Реферат по предмету "Педагогика"


Нравственно-правовой театр

Нравственно-правовой театр

Владимир Лизинский

Возраст
педагога и его психолого-педагогическая позиция постоянно вынуждают его
работать в режиме менторства. Подкорковое сознание собственного превосходства,
наличие какого-никакого социального опыта – все это буквально подталкивает
педагога к вербально-поучающему взаимодействию с учащимися.

Дабы
остановить возможное грехопадение детей учитель прославляет прекрасное с его
точки зрения), клеймит позорное, повторяет известное и избитое как только что
открывшуюся божественную истину и... невероятно удивляется, когда дети
почему-то употребляют наркотики, совершают преступления, слушают дурацкую
музыку, одеваются как клиенты ада, и разговаривают на приблатненно-собачьем
языке.

Занятно,
что со временем порох иссякает, слова и фразы стираются, смысл становится
туманным и неочевидным, сила и возможности воздействия на детей падают, а
поколения школьников ехидно сообщают друг другу: “Ну что, наша училка все
требует расстрелять рок-музыкантов?”

О,
слово, слово! Как осторожно и непредвзято, как глубоко и точно, как образно и
иронично, как светло и тонко надобно пользоваться тобой в жизни-работе с
детьми.

С
легкой руки псевдопсихологов в школу пришагала странная культура “похвалы ни за
что”. И стертым голосом, едва завидя ребенка или взрослого, с невозмутимостью
вождя индейского племени раздариваются “бесценные комплименты”, всем, как
сестрам дешевые серьги, – одинаковые, пустые и односложные.

Плачь,
человече, плачь! Здесь издеваются над великой красотой слова!

В.И.
Качалов любил хвалить молодых артистов за творческие успехи.

Говорит:
Как же вы батенька прелестно играли в нынешнем спектакле! И вы тоже превосходно
играли! И вы...

Молодой
артист замечает: Но я сегодня не выходил на сцену.

Качалов:
Все равно, очень хорошо!

И
перестают дети верить слову и не отзываются на похвалу и пролетают мимо
никчемные комплименты, не задевая своим крылом чистые и ранимые души детей.

Похвала,
комплимент – исключительно сильное оружие в арсенале профессионала, но, как
всякое оружие, его следует готовить, обновлять, усиливать. Комплимент может
быть вербальным или... Известно, что благорасположение можно выразить без слов
и поведя бровью можно показать человеку свое неприятие его.

А
в глубине, в тайниках детского мозга идет великая работа по осознанию себя,
идентификации с другими, поискам ответов на вечные вопросы, работа по открытию
истин, формированию ценностей, высвечиванию интересов...

Что
можем мы предложить ему, если он страждет, если душа его купается в
неопределенностях и ищет берег твердый и верный? Готовые рецепты, открытую нами
(!) правду, известные и тривиальные способы решения проблем. А это ли ему
нужно?! Неужели непонятно, что мы лишаем его страдания, чуда и радости поиска и
отнимаем у него право на ошибку, право на предчувствие открытия и радость
самопознания...

Конечно,
мы можем решить проблему за него сами – это лучше всего делают авторитарные
учителя, вечно занятые родители: ленивый и занятый всегда ищет краткую дорогу.
И уж, конечно, бабушки.

О,
скольких внуков они сгубили! Конечно, когда простонародный ум сочетается с
природной сметкой и добротой, когда в хранилищах памяти трепетно сохранены
бесценные перлы прошлого, когда воля и смысл не покинули старческий ум, когда
искры народного юмора, да и напускная грубость, наряду с разумной
требовательностью (демократия – это нормированные требования и
требовательность) – все хорошо в воспитании, и польза будет приметной,
значимой, приростной.

Да
только чаще не так. Мы торопимся, спешим предохранить ребенка от труда, от
познания, и неосознанно разрушаем его волю, во всем ему потакая, от всего
защищая, от всего предостерегая.

И
вырастет чадо, лишенное чуда,

И
чудо не будет его посещать.

Не
помнит, не знает, зачем и откуда,

Куда
направляется – есть или спать.

Так
нужно же определиться в понимании того, что каждый, в коллективе и без него
проходит свой путь, путь розмыслов и пониманий, путь решений и надежд, путь
правды и дела.

Тогда
нужно разделить педагогические труды наши на несколько взаимосвязанных
движений.

Одно
дело инструктировать перед маневром и другое дело под посвист и улюлюканье
самому бегать по лужам.

Учить
– показывать, рассказывать, объяснять, проигрывать, – все вместе, но быть для
ребят в таком авторитете, в таком признании и уважении, чтобы хотели во многом
быть похожими на вас.

Уметь
уступить и отступить, уметь находку и открытие отдать детям так незаметно, что
и не узнают они никогда, кто же автор, и будут уверены в патентной чистоте
своих изобретений. Жалко, но радостно, что к ним ушла моя идея и помогла им
расти, двигаться вперед, развиваться.

И
другое. Не приемлют дети монументальность и несходимость с пьедестала господина
учителя. Им подавай главную учительскую способность: иметь тысячу лиц и
по-доброму, по-детски откликаться на вызовы жизни. Быть равным, но первым, быть
высоким, но без гордыни, уметь ребячливо и просто встать в один ряд с детьми и
вовремя убежать из этого ряда.

Дети
– явление абсолютно не статистическое и нестандартное настолько, что даже при
полном знании психолого-педагогических закономерностей, фортели и выкрутасы
детского поведения требуют разовой штучной обработки и постоянной мыслительной
озабоченности педагога.

Здесь
все эксперимент, все поиск, все ново – и только нужно распределить жизненные силы
так, чтобы все дни имели одинаково мощное наполнение.

Вообще,
вычленяя ведущую ось успешности педагогической деятельности , мы могли бы
заметить, что педагог должен:

уметь
показать и обустроить множество полей возможного интереса детей,

создать
обстановку, желанную для выхода в поле и поиска своей тропы, своих цветов,
своих радостей,

уметь
выстроить проблемную ситацию и возможные пути совместного и индивидуального
участия и поиска, для диалога, для компромисса,

задать
положительную эмоциональную тональность до, в процессе и после деятельности,

показать
самому варианты и способы созидательной коммуникации и помочь другим в этом,

ненавязчиво
и долго идти к совместной выработке, осознанию и признанию ценностей, норм и
правил взаимодеятельности, взаимообщежития, взаимосуществования.

знать
и индивидуально корректно употреблять слова поддержки.

Но
спросим себя откровенно и недвусмысленно: а можем ли мы сами общаться на уровне
восторга, умеем ли скрывать свои грусти и печали , не выставляя их напоказ , по
Грушницкому, и в то же время не обдавая детей холодным крылом пустого
актерства, не перебрасывая на них тяжкие труды и боли своей несостоятельности,
своего одиночества, своих несбывшихся надежд; можем ли мы не нести в класс свою
духовную и материальную бедность как вызов, как горькую обиду, как
потрясение....

Как
значимо и важно, чтобы в жизни ребенка было множество разнообразных событий,
ибо если жизнь - это события и воспоминания о них, то и надобно, чтобы в мозгу
ребенка запечатлевались прекрасные секунды бытия. Разве не разнообразие этих
секунд несказанно и сильно влияет на будущую жизнь ребенка.

Как
важно для ребенка жить радостями и сложностями сегодняшнего дня, включаясь в
большую гонку узнаваний, пониманий , различений, впечатлений, подставляя свою
спину и мозги под разные виды деятельности, страстно и ненасытно ища общения;
чувствуя, сочувствуя, накапливая впечатления, рассматривая с разных высот и
далей происходящие события, вторгаясь , соучаствуя в них.

И
ленной мыслью высвечивать мыслительные велосипеды, поняв наконец, что думанье
есть и процесс, и творчество, и красота, и форма особенного сибаритства, иногда
мучительного, всегда невозможно волнительного, подмывающего, приобщающего к
каким-то почти божественным путям и тайнам; и по красоте, и глубине переживаний
дело это не уступит многим другим внешне привлекательным видам деятельности.

Так
высветлилась нужда в такой педагогической деятельности, когда педагог и
незаметно, и ненавязчиво стремится создать поле тысячи цветов, или такую
возможность для каждого ребенка, когда он, ребенок, сможет найти свое, развить
в себе интерес, воспользоваться своими генетическими и приобретенными
возможностями.

Понятно,
что учитывая большое число неопределенностей, характерных для человека как
живой гуманитарной системы, можно представить себе мифологическое построение:

генетика
- 60%

случай
- 20%

собственная
деятельность - 20%.

Беда
в том, что каждый из этих компонентов подвижен и может быть, что:

человек
не отгораживается из-за своих генетических особенностей от возможного
самоизменения, порой испорченность и безволие выдают за генетическое наследие,
но нет, достаточно пройти трудной дорогой рефлексии - постремиться понять себя,
черпать в себе достоинства и видеть в тумане и неясностях цели и смыслы,
строить себя, как дом для себя и для других.

Нет
сегодня у нас, у взрослых и малых, культуры осознанного самопроектирования и
самостроительства. Мы очень долго и не знали и не догадывались, что успех нужно
проектировать, создавать и по гаревой дорожке успеха может бежать хорошо тот,
кто знает куда, как, с какой скоростью бежать. А там у дорожки стоят те, кто
умело или не очень, помогают тебе: твои родители, твои учителя.

Случай
может чрезвычайно сильно повлиять на судьбу человека: встреча с удивительным
человеком, фактом, книгой – и взлет, радость, успех, счастливое будущее; вот и
рассыпались все формулы, но: может еще быть жестокость, сгустки злобы, гнетущие
ошибки педагогов, катаклизмы внешнего мира – все может быть.

И
все же – как важна собственная деятельность ребенка! Кто знает, почему один
ребенок пытливо и самостоятельно ищет, думает, создает, а другой не проявляет к
миру внутри и вне себя сколько-нибудь значительного интереса. Почему один живет
и дышит в гармонии со средой и с самим собой, а другой не возвышается над миром
своих блинов, почему слова и песни для одного – призыв и знак готовиться к
дороге, а для другого – набор бессмысленных звуков, и почему один любим и
востребован по жизни, а другой ленив душой и телом?

Существуют
тысячи анкет и тестов, и это хорошо, но дело-то все в том, чтобы кто-то в силу
своей профессии, склада характера, ума, душевных качеств попробует поставить
целью своей педагогической жизни прислушивание ко всему тому, что составляет
зыбкую жизнь ребенка, и будет через обостренную наблюдательность, через тонкое
понимание детских “ужимок и прыжков” двигаться навстречу ребенку.

Как
помочь кому бы то ни было, не зная, нуждается ли он в твоей помощи, примет ли
он ее, достанет ли у тебя сил души, знаний, ума, культуры, желания,
способностей – помочь другому человеку.

Но
важно и другое. Вы только слово молвить пожелали и только решили, что без вашей
помощи, поддержки ребенку не выплыть, а он уже давно решил свои проблемы. И
бросается педагог вслед уходящему поезду, объясняя понятное, требуя ненужное, поддерживая
устарелое.

Нужна
диагностика изменений. Применяемые в большинстве случаев методы изучения
ребенка можно назвать общим названием: испытание скукой. Чтобы вызвать
творчество не худо применить творческие приемы для возбуждения мотивации.

В
общем ряду испытаний достаточно интересными можно признать испытания реальной,
живой, целенаправленной практико-ориентированной деятельностью, где происходит
триада превращений:

участие
в разных видах деятельности позволяет делать выбор,

если
деятельность привлекает, возникает естественное желание относиться к
происходящему творчески,

настанет
час и место, когда я смогу испытать на себе бремя и славу лидерства,
первенства, победительства, успеха.

Так
открывается дорога к социализации: если ребенок много видел, много понял, во
многом поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные
компромиссы, если он признал превосходство культуры как основы бытия, если
хочет и может войти в общество и попытаться сказать свое слово, добавить своих
красок к общественной картине мира, если он не боится внешней среды и готов к
сотрудничеству, тогда – есть человек!

Сначала
был урок - говорят учителя-методисты, сначала была семья - говорят социологи,
сначала были песни в походах, игры на воздухе, слова в тишине - говорят
воспитатели, сначала был директор - говорят управленцы, сначала был климат -
говорят психологи, а потом было соединение всего - говорит бог.

Но,
позвольте, учитель в школе занимается главной деятельностью -организацией учебы
детей, а все остальное не оплачивается, практически не замеряется и держится на
учительском энтузиазме, – а значит, не планируется, не имеет устойчивого
ресурса и является величиной случайной либо переменной. Не потому ли так трудно
выделить из общей деятельности учителя на уроке воспитывающий компонент!
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://parent.fio.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дублирующий портфель и его отклонение
Реферат Основи індустрії гостинності
Реферат Мандела, Нельсон
Реферат Система технического обслуживания и ремонта ВАЗ-2109
Реферат Расчет автомобильного карбюраторного двигателя
Реферат Расчет производственно-технической базы автотранспортного предприятия
Реферат Конкурсы для разных праздников
Реферат Аудит финансовых результатов 7
Реферат Разработка технологической схемы червячного редуктора
Реферат Акт о результатах проведения в Челябинской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения
Реферат Круиз на тему "Вдоль Дуная
Реферат Marijuana 4 Essay Research Paper Should marijuana
Реферат Идея реинкарнации в китайской классической литературе
Реферат Привод к лебедке
Реферат Життєвий і творчий шлях Івана Карпенка-Карого