Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие школы и педагогики в других социалистических странах

Развитие школы и педагогики в других социалистических
странах

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

Развитие
стран социализма характеризуется большими успехами в создании социалистической
экономики, социалистических общественных отношений и культуры, просвещения и
школы, высоким подъемом образовательного уровня народных масс. Огромное
значение для социалистических стран имеет опыт Советского Союза, в котором построен
развитой социализм и осуществляется переход к коммунизму.

Развитие
народного образования в социалистических странах определяется общими
закономерностями социализма как общественно-экономической формации. Эти
закономерности проявляются, однако, в каждой стране своеобразно—соответственно
ее истории, национальным особенностям, сложившимся традициям.

В
странах социализма утвердились новые, социалистические принципы организации
народного образования: государственный характер школы, светскость образования,
единство школьной системы, равное право всех граждан на образование, всеобщее и
обязательное бесплатное образование на родном языке, соединение обучения с
трудом, оказание государственной помощи родителям в воспитании детей,
привлечение народа к участию в развитии народного образования.

Цель
учебно-воспитательной работы школы — формирование всесторонне и гармонически
развитого, политически сознательного и активного гражданина—строителя
социалистического и коммунистического общества.

Право
граждан на образование гарантировано в социалистических странах конституциями и
законами об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного обучения,
выделением значительных государственных средств на нужды народного образования,
на школьное строительство, а также материальной помощью государства
многодетным, неполным и малоимущим семьям, учащимся и студентам в виде
стипендий, льгот, бесплатного пользования библиотечными фондами, а в ряде стран
— бесплатными учебниками и пособиями.

Государственные
предприятия, кооперативы, широкая общественность принимают активное участие в
повседневной воспитательной работе с детьми и молодежью, создана система
педагогического просвещения населения, обеспечивающая единство семейного и
школьного воспитания. Все это служит реальной гарантией права народа на
образование.

За
последние годы широкое развитие получили школы продленного дня и интернаты,
общежития, что обеспечивает возможность всем детям получить обязательное
образование и профессиональную подготовку. Успешному осуществлению всеобщего
обучения способствует ленинская национальная политика коммунистических и
рабочих партий социалистических стран. На основе интернационализма и
демократических принципов построения системы народного образования в этих
странах для детей национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на
родном языке. Так, в Народной Республике Болгарии (НРБ), в Чехословацкой
Социалистической Республике (ЧССР) работают турецкие, цыганские школы, в
Германской Демократической Республике (ГДР) открыты сербские школы, много
национальных школ создано в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ) и т. д.

Решающим
условием успешного развития народного образования в странах социализма является
руководящая роль коммунистических и рабочих партий, обеспечивающая тесную связь
развития народного образования с задачами социалистического строительства. XII
съезд Болгарской коммунистической партии (апрель 1981 года), XVI съезд
Коммунистической партии Чехословакии (апрель 1981 года), Х съезд
Социалистической единой партии Германии (апрель 1981 года), XVIII съезд
Монгольской народно-революционной партии (май 1981 года), II съезд
Коммунистической партии Кубы (декабрь 1980 года) и съезды других
коммунистических и рабочих партий социалистических стран подвели итоги
культурного строительства и дали ясную перспективу развития народного
образования на период построения развитого социалистического общества в своих
странах.

Система
народного образования в социалистических странах включает следующие ступени:

1.
Дошкольные учреждения различных типов, охватывающие детей от 2 до 6—7 лет (в
зависимости от того, с какого возраста начинается в стране всеобщее
обязательное обучение).

2.
Обязательная единая общеобразовательная школа с 8-, 9-, 10-летним сроком
обучения.

3.
Учебные заведения, строящиеся на базе обязательной школы, — полные средние
общеобразовательные школы (IX, X, XI, XII классы—лицеи, гимназии); различные
типы профессиональных школ; средние специальные учебные заведения (техникумы,
училища).

4.
Высшие учебные заведения, строящиеся на базе школ, дающих аттестат зрелости,
общеобразовательных и профессиональных.

Наряду
с дневными существуют вечерние, сменные и заочные школы для работающих —
молодежи и взрослых. В социалистических странах создана огромная сеть
дошкольных учреждений, которые охватывают все большее число детей
соответствующего возраста. Их значение возрастает в связи с роствм авторитета
этих учреждений во всестороннем развитии детей и большой ролью в подготовке
детей к школьному обучению. Так, в некоторых странах (Германская Демократическая
Республика — ГДР) практикуется ранняя запись детей в школу; в Народной
Республике Болгарии (НРБ) при школах создаются специальные группы для детей
6-летнего возраста.

Охват
детей дошкольного возраста детскими садами достиг 80—90%. Обязательная общеобразовательная
школа состоит из I—VIII классов в Болгарии (НРБ), Венгрии (ВНР), Польше (ПНР),
Монголии (МНР), Югославии (СФРЮ); из I—IX классов в Чехословакии (ЧССР); из I—Х
классов в ГДР и Румынии (СРР).

Обязательная
школа имеет обычно две ступени — начальная школа и неполная средняя школа.

Начальная
школа, в которой обучение осуществляет один преподаватель, включает I—IV классы
или I—III классы (в ЧССР — I—V классы). Неполная средняя школа, в которой
обучение ведется учителями-предметниками, включает IV—VIII, IX, Х классы (в
зависимости от срока обязательного образования).

Для
всех стран социализма характерны удлинение сроков всеобщего обязательного
обучения, увеличение объема и уровня знаний учащихся; во многих странах активно
решаются вопросы о сокращении периода начального обучения и о введении
обязательного полного среднего образования.

Полное
среднее образование молодежи в социалистических странах осуществляется в
средних общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях, в
средних профессионально-технических училищах, дающих аттестат зрелости, в
вечерних и заочных общеобразовательных школах работающей молодежи.

Полная
средняя общеобразовательная школа в подавляющем большинстве стран существует
как самостоятельное учебное заведение с 3—4-летним сроком обучения; в этих
школах имеет место дифференцированное обучение. Дифференциация осуществляется
главным образом по двум направлениям: гуманитарному и
естественно-математическому; в ГДР — по трем: классические языки, современные
языки и естественно-математическое направление. В других странах в школах есть
классы, учащиеся которых углубленно изучают те или иные, учебные предметы;
введены факультативные курсы. Но какой бы ни была полная средняя школа той или
иной страны в структурном отношении, она строится на принципе единой
политехнической школы и имеет преемственную связь с обязательной школой, а
также со средними специальными и высшими учебными заведениями.

В
ряде социалистических стран замечается уменьшение удельного веса гимназий и
лицеев в общей сети школ полного среднего образования. Одновременно растет
интерес молодежи к профессионально-техническим учебным заведениям, дающим
аттестат зрелости, и к средним специальным учебным заведениям.

Остановимся
на системе народного образования отдельных стран социализма.

Значительных
успехов добилась Народная Республика Болгария (НРБ) в области народного
образования. В 1946 году неграмотность среди населения составляла 31%, к концу
50-х годов среди граждан моложе 50 лет она была в основном ликвидирована, и
Болгария стала страной сплошной грамотности. Законом 1948 года о народном
просвещении обязательной стала 7-летняя школа. Законом 1959 года «О дальнейшем
развитии народного образования в НРБ» введено обязательное 8-летнее обучение
для всех детей от 7 до 15 лет. Для национальных меньшинств открыты школы на
родном языке: турецкие, армянские, цыганские.

С
1971 года начался постепенный переход к обязательному полному среднему
образованию в объеме десяти классов. XI съезд БКП (1976) выдвинул задачу
завершить к 1980 году переход ко всеобщему среднему образованию всей молодежи,
что успешно выполняется. В НРБ действует следующая система народного
образования: 1) детские сады для детей от трех до семи лет (полного, неполного
дня, недельные, сезонные); 2) общеобразовательные средние школы с 10-летним
сроком обучения со следующими ступенями: а) начальные школы (I—III классы), б)
неполные средние школы (IV—VIII классы), в) полные средние школы (IX—Х классы).

Профессиональное
образование осуществляется в профессиональных училищах и техникумах. Техникумы
и училища с 4—5- летним сроком обучения строят свою работу на базе 8-летней
школы. Некоторые из них — металлургические, медицинские, транспортные и др. с
1—3-летним сроком обучения — на базе полной средней школы.

В
последние годы около 3/4 выпускников обязательной школы поступают в систему
профессионального обучения. Так, в 1966 году в IX класс общеобразовательной
школы поступило 30,8% выпускников восьмилетней школы, а в профессиональные
училища — соответственно 66 и 72%, из них в техникумы 25% выпускников. Ныне
более 90% учащихся, окончивших обязательную школу, поступают учиться в средние
специальные и профессиональные учебные заведения.

Подготовка
учителей осуществляется в педагогических училищах (преподаватели начальных школ
и воспитатели детских садов), в учительских институтах (учителя IV—VIII
классов), в педагогических институтах и университетах (преподаватели старших
классов средней школы).

В
Венгерской Народной Республике (ВНР) создана доступная для всех единая светская
школа, сильно выросло число учебных заведений. Изменился социальный состав
учащихся, дети рабочих и крестьян получили доступ в средние и высшие школы.
Стало подлинно научным содержание образования. Эти успехи были достигнуты в
упорной борьбе с католическим духовенством и благодаря соответствующей
воспитательной работе с населением, проходившими под руководством Венгерской
социалистической рабочей партии.

В
дореволюционной Венгрии огромную роль в системе образования играла католическая
церковь. Закон о всеобщем 8-летнем обучении был принят только в 1940 году.
После разгрома фашизма и освобождения страны развернулась острая борьба за
демократические преобразования в области народного просвещения (1945—1949).

Важнейшими
мероприятиями народно-демократической власти были декрет 1945 года о ликвидации
неграмотности и постановление о создании общей единой 8-летней школы
обязательного обучения для всех детей с 6 лет. Это положило начало ликвидации
тупиковых школ (городских, народных и других училищ) и борьбе за переход
церковных школ в руки государства, за подготовку к отделению школы от церкви,
которая оказывала упорное сопротивление коренному переустройству народного
образования в светском духе.

Гимназии
тоже подверглись реорганизации. Они стали 4-летними, разделенными на два
отделения: гуманитарное и реальное; то и другое готовили к поступлению в высшую
школу. Быстро росла сеть профессиональных школ.

В
1948 году парламент Венгрии принял закон о национализации школ и переходе
церковных и частных школ в руки государства. В 1949 году в учебных заведениях
было отменено преподавание религии. В 1951 году введено бесплатное обязательное
обучение в восьмилетней школе, установлены светскость школы, обучение на родном
языке. С 1950 года разрабатывались и внедрялись в практику новые учебные планы
и программы, по которым составлялись новые школьные учебники для обязательной
школы и гимназии.

Меры
по демократизации школы и борьба с влиянием церкви дали положительные
результаты в развитии школьной сети; в ее структуре усилились 8-летние и
12-летние школы, в которых быстро росло число учащихся. К 1960 году было
охвачено обязательным обучением 96—98,5% числа детей соответствующего возраста;
закончили эту школу 72% учеников, поступивших в I класс. Сильно возросло число
учащихся гимназий: в 1948 году их было 36,8 тыс., в 1960 году — 109,7 тыс., т.
е. почти в три раза; увеличилось число учащихся профессионально-технических
школ — средних и низших — из числа окончивших обязательную школу.

Закон
1961 года «О системе народного образования в ВНР» ввел обязательное
десятилетнее обучение детей с 6 до 16 лет. Основная школа—восьмилетняя,
состоящая из двух ступеней: I—IV классы, V—VIII классы. После ее окончания дети
до 16 лет обязаны посещать какое-либо учебное заведение второй ступени. Закон
обратил внимание на усиление трудового воспитания и политехнического
образования, что нашло отражение в учебных планах, программах, учебниках. В
школах созданы мастерские, кабинеты домоводства, пришкольные участки,
увеличилось учебное время на уроки труда и работы в мастерских и на пришкольном
участке. В старших классах также прибавлено время на изучение естествознания,
физики, химии; во всех классах (кроме I, II, где введены уроки труда)
проводятся по 2 часа в неделю практические занятия, а также уроки
профессиональной ориентации. В школах созданы специальные комиссии по
профориентации. В системе среднего образования ныне существуют 4-летние
общеобразовательные школы—гимназии (IX—XII классы), их насчитывалось в начале
70-х годов 309 и 8 гимназий художественного профиля; в некоторых гимназиях
дается и профессиональная подготовка, учащиеся, кроме аттестата зрелости,
получают документ о специальности.

При
многих средних школах организованы интернаты, которыми пользуется большое число
учащихся. Профессиональное обучение осуществляется в низших профессиональных
школах на базе восьмилетней школы, срок обучения 2—3 года. В средних
профессиональных школах учащиеся занимаются 4 года и наряду с рабочей
квалификацией получают аттестат зрелости; имеются также профессиональные школы
для выпускников гимназий. В различных техникумах обучаются выпускники средней
школы; срок обучения 2—3 года. Студенты высших учебных заведений—университетов
и институтов — получают государственную помощь: стипендии, единовременные
пособия, пользуются общежитиями. Учителей младших классов обязательной школы
готовят педагогические училища; учителей старших классов — педагогические
институты; учителей средних школ — университеты. В социалистической Венгрии
большое внимание уделяется образованию взрослых: созданы вечерние и заочные
средние школы трудящейся молодежи, вечерние и заочные отделения техникумов и
вузов.

В
области просвещения больших успехов добилась Социалистическая Республика
Вьетнам (СРВ). До 1975 года развитие народного образования шло по-разному в
Северном и Южном Вьетнаме.

После
освобождения Северного Вьетнама от иностранных захватчиков началась коренная
перестройка системы народного образования в тесной связи с курсом на
социалистическое строительство. В 1956 году Партия трудящихся Вьетнама (ПТВ)
поставила задачу — в течение трех лет обучить грамоте все неграмотное население
республики в возрасте от 12 до 50 лет. Эта задача была успешно выполнена в
самые короткие сроки.

В
Северном Вьетнаме до освобождения преобладали городские школы для зажиточных.
ПТВ поставила задачи осуществления всеобщего начального, а затем семилетнего
обучения на родном языке; была создана письменность у народов, ранее ее не
имевших.

В
Демократической Республике Вьетнам (ДРВ — Северный Вьетнам) была введена единая
10-летняя общеобразовательная средняя школа с тремя ступенями: первая ступень—
I—IV классы, вторая ступень — V—VII классы и третья ступень — VIII—Х классы;
утверждены единые учебные планы, разработаны новые программы, созданы учебники
на родных языках учащихся.

После
воссоединения в 1975 году Северного и Южного Вьетнама в единое государство —
Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ) происходит унификация и перестройка
системы народного образования на основе социалистических принципов. В школах
обучение тесно соединяется с производительным трудом учащихся на учебных
участках для земледелия и скотоводства. Организуется опытническая работа и
выращиваются продукты для школьных столовых. При некоторых школах созданы также
производственные цехи: кузнечный, столярный, слесарный, швейный, работа в
которых помогает учащимся приобрести политехнические знания, глубже усвоить
основы наук, подготовиться к будущим рабочим специальностям.

В
СРВ открыты педагогические, медицинские институты, институты социально-экономических
наук, архитектурный институт, высшая юридическая школа, агрономические школы и
другие высшие специальные учебные заведения, которые готовят новую
интеллигенцию: инженеров, агрономов, учителей, врачей и других специалистов —
строителей единого социалистического Вьетнама.

Весьма
сложной была перестройка народного образования в Германской Демократической
Республике (ГДР). После разгрома фашизма в 1945 году были созданы необходимые
предпосылки построения в Германии демократической системы образования и
воспитания. В решениях Потсдамской конференции держав-союзников говорилось:
«Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить
нацистские и милитаристические доктрины и сделать возможным успешное развитие
демократических идей» (111 раздел, п. А, § 7).

В
1946 году был объявлен антифашистский «Закон о демократизации немецкой школы».
В течение 1945—1949 годов на первом этапе реформы школы осуществлялась
демократизация системы народного образования, главным образом на территории будущей
ГДР. Здесь была создана единая светская школа с 8-летним обязательным сроком
обучения, с научным содержанием преподавания основ наук. Все граждане получили
равное право на образование в единой школе. Школа полностью освободилась от
влияния империализма, милитаризма и национализма. Важным условием
демократизации школы явилась подготовка учителей из рабоче-крестьянской
молодежи на рабочих факультетах. Созданы полная средняя трехпрофильная школа —
гимназия, профессиональные школы на базе обязательной 8-летней школы со сроком
обучения 2—4 года и средние специальные заведения на базе профшколы.

После
создания в октябре 1949 года самостоятельного немецкого государства рабочих и
крестьян — Германской Демократической Республики (ГДР) строительство системы
народного образования проходит по социалистическому пути. В начале 50-х годов
созданы новые учебные планы, программы и учебники, усилено воспитательное
влияние рабочего класса, установлена тесная связь предприятий со школами.

В
декабре 1959 года был принят «Закон о социалистическом развитии школьного дела
в Германской Демократической Республике», провозгласивший подготовку к переходу
от 8-летнего к 10-летнему обязательному образованию.

Во
всех классах общеобразовательных школ ГДР введено обучение труду. Начиная с VII
класса учащиеся школы проводят еженедельно один учебный день на производстве.
Они изучают под руководством инженеров и мастеров основные политехнические
курсы: металлообработку, машиноведение, введение в сельскохозяйственное и
промышленное производство. Учащиеся занимаются в специально оборудованных
кабинетах, а также работают на предприятиях на отведенных для них рабочих
местах. В 1965 году был принят «Закон о единой социалистической системе
образования», который ввел обязательное десятилетнее обучение детей с 6 до 16
лет. Ныне в ГДР действует следующая система народного образования: дошкольные
учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения,
университеты и другие высшие учебные заведения.

Обязательная
общеобразовательная политехническая 10-летняя школа принимает детей с 6-летнего
возраста: она состоит из трех ступеней: младшая ступень—I—III классы, средняя
ступень — IV—VI классы и старшая ступень — VII—Х классы.

На
базе обязательной школы строится 12-летняя полная средняя общеобразовательная
школа, дающая аттестат зрелости; она готовит к высшему образованию. Система
профессионально-технического образования включает: 2-летние профессиональные
школы, дающие учащимся профессию и право поступления в средние специальные
учебные заведения; 3-летние средние профессиональные школы на базе десятилетки,
дающие профессию и право поступления в высшие учебные заведения. Средние
специальные учебные заведения — инженерные школы и техникумы — строятся на базе
обязательной школы или профессионально-технических школ.

Воспитательниц
детских садов готовят педагогические школы; учителей младшей ступени оснозной
школы, пионерских вожатых, воспитателей детских домов—учительские институты;
учителей средней и высшей ступеней средней школы — университеты и
педагогические институты. Создан институт для повышения квалификации учителей и
директоров школ, в 1970 году — Академия педагогических наук.

Кубинская
революция осуществила глубокие революционные преобразования в области
просвещения. В Республике Куба за исторически короткий срок была организованно
и четко разрешена острейшая проблема ликвидации неграмотности: к 1963 году
всего лишь 3,9% населения осталось неграмотным, тогда как до революции более
трети населения было неграмотным.

В
1959 году был принят «Закон о реформе школы», который ввел обязательное
начальное обучение детей. 1961 год государство объявило «годом образования», и
благодаря мобилизации усилий народа в этом году страна добилась больших
достижений. В 1975 году принят «План совершенствования национальной системы
образования», в 1978 году — «Закон о молодежи», которые наметили новые рубежи в
развитии системы коммунистического воспитания и народного образования.

В
системе народного образования на Кубе осуществляются свойственные социализму
принципы: школы национализированы, равное образование, всеобщее бесплатное
обучение, многие учащиеся получают стипендии, размах школьного строительства и
т. д.

В
дошкольных учреждениях воспитываются дети в возрасте от 45 дней до 6 лет,
причем детские сады открываются повсеместно, большое внимание уделяется
дошкольным учреждениям сельской местности. Введено 9-летнее всеобщее
обязательное обучение. Начальная школа — I—VI классы. Средняя школа имеет две
ступени: неполная средняя школа допрофессионального типа (VII—IX классы) и
старшая полная средняя, которая дает и специальное образование (X—XII классы).
Наряду с обязательными предметами большое место в учебном плане занимают в этих
классах факультативные курсы.

По
окончании основной девятилетней средней школы учащиеся могут поступить в
старшую среднюю школу или в среднее профессиональное учебное заведение. Для
подготовки учителей созданы специальные двухгодичные школы, завершается
педагогическое образование двумя годами учения в Институте педагогики им. А. С.
Макаренко (основан в 1960 году в Гаване).

Монгольская
Народная Республика (МНР) прошла победный путь к социализму, минуя стадию
капиталистического развития. Республика добилась больших успехов в области
культуры и просвещения. Монголия, в прошлом страна сплошной неграмотности,
быстро стала республикой полной грамотности. Большую помощь в строительстве
новой Монголии оказывает Советский Союз.

В
1958 году принято решение об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного
7-летнего обучения. В 1971 году принято постановление ЦК МНРП «О мерах по
дальнейшему развитию системы общеобразовательной школы и улучшению качества
обучения», введено обязательное 8-летнее образование детей. XVIII съезд МНРП
(1981) постановил приступить к осуществлению всеобщего полного образования
детей школьного возраста в объеме десяти классов.

Система
народного образования имеет следующую структуру: детский сад для детей от 3 до
7—8 лет; 4-летняя начальная школа (I—IV классы); 4-летняя неполная средняя
школа (V—VIII классы); 2-летняя полная средняя школа (IX—Х классы). После
восьмилетней школы можно поступить в профессионально-технические училища и
средние специальные учебные заведения (с 3—4-летним сроком обучения). В МНР — 4
вуза, где обучается несколько тысяч студентов.

Значительные
достижения в области народного образования имеет Социалистическая Республика
Румыния (СРР). По закону от 3 августа 1948 года все граждане республики без
различия пола, национальности, религии получили равное право на образование.
Было объявлено, что школы национализируются. В стране была проведена успешная
борьба с неграмотностью, тогда как в прошлом Румыния имела очень высокий
процент неграмотного населения.

Закон
провозгласил введение всеобщего обязательного 4-летнего начального обучения и
предусматривал переход к 7-летнему всеобщему обучению. В 50-е годы 7-летняя
школа стала массовой, что позволило перейти к постепенному введению всеобщего
обязательного 8-летнего образования. В 1968 году был принят закон «Об
образовании в СРР», который предусматривал продление срока обязательного
обучения с 8 до 10 лет; поступление детей в школу с 6 лет; пересмотр структуры
и содержания профессионального обучения.

Система
народного образования Румынии состоит из следующих звеньев: детские дошкольные
учреждения, охватывающие детей 3—6 лет; общеобразовательная 8-летняя школа
(I—VIII классы); средняя школа (лицей) с 4-летним сроком обучения (IX—XII
классы), первые два класса лицея являются обязательными для всей молодежи 16—17
лет. В старших классах лицеев осуществляется дифференцированное обучение на
гуманитарном и физико-математическом отделениях.

Профессиональное
образование строится на базе первой ступени лицея и продолжается 1—1,5 года;
среднее специальное образование осуществляется в школах послелицейской
специализации (1—2 года), сюда принимаются лица, окончившие полный 4-летний
курс лицея.

Высшее
образование осуществляется в учительских институтах и институтах помощников
инженеров со сроком 3 года обучения; со сроком 6 лет — в университетах, вузах,
академии и консерватории.

XI
съезд Румынской коммунистической партии (1975) наметил завершить переход к
обязательному общему десятилетнему обучению (первая ступень лицея) к 1980 году
и ввести обязательное двенадцатилетнее обучение (вторая ступень лицея) — к 1990
году.

Чехословацкая
Социалистическая Республика (ЧССР) вступила на путь социализма как развитая в
экономическом отношении страна (главным образом на территории, населенной
чехами, а районы со словацким и украинским населением были очень отсталыми). В
чешских областях обязательное 8-летнее обучение осуществлялось с середины XIX
века, а в Словакии только с 1922 года.

Разгром
фашизма и установление народно-демократического строя открыли новую страницу в
истории страны, ставшей единой Чехословацкой Республикой.

В
1948 году был принят закон, по которому все школы стали государственными; все
граждане получили реальное право на образование; школы-тупики были уничтожены.
В стране установилось обязательное 9-летнее обучение детей 6—15 лет, на базе
которого строилось дальнейшее обучение в профессиональных учебных заведениях и
в полных средних общеобразовательных школах (гимназиях) с 4-летним сроком
обучения.

В
1960 году Национальное собрание Чехословацкой Социалистической Республики
утвердило «Закон о системе воспитания и обучения», который определил следующую
структуру системы народного образования.

Дети
3—5 лет посещают дошкольные учреждения, которые называются «материнскими
школами»; их число стало расти. Первый класс основной школы рассматривается как
подготовительный, переходный от дошкольного воспитания к систематическому
школьному обучению.

Девятилетняя
обязательная единая школа делится на две ступени: начальную (I—V классы) и
неполную среднюю (VI—IX классы). С IV класса ведется изучение русского языка, в
VI—IX классах отводится 2 часа в неделю на изучение предметов по выбору
учащихся. Основная обязательная школа является базой, на которой строятся
различные типы средних учебных заведений — общеобразовательных и
профессиональных.

Общеобразовательная
полная средняя школа (гимназия) (X—XII классы) готовит к поступлению в вузы. С
1965/66 учебного года введена дифференциация учебных планов гимназий по двум
направлениям: естественнонаучному и гуманитарному. В учебных планах обоих
отделений средней школы предусмотрено участие школьников в общественно полезном
труде. В программах по естественным и точным дисциплинам большое место занимают
лабораторные и практические занятия, задачи, расчеты и вычисления. С VI класса
преподается специальный учебный предмет — общественно-политическое воспитание,
в котором учащиеся знакомятся с основами коммунистической морали, с
политическим и экономическим строем Чехословацкой Социалистической Республики,
готовятся к активному участию в общественной и трудовой жизни. В учебном плане
гимназии большое место отведено эстетическому воспитанию детей.

В
целях развития индивидуальных способностей детей и удовлетворения их интересов
в учебный план включены предметы по выбору: курс шитья и приготовления пищи,
хоровое пение — в VI—IX классах, иностранный язык — в VIII—IX классах,
художественное воспитание — в IX классе; введены практические занятия по
природоведению (IV—IX классы), физике (VII—Х классы), химии (VIII—IX классы),
спортивные игры.

XV
съезд КПЧ (1976) поставил задачу постепенного перехода к обязательному десятилетнему
обучению детей, в связи с этим разрабатываются новые программы и учебники; в
1983/84 учебном году школа должна полностью перейти на новое содержание
образования.

Профессионально-техническое
образование осуществляют профессиональные училища и школы ученичества со сроком
обучения 1—3 года; средние профессиональные школы с 4-летним сроком обучения,
дающие аттестат зрелости (средние специальные учебные заведения); средние
профессиональные школы с 2—3-летним сроком обучения, дающие профессиональную подготовку,
но без аттестата зрелости. Учителей для всех ступеней школы готовят вузы на
базе 12-летней школы. Срок обучения в вузах 4—5 лет.

В
Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ) уделяется
значительное внимание развитию просвещения и школы, ликвидации неграмотности.
Многочисленные национальности, населяющие Югославию, получили возможность
обучаться в школах на родном языке.

В
50-е годы принят ряд законодательных актов, которыми создана новая система
народного образования. В 1958 году был принят основной закон об образовании.
Система народного образования включает следующие звенья.

Дошкольные
учреждения для детей 3—7 лет. Обязательная основная единая 8-летняя школа дает
образование детям с 7 до 15 лет: первая ступень обучения — I—IV классы, вторая
ступень — V—VIII классы. Однако еще не все дети, поступившие в первый класс,
заканчивают восьмилетнюю школу, имеет место большой отсев, особенно в горных
районах.

Полное
среднее образование и аттестат зрелости дает гимназия с 4-летним сроком обучения
на базе основной восьмилетней школы. В большинстве гимназий со второго года
обучения введена дифференциация, включающая гуманитарное или
естественно-математическое направление образования.

В
1966—1967 годах был разработан проект постепенного перехода к обязательному
10-летнему обучению. Ныне около 80% детей заканчивают основную школу, большая
часть оканчивающих поступает работать в сферу производства. В систему
профессионального образования входят низшие профтехнические школы, техникумы,
основанные на базе 8-летней общеобразовательной школы (4 года обучения),
профессионально-технические центры на предприятиях.

Преподавателей
начальных классов основной школы готовят педагогические училища с 5-летним
сроком обучения на базе основной школы. Учителей-предметников готовят
педагогические академии (2 года обучения) и университеты.

В
истории стран социалистического содружества 60-е годы занимают особое место в
связи с завершением процесса создания основ социализма и перехода с начала 70-х
годов к строительству развитого социалистического общества (в одних странах
раньше, в других несколько позже).

В
связи с успехами социально-экономического развития и вступлением стран
социализма в новый этап их истории в 60—70-е годы были разработаны материалы к
реформе народного образования. Основные направления намеченных реформ:
дальнейшее расширение сети дошкольных учреждений с целью максимального охвата
общественным воспитанием детей соответствующего возраста; сокращение сроков
начального обучения или снижение возраста начала школьного обучения; введение
предметного преподавания основ наук в IV—V классы общеобразовательной школы;
продление сроков всеобщего обязательного обучения с 8 до 10—12 лет, с
осуществлением его дифференциации в старших классах школы; модернизация содержания
образования и введение новых форм и методов обучения; усиление политехнизации
школы, трудового воспитания и профессиональной ориентации; совершенствование
коммунистического воспитания учащихся, его идейной направленности на
марксистско-ленинских основах.

В
последние годы в связи с динамичным экономическим, социальным,
научно-техническим развитием социалистических стран здесь осуществляется
переход на новое содержание образования. Изменены учебные планы и программы,
созданы новые школьные учебники. В них усилен теоретический материал, возрос
удельный вес знаний из области математики, естественных наук и техники, много
внимания уделено общественно-политической, гражданской подготовке учащихся.
Укрепляется связь с производством промышленным и сельскохозяйственным, введена
разнообразная производственная практика учащихся.

Имеются
значительные успехи в области внедрения в процесс обучения технических средств.
Используется радио и телевидение, организованы систематические учебные
телевизионные передачи, включающие ряд циклов по отдельным учебным процессам.
Проводятся эксперименты по программированному обучению и применению обучающих
машин.

Во
всех странах социализма строительство и развитие новой школы основывается на
марксистско-ленинском учении о коммунистическом воспитании подрастающего
поколения. Работники народного образования внимательно изучают произведения
классиков марксизма-ленинизма, ставшие настольными книгами учителей и деятелей
педагогической науки.

Крепнет
дружба народов социалистических стран, усиливается интернациональное воспитание
учащихся. Педагоги разных стран систематически обмениваются опытом
учебно-воспитательной работы.

Большими
тиражами выходят в переводах педагогические труды советских авторов; постоянным
спросом среди учительства и трудящихся пользуются книги Н. К. Крупской, А. С.
Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Проводятся
обсуждения книг выдающихся деятелей советской педагогики и просвещения,
создаются кружки учителей по изучению истории советской школы и педагогической
мысли. Глубоко и разносторонне изучается развитие прогрессивной педагогики
своей родины и других стран.

Огромное
значение для обмена опытом педагогов социалистических стран имеют международные
педагогические конференции, семинары, встречи учителей и научных работников.

Народы
стран социализма показывают человечеству образец борьбы за светлое будущее, за
подлинно народное образование, за воспитание нового человека в духе
социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, за дружбу
между народами и мир во всем мире.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина Недоросль
Реферат Механика вертолета
Реферат Basic Iseals Of Declaration Of Independance Essay
Реферат Роден, Франц Францевич
Реферат Культура Індії
Реферат Искусство и цивилизация
Реферат Гринвилльский договор
Реферат «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли
Реферат Природа и источники крупнейших геофизических проявлений: вулканизм, сейсмичность (в том числе цунами), гидротермальная деятельность, торнадо
Реферат Управленческий учет коммерческо сбытовой деятельности на примере О
Реферат Бюрократическая модель организации. Методы управления
Реферат Автоматизированная система учета автомобильного транспорта на предприятии ходин А. Б. Канд техн наук, доцент Финогенов М. В
Реферат Ответственность за убийство совершенное группой лиц по предварител
Реферат Эволюционные изменения атмосферы Земли
Реферат Лінгвістичний аналіз засобів характеристики опису місця дії (на матеріалі короткого оповідання кінця ХІХ ст.)