Реферат по предмету "Педагогика"


"Свободный и Равный"

"Свободный
и Равный"

Как быть
счастливым? Как реализовать себя в этом мире? Как добиться успеха в своих
начинаниях? Подобные вопросы часто возникают в процессе развития человека и
приобретают наибольшую актуальность во взрослом возрасте. Одни пытаются решить
их самостоятельно или при поддержке друзей и коллег, другие - обращаются за
помощью к специалистам в области "человеческой души".

По мнению
многих представителей психологических школ гуманистического направления, успех
и связанная с ним внутренняя гармония личности во многом зависит от отношения
человека к самому себе и своим возможностям, а также от его восприятия реальной
действительности, в которой эти возможности могут либо благополучно реализоваться,
либо остаться невостребованными.

Реализация
возможностей обычно приводит к изменениям, а любое изменение - очень трудная и
болезненная задача. Она должна осуществляться с полным осознанием происходящего
и достаточными внутренними ресурсами. Об этом пишет американский психотерапевт
Дентон Робертс в книге "Способный и равный", цель которой - помочь
человеку успешно преодолеть собственные страхи и сопротивления другого вида,
неизменно возникающие в тех случаях, когда человек принимает решение изменить
что-либо в себе или в своей жизни.

Робертс
разработал специальную рабочую тетрадь для самотерапии, которая заполняется в
течение 10 недель утром и вечером. С помощью этой тетради можно научиться
осознавать собственные внутренние барьеры, мешающие изменению, и научиться их
преодолевать, опираясь на новые установки, укрепляющие веру в себя и чувство
собственного достоинства. По мнению Робертса, существует пять таких установок,
или базовых верований личности: каждый человек - способный, любящий, ценный, сильный
и равный другим.

Быть способным
означает иметь все возможности для реализации своих целей и амбиций;
способность вносить вклад в благополучное существование себя и других людей;
способность проживать жизнь "здесь и сейчас"; способность заботиться о
себе и других; способность вступать в контакт, разрешая проблемы мирным путем.

Быть сильным
означает признание собственного влияния на окружающий мир и возможности выбора
своих действий, признание того, что люди реагируют не меня так, как я себя
предъявляю, а также того, что я имею такое же влияние на тех, кто живет вокруг
меня, как и они на меня.

Быть любящим
означает, что человек может относиться к другим и самому себе с теплом и
заботой; что каждое чувство, которое испытывает человек уникально; что человек
растет и развивается, когда дает и получает поддержку; что человек может
создать такую среду, в которой бы процветал гуманистический дух.

Быть ценным
означает ценность человеческой личности как таковой, просто потому что она
существует; принятие собственной значимости; наличие смысла в любом аспекте
получаемого опыта.

Быть равным
означает быть не хуже и не лучше кого-либо другого; осознавать себя как часть
целого; относиться к другим, независимо от их достоинств и недостатков; верить
в то, что возможности человека всегда выше, чем проблемы, с которыми он
сталкивается.

Идея Робертса о
здоровых базовых верах согласуется с подходом А. Маслоу к пониманию
человеческих потребностей. В его иерархии за физиологическими потребностями
следуют потребность в безопасности, любви, самоуважении и самоактуализации.
Последняя потребность является высшей и ярко проявляется на фоне удовлетворения
всех предыдущих. Смысл этой потребности в том, чтобы быть собой, быть именно
тем, кто я есть, а не стараться соответствовать чьим-либо ожиданиям. Так,
музыкант может актуализироваться в музыке, художник - в живописи, мать - в
воспитании детей и т.п. Именно от самоактуализирующихся личностей можно ожидать
максимального творчества в его здоровых проявлениях, т.е. готовности как к
внутренним изменениям и к преобразованию окружающего мира.

Однако, по
мнению Д. Робертса, для того, чтобы иметь мужество для изменения себя, простого
самоуважения недостаточно. Только развитое чувство собственного достоинства
позволяет жить в гармонии с собой и окружающими. Робертс считает, что
самоуважение зависит от социального окружения и принятых в обществе норм, а
достоинство - категория более высокого порядка, которая от природы дана всем
людям. К сожалению, в процессе жизни под влиянием воспитания и других внешних
условий, это глобальное отношение к себе может искажаться и уходить на глубокий
подсознательный уровень, утрачивая связь с реальностью. Для того, чтобы
восстановить эту связь, необходимо принять "здоровые базовые веры",
которые автор осознал и глубоко прожил в течение долгих лет
психотерапевтической практики.

Принципиально
важными представляются следующие идеи Робертса:

1. Воля к жизни
("витальность"), смысл которой во многом перекликается с понятием
оптимизма, зависит от отношения человека к событиям, фактам, ситуациям (как
внешним, так и внутренним). Признание собственной адекватности - первый и
значимый шаг в достижении целей.

2. Позиция
человека в каждой конкретной ситуации может быть выражена одним из двух
лозунгов: "Я на своей стороне" или "Я в своем случае".
Первая демонстрирует проживание ситуации "здесь и теперь", когда
события оцениваются как таковые, без связи с собственной некомпетентностью,
беспомощностью или ущербностью. Вторая показывает, что человек
"зациклился" на неудаче или собственном изъяне, ищет виновника
происходящего и, тем самым, выражает готовность вступить в психологическую игру
в роли "жертвы". Робертс подчеркивает, что знание собственных
недостатков (которые, в реальности, не всегда таковыми являются) может превратиться
в этом случае в основание для ложного представления о собственной уникальности
("Так плохо как мне, никому никогда не было"; "Я рос без отца,
поэтому имею право на особое отношение к себе"; "Я чернокожий,
поэтому никогда не получу признания"). Таким образом, "жертва",
присвоившая себе особое право быть самой несчастной, превращается в
"преследователя" и исключает возможность равных, полноценных
отношений с другими людьми.

3. Все люди
рождаются автономными существами, однако, в процессе воспитания,
ограничивающего спонтанность самовыражения, у них появляется специфический
"опыт выживания" в роли "жертвы". "Жертва"
отличается тотальной склонностью к неудачам, пессимистическим взглядом на жизнь
и блестящим умением находить виновника своих несчастий. Следуя этой роли,
человек способен испытывать позитивные эмоции только в тех случаях, когда (как
это не парадоксально) его негативные прогнозы подтверждаются. Более того,
обижаясь и обвиняя других или себя в своих несчастьях, "жертва"
впадает в зависимость либо от собственных "изъянов", либо от других
людей, а ее пессимистические ожидания превращаются в своего рода
"самосбывающиеся пророчества". Такое отсутствие автономии - первый
признак утраты "здоровых базовых верований", а, следовательно, и
адекватной оценки себя и окружающего мира, жизни вообще.

4. Утрата всех
"здоровых базовых верований (убеждений)" делает человека полностью
беспомощным, ведет к депрессии, саморазрушению, и, в конечном, итоге, даже
смерти. Утешает то, что у большинства людей эти убеждения утрачены или
"ослаблены" частично, причем не все из них, а только часть. Чтобы
осознать, где именно находится "слабое место", важно научиться
понимать собственные чувства, которые являются сигналами (посланиями),
отражающими какую-то значимую и неудовлетворенную потребность человека.

5. Цель любого
осознания, или саморефлексии, - понять, что, как и почему происходит. То, что
происходит с человеком дальше, зависит от его собственного выбора. Самый
простой, на первый взгляд, путь - просто принять ситуацию такой, какая она
есть. Однако самые простые пути не всегда доступны психике человека, которая
сама по себе очень сложна. Сложных пути два, и они являются отражением движения
энергии, которая может быть направлена либо в сторону защиты, либо в сторону творчества.
Первый путь - это путь избегания и стагнации, второй - путь изменения и
развития.

6. Любое
изменение связано с чувством страха, связанного с будущей неопределенностью и
отказом от стереотипов прошлого, прочно усвоенных с детства и когда-то успешно
защищавших человека от возможных несчастий. Это чувство естественно, и для
того, чтобы справиться с ним, необходимы особые ресурсы (высокая мотивация;
профессиональная поддержка; осознание невозможности жить, как раньше;
способность отделять "отжившие" установки от тех, которые являются
ключевыми и необходимыми в структуре собственной личности).

7. Один из
сильнейших ресурсов - доброта, которая часто отвергается, особенно при
самолечении. Поэтому наиболее эффективным способом стимуляции изменений является
позитивная самоконфронтация, смысл которой состоит в том, чтобы "быть на
своей стороне", а не "в своем случае", т.е. использовать новую
информацию не "против" себя (обвиняя, самоуничижаясь и т.п.), а на
благо себя и своего личностного развития. Любые изменения требуют доброго,
бережного отношения к себе. Иначе они будут иметь носильственный характер и не
помогут выработать ничего иного, кроме реакции избегания на "опасную"
ситуацию.

С идеями
Робертса о восприятии человеком критических ситуаций, требующих определенного
выбора и принятия нестандартных решений, перекликаются мысли другого
американского психолога - Ш. Болса, который, ссылаясь на теорию поэтапного
формирования действий, описывает 3 возможных способа реагирования субъекта на
проблему:

1. Стереотипная
реакция - автоматическая цепочка действий, проверенная опытом, которая
приводила к успеху в прошлом.

2. Реакция
фрустрации, ведущая к избеганию и выходу из ситуации без достижения результата.


3.
Эвристическая реакция, предполагающая нестандартное решение, как правило,
следующее за серией неудачных попыток решить проблему стандартным путем. Эта
реакция проявляется в форме инсайта, или резкого скачка.

Болс
перечисляет факторы, оказывающие влияние на выбор того или иного способа
реагирования (прошлый опыт, который может быть негативным; интерес к проблеме;
принципиальная способность решить данную проблему, которая часто зависит от
наличия адекватной информации), а также сопровождающий их эмоциональный фон.
Традиционное реагирование не вызывает особых эмоциональных переживаний, и
является, с этой точки зрения, нейтральным. Фрустрированное реагирование
характеризуется негативным эмоциональным фоном, связанным с деструктивностью
поведения, поиском виноватых, и позицией "жертвы". Эвристические
реакции сопровождаются чувством любопытства, полноты происходящего и восторга
от полученного эффекта.

Автор
предлагает модель описания всех вариантов решений проблемы через топологическую
модель, разработанную в теории катастроф. Модель представляет собой искривленную
в пространстве плоскость, точка перегиба которой соответствует точке
"катастрофы". Момент инсайта на этой плоскости можно отразить через
"скачок" с одной плоскости на другую. Если для осуществления
"скачка" недостает ресурсов, человек "застревает" на одной
из плоскостей и не находит выхода из ситуации.

Модель
представляется полезной для исследователей, людей, попавших в проблемную
ситуацию, а также для педагогов, обучающих эвристическим приемам решения
проблем. Основная задача, объединяющая все эти три категории возможных
"потребителей" модели - свести к минимуму страх неудачи и последующую
беспомощность, которая заканчивается избеганием критической (проблемной)
ситуации, развить в себе способность противостоять временному неуспеху и
научиться четко определять "точку катастрофы", выход за которую
является условием успешного решения проблемы.

Таким образом,
момент изменения возможен в "точке катастрофы", которая занимает
конкретное место в пространстве и времени. Важно осознавать, что:

1.
"Катастрофы" неизбежны, т.к. это единственный путь развития.

2.
"Катастрофы" можно прогнозировать.

3. Для
"скачка", ведущего к изменению, необходимы специфические ресурсы:
адекватная информация о ситуации и собственных возможностях, высокая мотивация;
способность к эвристическому типу реагирования, смысл которого в самом процессе
решения, а не в получении результата.

4. Само по себе
изменение носит вероятностный характер и поэтому, всегда связано с
неопределенностью. Страх неопределенности снимается за счет творческого
отношения к решению проблемы, которое является отражением потребности личности
в самоактуализации. С этих позиций можно утверждать, что в творчестве не может
быть успеха или неудачи, а может быть только новое решение, продвигающее
человека вперед, независимо от степени его гениальности.
Список
литературы

1. Boles S.
(1990). A Model of Routine and Creative Problem Solving. The Journal of Creative
Behavior. (Vol.24, No 3, pp. 171- 189).

2. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation. In
Management & Motivation by V.H.Vroom & E.L. Deci (Eds.), Kingsport
Press, 1982 (pp. 27-41).

3. Roberts D.L. (1987). Able & Equal: A Gentle
Path to Peace. Human Esteem Publishing, 156 pp.

4. Roberts D.L. (1987). Able & Equal: A Gentle
Path to Peace и др. (обзор подготовлен Ириной Выбойщик)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.