Реферат по предмету "Педагогика"


Информатизация образования и свобода учителя

Информатизация образования и свобода учителя

Борьба
за свободу в самых разных ее проявлениях была и остается предметом активности
для наиболее инициативной части человечества. До сих пор наиболее обеспокоенные
стараются добиться свободы слова, свободы вероисповедания, свободы выбора
чего-либо и т.д., и т.п. В данной борьбе сторона, которая добивается каких-либо
свобод, как правило, ищет их не только для себя, но и для окружающих ее людей (в
самых различных масштабах).

К
сожалению, во всем этом есть один существенный недостаток. Борцы всегда (или
как правило) выступают за «свободу от …»: свободу от эксплуатации, свободу от
налогового бремени, свободу от излишней ответственности. При этом почему-то
основная масса освободившихся личностей забывает о том, что, достигая «свободы
от…», необходимо обращаться к «свободе для…». То есть, добившись определенного
рода свободы надо еще оказаться достойным обладателем, носителем данной
свободы. Увы, но такое встречается не слишком часто.

Самый
яркий пример: свобода слова. Подавляющее большинство общественности понимает
свободу слова как освобождение от цензуры и предоставление всем одинаковых прав
в выражении своих мыслей. По предоставлению данной свободы сначала на арену
выходят трибуны, «сеющие разумное, доброе, вечное», и им действительно народ
говорит «сердечное спасибо». Но затем на ту же арену выходят люди, сеющие уже
бессмысленное, агрессивное, сиюминутное.

Таким
образом, каждая с трудом полученная свобода несет в себе как светлую сторону,
так и тень.

Процесс
преподавания какого-либо предмета в учебном заведении также можно в
определенной мере назвать борьбой. Каждый активный учитель, преподаватель
борется за максимальную эффективность методики преподавания учебного предмета.
В этой борьбе постоянно оттачивается мастерство учителя, шлифуются нюансы
подачи материала на каждом этапе курса, урока, фрагмента урока.

Появление
в последние годы в школе персональных компьютеров, казалось бы, должно было
привести к революции в методах преподавания большинства школьных предметов и,
что самое главное, дать учителю новую свободу для (!) творчества. С сожалением
следует констатировать тот факт, что особенно кардинальных изменений в процессе
обучения не произошло, и даже наиболее активная часть учительского сообщества
не торопится использовать предоставленную им свободу действий.

Попробуем
разобраться в причинах сложившейся ситуации.

Прежде
всего, укажем причину, не зависящую от учителя. Она связана с проблемой обновления
парка машин в школе. Поступающие в школу компьютеры очень быстро устаревают по
отношению к программному обеспечению, которое с каждым годом требует от среды
установки все больших и больших ресурсов как в размерах, что сказывается на
объеме жесткого диска и оперативной памяти, так и в быстродействии.

Поэтому
пришедшие в школу в 1993-95-ом годах компьютеры 286-386 IBM PC-совместимые на
данный момент практически можно признать непригодными для подготовки школьников
в рамках существующей программы по информатике. Также достаточно сложно
использовать данные машины и для демонстрации обучающих программных продуктов,
созданных в последние годы (после 2000). Соответственно, практически отпадает
возможность использования их на уроках математики, литературы, истории и т.д.

Второй
причиной можно назвать отсутствие у опытного учителя (среднего возраста и
пожилого) мотивации для внесения чего-либо нового в обкатанные годами методы
преподавания, независимо от результатов, которые данные методы приносят. К тому
же, учителя данной категории не слишком стремятся ликвидировать отставание в
общении с компьютером (впрочем, исключений из данного правила довольно много).
Не часто можно увидеть учителя, например литературы (подойдет любой предмет,
кроме информатики) 40-50 лет, активно использующего ПК на своих уроках.

Наконец,
третья причина отсутствия прорыва в методах обучения: большинство наиболее
активных учителей, знакомых с компьютером и желающих использовать его на уроке,
видят в машине только средство, освобождающее их от постоянной, рутинной
подготовки к урокам. Действительно, готовая обучающая программа от солидной
фирмы-разработчика создает более-менее правдоподобную иллюзию методически
обоснованного, подготовленного учебного процесса. Это, как правило,
подкрепляется еще и невозможностью разбиения учебного блока программы на мелкие
фрагменты, более удобные и гибкие дидактические единицы.

Поэтому
у учителя возникает соблазн просто усадить школьников за компьютеры, запустить
обучающую программу и, далее, выступать уже лишь в контролирующем качестве,
удаляясь с линии потока материала от компьютера к ученику. Подобное решение в
корне своем порочно, так как, сколь ни была бы уникальной обучающая программа,
она пока не в состоянии учесть особенности аудитории, самостоятельно адаптироваться
для восприятия в конкретных условиях многообразия педагогических ситуаций,
возникающих в реальном учебном процессе, поскольку программа всегда является
продуктом, абстрагированным по множеству параметров.

Единственным
положительным фактором, который можно предъявить в защиту данных действий
учителя, является высокий интерес школьника к компьютеру. Но стоит заметить,
что этот фактор можно определить как временный, так как по мере возрастания
роли ПК в качестве бытовой техники уменьшается интерес к нему со стороны
школьников как к средству обучения. В недалеком будущем компьютер на уроке
будет восприниматься примерно так же, как сейчас воспринимается доска.
Следовательно, учитель уже не сможет привлечь внимание учеников какими-то
необычными обучающими программами.

Именно
поэтому не стоит делать существенного различия между работой с обучающей
программой, не подкрепленной собственной методикой, разработанной для
конкретной учебной ситуации, и самостоятельным чтением учебника.

Несколько
необычно, но раньше никто не пытался заместить учителя учебным фильмом. Он
демонстрировался лишь в целях привлечения внимания учащихся к какой-то
проблеме, показывая то, что нельзя показать в реальных условиях. Сейчас же к
компьютеру отношение существенно иное. Сажая школьников перед мониторами для
работы с мощной, не адаптированной обучающей программой, учитель фактически
пытается выключить себя из учебного процесса.

В
свете выделенных трех проблем можно разделить учителей на тех, кто не получил
желаемой свободы общения с компьютером, тех, кто добровольно отказался от нее,
и тех, кто получил «свободу от…», но не обрел «свободу для…»

Лишь
малую часть учительства можно охарактеризовать как полностью свободных в работе
с ПК.

Что
же можно сделать для продвижения к столь заветной свободе? В ответе на данный
вопрос мы должны вернуться к проблеме общей подготовки учителя к использованию
компьютера на уроке. Эта тема уже затрагивалась на страницах журнала (см.,
например, [1]).

Для
нормальной методической работы с компьютером (по любому направлению, независимо
от предмета преподавания) учитель должен уметь формировать фрагменты уроков с
использованием как элементов готовых программ, так и собственные программные
продукты. Это могут быть презентации (PowerPoint, Flash), фильмы, лабораторные
работы, тесты, контрольные работы, схемы, рисунки, графики, динамичные модели и
т.д., и т.п.

Для
умелого вкрапления созданных программ в учебный процесс, в подготовке будущего
учителя-предметника обязательно должны присутствовать элементы методики
использования компьютерной техники на уроке в рамках конкретной специализации.
Так, например, учитель истории должен владеть общей теорией и частными методами
применения ПК на уроке истории. Сейчас на занятиях «Методики преподавания
истории» (если таковые имеются) подобные методы не освещаются.

Безусловно,
возникающий пробел призван ликвидировать общий курс «Информационные технологии
в образовании». Но, поскольку это общий курс, то преподавателю остается только
предложить студентам отработать навыки создания презентации и (или) сайта по
теме, близкой к их направлению обучения. Конечно, создание презентаций, сайтов,
обучающих программ любого рода есть необходимое звено в цепи подготовки
современного специалиста. Но только звено! Подобные занятия не в состоянии в
полной мере осветить все нюансы разработки методики использования компьютера на
уроке, а ведь речь идет именно о способности будущего педагога создавать новые
методики ведения занятий с учетом массы факторов, одним из которых является
присутствие в классе ПК.

Но
если студенты в состоянии как-то освоить азы обращения с ПЭВМ в рамках своего
предмета в вузе, то действующие учителя могут достичь определенного уровня
владения современными методами преподавания по большей степени собственным
опытом или в результате обмена идеями с наиболее активной частью учительства
посредством курсов повышения квалификации или общения на страницах журналов.

Итак,
подводя итог вышесказанному, следует сказать, что учитель станет действительно
свободным для педагогического творчества с использованием персонального
компьютера только в том случае, если он сможет, с одной стороны, создавать
фрагменты уроков на основе готовых или собственных программных продуктов, с
другой стороны, овладеет методикой преподавания предмета в современных
условиях, то есть с учетом возможностей компьютера. Только тогда не будет
возникать вопрос: «Не заменит ли компьютер учителя?» Ответ всегда будет
однозначным: «Не заменит», так как компьютер будет рассматриваться как одно из
методических средств учебного процесса, а не как альтернатива учителю, что
вполне можно предположить, глядя на современное состояние дел.
Список литературы

Попов
К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании /
Вопросы Интернет-образования. № 18. 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Валовый национальный продукт (макроэкономика)
Реферат Маркетинговые исследование рынка мясных полуфабрикатов
Реферат Дело Гапона Георгия Аполлоновича
Реферат Экономико-географическая характеристика Южного района Смоленской области
Реферат Договоры оперативной аренды
Реферат В чем своеобразие характера главного героя романа Достоевского Идиот
Реферат Автоматизации бухгалтерского учета необходимый элемент системы управления вузом
Реферат Управление затратами 3
Реферат Закон стоимости - сущность и роль
Реферат Закон стоимости как регулятор общественного производства
Реферат Баланс предприятия. Пример составления.
Реферат Духовно нравственное воспитание младших школьников
Реферат Безработица в России причины формы последствия пути преодоления
Реферат Технология электроэрозионной обработки
Реферат Ластоногі і щитовидні ссавці Мавпи Як вищий клас ссавців