Реферат по предмету "Педагогика"


Классификации психодиагностических методов

Классификации
психодиагностических методов

Психодиагностические
методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее
распространенные классификации методов психодиагностики.
1.
Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара
объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по
используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты
"бумаги и карандаша" и т.д.);

по количеству
получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с
"правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

по психической
активности испытуемых:

интроспективные
(сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные
(наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные
(см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности
(внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные,
многозначные стимулы;

исполнительные.
Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное,
моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются
показателем интеллектуальных и личностных черт.
2.
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих
классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству:
стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические
(тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего
интеллекта);

тесты
профессиональной пригодности;

тесты
специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты
достижений;

по материалу,
которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные
(кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные
(устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству
обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме
ответа: устные и письменные;

по ведущей
ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах
мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует
как успешность, так и способ решения задачи;

по степени
однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных
задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных
личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи
разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По
комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру
ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными
ответами;

по области
охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру
умственных действий: вербальные, невербальные.
3.
Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы
объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по
характеристике того методического принципа, который положен в основу данного
приема:

объективные
тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение
задания);

стандартизованные
самоотчеты:

тесты-опросники,
открытые опросники (см. Тема 4);

шкальные
техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см.
Тема 4);

индивидуально-ориентированные
техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

проективные
техники (см. Тема 5);

диалогические
техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере
вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его
влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые
характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру
проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью
вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта,
профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик,
самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных
до полюса диалогических.




ОБЪЕКТИВНЫЕ





ДИАЛОГИЧЕСКИЕ







тесты


многие опросники


шкальные техники





беседы


интервью


диагностические игры


патопсихологический эксперимент


некоторые проективные методики






"Каждый
тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве
оснований."

В.К. Гайда
Список
литературы

Анастази А.
Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119.

Гайда В.К.,
Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ,
1982. С. 13-18.

Общая
психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988.
С. 10-13.

Практикум по
психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина,
А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

Шванцара Й.
Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978.
С. 46.

О. В. Белова.
Классификации психодиагностических методов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алексей Плещеев
Реферат Clarence Laughlin Essay Research Paper Clarence John
Реферат Экономический рост 4
Реферат Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся на примере иностранного
Реферат «Ленинградское дело» и другие дела генерала Абакумова
Реферат Walking Around Essay Research Paper Walking AroundPablo
Реферат Нарушение авторских прав и недобросовестная конкуренция
Реферат Бухгалтерский учет на предприятии ООО Сямженские молочные продукты
Реферат Pro Capital Punishment Essay Research Paper Pro
Реферат Аннотация рабочей программы по химии для ооп спо кбгу специальность спо 060109. 51- сестринское дело, 060108. 51- фармация
Реферат Лунная программа Аполлон
Реферат реферат активизация мыслительной деятельности на уроках производственного обучения.
Реферат Война во Вьетнаме
Реферат Рослина в житті людини
Реферат Социально-когнитивная теория А.Бандура