Таким образом,
эксперименты и игры "молодых" очевидно несут в себе опасность для их
физического и духовного здоровья.

В этой
ситуации рассматриваемые феномены выступают уже не только как предмет научного
интереса, но как аспект актуальной социальной проблемы - наркомании.

В литературе
утверждается тезис о молодежных субкультурах как носителях наркогенной
субкультуры (А.Г.Макеева, 1999), факторах наркотизации (А.В.Надеждин, 2000).

Анализ таких
молодежных субкультур как "хиппи", "панки",
"растаманы", "грандж", "рейв" показывает, что
употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени
значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как:
ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее
представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма
коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой"
культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах
ПАВ (марихуанна у "растаманов"; экстази у "рейверов" и
т.д..). В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной
составляющей идеологии (мифологии).

Исследования
субкультурных сообществ свидетельствуют о наличии механизмов воспроизводства
соответствующих норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых
поколениях. Таким образом транслируются и традиции употребления ПАВ.

Все это
позволяет утверждать, что работа по профилактике употребления наркотических
веществ предполагает пристальное внимание к современным молодежным
субкультурам. Сегодня, для специалистов по профилактике зависимости от ПАВ
знание культуры и субкультуры молодежи выступает значимым средством групповой и
индивидуальной диагностики, анализа ситуации, условием эффективности
организации конкретных видов профилактических мероприятий.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusmedserv.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кааба
Реферат The Crucible Essay Research Paper Elizabeth ProctorA
Реферат Безопасность жизнедеятельности, ее показатели и нормы
Реферат Основы предпринимательской деятельности.
Реферат Счастливый случай
Реферат Основы технологии производства шоколадной колбасы
Реферат Проблемы формирования бюджета Кировской области
Реферат The Stone Boy Essay Research Paper Psychiatric
Реферат Владимирские князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое гнездо
Реферат Экономическая безопасность России 6
Реферат Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич
Реферат Hemmingway In A DreamHallucination Essay Research Paper
Реферат Предмет и метод социологии права. Основные этапы становления социологии права
Реферат Методика развития связанной речи у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
Реферат Акционерные общества. Порядок их реорганизации и преобразования в товарищество с ограниченной ответственностью