Реферат по предмету "Педагогика"


Принцип динамического баланса как методологическая основа научного познания

Принцип
динамического баланса как методологическая основа научного познания

П.В.Скулов,
Физический факультет БГПУ

В свое время
замечательный учитель Василий Александрович Сухомлинский говорил: "Ум
воспитывается умом, совесть совестью, патриотизм действенным служением
Родине"[7, с.17]. Продолжим мысль и предположим, что духовность и культура
воспитывается духовностью и культурой, и никак иначе. Следуя этой мысли, можно
сделать вывод, что в здоровом человеческом обществе должны быть учителя,
которые были бы умными, воспитанными, всесторонне гармонично развитыми,
обладали высокой моралью, желанием и умением донести это до учащихся.

Целью нашей научной
и практической преподавательской деятельности является создание обстановки,
способствующей становлению такого учителя.

То, что такой
учитель нужен, не единичное мнение. В качестве подтверждения приведу несколько
высказываний известных педагогов – дидактов.

Л.Я.Зорина
пишет: "До сих пор остается загадкой, почему одних учителей слушают и
понимают, а других нет, даже если педагог знает свой предмет и владеет
методикой его преподавания" [2, с.8].

М.Н.Скаткин.:
"В действительности бывают учителя, хотя и владеющие техникой
преподавания, но работающие неинтересно"[1, с.312]. Такое отношение,
подчеркивает автор, не приносит удовлетворения от учебных занятий ни учащимся,
ни учителю, а эффективность обучения невысока.

А.К.Маркова.:
"Взрослые зачастую недооценивают наблюдательность и здравый смысл детей.
Между тем дети прекрасно понимают, как относится к своему делу тот или иной
взрослый. И если, например, учитель внутренне далек от преподаваемого предмета,
не любит его, не интересуется им, то учащиеся обязательно почувствуют это и
могут прийти в результате общения с таким учителем к вполне рациональному
выводу о том, что данный предмет как таковой лишен всякого интереса"[5,
с.172].

Основной вывод,
который можно сделать: эффективность обучения и воспитания во многом зависит от
отношения учителя к своей профессии.

Но в процессе
воспитания такого учителя возникает вопрос, а каково ему в современных
условиях? Как чувствует себя человек, который призывает нас обратиться к
совести, запрещает лгать, живет "давно устаревшими понятиями"? Решая
эту проблему, мы стремились к тому, чтобы такой человек не остался в стороне от
происходящих событий, как пережиток прошлого, а был их активным участником. Для
этого, на наш взгляд, просто обладать культурой и духовностью недостаточно,
необходимо еще обладать системными, концептуальными знаниями, иметь целостное
представление и понимание протекающих в природе и обществе процессов.

Разрабатывая
новую образовательную концепцию, мы выдвинули гипотезу, что существует единый
дискретный процесс производства и приобретения знаний. Незнание законов
протекания данного процесса, отсутствие культуры производства и приобретения
знаний приводит к стрессовому способу общения, который, по сути, лишен смысла,
ведет к истощению и деградации взаимодействующих сторон и системы в целом.

Основой,
фундаментом такой культуры, философской основой мировоззрения нами
сформулирован принцип динамического баланса вообще, и в педагогике в частности.
На наш взгляд, это основополагающий принцип устройства природы и общества.

Применяя данный
принцип, можно в должной мере, гармонично сочетать различные компоненты
педагогического процесса, учитывая интересы участвующих сторон. Компонентов, из
которых состоит учебный процесс, очень много. Среди них есть такие, которые
являются своего рода противоположностями и при значительном дисбалансе могут
вызывать конфликты и напряженность системы. Например:

– внутренние и
внешние мотивы деятельности,

– способности
учащихся и требования учителя,

– субъективные
желания и объективные возможности,


познавательные интересы и требования образовательных программ,

– аналитическая
и синтетическая деятельность,

– чувственное и
логическое в познании,

– психические
процессы напряжения и релаксации,

– идеи
развития, заложенные природой и созданные обществом,

– приобретение,
усвоение знаний и выработка нового знания, его производство.

И многое,
многое другое.

Рассмотрим
более подробно последнее из приведенных сочетаний, наиболее сложное, на наш
взгляд. Необходимо знать и помнить, что существует закон, который мы иногда не
учитываем. Дело в том, что любое получаемое знание переводится на язык
собственных мыслей, происходит оценка знания, его встраивание в ту внутреннюю
идею, по которой развивается человек, о чем в свое время писал К.Д.Ушинский, и
указывал на тот факт, что каждый человек живет по своей уникальной внутренней
идее. И задача учителя помочь раскрыть ценности получаемого знания, помочь
испытать при этом положительные эмоции. Мы считаем, что тот, кто познал эти
ценности и получил при этом сильные положительные эмоции, будет относиться к
ним уважительно, как к части своей личности, и будет сопротивляться всему тому,
что будет их разрушать, – это является одним из главных показателей наличия
духовности и культуры. В противном случае, если всего этого не происходит по
разным причинам (нехватка времени на усвоение знаний и их осмысление,
непонимание терминов, которыми представлено знание и т.д.), то после некоторого
сопротивления информационному натиску развитие личности затормаживается,
внутренний мир человека начинает деформироваться, и впоследствии негативно
трансформироваться. Возможны крайние проявления: постоянный стресс, размывание
и подмена стержневой идеи, осуществляющей информационноэнергетическую поддержку
личности. О духовности и культуре в таком случае говорить не приходится.
Возможно, каждый индивидуум интуитивно это понимает, т.к. в той или иной мере
является свидетелем и участником этого процесса.

Поэтому мы в
процессе организации и осуществления учебного процесса стараемся в первую
очередь думать не о том, как с помощью всевозможных педтехнологий, которых
сейчас существует огромное количество, психотехник, гипнозов, экстрасенсорного
воздействия сообщить студенту максимум знаний, не думая, какое влияние они на
него оказывают, а заботиться в первую очередь о том, чтобы на основе принципа
динамического баланса создавать условия для гармоничного их развития.

Существует не
единичное мнение, что в настоящее время необходим переход от парадигмы
трансляции знаний к парадигме выращивания способностей человека [6, с. 370].
Однако, прослеживая историю развития педагогической науки, можно сделать вывод,
что такое стремление существовало всегда. Еще П.Ф. Каптерев, замечательный
русский педагог, указывал на существование мало совместимых сторон учебного
процесса и говорил о том, что учителю необходимо решать сложнейшую проблему,
одновременно организовывать усвоение определенной суммы знаний и создавать
условия для творческого саморазвития организма [4, с.350-358]. Кто соприкасался
с данной проблемой, понимает, о чем идет речь, какова ее сложность. Поэтому, на
наш взгляд, будущему учителю важно обладать системным видением, знать:

– из каких
компонентов состоит учебный процесс,

– какие факторы
влияют на эффективность его протекания,

– какие задачи
предстоит решать учителю.

А их, как
известно, очень и очень много.

Возникает
естественный вопрос: а как достичь гармонии, как применить принцип
динамического баланса на практике? Коротко можно сказать следующее: учитель
должен обладать концептуальными, системными знаниями, и, как это не покажется
странным, уметь не только понимать, но и чувствовать меру баланса, гармонию,
красоту.

Что движет
человеком? Одной из фундаментальных потребностей человека является стремление
человека к творческой деятельности. Творчество мы рассматриваем как связующую
нить с Вселенной. Творчество как соучастие в деле созидания гармонии, порядка.
Потребность в творчестве порождает познавательный интерес, который также
является внутренней потребностью. Качество творческого процесса характеризуется
способностью субъекта, его осуществляющего, обладать чувством прекрасного,
умением созидать красоту.

Что такое
красота? Красота – это обязательно открытие, это обязательно новое полезное
знание, дающее человеку надежду на повышение эффективности планирования своего
развития, вытекающего из оптимального сочетания внутренних и внешних мотивов, в
результате получение удовольствия от переживания чувства радости, уверенности и
защищенности, цельности и самостоятельности своей личности. Обладание чувством
прекрасного является свидетельством творческого начала в человеке. О таком
чувстве известный физик В. Гейзенберг сказал: "проблеск прекрасного в
точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального
понимания, до того, как она может быть рационально доказана". Мечта
каждого – обладать таким чувством, и многие педагоги с успехом его развивают,
однако этого недостаточно. К сожалению, современная наука и практика никак или
очень слабо ориентированы на развитие способностей детей с радостью и
удовольствием усваивать культуру общества [5, с.171].

Как известно,
существует учение-усвоение и учение-открытие. В первом случае истина дана, и
нет необходимости ее искать. Во втором случае учение-открытие означает, что
"собственная мысль начинается с вопроса как проявления дефицита понимания
мира и заканчивается вдохновляющим озарением понимания, когда на краткий миг,
вдруг весь мир становится ясным. Позже человек понимает, что ничего особенного
в открытом знании нет, возможно, он и раньше это знал, но в памяти остаются
чувства, радость, восторг понимания. В этом и заключается отличие познания
через собственные мысли, которые открывают новое лично для каждого, объединяя в
ясное целое разрозненные факты" [4, с. 87].

Следуя принципу
природосообразности, можно поучиться у природы и у себя. Как устроен человек,
его психика? Известный математик Ж. Адамар говорил: "Среди многочисленных
комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и
бесполезно, но потому они и не способны подействовать на наше эстетическое
чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются
гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны
возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним
наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными"

Осмысливая
сказанное, можно предположить, что сознание высвечивает, или можно даже сказать
так, сверхсознание помещает в сознание только красивые, а потому одновременно
полезные комбинации развития, деятельности. Я не знаю, насколько эта цитата
точно передает механизмы мыслительной деятельности, но что-то в этом есть.

Иногда мы по
незнанию, непониманию устройства мира, в котором живем, ломаем защитные
механизмы психики безмерным информационным воздействием, приводя человека к
абсолютному хаосу в мыслях, как мы называем, информационно-экологической
катастрофе личности.

Часто в
практической деятельности мы замечаем, что тот или иной человек либо чувствует
баланс, красоту, либо нет. А потому мы считаем, что это чувство необходимо
развивать.

Мы пришли к
выводу, что учитель призван быть центром духовности и культуры. Выяснили, что
он не тормозит процесс производства духовных и материальных благ, процесс
самодвижения энергии и материи, а регулирует его в соответствии с незыблемыми
законами природы, не давая ему выйти за определенные рамки, и не давая ему
наносить вред человеку и природе. Что возможно сделать практически в этом
направлении?

В первую
очередь необходимо понимать, что учитель должен быть гармонично развит. Как
говорил выдающийся физик Л. Ландау, "если физика не раскрывает красоту
природы, шорох листьев и краски заката, то это какая-то усеченная физика, я в
нее не верю".

Приведем
несколько примеров практической реализации полученных выводов. Направленность
дипломных работ, выполняемых студентами, отличается большим разнообразием.
Например, уже который год студенты с удовольствием пишут дипломные работы на
темы осуществления межпредметных связей в учебном процессе, разработки
нестандартных уроков, развития познавательных интересов школьников, и многое
другое.

Физика и
литература, искусство, история, биология, география, психология, философия,
экология - все должно интересовать учителя. Представьте учителя физики, который
приходит на урок и читает стихи про устройство атома, рассказывает историю, в
которой проходили те или иные открытия; рассказывая о производстве
электроэнергии, говорит о географии того края, где находится электростанция. Он
знает все. Он владеет культурой в целом, он интересен.

Уже традицией
являются семинары, на которых проигрываются фрагменты уроков, где студенты
учатся оптимально, в соответствии с принципом динамического баланса, сочетать
индивидуальные и групповые формы работы, лекцию и беседу, самостоятельную
работу и работу под руководством учителя, и т.д., учатся владеть культурой речи
и поведения, решая важнейшую задачу самореализации личности.

Очень много
существует приемов, которые способствуют тому, чтобы студент постепенно из
транслятора знаний превращался в носителя духовности и культуры. Такой подход
возможно осуществлять при организации любой деятельности. Например, на занятиях
обучения решению физических задач:

1.Трансляция
знаний. Учитель сообщает условие задачи: Если, держа на ладони кирпич, ударить
по нему молотком, то рука, держащая кирпич, не ощущает боли от ударов молотка.
Почему?

2. Воспитание
культуры. А теперь представьте, учитель рассказывает: В детстве самым радостным
событием для нашей семьи были моменты, когда в гости приходил дедушка. Мой дед
был печником, самым уважаемым человеком во всей округе. Уважали люди его за то,
что он был мастером высочайшего класса и человеком очень порядочным и
ответственным, никогда не позволявшим себе грубого слова. Самым страшным ругательством
для него было: У, ясное море. Печи у деда были такие, что хватало одной охапки
дров для того, чтобы в доме было тепло целые сутки. Мастер он был необычайный,
хоть и окончил всего 3 класса. Запомнились большие дедовы руки. Помню, как в
одну руку он брал кирпич, ударял по нему всего один раз молотком, и откалывал
от него кусок нужного размера. Можно было брать линейку и измерять - ошибки не
было. и т.д. Сейчас я покажу, как это делается. Учитель берет кирпич и
разбивает его у всех на виду. Далее идет постановка вопроса , имеющего
дидактическую направленность.

Какие задачи в
этом случае решает учитель? Только ли обучающие? Воспитывающие? Как и что он
воспитывает? Есть над чем подумать, но одно ясно, что воспитание в этом случае
– это не чтение морали, а приобщение личным примером к человеческой культуре. У
нас много подобных задач-рассказов. И о войне, и о мире, о природе и о детстве,
о стране, о море и о небе, о селе и городе. Но все они об одном – о любви, о
мечте, о красоте. В проводимом научном исследовании одной из основных гипотез,
которую мы хотим доказать, является то, что важнейшую роль в повышении
эффективности обучения как физике, так и другим наукам, играет желание и умение
учителя задействовать в учебном процессе свой богатый духовный внутренний мир.

Подведем итоги.
Что дает концепция обучения, которую мы разрабатываем, каков результат
применения принципа динамического баланса в педагогике, дидактике и частных
методиках? Это:

1) Целостное
восприятие действительности.

2) Более четкое
прослеживание причинно-следственных связей рассматриваемых проблем.

3) Широкое
понимание задач, которые предстоит решать учителю.

4) Новое
восприятие окружающей действительности, таких понятий как творчество, счастье,
красота, и др.

5) Возможность
организовать целенаправленное воспитание духовности и культуры.

В завершение
отметим, что в настоящее время очень важно воспитывать такого учителя, который
будет не только выполнять транслирующую функцию в процессе циркуляции знаний,
но одновременно являться носителем духовности и культуры; при этом не менее
важно защищать и поддерживать его на государственном уровне.
Список
литературы

Дидактика
средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики. Учеб. Пособие для
слушателей ФПК директоров общеобразоват. Школ и в качестве учеб. Пособия по
спецкурсу для студентов пед. Ин-ов/ Под ред. М.Н.Скаткина. 2 изд., перераб. и
доп.-М.: Просвещение,1982.319 с.

Зорина Л.Я
Слово учителя в учебном процессе // Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и
психология; 3.-М.: Знание, 1984. 80 с.

Зюзько М.В. 5
шагов к себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1992. 173 с.

Каптерев П.Ф.
Избранные педагогические сочинения/.Под ред. А.Н.Арсеньева.-М.: Педагогика,
1982.-704 с.

Маркова А.К. и
др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К.Маркова, Т.А.Матис,
А.Б.Орлов.-М.: Просвещение,1990.191 с.

Ребенок в мире
культуры / Под общей редакцией д.п.н., профессора Р.М.Чумичевой. -Ставрополь,:
Ставропольсервисшкола,1998.558 с.

Сухомлинский
В.А. О воспитании / Сост. И авт. Вступит. Очерков С.Соловейчик.-6-е изд.- М.:
Политиздат,1988.-270 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.