Реферат по предмету "Педагогика"


Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся

Занимательные
материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся.
Работа выполнена на материале курса физики 7-го класса

О.А. Злётова,
П.В. Скулов

Мотивация как
процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под
которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность
действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение
школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

Одним из
постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является
интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является
познавательный интерес.

Мотивацией
учебной деятельности и её воспитанием у школьников занимались такие известные
психологи, как А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман.

Такие педагоги
и деятели, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов,
Г.И. Щукина, отводили ведущее место в учебном процессе именно мотивам учения. В
наше время проблемой формирования познавательных интересов и активизацией
познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как В.Н.
Липник, В.А. Филипова, А.С. Роботова, И.Я. Ланина.

Разработкой
нетрадиционных, оригинальных уроков занимались: С.А. Тихомирова, В.И. Елькин,
И.Я. Ланина и другие.

Наиболее
известные авторы физики, как Я.И. Перельман, М.И.Блудов,
Л.Я. Гальперштейн, предлагают использовать замысловатый материал книг для
самостоятельного изучения, для самообразования школьников.

Анализ
дидактической и психолого-педагогической литературы показал, что разработок,
позволяющих мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес
посредствам занимательных материалов, крайне мало. Проблема заинтересованности
учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Даже
если и встречается такого рода материал, то он не систематизирован,
по различным источникам. Поэтому мы попытались подобрать и
объединить все уже имеющиеся в литературе занимательные материалы и разработать
дополнительные элементы занимательности, как систему средств мотивации учебной
деятельности учащихся в процессе изучения темы 7-го класса .(цель)

Мы исследовали
пути и способы мотивации учебной деятельности учащихся посредствам
занимательности, в процессе изучения вышеуказанной темы.

В центре нашего
внимания были занимательные материалы: кроссворды, занимательные задачи,
ребусы, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки,
физика в художественной литературе, игры, используемые при изучении темы
.

Можно
предположить, что материалы исследовательской работы будут способствовать
формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности
учащихся.

Новизной
исследования является использование различных занимательных материалов по физике
как педагогических средств мотивации учебной деятельности школьников в процессе
изучения темы , а также
разработка и создание интересных игр, ребусов, сказок, кроссвордов, задач по
теме, не встречающихся в другой литературе.

Нами составлен
ряд задач, которые в шутку были названы .
Главный герой этих задач семиклассник - хулиган Илюша, он очень часто задавал
вопрос , поэтому дети прозвали его Почемучка. Перед каждой
задачей идет текст к ней, а затем условие и решение. Главная цель при написании
текстов к задачам - это их образность. Образ героя должен быть симпатичен
ученикам. Подобные задачи призваны воздействовать на эмоции учащихся, вызвать у
них эффект сопереживания, при их решении ярко проявляется осознание жизненной
значимости изучаемого материала, появляется желание объяснить окружающие
явления. Вот один из примеров задачи:

.

Задача: Потонет
ли в воде стеклянная бутылка, доверху наполненная водой? Бутылка, со ртутью в
ртути?

Целесообразно
использовать на занятиях по физике тексты из литературных произведений.

На уроках
изучения нового материала литературные тексты могут применяться для введения в
тему, иллюстрации изучаемых закономерностей, закрепления пройденного материала.
После текстов рекомендуем учащимся задавать вопросы. Так при объяснении темы
, можно использовать отрывок из произведения А.П. Чехова
:

.

О какой силе
идёт речь в отрывке?

Привлечение
отрывков из произведений художественной литературы будет интересным приёмом при
опросе. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных
вопросов отвечающему. Так, например, при повторении темы . Можно предложить
учащимся отрывок стихотворения:

Тебе по болоту
ходить довелось?

Легко тебе
было? Вот то-то!

Тогда почему же
огромнейший лось,

Так просто
бежит по болоту?

В интересной
форме закрепить знания учащихся по решению качественных и количественных задач
позволяют сказки с физическими вопросами и заданиями. Одна из подобных сказок
придумана нами. Называется .
Ученики отвечают на вопросы и решают задачи сформулированные учителем в ходе
чтения сказки. Например: Почему мыльные пузыри имеют форму шара? Или
рассчитайте давление воды на наибольшей глубине Азовского моря?

Ребята переживают
за колобка, помогают ему спастись из лап лесных зверей и искренне радуются его
победе. Задачи к сказке подобраны исходя из материала учебника по физике 7
класса А.В. Перышкина, Н.А. Родиной.

Чтобы вызвать
эмоциональный подъём, можно перед чтением выставить на стол картинку-заставку и
на доске повесить схему движения героя по лесу. (продемонстрировать)

В разработке
придуманы ребусы и кроссворды по самым ключевым понятиям темы .

Ребусы и
кроссворды можно порешать на факультативных занятиях, а также на уроке при
объяснении нового материала, при повторении и работе со слабыми учащимися, в
конце занятия, чтобы снять усталость. Хорошо это сопроводить беседой о
происхождении того или иного физического явления, величины, о том, где они
используются, о приборах и инструментах, показать эти приборы и инструменты.
Составление ребусов и кроссвордов, посвященных конкретным разделам и темам
физики, можно давать учащимся в качестве домашнего задания.

Например, после
изучения темы , в начале урока ученикам можно
предложить ребус, в котором зашифровано понятие барометр. После его
разгадывания далее задается вопрос: . И
предлагается учащимся рассказать все, что они о нем знают. (продемонстрировать).

Некоторые люди
считают кроссворды и ребусы скучными и однообразными. Но эти известные средства
мотивации учебной деятельности учащихся бывают самые различные.

В
исследовательской работе приведен японский кроссворд, относящийся к архимедовой
силе. Основным отличием японского кроссворда от обыкновенного является, то, что
в нем загадан рисунок, а не слова. Этот недавно появившийся кроссворд уже успел
приобрести своих поклонников, как среди взрослых, так и детей. (На плакате
представлен уже разгаданный японский кроссворд. Детям было поставлено задание:
)

Также в
разработке был составлен кроссворд , по основным понятиям
вышеуказанной темы. В кроссворде дана сетка с уже вписанными в нее словами.
Ученики должны придумать вопросы к ним. Эти кроссворды даются учащимся как
домашние задания, для развития творческих способностей, логического мышления,
для работы со справочной литературой и получения дополнительной оценки, что в
последствии формирует познавательный интерес школьников к физике и мотивирует
их учебную деятельность.

Для развития
памяти и внимания разработан обобщающий кроссворд по теме - венгерский,
сокращенно венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученики
должны найти спрятанные там слова и охарактеризовать каждое из них. О
проводимом исследовании автор докладывал на Всероссийской конференции
"Формирование практических умений", которая проходила в январе в
г.Ульяновске. Материалы опубликованы в сборнике конференции.

Педагогический
эксперимент был проведен в 7-м классе 24 средней школе г.Барнаула.
Эксперимент проводился методом ранжирования предметов. После его проведения
результаты обсчитаны и представлены в виде столбиковых гистограмм.

По результатам
эксперимента можно сделать вывод: использование занимательных материалов на
уроках физики повышает у учащихся интерес к предмету, мотивирует их учебную
деятельность, что способствует продуктивности учебного процесса.

В заключении
хотелось бы отметить, что мы продемонстрировали только часть занимательных
материалов. В работе же представлено их многообразие: есть большой кроссворд,
названный , присутствуют элементы устного
народного творчества: загадки, пословицы и поговорки. Также присутствуют
занимательные опыты, кроссворды, составленные учениками 7-го класса
24 средней школы г.Барнаула, обобщающая игра ,
составленная по принципу игры . Все эти материалы
помогут учителю сделать уроки физики полезными, яркими и любимыми.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.