Естествознание
- уроки, где ставятся проблемы
Т.А.Коробкова,
НижГПУ, Нижний Новгород
Терминологически
естествознание - прямой перевод с греческого на русский язык слова "физика".
Однако исторически сложилось так, что физика - это сумма глубоко разработанных
разделов, а естествознание - интегрированное описание природы как целого.
Каково место естествознания в курсах школьной и вузовской физики? В ныне
существующих программах обучения это, во-первых, учебная дисциплина в 5-6
классах, переходная между природоведением и физикой, и, во-вторых, активно
разрабатываемый и внедряемый вузовский курс "Концепции современного
естествознания" (КСЕ), чаще всего предназначенный студентам гуманитарного
профиля.
Однако
интегрирующий характер естествознания претендует на более значительное место в
системе естественнонаучного образования. Учитывая предстоящую перестройку
учебных программ в связи с переходом на двенадцатилетнее школьное обучение,
рассмотрим место естествознания, соответствующее его познавательным и
дидактическим возможностям.
Учебные
дисциплины, повторяя путь развития соответствующих наук, находятся сейчас на
стадии максимальной дифференциации и специализации. При этом каждый преподаватель,
стремясь углубить изучение своего предмета, все более и более погружает
учеников в него. Но в мире современной науки давно уже развиваются
синтетические и пограничные отрасли (биофизика, физхимия и т.п.) Общая
тенденция развития науки - глобализация, объединение, решение общемировых и
общечеловеческих проблем: развитие Вселенной, возникновение и судьба интеллекта
во Вселенной, развитие ноосферы. По словам Никиты Моисеева, рождается
общепланетарное понимание характера взаимоотношения Природы и человека, новое,
гуманитарное мировосприятие естествознания.
Имеют ли об
этом представление выпускники школы? Интересные научные работы этого
направления (например, [1,2,3] и др.) написаны доступным языком и вполне могут
быть основой для обсуждения указанных проблем со старшеклассниками и
студентами.
Где же место
этих занятий в школе? Сегодня в системе среднего образования есть отдельные
курсы для специальных классов или авторские программы, объединяющие физику и
астрономию, физику и химию. Но объединить все естественнонаучные вопросы в
школе - возможно ли это? Нам представляется, что в старших классах школы должны
появиться уроки естествознания, где школьники будут говорить о глобальных
проблемах, не разделяя науку на отрасли. При этом будут синтезироваться знания
о природе, а цель формирования естественнонаучной картины мира получит цельное,
а не фрагментарное - в рамках учебных предметов - разрешение. Очевидно, формами
проведения этих занятий должны быть лекции, семинары, конференции.
Преподаватели естественных наук могут руководить такими занятиями вместе,
образуя "кафедру естественных наук". Соответственно, и в подготовке
учителей в педвузе должен обязательно присутствовать синтетический курс КСЕ и
дополняющий его курс методики обучения.
Тогда изучение
естествознания в школе может выглядеть как двухуровневый процесс, включающий:
1-й уровень.
Естествознание - учебный предмет, предшествующий изучению физики, дающий
мотивационную основу естественнонаучного образования, имеющий характер
занимательный, формирующий интерес школьников к познанию природы, ее законов,
умение видеть каждый день вокруг себя проявление этих законов. Основные явления
природы изучаются эмпирически, происходит осознание места человека в природе.
2-й уровень.
Естествознание в виде системы интегрирующих уроков как завершение каждой
ступени изучения физики в школе. При этом степень обобщения должна затрагивать
не только то, что изучено на уроках физики, но и материал химии, биологии,
математики, истории, т.е. школьники должны "подняться" над мозаикой
раздробленных наук, связанных тонкой паутинкой межпредметных связей, увидеть
красоту, гармоничность и неоднозначность, загадочность мироздания в той мере,
которая соответствует их возрастным возможностям. Только понимая, что "мир
действительно сложен и лежит за пределом наглядности" [2, с.42], человек
будет готов к встрече с новыми невероятностями, реальностями, противоречащими
сложившемуся "здравому смыслу" - т.е. готов строить свою жизнь
творчески, не боясь перемен.
Список
литературы
Василькова В.В.
Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной
самоорганизации). - СПб.: Изд."Лань", 1999, -480 с.
Моисеев Н.Н.
Расставание с простотой. - М.: "Аграф", 1998,- 480 с.
Шредингер Э.
Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. - Ижевск: Ижевская
респ.типография, 1999, -96 с.