Самообучающиеся
организации и определение системы с точки зрения НЛП.
Обучающиеся организации
Как ответ все возрастающим изменениям в
технологии и в обществе в последние годы появилась новая концепция роли
обучающейся организации. Этот новый взгляд основан на умении управлять
изменениями и различиями в системе элементов, влияющих на жизнедеятельность
организаций, это:
а.) культурные различия;
б) новые навыки;
в) изменения в иерархии факторов успеха
эффективных организаций;
г) различные контексты.
Деловой мир начал осознавать необходимость процесса,
непрерывного обучения, поскольку именно такой подход подготавливает сотрудников
ко всем изменениям. происходящим в компаниях, и дает возможность достижения
желаемого результата. Итак, в последние годы все большую популярность
приобретает концепция обучающейся организации. Под организацией подразумевается
группа людей, объединенных общей целью. Эти люди создают систему, состоящую из
разнообразных функций и ролей, служащих, процветанию компании и направленных на
ее успех. Структура эффективной организации устроена так, что работа каждого
является вкладом в общее дело, каждый вносит свой труд в достижение общей цели.
Учреждение подобной организации сопровождается созданием дополнительных
структур, позволяющих всем сотрудникам легче приобретать новые знания и
овладевать новыми навыками через обучение и практику. Это, в свою очередь,
позволяет организации более эффективно развиваться и использовать потенциал
своих сотрудников и адаптироваться к любым изменениям постоянно меняющегося
мира. Некоторые ключевые характеристики обучающихся организаций:
1. Помогают каждому индивидуально развиваться и применять базовое
системное мышление и умение решать проблемы.
2. Позволяют людям познать свои ментальные карты, характеристики
усвоения и когнитивные стратегии для развития личностного мастерства.
3. Помогают групповому общению и координации.
Согласно Питеру Сенге, есть 5 дисциплин, которые необходимо
практиковать в любой организации (каждому ее члену), чтобы перейти в статус
действительно обучающейся и развивающейся:
1. Осознание и исследование ментальных карт и характеристик усвоения.
2. Достижение и поощрение персонального мастерства.
3. Развитие видения и сознания будущего.
4. Поощрение группового общения.
5. Развитие способности системно мыслить.
Когда компании стремятся достичь отличного качества работы...
справляться с изменениями и перестановками кадров, т.е. становятся
обучающимися, появляется потребность в новом инструментарии, который помог бы
развивать и поддерживать конкретное применение, этих пяти дисциплин. НЛП
предоставляет подобный инструментарий и умения.
Например,
Репрезентативные системы, паттерны Метапрограмм и Метапозиции помогают людям
исследовать и лучше осознать свои собственные ментальные карты и характеристики
усвоения. Такие техники, как Якорение, Управление состояниями, Генератор нового
поведения и многие другие, помогают достичь личного мастерства. Выравнивание
логических уровней, Визуализация и стратегия Имаджиниринга поддерживают и
развивают устремления в будущее. НЛП акцентируется в основном на моделировании,
кооперативном обучении и научении стратегиям, поощряя тем самым процесс группового
обучения, поднимая его на такой высокий уровень, который, возможно, прежде не
был достижим внутри других направлений практической психологии. А такие навыки
и модели НЛП, как умение видеть и оценивать события, ситуацию и т.п. с позиций
множественного восприятия, брать в расчет влияние разных логических уровней,
применение модели S.C.O.R.E. для идентификации проблемного пространства отдельной ситуации
или симптома, позволяют развить и широко применять способность к системному
мышлению.
По
сути, НЛП предоставляет именно ту необходимую для компаний технологическую
систему ноу-хау, которая позволит им стать действительно развивающимися
обучающимися организациями в соответствии со стандартами века.
Системы
Система -
это набор взаимосвязанных концепций или частей, которые должны работать сообща,
чтобы выполнять определенную функцию. Существует множество разных систем:
воздушно-пространственная, транспортная, экономическая, здравоохранения и т.д.,
каждая система, состоит из многих подсистем, призванных слаженно и успешно
работать, что является залогом успешного осуществления ее системной цели или
МИССИИ. Один из базовых принципов НЛП - это то, что жизнь и разум представляют
собой системные процессы. Из этого следует, что все процессы, протекающие в
самом человеке, в общении людей друг с другом и окружающей средой, являются
системными. Наши тела, сообщества, и Вселенная формируют экологию комплекса
систем и подсистем, взаимодействующих и взаимовлияющих. Невозможно полностью
изолировать какую-либо отдельную часть от всей системы. Подобные системы
строятся на принципах самоорганизации и естественно стремятся к оптимальному
состоянию равновесия или гомеостаза.
Список литературы
Дилтс Роберт. Самообучающиеся организации и определение
системы с точки зрения НЛП.