ИЗУЧЕНИЕ
ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ШКОЛЕ
1. В системе
духовно-нравственных воздействий современной светской школы все большее
внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий
народов России. Традиционная в данном этносе, иначе - национальная религия для
каждого народа составляет неотъемлемую часть его исторического и культурного
наследия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями
межличностного общения, во многом определяет особенности его национального
мировоззрения, менталитета. Национальная школа не может быть в стороне от
национальной религии.
Для русской
школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в
обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность
школьников эта религия - православное христианство. Мы говорим о
культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и
Российского государства. Школа является общественно-государственным
учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов. Этим
соотношением светской общеобразовательной школы и Церкви, их особенной ролью в
российском обществе определяется категорический императив необходимости их
взаимодействия в духовно-нравственном воспитании детей, учащейся молодежи.
2. Содержание
позитивных воздействий христианской религии и культуры на духовно-нравственное
воспитание российских школьников определяется, с одной стороны, природой самой
религиозной культуры и христианской культуры, в особенности. С другой стороны,
это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь
в жизни России - нашего народа и государства. В такой логике выделяются
основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в
содержание духовно-нравственного воспитания школьников.
· Приобщение к
культурным ценностям мировой цивилизации. Это приобщение должно осуществляться
по линии “от индивидуального, специфического - к общему, интегративному”:
русская культура; Россия как цивилизация диалога культур; православный мир;
христианский мир; мир библейского духовно-нравственного контекста
(магометанство, иудаизм); мир, мировая цивилизация в целом.
· Нравственное
воспитание в системе христианских ценностных ориентаций и моральных
стереотипов. Это особенно важно сейчас, когда не видится иной нравственной
альтернативы пропаганде бездуховности, цинизма, алчного неограниченного
потребительства, насилия и жестокости. Церковь может сыграть ключевую роль в
преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное
российское общество – пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской
пассивности и нравственного безразличия. Один пример. Русские ныне вымирают, но
именно русские женщины убивают больше всего своих детей (аборты), даже в
сравнении с более многочисленными нациями. Успешно противостать этому
самоистреблению поможет духовное просвещение, формирование религиозного чувства
священности новой жизни, моральной ответственности за детоубийство, не
сводящейся к денежным расходам на “операцию”. Это понимание и чувство должно
формироваться с юных лет, с детства, в семье и школе.
· Формирование
исторического сознания. Эта сторона духовно-нравственного образования существенно
страдала в советский период именно из-за игнорирования роли христианской
религии, православной церкви по идеологическим соображениям. Государственный
атеизм не позволял добиваться целостности исторического сознания учащихся,
более полного осмысления ими личностной связи с историей своего народа и
понимания религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма и героизма их
предков.
· Гражданское
воспитание. Ценности гражданственности, высокого достоинства и ответственности
служения человека на общественном поприще в российской культуре всегда
находились в тесной связи с их духовным осмыслением, прежде всего, в
христианских мировоззренческих координатах. Это проявлялось даже в советский
период отечественной истории, особенно в критические моменты - годы
Отечественной войны. Постепенно преодолеваемый вековой духовный раскол в
пространстве нашей цивилизации на “красных” и “белых” позволяет ныне более
конструктивно обращаться к патриотическому служению Церкви, а на основе добрых
отношений российских конфессий активно укреплять межнациональный мир и
гражданское согласие в российском обществе.
· Формирование
национального самосознания. Значение христианских духовно-нравственных
ценностей и здесь велико. Православие является неотъемлемым элементом
национального самоопределения не только для русских (включая сюда украинцев и
белорусов), но и для многих других народов Российской Федерации и “большой
России” (бывшего СССР, Российской Империи). Например, в Прибалтике общая
христианская основа может служить как национальному самоопределению этнических
групп этого региона, так и их культурному сближению, ослаблению остроты
межнациональных конфликтов.
3. Формы
приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской
школе определяются структурой ее деятельности как образовательного учреждения и
социального института воспитания.
· Приобщение к
духовно-нравственным ценностям христианства в процессе основного (базового)
образования - в содержании федерального компонента гуманитарного образования. В
курсах истории, обществознания учащиеся должны знакомиться с историей религии и
Церкви в контексте истории Отечества и мировой цивилизации. При изучении
словесности важное место должны занимать памятники церковной литературы и
сочинения христианской мировоззренческой направленности.
· Более
активное использование духовно-нравственных ценностей христианства в
вариативных моделях общего среднего образования - гуманитарного, национального,
гимназического, лицейского и др.
· Региональный
образовательный компонент позволяет “приблизить” христианские ценности к
истории региона, более глубоко раскрыть на их основе историю области, края,
вырабатывать высокое ценностное отношение детей к своей “малой родине” и
формировать сознание единства российской цивилизации, ее исторического и
культурного пространства.
·
Дополнительное образование, внеучебная работа. В системе дополнительного
образования (как в общеобразовательной школе, так и в специализированных
образовательных учреждениях) расширяются возможности приобщения детей к
духовно-нравственным ценностям христианской культуры, которые в системе общего
образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки.
Ныне это совокупность специализированных учебных курсов религиоведческой,
мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированных на те
или иные виды деятельности учащихся: углубление основного образования,
нравственное образование, эстетическое образование, краеведение и туризм,
музейная работа, архивистика, художественная культура (иконопись, архитектура,
художественное шитье и др.).
· Внешкольная
воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной
культуры должна опираться на возможности и предпосылки, созданные в системе
общего и дополнительного образования. Кроме того, она позволяет более активно
привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а также
общественные объединения граждан. Здесь христианские духовно-нравственные
ценности могут служить основой и стимулом социальной интеграции нашего
общества, укрепления его “социальной ткани”, включения школьников в социально
ценные виды деятельности за пределами школы (микрорайон, моя деревня, мой город
и т.д.), развития самодеятельности и общественной солидарности.
4. Рассматривая
отношения внутри духовно-мировоззренческого ядра национальной культуры можно
сделать такой вывод: традиционная религия настолько тесно связана с
национальностью (не только и не столько с кровнородственной ее составляющей,
сколько с культурно-цивилизационной), что вне традиционной религии в данной
национальности куда-то “исчезает” и сама эта национальность. Это понимание
выражали многие деятели русской культуры, ученые, но относится оно не только к
русским. Можно ли представить себе исламскую Британию, конфуцианскую Грецию,
лютеранскую Россию? Национальное образование вне культурного контекста,
задаваемого традиционной религией просто не существует. В условиях роста
национального самосознания всех народов России, проблема национального и
религиозного в содержании в школьного обучения и воспитания, становится все
более актуальной в развитии российской школы.
Для анализа и
характеристики процесса развития национального образования, прежде всего,
общеобразовательной школы в его этноконфессиональном аспекте, ныне следует
учитывать состояние трех основных параметров.
· Современное
законодательство о религии и школе, регулирующее, а значит, в основе, и
отражающее сущность взаимодействия этих сфер жизни нашего общества в данный
исторический период - политико-правовой (государственно-гражданский) аспект.
·
Профессиональная готовность и умения педагогов - преподавателей. Аспект,
отражающий состояние системы образования в ее человеческом измерении -
образовательно-педагогический аспект.
· Состояние
социального запроса в обществе в отношении объема и качества
(нужности-ненужности, полезности-неполезности) изучения православной религии
(духовной культуры) в системе общего образования - социокультурный аспект.
5. В
государственной (светской) системе образования, имея в виду названные выше
аспекты и тему статьи, выделяются три основные проблемы:
· проблема
подходов и содержания изучения православной религии в национальной школе;
· проблема
подготовки и повышения квалификации педагогов для нужд этноконфессионального
образования;
· проблема
организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения
и управлений образованием по социальному запросу русского этноконфессионального
образования и пути повышения авторитета русского этноконфессионального
образования среди родителей учащихся и педагогов. Рассмотрим эти проблемы
последовательно.
6. В
современной практике изучения православной религии в общеобразовательной школе
просматриваются три основных подхода.
· Один из
подходов можно было бы условно назвать “миссионерским”. Его цель -
“формирование веры”, воцерковление детей в условиях, когда школа, в
значительной степени, выступает “заместителем” семьи и церковной общины.
Такой подход
оказывается эффективным как форма просвещенческой работы церковной общины (воскресные
школы, катехизаторские курсы перед крещением и т.п.). Он сравнительно
эффективен в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы конфессиональной направленности (православные
гимназии, детские сады). Там легче создать особую социальную микросреду, в
которой дети учатся и проводят большую часть дня, зачастую тесно общаясь с
педагогами не только на уроке, но и во внеурочное время. Но механический
перенос такой практики в массовую общеобразовательную школу ныне практически
невозможен. В случае такого переноса деятельность педагога (учителя,
священника) оказывается малоэффективной.
· С другой
стороны, подход, который принято называть религиоведческим, предусматривает
изучение знаний о традиционной религии в контексте и в связи с изучением
религии вообще, как сферы общественной жизни. По сути, это расширение
соответствующей тематики обществознания. В религиоведческих учебных курсах
осуществляется углубление и расширение знаний учащихся о религии. Однако, для
национальной школы, такие курсы оказываются недостаточными. В них, как правило,
не вполне раскрываются связи данной, традиционной религиозной культуры с
национальной культурой в целом. Они менее способны вносить вклад в решение
главной задачи национальной школы - воспитание национального типа личности,
формирование национального самосознания учащихся. Также такой подход не
позволяет в максимальной степени использовать воспитательные возможности школы,
эффективно организовывать внеучебную и внешкольную деятельность детей.
· Третий
подход, в рамках которого, на наш взгляд, можно достигнуть гармоничного синтеза
всего хорошего из двух первых применительно к условиям национальной
общеобразовательной школы, условно может быть назван содержательно-предметным.
Он, как и предыдущий - религиоведческий, не направлен на результат, который
можно было бы выразить “процентом верующих на выходе”. Но, в отличие от
религиоведческого, он предусматривает не только выработку знаний о традиционной
религии, но и высоко ценностного, эмоционального, личностного отношения к
национальной духовной традиции.
Главное, что
может сделать общеобразовательная школа, готовя человека к жизни в своем
народе, - предать ему все богатство национального Предания, в том числе и в
религиозном аспекте. Предметный подход требует систематического изучения
религии именно как Предания. Предание включает в себя как элементы собственно
церковной культуры - Библия, Богослужение, так и дополнительные элементы,
раскрывающие особенности действия церковного Предания в данном народе.
Например, национальные особенности традиции храмостроительства, иконописи,
религиозных праздников и т.п.
Еще одно
отличие обозначенного подхода от остальных двух заключается в особенностях его
методики, определяемых содержанием. Он является именно предметным, поскольку
требует для изучения традиционной религии методической формы учебного предмета
(на всех образовательных ступенях школы), а не факультативного курса, которого
может быть вполне достаточно в первом или втором случае. Здесь знаниевый
компонент образования играет ведущую роль, что требует тщательной
педагогической проработки его содержания - дидактической и методической.
Одновременно возникают возможности установления более тесных межпредметных
связей такого курса с другими учебными предметами. Это оказывается достижимым в
образовательной программе русской национальной школы (школа с этнокультурным
компонентом) как вариативной модели общего.
7. Проблема
подготовки и повышения квалификации педагогов для преподавания этноконфессиональных
учебных курсов и этноконфессионально ориентированных программ базового
образования.
Такая
подготовка и повышение квалификации в настоящее время практически не проводятся
или осуществляются, во многом, стихийно. Но опыт организованной работы в этом направлении
постепенно накапливается (Курская, Вологодская области...). Изучение знаний о
традиционной религии в курсах гуманитарных дисциплин также явно недостаточно
обеспечивается пособиями и методической поддержкой. До сих пор, по большей
части, сумма умений и знаний в этой области - результат самообразования самих
учителей. Тех из них, кто остро ощущает отсутствие этих знаний как существенный
изъян в своей профессиональной подготовке и, творчески относясь к делу,
стремится самостоятельно его восполнить.
8. Проблема
организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения
и управлений образованием по социальному запросу этноконфессионального
образования.
Опыт работы
образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу
этноконфессионального образования складывается в практической деятельности и
накапливается постепенно. Так, в Московском комитете образования организована
работа с окружными методистами, специально ориентированными на изучение и
методическую поддержку этноконфессионального и религиоведческого образования.
Осуществляется повышение их квалификации в рамках городских методических
семинаров. В этой области деятельности и школы, и управлений образования
важнейшее значение имеет соблюдение законодательства о религии и школе. Те
нормы и возможности изучения традиционной религии, которые зафиксированы в
законодательстве, при практическом применении требуют решения массы вопросов,
которые возникают в повседневной работе школы в этом направлении.
Школа, с одной
стороны выполняет социальный запрос общества. С другой стороны, и это было
всегда в традиции и русской школы, и любой другой, - школа сама является
важнейшим средством просвещения, формирования качества и характеристик самого
социального заказа. Пути повышения авторитета этнокультурного и
этноконфессионального содержания образования среди родителей учащихся школы
также определяются, в основном, на уровне образовательного учреждения и
неразрывно связаны с его практикой. Наблюдения показывают, что подавляющее
большинство родительской общественности проявляет заинтересованность в этом
направлении образования. Понимание того, что без приобщения детей в школе к
национальной духовной традиции, изучения знаний о православии и Церкви общее
образование неполно в гуманитарном аспекте, разделяют очень многие. Но так же
почти все родители проявляют вполне закономерное внимание к тому, чтобы
этноконфессиональное образование не снизило качество общего
(естественнонаучного, гуманитарного, физико-математического), не привело к
перегрузке учащихся или конфликтным ситуациям в школе.
* * *
Выводы.
1. В рамках
целей и задач национальной светской школы основная цель изучения традиционной
религии (для русской школы – православного христианства) заключается в
приобщении детей к ценностям и смыслам традиционной религии как существенной
части национального культурного наследия - в сфере мировоззрения, национальной
истории, художественной культуры, норм общения и быта в культурном пространстве
русской цивилизации.
2. Ныне реализуется
спектр подходов к религиоведческому и этноконфессиональному образованию в
светской школе, каждый из которых приобретает актуальность в конкретных
социокультурных условиях.
3. В
государственной (светской) общеобразовательной национальной школе изучение
традиционной религии (для русской школы – православного христианства) должно
осуществляться в рамках специального учебного этноконфессионального предмета на
всех образовательных ступенях школы.
4. Его
содержание должно состоять из педагогически интерпретированного религиозного
Предания, исторически усвоенного в данной национальной культуре (для русской
школы – Предания Христианской Церкви).
5. Изучение
учащимися национальной общеобразовательной школы этого предмета должно
проводиться в контексте национальной культуры и в тесной межпредметной связи со
всем национальным (этнокультурным) образованием и воспитанием в школе.
Список
литературы
Метлик Игорь
Витальевич, кандидат педагогических наук. Изучение основ православия в
современной русской школе