Реферат по предмету "Педагогика"


Смысл жизни и талант

Смысл жизни и талант
(особенности мотивации талантливого подростка)

Проблема
таланта связана с самоутверждением личности, и уже отсюда понятна её особая
острота. Важен уровень притязаний: насколько личность готова сама за себя
отвечать, претендует ли на некую особую избранность. В зависимости от уровня
притязаний занимается та или иная позиция по вопросу и о происхождении таланта:
"дар" Господа Бога, "дар" природы, некое прижизненно
возникающее образование... Данные науки, скорее - источник аргументов в пользу
того или иного из этих трёх решений. Спор о божественном, биологическом или
социальном происхождении таланта - безысходен. Ибо на самом деле, рискну
утверждать, главным образом волнует непосредственно каждого лично касающийся
вопрос: а насколько я сам талантлив? И зависит ли от меня моя талантливость -
хоть в малейшей степени? И есть ли связь между моей талантливостью и
человечностью? И должна ли вообще присутствовать эта связь? Ответ же на вопрос
о происхождении таланта ВЫБИРАЕТСЯ в зависимости от ответа на эти, более важные
для самооценки, вопросы.

Одни
обосновывают высокий уровень притязаний (не только свой собственный), а другие
- оправдывают низкий (свой или "за всех" - мол, отстаньте,
предоставьте каждому право "быть самим собой", иными словами - право
НЕ развиваться). Апология "бездарности" означает перекладывание
ответственности за талантливость или бесталанность то ли на Бога, то ли на
природу. Это - низкий уровень притязаний. Высокий же уровень предполагает тот
или иной вариант ответственности за собственную талантливость.

Нет,
мы ни в коем случае не отвергаем возможность объективно-научного исследования
проблемы, что такое талант и откуда он берётся. Мир, конечно же, познаваем, в
том числе познаваем и талант. Однако спокойное исследование таланта может быть
очень осложнено острой личной заинтересованностью в результатах этого
исследования. Осложняется беспокойством, талантлив ли я, и если нет, то на кого
или на что за это обижаться; если же да, то благодаря кому или чему.

Бесспорна
связь таланта с какой-либо деятельностью. Талантливы - всегда к чему-то, в
чём-то. В танце. В стихосложении. В пении. В математике. В теоретической
рефлексии...

Нас
немедленно радостно перебивают: а разве деятельность осуществима без участия
тех или иных органов тела? А коли нет, тут же умозаключают к генам, и ещё
дальше - к Богу.

И,
например, Э.В. Ильенкову приходится втолковывать элементарное: спрашивают не о
том, как устроены ноги, способные ходить, а о том, что такое ходьба. Не о том,
как устроен мозг, а о том, что такое мышление как деятельность, без мозга, само
собой, неосуществимая. (Э.В. Ильенков. Диалектическая логика. М., Политиздат,
1974. Очерк второй - о Спинозе.)

Речь
не об устройстве голосовых связок, а о деятельности пения. Петь можно и руками
- у глухих фестивали проходят по жестовому пению...

Как
раз подмена одного вопроса другим, вопроса "что такое" та или иная
функция - вопросом об устройстве необходимых для её осуществления органов, -
эта постоянная подмена и осложняет объективное научное исследование проблемы
таланта. Начинается топтание на месте вокруг да около того, без каких органов
обойтись или не обойтись... А дело не в этом. Танцевать можно и на инвалидной
коляске, хотя, кто же спорит, лучше твёрдо стоять на здоровых и крепких
ногах...

Талант
- это развитая способность к той или иной деятельности. Эффективный способ её
выполнения. Пока подчёркиваем только эту связь: талант и деятельность. Без
организма, бесспорно, действовать нельзя. Но действовать можно по-разному.
Талантливо - или...

Способности
- это умения, которым можно научиться. Это выполнение той или иной деятельности
тем или иным СПОСОБОМ, которым, разумеется, необходимо овладеть. В курсе лекций
"Педагогическая антропология" (М., издательство УРАО, 2002) Б.М.
Бим-Бад так и формулирует: "...Процесс приобретения способностей, т.е.
овладение способами деятельности" (лекция 5).

Талантливыми
становятся в процессе научения, овладения теми или иными способами достижения
тех или иных целей. Научение - это процесс овладения культурой, механизм её
наследования благодаря личным усилиям, которые делают каждого из нас соавторами
культуры человечества.

Разумеется,
не всё равно, что за деятельность. Есть культура, а есть антикультура. Говорят:
"Такую бы энергию - да на доброе". Как-то не звучит -
"талантливый преступник". Ловкий, коварный, жестокий, хитрый,
вероломный, подлый - но не талантливый. В основе таланта должна быть
человечность, иначе таланта не будет. Будет что-то другое - некая антикультурная
изощрённость...

А
как же талантливые учёные, благодаря исследованиям которых стало возможно
создание разнообразных средств массового уничтожения?

Они
талантливо познавали законы природы. Талантливо добывали знания, которые можно
было применить и в мирных целях. И только такое применение знаний совместимо с
понятием таланта.

Талант
осмысливает жизнь - наполняет её смыслом, делает, собственно, жизнью - в
отличие от прозябания, бессмысленного, бесцельного существования. Смысл жизни
человека в том, чтобы состояться человеком. То есть научиться по-человечески -
нравственно, ответственно - относиться и к самому себе, и к другим. И смысл, и
цель жизни каждого из нас - мы сами, поскольку живём, а не прозябаем; поскольку
- люди, а не животные или н'елюди (преступники всевозможных калибров). Талант
создаёт мотивацию постоянного восхождения к вершине жизни - к Акме. Как написал
мне один мальчик: "Жизнь торчит, волосы не причёсаны - в-п-е-р-ё-д".

О
таланте говорят, когда оценивают мастерство. Талантливый человек - мастер
своего дела. И отсюда тоже протягивается ниточка к смыслу жизни, к превращению
существования - в жизнь: существование осмысливается, обретает смысл через
творчество, мастерство. В порядке частного, одного из многих возможных,
определений можно сформулировать и так: жить - значит проявлять мастерство в
том или ином творчестве; не иметь такой возможности - значит прозябать, а не
жить. Протягивается ниточка и к Акме: творить на уровне мастерства - значит
творить на вершине, пределе возможностей. Поскольку так понимаемая вершина не
достигается здесь и сейчас - мы не живём, а прозябаем. Есть смысл усомниться в
наличии смысла жизни у халтурщика...

Уровня
мастерства, вершинного уровня в творчестве надо ещё достичь, добиться. На это
обычно уходит много времени. А до тех пор, что же - неталантливый? То есть
бездарный? Талантливым мастером когда-то ещё станет, а сейчас?

А
сейчас - талантливый ученик. Мастер учится увлечённо, с удовольствием, поистине
вдохновенно. Вот именно - вдохновенно. Ибо тут не обойтись без вдохновителя. И
этим вдохновителем является БЛИЗКИЙ ВЗРОСЛЫЙ.

У
состоявшегося мастера и ученика мотивация творчества несколько разная. Для
состоявшегося мастера его творчество может быть самоценным. Смысл творчества -
в самом творчестве. Ученику такую мотивацию надо ещё у себя сформировать.
Сначала он работает для учителя - ради оценки учителем его скорбных трудов.
Этой оценкой и вдохновляется на творческие подвиги, или - наоборот, желание
совершать эти подвиги пропадает после слишком уж холодного душа, полученного от
учителя... А кого-то именно холодный душ и может раззадорить... Тут всё
неоднозначно. Во всяком случае, можно как перехвалить, так и недохвалить. Это
банальная констатация, но из неё следует, что учёба для ученика ещё не стала
самостоятельной ценностью. Он работает не для себя, а для мастера-учителя. И
лишь постепенно, по мере овладения мастерством, начинает учиться для себя.

Итак,
о таланте мы говорим в связи с какой-либо человечно ориентированной
деятельностью, осуществляемой на уровне мастерства - на вершине, пределе
возможностей мастера. Существование мастера благодаря этой его деятельности
превращается в осмысленную, целесообразную, целеустремлённую, планомерную
жизнь. Как в работе "Человек и мир" писал С.Л. Рубинштейн (цитирую
наизусть): "Жизнь - это срочное обязательство, срок истечения которого
неизвестен".

У
существования, бессмысленного прозябания нет обязательств. Обязательства, а с
ними замысел и план выполнения, характеризуют жизнь (всё с той же оговоркой -
если творческая энергия используется "в мирных целях", во благо, а не
во зло). Талантливым мастером надо стать. Для этого раньше надо быть
талантливым учеником. А талантливые ученики откуда берутся? Всё-таки, рождаются
такими? Природа-матушка и/или Господь Бог всё-таки тут не совсем ни при чём?

Состояние
тела, разумеется, никогда не может быть безразлично для личности, рабочим
инструментом которой оно является. Личность возникает в процессе овладения этим
рабочим инструментом - и опредмечивается в нём, делая тело культурным объектом,
с которым она себя может и отождествлять: данный культурный объект - моё тело,
способное осуществлять такую-то и такую-то культурную деятельность, - и есть я.



социальных институтах и в материальном производстве воплощены дух, идеи,
мышление, все продуктивные психические способности людей, - пишет Б.М. Бим-Бад
во второй лекции. - Воспитывающие воздействия на каждого растущего человека
оказывают все формы жизни - религия, политика, искусство, наука. Трудовая
деятельность, материальные условия. Обычаи, нравы, традиции".

"Множество
признаков свойственно всем людям без единого исключения потому только, что они
люди и живут среди людей.

"Это
- способность развиваться и изменяться. Это - борьба за существование и
самоутверждение. Способы того и другого самые разные, но сама эта деятельность
абсолютно неизбывна в каждом человеке" (лекция 3).

"Сущность
человека - в непрерывном распредмечивании и опредмечивании культурных объектов.


"Опредмечиваясь,
человек развивает свои сущностные силы. Он совершенствуется" (лекция 5).

"Каждый
новый жилец земли нуждается в прививке культуры, в огранке своих способностей.
Прививка культуры природному дичку-человеку осуществляется в ходе научения и
благодаря ему. Необходимость инкультурации предопределена невозможностью
культурной преемственности по механизмам биологического наследования"
(лекция 6).

Превращение
собственного тела в культурный объект - инкультурация - происходит с момента
рождения. И чрезвычайно, решающим образом важно, как складываются отношения с
другими живыми культурными объектами - окружающими людьми. Иными словами
(принадлежащими Э.В. Ильенкову: см. "Что же такое личность" в кн.
"Философия и культура", М., Политиздат, 1991), как происходит
вступление индивида в ансамбль человеческих отношений. Как индивид в этом
ансамбле осваивается.

Нужен
ли индивид кому-либо или нет? Любят его или нет? Радуется ли кто-то его
достижениям, огорчается ли при неудачах, или его действия окружающим
безразличны? В ансамбле отношений всё - способ общения, обращения. (Термин
"обращение" в данном контексте заимствован у Ф.Т. Михайлова:
"Избранное", 2001.) И этот ансамбль то ли вдохновляет на личностный
рост, ускоряет и обогащает процесс инкультурации, - то ли сдерживает,
расхолаживает, препятствует...

Фундаментальное
обстоятельство: мы с самого рождения делаем что-либо не столько для себя,
сколько для других. Со всеми своими действиями мы обращаемся, адресуемся вовне.
И не к кому придётся, а прежде всего к близкому взрослому - тому, кто для нас
особо значим и авторитетен. От него ждём оценок: "Ну, как
получается?" И если не встречаем заинтересованности в наших усилиях со
стороны близкого взрослого, готовы эти усилия в конце концов прекратить:
чего... пардон, КОГО ради стараться-то?

Почему
так получается: в младших классах учился хорошо, а потом пошли сплошные двойки?
Был талантливым учеником, все премудрости схватывал на лету, и вдруг -
отвращение к школе, бунт, нежелание и отказ учиться, отбывание номера на
уроках, как некой повинности...

Был
бесспорно талантливым учеником - и вдруг стал бездарным. Куда весь ученический
талант подевался?

В
то же время на летних каникулах, в каком-нибудь лагерном кружке, сам
напрашивается: "Научите меня!" И учится с жадностью, с удовольствием.
В течение учебного года - в творческом коллективе, в спортивной секции, -
участвует во всём азартно, рвётся туда из дому... Руководители коллективов,
секций не нахвалятся... А в школе - безысходная скука, полное безразличие, -
скорее бы повинность кончилась... Почему?

Позволю
себе процитировать собственный лагерный дневник:

"Беседовал
позавчера с девочкой. Разговор зашёл о студии, куда она ходит. Почему именно
туда? Интересно. Но сейчас перестала ходить. Что же случилось? Руководитель
выходит замуж. Ну и что? Разве студия перестала существовать? Нет, там другой
руководитель, который девочке не нравится... С сентября девочка будет искать
другую студию. Точнее - другого руководителя, который смог бы стать для неё
близким взрослым. Не найдёт - на том творчество и заглохнет, скорее всего...

"Кажется,
наибольшие шансы стать для ребят близкими взрослыми - у педагогов сферы
дополнительного образования: руководителей всевозможных студий, кружков,
спортивных секций, творческих коллективов... Эти организации открыты на вход и
выход, не нравится - никто не вправе заставить ребёнка. В школе, как в
мышеловке: туда - пожалуйста, оттуда - ни-ни. Там - обязаловка. И уже одно это
- отталкивает, внушает отвращение, снижает шансы школьных педагогов стать для
ребят близкими взрослыми".

Спрашиваю
мальчика: почему ты не хочешь учиться в школе, а у меня всё с первого раза
схватываешь? Потому что ты учил, - отвечает. Вот ведь привереды, не всё им
равно, кто их учит...

Никуда
не делся ученический талант. Как только появится ради кого стараться - он снова
проявляется. Чтобы начать работать для себя - мотивационный акцент должен
сдвинуться с близкого взрослого на сам предмет общения, на данный пласт
культуры... Тогда останется в студии и с новым руководителем, притерпится
как-нибудь, а глядишь, и новый станет близким взрослым. Или будет продолжать
заниматься самостоятельно... Это уже будет другой тип мотивации, преобладающий
у мастеров.

Надо
держаться зубами за школу, в которой ребёнок учится успешно. Это прежде всего
значит, что там кто-то из учителей, а то и несколько, сумели стать для него
близкими взрослыми. От них нельзя отрывать - тяжкая психотравма возможна. Из
бесед с родителями знаю, что в нынешних условиях очень часто детей переводят в
другие школы просто потому, что платить дорого, не по карману... Подумаешь,
если хорошо учился тут, всё будет нормально и там. Но тут-то и ошибка, страшное
по своим последствиям заблуждение: "там", на новом месте, учиться НЕ
ДЛЯ КОГО. И начинаются непонятные родителям огорчительные явления: двойки,
слёзы, нежелание ходить в школу, выкрики: "Не хочу учиться!" Хочет,
очень хочет на самом-то деле, да было бы для кого! А это значит: было бы у
кого. ЕСЛИ НЕ ДЛЯ КОГО - ТО И НЕ У КОГО. И НЕЧЕМУ.

Да
ученику ещё объясняют: учёба - твоя главная обязанность перед обществом, ты
должен учиться для тебя, именно тебе это всего нужнее, потому что речь идёт о
твоей судьбе, без образования ты не сможешь прожить в обществе...

Беда
в том, что если учитель не стал близким взрослым, учёба сама по себе ученику
совершенно не нужна. Она превращается в монолог в пустоту, в пламенную речь -
перед пустым залом... Не с кем по её поводу по-настоящему, неформально -
общаться.

Вызовут
- не вызовут сегодня? Спросят - не спросят про домашнее задание? Если нет -
лучше поиграть в футбол...

Но
в классе слишком много народу, чтобы чувствовать себя заметным и интересным для
всех остальных. Слишком много народу, чтобы в классном ансамбле отношений стать
личностью достаточно заметного масштаба. Достаточно для самоуважения.
Достаточно для того, чтобы убедиться: есть к кому обращаться со своими
усилиями. (Проблему масштабирования личности остро ставит в своих
педагогических эссе Ю.М. Устинов. См. "Золотой мотылёк",
Петрозаводск, 1998.)

Проблема
наполняемости классов - меньше всего арифметическая проблема деления общего
количества учеников на наличное количество классных комнат. Проблема
наполняемости классов, как психологическая проблема, очень сложна. Это прежде
всего проблема душевного комфорта - дискомфорта. И для учителя, и для учеников.
Единственно верного решения этой проблемы для всех случаев просто быть не
может.

Слишком
много или слишком мало... От чего это "слишком" зависит? Одно и то же
количество может оказаться и "слишком" (в ту или иную сторону), и - в
самый раз... Тут требуется сущая психолого-педагогическая алхимия, и что - в
самый раз, а что - слишком много или мало, - можно решить лишь для данного
единичного случая, в данной единичной ситуации. Никак не для всех и не раз
навсегда.

А
как же уединённый труд души - процесс, в котором происходит саморазвитие,
самотворчество, самосозидание личности? До него ещё надо дорасти. Он требует
взрослого типа творческой мотивации, стойкого интереса к самому творчеству.
Уединённый труд души может начаться довольно рано - в случае, например, если
приходится учиться на дому (при экстернате, при тяжёлой болезни,
инвалидности...). И уединённый труд души всё-таки тоже предполагает
существование близкого взрослого - того, кому хочется показать результаты
уединённого труда. Однако самостоятельная работа увлекает и сама по себе, так
что начинаешь выполнять её и действительно для себя, постепенно становясь
зрелым мастером в данной области - вырабатывая в себе талант.

Можно
принудить... Но таланты из-под палки не растут. И к дубинке двойки в конце
концов можно притерпеться, стать нечувствительным... или начать реагировать на
неё невротически, панически бояться её - схлопотать психическое расстройство.
Такие последствия уже и близкий взрослый, если он когда-нибудь появится, не
скоро сможет нейтрализовать. Если вообще сможет. И понадобится уже не столько
учитель, сколько врач...

Итак,
талант - это функция НОРМАЛЬНОГО, ЗДОРОВОГО ансамбля отношений, в котором есть
кому поддержать саморазвивающие усилия индивида - и, следовательно, есть для
кого эти усилия предпринимать, есть кому их адресовать. В здоровом ансамбле
отношений возникает и расцветает сначала ученический талант - способность
быстро, нередко с первого предъявления, овладевать теми или иными пластами
культуры. Эта способность предполагает прежде всего полное доверие к учителю.
Ученический талант - функция любви со стороны вдохновителя, близкого взрослого,
и функция полного, безбоязненного доверия - со стороны ученика. Доверяя
учителю, ученик доверяется и себе самому - не боится ошибок, или перестаёт их
бояться. А как страх ошибки парализует учеников, резко снижает их
сообразительность, - общеизвестно... В школе страх ошибки - это страх двойки,
но учителю СТРАШНО разоружиться, как-нибудь обойтись без двойки... Ведь
переполненный класс немедленно станет неуправляемым.

Страх
на страх, и в итоге: в младшей школе талантливы практически все ученики, а к
концу школы - очень немногие.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :