Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение основ православия в современной русской школе

ИЗУЧЕНИЕ
ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ШКОЛЕ

1. В системе
духовно-нравственных воздействий современной светской школы все большее
внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий
народов России. Традиционная в данном этносе, иначе - национальная религия для
каждого народа составляет неотъемлемую часть его исторического и культурного
наследия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями
межличностного общения, во многом определяет особенности его национального
мировоззрения, менталитета. Национальная школа не может быть в стороне от
национальной религии.

Для русской
школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в
обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность
школьников эта религия - православное христианство. Мы говорим о
культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и
Российского государства. Школа является общественно-государственным
учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов. Этим
соотношением светской общеобразовательной школы и Церкви, их особенной ролью в
российском обществе определяется категорический императив необходимости их
взаимодействия в духовно-нравственном воспитании детей, учащейся молодежи.

2. Содержание
позитивных воздействий христианской религии и культуры на духовно-нравственное
воспитание российских школьников определяется, с одной стороны, природой самой
религиозной культуры и христианской культуры, в особенности. С другой стороны,
это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь
в жизни России - нашего народа и государства. В такой логике выделяются
основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в
содержание духовно-нравственного воспитания школьников.

· Приобщение к
культурным ценностям мировой цивилизации. Это приобщение должно осуществляться
по линии “от индивидуального, специфического - к общему, интегративному”:
русская культура; Россия как цивилизация диалога культур; православный мир;
христианский мир; мир библейского духовно-нравственного контекста
(магометанство, иудаизм); мир, мировая цивилизация в целом.

· Нравственное
воспитание в системе христианских ценностных ориентаций и моральных
стереотипов. Это особенно важно сейчас, когда не видится иной нравственной
альтернативы пропаганде бездуховности, цинизма, алчного неограниченного
потребительства, насилия и жестокости. Церковь может сыграть ключевую роль в
преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное
российское общество – пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской
пассивности и нравственного безразличия. Один пример. Русские ныне вымирают, но
именно русские женщины убивают больше всего своих детей (аборты), даже в
сравнении с более многочисленными нациями. Успешно противостать этому
самоистреблению поможет духовное просвещение, формирование религиозного чувства
священности новой жизни, моральной ответственности за детоубийство, не
сводящейся к денежным расходам на “операцию”. Это понимание и чувство должно
формироваться с юных лет, с детства, в семье и школе.

· Формирование
исторического сознания. Эта сторона духовно-нравственного образования существенно
страдала в советский период именно из-за игнорирования роли христианской
религии, православной церкви по идеологическим соображениям. Государственный
атеизм не позволял добиваться целостности исторического сознания учащихся,
более полного осмысления ими личностной связи с историей своего народа и
понимания религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма и героизма их
предков.

· Гражданское
воспитание. Ценности гражданственности, высокого достоинства и ответственности
служения человека на общественном поприще в российской культуре всегда
находились в тесной связи с их духовным осмыслением, прежде всего, в
христианских мировоззренческих координатах. Это проявлялось даже в советский
период отечественной истории, особенно в критические моменты - годы
Отечественной войны. Постепенно преодолеваемый вековой духовный раскол в
пространстве нашей цивилизации на “красных” и “белых” позволяет ныне более
конструктивно обращаться к патриотическому служению Церкви, а на основе добрых
отношений российских конфессий активно укреплять межнациональный мир и
гражданское согласие в российском обществе.

· Формирование
национального самосознания. Значение христианских духовно-нравственных
ценностей и здесь велико. Православие является неотъемлемым элементом
национального самоопределения не только для русских (включая сюда украинцев и
белорусов), но и для многих других народов Российской Федерации и “большой
России” (бывшего СССР, Российской Империи). Например, в Прибалтике общая
христианская основа может служить как национальному самоопределению этнических
групп этого региона, так и их культурному сближению, ослаблению остроты
межнациональных конфликтов.

3. Формы
приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской
школе определяются структурой ее деятельности как образовательного учреждения и
социального института воспитания.

· Приобщение к
духовно-нравственным ценностям христианства в процессе основного (базового)
образования - в содержании федерального компонента гуманитарного образования. В
курсах истории, обществознания учащиеся должны знакомиться с историей религии и
Церкви в контексте истории Отечества и мировой цивилизации. При изучении
словесности важное место должны занимать памятники церковной литературы и
сочинения христианской мировоззренческой направленности.

· Более
активное использование духовно-нравственных ценностей христианства в
вариативных моделях общего среднего образования - гуманитарного, национального,
гимназического, лицейского и др.

· Региональный
образовательный компонент позволяет “приблизить” христианские ценности к
истории региона, более глубоко раскрыть на их основе историю области, края,
вырабатывать высокое ценностное отношение детей к своей “малой родине” и
формировать сознание единства российской цивилизации, ее исторического и
культурного пространства.

·
Дополнительное образование, внеучебная работа. В системе дополнительного
образования (как в общеобразовательной школе, так и в специализированных
образовательных учреждениях) расширяются возможности приобщения детей к
духовно-нравственным ценностям христианской культуры, которые в системе общего
образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки.
Ныне это совокупность специализированных учебных курсов религиоведческой,
мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированных на те
или иные виды деятельности учащихся: углубление основного образования,
нравственное образование, эстетическое образование, краеведение и туризм,
музейная работа, архивистика, художественная культура (иконопись, архитектура,
художественное шитье и др.).

· Внешкольная
воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной
культуры должна опираться на возможности и предпосылки, созданные в системе
общего и дополнительного образования. Кроме того, она позволяет более активно
привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а также
общественные объединения граждан. Здесь христианские духовно-нравственные
ценности могут служить основой и стимулом социальной интеграции нашего
общества, укрепления его “социальной ткани”, включения школьников в социально
ценные виды деятельности за пределами школы (микрорайон, моя деревня, мой город
и т.д.), развития самодеятельности и общественной солидарности.

4. Рассматривая
отношения внутри духовно-мировоззренческого ядра национальной культуры можно
сделать такой вывод: традиционная религия настолько тесно связана с
национальностью (не только и не столько с кровнородственной ее составляющей,
сколько с культурно-цивилизационной), что вне традиционной религии в данной
национальности куда-то “исчезает” и сама эта национальность. Это понимание
выражали многие деятели русской культуры, ученые, но относится оно не только к
русским. Можно ли представить себе исламскую Британию, конфуцианскую Грецию,
лютеранскую Россию? Национальное образование вне культурного контекста,
задаваемого традиционной религией просто не существует. В условиях роста
национального самосознания всех народов России, проблема национального и
религиозного в содержании в школьного обучения и воспитания, становится все
более актуальной в развитии российской школы.

Для анализа и
характеристики процесса развития национального образования, прежде всего,
общеобразовательной школы в его этноконфессиональном аспекте, ныне следует
учитывать состояние трех основных параметров.

· Современное
законодательство о религии и школе, регулирующее, а значит, в основе, и
отражающее сущность взаимодействия этих сфер жизни нашего общества в данный
исторический период - политико-правовой (государственно-гражданский) аспект.

·
Профессиональная готовность и умения педагогов - преподавателей. Аспект,
отражающий состояние системы образования в ее человеческом измерении -
образовательно-педагогический аспект.

· Состояние
социального запроса в обществе в отношении объема и качества
(нужности-ненужности, полезности-неполезности) изучения православной религии
(духовной культуры) в системе общего образования - социокультурный аспект.

5. В
государственной (светской) системе образования, имея в виду названные выше
аспекты и тему статьи, выделяются три основные проблемы:

· проблема
подходов и содержания изучения православной религии в национальной школе;

· проблема
подготовки и повышения квалификации педагогов для нужд этноконфессионального
образования;

· проблема
организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения
и управлений образованием по социальному запросу русского этноконфессионального
образования и пути повышения авторитета русского этноконфессионального
образования среди родителей учащихся и педагогов. Рассмотрим эти проблемы
последовательно.

6. В
современной практике изучения православной религии в общеобразовательной школе
просматриваются три основных подхода.

· Один из
подходов можно было бы условно назвать “миссионерским”. Его цель -
“формирование веры”, воцерковление детей в условиях, когда школа, в
значительной степени, выступает “заместителем” семьи и церковной общины.

Такой подход
оказывается эффективным как форма просвещенческой работы церковной общины (воскресные
школы, катехизаторские курсы перед крещением и т.п.). Он сравнительно
эффективен в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы конфессиональной направленности (православные
гимназии, детские сады). Там легче создать особую социальную микросреду, в
которой дети учатся и проводят большую часть дня, зачастую тесно общаясь с
педагогами не только на уроке, но и во внеурочное время. Но механический
перенос такой практики в массовую общеобразовательную школу ныне практически
невозможен. В случае такого переноса деятельность педагога (учителя,
священника) оказывается малоэффективной.

· С другой
стороны, подход, который принято называть религиоведческим, предусматривает
изучение знаний о традиционной религии в контексте и в связи с изучением
религии вообще, как сферы общественной жизни. По сути, это расширение
соответствующей тематики обществознания. В религиоведческих учебных курсах
осуществляется углубление и расширение знаний учащихся о религии. Однако, для
национальной школы, такие курсы оказываются недостаточными. В них, как правило,
не вполне раскрываются связи данной, традиционной религиозной культуры с
национальной культурой в целом. Они менее способны вносить вклад в решение
главной задачи национальной школы - воспитание национального типа личности,
формирование национального самосознания учащихся. Также такой подход не
позволяет в максимальной степени использовать воспитательные возможности школы,
эффективно организовывать внеучебную и внешкольную деятельность детей.

· Третий
подход, в рамках которого, на наш взгляд, можно достигнуть гармоничного синтеза
всего хорошего из двух первых применительно к условиям национальной
общеобразовательной школы, условно может быть назван содержательно-предметным.
Он, как и предыдущий - религиоведческий, не направлен на результат, который
можно было бы выразить “процентом верующих на выходе”. Но, в отличие от
религиоведческого, он предусматривает не только выработку знаний о традиционной
религии, но и высоко ценностного, эмоционального, личностного отношения к
национальной духовной традиции.

Главное, что
может сделать общеобразовательная школа, готовя человека к жизни в своем
народе, - предать ему все богатство национального Предания, в том числе и в
религиозном аспекте. Предметный подход требует систематического изучения
религии именно как Предания. Предание включает в себя как элементы собственно
церковной культуры - Библия, Богослужение, так и дополнительные элементы,
раскрывающие особенности действия церковного Предания в данном народе.
Например, национальные особенности традиции храмостроительства, иконописи,
религиозных праздников и т.п.

Еще одно
отличие обозначенного подхода от остальных двух заключается в особенностях его
методики, определяемых содержанием. Он является именно предметным, поскольку
требует для изучения традиционной религии методической формы учебного предмета
(на всех образовательных ступенях школы), а не факультативного курса, которого
может быть вполне достаточно в первом или втором случае. Здесь знаниевый
компонент образования играет ведущую роль, что требует тщательной
педагогической проработки его содержания - дидактической и методической.
Одновременно возникают возможности установления более тесных межпредметных
связей такого курса с другими учебными предметами. Это оказывается достижимым в
образовательной программе русской национальной школы (школа с этнокультурным
компонентом) как вариативной модели общего.

7. Проблема
подготовки и повышения квалификации педагогов для преподавания этноконфессиональных
учебных курсов и этноконфессионально ориентированных программ базового
образования.

Такая
подготовка и повышение квалификации в настоящее время практически не проводятся
или осуществляются, во многом, стихийно. Но опыт организованной работы в этом направлении
постепенно накапливается (Курская, Вологодская области...). Изучение знаний о
традиционной религии в курсах гуманитарных дисциплин также явно недостаточно
обеспечивается пособиями и методической поддержкой. До сих пор, по большей
части, сумма умений и знаний в этой области - результат самообразования самих
учителей. Тех из них, кто остро ощущает отсутствие этих знаний как существенный
изъян в своей профессиональной подготовке и, творчески относясь к делу,
стремится самостоятельно его восполнить.

8. Проблема
организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения
и управлений образованием по социальному запросу этноконфессионального
образования.

Опыт работы
образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу
этноконфессионального образования складывается в практической деятельности и
накапливается постепенно. Так, в Московском комитете образования организована
работа с окружными методистами, специально ориентированными на изучение и
методическую поддержку этноконфессионального и религиоведческого образования.
Осуществляется повышение их квалификации в рамках городских методических
семинаров. В этой области деятельности и школы, и управлений образования
важнейшее значение имеет соблюдение законодательства о религии и школе. Те
нормы и возможности изучения традиционной религии, которые зафиксированы в
законодательстве, при практическом применении требуют решения массы вопросов,
которые возникают в повседневной работе школы в этом направлении.

Школа, с одной
стороны выполняет социальный запрос общества. С другой стороны, и это было
всегда в традиции и русской школы, и любой другой, - школа сама является
важнейшим средством просвещения, формирования качества и характеристик самого
социального заказа. Пути повышения авторитета этнокультурного и
этноконфессионального содержания образования среди родителей учащихся школы
также определяются, в основном, на уровне образовательного учреждения и
неразрывно связаны с его практикой. Наблюдения показывают, что подавляющее
большинство родительской общественности проявляет заинтересованность в этом
направлении образования. Понимание того, что без приобщения детей в школе к
национальной духовной традиции, изучения знаний о православии и Церкви общее
образование неполно в гуманитарном аспекте, разделяют очень многие. Но так же
почти все родители проявляют вполне закономерное внимание к тому, чтобы
этноконфессиональное образование не снизило качество общего
(естественнонаучного, гуманитарного, физико-математического), не привело к
перегрузке учащихся или конфликтным ситуациям в школе.
* * *
Выводы.

1. В рамках
целей и задач национальной светской школы основная цель изучения традиционной
религии (для русской школы – православного христианства) заключается в
приобщении детей к ценностям и смыслам традиционной религии как существенной
части национального культурного наследия - в сфере мировоззрения, национальной
истории, художественной культуры, норм общения и быта в культурном пространстве
русской цивилизации.

2. Ныне реализуется
спектр подходов к религиоведческому и этноконфессиональному образованию в
светской школе, каждый из которых приобретает актуальность в конкретных
социокультурных условиях.

3. В
государственной (светской) общеобразовательной национальной школе изучение
традиционной религии (для русской школы – православного христианства) должно
осуществляться в рамках специального учебного этноконфессионального предмета на
всех образовательных ступенях школы.

4. Его
содержание должно состоять из педагогически интерпретированного религиозного
Предания, исторически усвоенного в данной национальной культуре (для русской
школы – Предания Христианской Церкви).

5. Изучение
учащимися национальной общеобразовательной школы этого предмета должно
проводиться в контексте национальной культуры и в тесной межпредметной связи со
всем национальным (этнокультурным) образованием и воспитанием в школе.
Список
литературы

Метлик Игорь
Витальевич, кандидат педагогических наук. Изучение основ православия в
современной русской школе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Internet Battle Between Phreaks And Administrators Essay
Реферат Анализ оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы. Влияние оборачиваемости на финансовое положение торговой организации. Задача №26 №56
Реферат Араджионі Маргарита Анатоліївна
Реферат Возникновение древневосточных государств и особенности формирования государственного строя в ст
Реферат 492-490 гг до нэ первые вторжения персидских войск на территорию Балканской Греции
Реферат A Comparison between Beowulf and Redcrosse Knight
Реферат Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у м
Реферат Основные средства передачи рекламы их плюсы и минусы
Реферат Турецкий язык
Реферат Microsoft Dilemma Essay Research Paper The Microsoft
Реферат Выполнение спуска полос в программе PageMaker по "Кварковскому" методу
Реферат Зависимость потребления бензина от количества автомобилей
Реферат Антикризисное управление предприятием (на примере ООО «Флора»)
Реферат Columbus Essay Essay Research Paper Perhaps more
Реферат П.А. Румянцев – жизненный путь и военно-теоретические взгляды