Реферат по предмету "Педагогика"


Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии

Основные
концепции и направления телесно-ориентированной терапии


Биоэнергетический анализ Лоуэна


На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был
учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе
оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно
связана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Института
биоэнергетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в
Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе.
Он является автором нескольких книг, наиболее известные из них — “Физическая
динамика структуры характера”, “Биоэнергетика” и др.

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна
уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна,
личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в
телесном облике — в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического
анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от
собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию
эмоционального состояния. Движение рассматривается с точки зрения основных
физических законов. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в
психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью
биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо
избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от
напряжения.

Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует
освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного
положения. Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной
циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что
люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и
освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и получает
удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции
энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде
мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает
снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз,
направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение
тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает
необходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и
интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто
концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную
связь с землей.

Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины:
биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в
штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США
распространена больше, чем метод Райха.

Метод Александера


Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал
повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин.
Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были
связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту
тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение
давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой,
Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на
уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных
движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула
метода Александера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и
вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться”.

Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в
какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и
естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на
уроке – при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке
прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик
постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и
позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов,
улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны,
нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит
координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое
руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием
тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным
движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением.
Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно
дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным
образом.

Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии,
ходьбе, в дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится
и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет
и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора
во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и
напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни.
Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно
используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

Психотехника Александера помогает людям, неправильно и
неэффективно пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии
и в покое. Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движении
тела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и
эмоциональное функционирование человека.

Метод Фельденкрайза и психологическая
типология Юнга


Психотерапевтический метод Фельденкрайза - метод
самосовершенствования, или личностного роста, названный им "осознавание
через движение" (Awareness through movement) - один из "столпов"
телесно-ориентированной психотерапии, возникший "на стыке" современной
западной психологической науки и древней восточной традиции, представленной в
различных духовно-философских школах самосовершенствования.

Основу этого популярного метода составляет развитие навыков
самонаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние
сознания (поверхностный кинестетический транс) во время выполнения ряда
телесных и ментальных упражнений. Фельденкрайз называл это состоянием
сознавания (awareness), связывая его с направленным вниманием. (Уместно здесь
напомнить определение измененного состояния сознания по М.Эриксону, как
"внимания, направленного внутрь"). Тем самым наиболее кратко сущность
метода Фельденкрайза можно сформулировать как "осознавание себя", или
по выражению переводчика, психотерапевта М.П.Папуша - "понимание при
делании". Направленность метода тем самым созвучна рецепту
самосовершенствования традиционных восточных (в частности дзенских) духовных
практик: "полностью пребывай в том, что делаешь", интерпретируемой
как созерцание, самонаблюдение (Г.Гурджиев) или практика внимательности
(Р.Уолш).

Избавление от психологических проблем и ограничений,
гармоничное развитие или самоактуализация по Фельденкрайсу выступает как
формирование "полного образа себя". При этом происходит достижение
человеком свойственной детям естественности, "спонтанности", что
физиологически соответствует (у правшей) "раскрепощению" правого
полушария, высвобождение его из-под обычного угнетающего воздействия
доминантного левого полушария. В процессе работы по самосовершенствованию
используются невербальные функциональные состояния, представляющие собой
"паузу между [словесно-оформленной] мыслью и [телесным] действием" -
аналог описываемого в восточных духовных практиках "молчания ума",
"промежутка между мыслями".

Система Фельденкрайза вобрала в себя, наряду с древними
духовными традициями, достижения современной физиологии нервной системы, порой
даже их опережая (его классический труд "Awareness through movement"
вышел около 30 лет назад). Идея же Фельденкрайза о необходимости целостного
подхода к личностному совершенствованию, не исправления отдельных черт
характера, а "систематической работы над образом себя", только
начинает в полной мере раскрываться в наиболее современных методиках
психотерапии, в частности в разработанном Р.Бэндлером DHE (Design Human Engineering),
пришедшем на смену НЛП.

При этом малоизвестно, что данный метод тесно связан с
юнговской психологической типологией.

Юнговский типологический базис у Фельденкрайза претерпевает
некоторую модификацию: к юнговским функциям мышления, чувствования, ощущения Ф.
добавил движение; в рамках же функции мышления он обьединил юнговские
мыслительную и интуитивную функции. При этом, как подчеркивал Ф., разделение
перечисленных функций является в значительной мере условным; в реальной жизни
они всегда выступают в неразрывном единстве.

С точки зрения нейросоционики, метод Фельденкрайза обьединяет
с юнговской систематикой еще и то, что физиологическую основу обеих этих систем
представляют феномены т.н. функциональной асимметрии полушарий.

Выражаясь современным физиологическим языком, метод основан на
формировании у человека устойчивого навыка самостоятельного, произвольного
управления собственным функциональным состоянием за счет тонкой
"балансировки", уравновешивания активности левого и правого полушарий,
преодоления одностороннего "диктата" левого вербально-логического
полушария.

Структурная интеграция (рольфинг)


Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида
Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для
психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических
взглядах Райха.

По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и
вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под
влиянием стресса оно может приспосабливаться к последнему и искажаться.
Наиболее сильные изменения происходят в фасции – соединительной оболочке,
покрывающей мышцы.

Структурная интеграция – это система, стремящаяся вернуть телу
правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто
болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким
воздействием.

Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему
мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к
оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо,
бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса
основных частей тела – пор головы, груди, таза и ног, – к более грациозным и
эффективным движениям.

Рольфинг работает прежде всего с фасциями – связующей тканью,
которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала,
что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может
выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань
оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их
возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте
непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в
порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное
плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое
плечо, на бедра.

Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и ее
расслабление, с тем чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение.
Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев
и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем
сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Вследствие
взаимосвязи фасций всего тела напряжение в одной области оказывает выраженное
функциональное компенсаторное влияние на другие области.

Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с
конкретными областями тела. Массаж соответствующей области тела ослабляет
напряжение и ведет к эмоциональной разрядке. Процедура рольфинга зачастую
связана с болью и возможностью структурных повреждений тела. Метод особенно
эффективен в случаях, когда “мышечная броня” и напряжение достигают значительной
степени.

Процедура рольфинга состоит из 10 основных занятий, во время
которых происходит реорганизация движения в суставах. Как и в терапии Райха,
основное значение для общего здоровья имеет таз. В течение сеансов структурной
интеграции обычно выполняется следующая работа:

1-ое занятие            охватывает
большую часть тела, со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота,
которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют
подвижностью таза

2-ое занятие            концентрируется
на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравнивании ног с туловищем

3-ье занятие            посвящается
преимущественно вытягиванию боков, в особенности большим мышцам между тазом и
грудной клеткой

4-ое, 5-ое и 6-ое занятия            посвящаются
высвобождению таза; считается одной из важных задач рольфинга – сделать таз
более подвижным и вписанным остальные линии тела;

7-ое занятие            концентрация
на шее и голове, на мускулах лица

8-ое, 9-ое и 10-ое занятия            в
основном, организация и интеграция тела в целом.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает
старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с
тем, целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция,
психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания.
Многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психологической
терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помогает освободить
психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению в других
областях.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Реферат 1 Адрес страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации
Реферат Основные этапы статистического исследования явлений общественной жизни
Реферат Home Burial Essay Research Paper 1Home BurialRobert
Реферат Психологический климат и межличностные отношения в команде
Реферат Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")
Реферат Финансовый анализ предприятия ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока"
Реферат Робота з інструментами для виділення фрагментів зображення Шари
Реферат Расчет преобразователя частоты
Реферат Существенность в аудите и аудиторский риск
Реферат Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур 3
Реферат Вольтер и философия Французского Просвещения
Реферат Решение задач исследования операций
Реферат Навигационные особенности плавания во льдах
Реферат 1 Підвищення кваліфікації педагогічних працівників (стажування, курси підвищення кваліфікації, перепідготовка тощо)