Реферат по предмету "Педагогика"


Понятие и строение человеческой деятельности

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития
двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные,
простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно
организованные растения. Человек способен создать себе условия и обитать в
любой среде и в любой точке земного шара. Ни одно живое существо не в состоянии
сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений практически ограничена обменом веществами с
окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования
этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех
видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую
деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая
самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает
предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности,
сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его
активности не существовало в природе. Вследствие продуктивного, творческого
характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия
воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил
современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые
предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете
преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние
несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности.
Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им
предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и
продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский
характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от
активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и
навыками, которых нет у животных,—умениями и навыками, приобретенными в
результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с
раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться
предметами домашнего обихода, различными инструментами, которые преобразуют
заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная деятельность,
которая отличается от естественной активности животных.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив,
больше создает, чем потребляет.

Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание
некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие основные
характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом
деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В
качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с
помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять
собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания,
умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль,
идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет
дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого
рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки,
предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют
действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют
часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
Операцией именуют способ осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те
инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К
внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие
в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также
психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К
внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с
практическим выполнением деятельности.
Деятельность и психические процессы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой
деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность
невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои
важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды:
восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в
состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в
опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо
деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта
практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти. Запоминание осуществляется
в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность,
которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к
лучшему его запоминанию.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий,
направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти
материал.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более
развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем
в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто,
характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность».
Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних и внешних,
психических и поведенческих действий и операций.
Виды и развитие человеческой деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности,
число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности
для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.


Количество — это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и
время от времени становящихся для него актуальными.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью
которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у
данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других
потребностей.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального
развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен
информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди
находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо
обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого
никакими вспомогательными средствами.

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится
производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением
деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

Существует несколько типов игр: Индивидуальные игры представляют собой род
деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько
индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека
каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию,
воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека,
ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры
с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.
Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: пред- метно-ролевые,
сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно
благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы
материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким
образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически
неограниченного развития.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду
следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его
индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их
развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних
деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных
действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование
системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей
социально-экономического развития человечества.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования.
Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Во-вторых, у
деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение
и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности
происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности,
они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития
деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно
развиваться новые виды деятельности.

БИЛЕТ 14

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы
замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с
живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью, и он уже был
рассмотрен в гл, 6. Второй тип контактов характеризуется тем, что
взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с
организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых
контактов называют общением. Общение свойственно всем высшим живым существам,
но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь
осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты:
содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в
межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или
эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому
информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их
удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут
передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость,
гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным
образом настроить другое живое существо на контакты. Такая жеД информация
передается от человека к человеку и служит средством^ межличностной настройки.
По отношению к разгневанному или стра-1 дающему человеку мы, например, ведем
себя иначе, чем по отноше—1 нию к тому, кто настроен благожелательно и
испытывает радость. '1

Содержанием общения может стать информация о состоянии 1 внешней среды,
передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об
опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически
значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди
обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый,
прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.
Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему
внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид
активности. У животных целью общения может быть побужде--1 ние другого живого
существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо
воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением
предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать
других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо
перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире,
обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной
деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений,
многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки
удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они
представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей:
социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей
интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Не менее
существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы
кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в
процессе общения Одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного ^ивого существа
к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных
контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может людьми передаваться и
восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны Одного
человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых
сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации,
есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык
и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах
(тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и
хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и
иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов
внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые
существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на
несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное
(обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями),
кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,
потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями,
навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной
деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат
средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении
люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг
друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять
настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а
в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу
определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном
направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один
человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое
стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию,
актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и
деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами
познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту
передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая
способности. По целям общение делится на биологическое и социальное в
соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение,
необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с
удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение
преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и
развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует
столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и
социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным,
прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью
естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище,
голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием
специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это
или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или
культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать,
радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие
друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты,
беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и
непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут
выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на
межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной
потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он
проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное,
инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент'
в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством
повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты
люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от
делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг
психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей,
которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни,
определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит
вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Инструментальным можно Назвать общение, которое не является самоцелью, не
стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель,
кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение,
которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности,
в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленны и процесс или
самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую
практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без
интенсивного и разностороннего общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности
существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание
какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например,
формулировка идеи, мысли, высказывания) . Итогом общения становится взаимное
влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально
развивающей человека формой активности, а общение — видом активности, главным
образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также
участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его
интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует
рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной
активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.
Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного
языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи
мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это
тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы,
получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у
человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь
взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе
подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том
числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность
невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного
условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно
гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может
полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально
непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема совершенствования учета и анализа затрат на хлебопекарных предприятиях
Реферат Партійно-радянська преса України
Реферат Управление финансами в РФ 2
Реферат Espionage Act Of 1917 Essay Research Paper
Реферат Acceptance Northern Illinois University Essay Research Paper
Реферат V II международная научно-практическая конференция сроки проведения: 18-21 апреля 2012 г
Реферат Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна
Реферат Safe Sex Essay Research Paper High school
Реферат Формирование и исполнение регионального бюджета Республики Татарстан
Реферат Christianity And Buddhism Essay Research Paper Several
Реферат по Информационной системе в экономике
Реферат 9 декабря 2011 года впервые в детском саду был организован для детей интерактивный мюзикл. Интерактивный мюзикл это музыкально-сценическое представление, сочетающее в себе сказочный сюжет, танцы и вокальные номера
Реферат Дуалистическая монархия Австро-Венгрии. Государственный строй империи
Реферат Народная смеховая культура как один из источников формирования творчества Ф. Рабле
Реферат Физико-химические основы технологии поликонденсационного наполнения базальто-, стекло- и углепластиков