Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся

О
НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ШКОЛА И
ИНТЕРНЕТ

Разумеется,
возможны как положительные, так и отрицательные психологические последствия
появления Интернет для образовательной среды в школе. Рассмотрим особенности
Интернета, которые могут вызывать полярные психологические последствия.

1. Интернет
обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ (национальных, социальных,
географических). Учащийся, находясь в контакте с такой средой, сталкивается с
разнообразнейшими фактами и мнениями, о существовании которых он мог и не
подозревать; он знакомится со сверстниками за рубежом и в других городах, имеет
возможность задать вопросы и с несравнимой с другими способами получения
информации скоростью добыть ответ на совершенно различные интересующие его
темы, не вставая с места, например: а как там учатся, кто и где? Это позволяет
учащимся ощущать себя причастными к какому-либо сообществу, развивает
способность к децентрации.

2. Интернет
безопасен. Общение не несет в себе агрессивного невербального компонента, а
вербальных оскорблений гораздо меньше. Они конечно же присутствуют, но на
многих сайтах с этим успешно справляются. Это удовлетворяет базовую потребность
в безопасности.

3. В Интернет
нет централизованной цензуры: можно написать то, что хочется, высказать свое
мнение. Это позволяет чувствовать себя раскованным в общении, интересным для
других, компетентным. Ребенок или взрослый всегда может найти тот круг общения,
в котором он будет выглядеть именно так. Это удовлетворяет потребность в
принятии, дружеском расположении, позволяет безопасно выражать свою
индивидуальность.

4. Интернет
безличен. Человек может обладать множественной идентичностью, превращая в миф
ранее неизменное выражение: Одна личность - одно тело (и соответственно пол).
За счет этого качества может происходить компенсация деструктивных наклонностей
личности, поскольку есть возможность отыграть сценарий, который невозможно
реализовать в жизни.

5. Интернет как
фактор дополнительной мотивации. Поиск и нахождение информации, подчас
уникальной, позволяет ученику углубляться в предмет, что делает его
привлекательнее. Часто возникает "эффект потока", когда поиск
информации превращается в самоцель. Вызывает трансовое состояние.

6. Интернет
прост. Его использование доступно для детей младших классов.

7. Интернет
современен и доступен. Обучение информационным технологиям, постоянное
повышение качества обслуживания и простота доступа увеличивает возможности
учащегося занять достойное место в современном мире. То есть быть уверенным в
себе.

Мы могли
проанализировать и описать не все характерные признаки Интернет, и те
изменения, которые они уже привносят в школьное обучение, ведь практически
отсутствует научное описание и значение особенностей Интернет и применения
информационных технологий для образования, для общества в целом. Все это еще не
стало предметом фундаментальных исследований, в силу чего наш доклад носит
характер постановки проблемы.

Несмотря на все
разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных
вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и
коммуникативную.

Этим
разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации)
личности, которые в последнее время привлекли внимание широкой публики (конечно
как однозначно негативные трансформации) и - в меньшей степени -
исследователей:

1. Увлеченность
познанием в сфере программирования и телекоммуникаций. Крайний вариант -
хакерство.

2. Увлеченность
компьютерными играми, в частности играми посредством Интернета. Крайний вариант
- игромания.

3. Увлеченность
сетевой коммуникацией. Крайний вариант - Интернет-аддикция.
ФЕНОМЕН
"ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ"

Все это
захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды
деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.

В настоящее
время интенсивно обсуждается феномен "зависимости от Интернета", или
"Интернет-аддикции" (Internet Addiction Disorder , или IAD).
Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только
от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом
действий и сопровождающих их эмоций.

Эта зависимость
возникает посредством общения через Интернет, образуется благодаря его
свойствам и характеристикам - тому, чего нет в других формах коммуникаций.

Спорный вопрос!
Симптоматика зависимости от Интернета не всегда отделена от симптоматики
"технологической зависимости" или, например, "зависимости от
компьютеров". Поскольку любое увлечение человека в крайней свой форме дет
определенные основания говорить об аддикции.

Мы
рассматривали такой аспект IAD как общение с помощью Интернета (ведь общение в
Интернете обладает неповторимыми свойствами). Оно полностью анонимно,
демократично, доступно и массово. Это чрезвычайно привлекательно. Что может
приводить к Интернет-зависимости в таких условиях - отсутствие навыков
коммуникативной компетентности при общении оффлайн, "яркая"
индивидуальность, ограниченные возможности для общения (инвалидность,
например). Дети ждут очередного сеанса связи, чтобы снова поговорить с
"друзьями" из Интернета. Для чего? Для удовлетворения потребностей,
которые невозможно реализовать вне Интернета.

Однако,
отсутствие клинических исследований, посвященных феномену интернет-зависимости,
некачественные опросники и анкеты, по этому вопросу не позволяют говорить о
заболевании, а вот заявлять о таком феномене, исследовать его и оказывать
психологическую помощь подверженным ему людям - вполне актуально.

Приведем
поведенческие характеристики, которые могут быть отнесены к этому синдрому:

экономический
аспект: неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в
Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и
навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за
работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность
спланировать время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить на
Интернет все больше денег, не останавливаясь перед влезанием в долги;

межличностный
аспект: готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и
частоту работы в Интернете, способность и склонность забывать при работе в
Интернете о домашних делах и учебе, важных личных встречах, пренебрегая
занятиями; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от
ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии,
обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание
принимать критику подобного рода образа жизни; готовность мириться с потерей
друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

аспект
здоровья: резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности,
пренебрежение личной гигиеной; постоянное забывание о еде.

НО: За
проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо
психические отклонения.

Расширение
симптоматики, преувеличение количества потенциальных пациентов, шумиха в прессе
удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям
этого феномена.

Феномен
зависимости от Интернета постоянно изменяется вместе со стремительным развитием
Интернета и заслуживает досконального изучения.

Такой феномен
может проявить себя в школе, где появился Интернет. В таком случае школьная
психологическая служба должна быть готова заранее, то есть мы считаем, что
необходимы профилактические меры по предупреждению интернет-зависимости.
О
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ

Существует
"группа риска" среди учащихся, которые могут быть подвержены
"интернет-зависимости". Они интровертированы, необщительны или не
имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они
погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников,
иногда не успевают по предметам.

В результате
дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением
преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода
поисковую активность значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.
Профилактическая программа направлена не только на эту группу, но и на всех
учащихся школы, она универсальна.

Целями
программы являются развитие у школьников коммуникативных навыков,
ответственности; сплочение ученической группы.

В задачи
программы входит проведение психогимнастических упражнений, систематических
тренингов общения, личностного роста, совместных походов с обязательным
участием школьного психолога.
Список
литературы

ПАВЛОВА Елена
Александровна. О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
У УЧАЩИХСЯ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Термодинамическое равновесие гетерогенных плазменных систем с суще
Реферат The Daughters Of The Cross Essay Research
Реферат Оценка кредитоспособности заемщика с целью минимизации кредитного риска
Реферат Решение математических задач с помощью алгоритмического языка Turbo Pascal Microsoft Excel
Реферат Анализ динамики основных макроэкономических показателей в России с 1991-96гг.
Реферат «С мечтой «очеловечить» человека» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Реферат Методика профессионального консультирования
Реферат Аттестационное тестирование в сфере профессионального образования
Реферат Елизавета Петровна и дворцовый переворот 24-25 ноября 1741 г.
Реферат The Abortion Debate Essay Research Paper The
Реферат Сокровищница русского слова
Реферат Тайны межзвездных облаков
Реферат Актуальность проблемы суицидального поведения
Реферат Розрахунок та конструювання двосхилих дощатоклеєних балок
Реферат Лечение внебольничной пневмонии