Реферат по предмету "Педагогика"


Методы обучения и их назначение (таблица)

| Метод и его |Функции |Функции |Средства |Условия | |назначение |учителя |ученика |обучения |успешного | | | | | |исполнения | | | | 3 | 4 | | |1 |2 | | |5 | |РАССКАЗ - |Привлечение |Внимательно |Речь, |Зависит от | |монологическое |внимания, |слушать, |иллюстрации|сочетания с | |изложение |мнемонические|чтобы уметь |, |другими | |учебного |приемы, |связно, |методически|методами. | |материала, не |логическое |логично |е и |Положительно| |прерываемое |сравнение, |выражать свои|мнемоническ|-эмоциональн| |вопросами, |сопоставление|мысли. |ие приемы, |ое | |содержащее в |, | |логические |восприятие. | |основном |резюмирование| |приемы | | |фактологический |, учит | |сравнения, |Зависит от | |материал- |грамотно | |сопоставлен|условий | |вступление, |выражать свои| |ия, |(время, | |повествование, |мысли, | |резюмирован|место),непер| |заключение. |логичной, | |ия. |егруженность| | |убедительной | | |фактами. | | |речи. | | |От умения | | | | | |учителя | | | | | |рассказывать| | | | | |. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |БЕСЕДА - метод |Задать |Должен |Речь, |Зависит от | |дидактической |целенаправлен|следить за |вопросы, |контакта с | |работы, ее |ные, умело |мыслями |понятия, |аудиторией, | |сущность состоит |поставленные |учителя, в |наглядные |нужно, чтобы| |в том, чтобы |вопросы, |результате |пособия |все | |побудить учащихся|педагог |чего учащиеся| |принимали | |к актуализации |обязан четко |продвигаются | |участие в | |(припоминанию) |определить |в освоении | |беседе, | |уже известных |тему беседы, |новых знаний.| |внимательно | |фактов, |ее цель, |Внимательно | |выслушивали | |достижению новых |составить |выслушивать | |вопросы, | |знаний путем |план - |вопросы, | |обдумывали | |выводов, |конспект, |отвечать на | |ответы, | |рассуждений. |подобрать |вопросы, | |анализировал| |Беседа не |наглядные |анализировать| |и ответы | |является |пособия, |ответы своих | |товарищей, | |универсальным |сформулироват|товарищей, | |высказывали | |методом, не дает |ь основные и|высказывать | |собственное | |практических |вспомогательн|собственное | |мнение | |навыков. |ые вопросы, |мнение. | | | |Вводная беседа |продумать | | | | |Беседа - |методику ее | | | | |сообщение |организации и| | | | |Закрепляющая |проведения. | | | | |беседа. |Сделать | | | | | |обобщение и | | | | | |выводы. | | | | | | | | | | |ЛЕКЦИЯ |Составление |Составление |Ознакомлени| Составление| |характеризуется |детального |конспекта |е учащихся |учителем | |более строгой |плана, | |с темой, |детального | |структурой, |логически | |использован|плана, | |логикой |стройное и | |ие живого, |логически | |изложения, |последователь| |языка, |стройное и | |обилием |ное изложение| |наглядности|последовател| |информации, |всех пунктов | |(демонстрац|ьное | |системным |плана, | |ии, |изложение | |характером |обобщающие | |иллюстрации|изучаемого | |освещения. |выводы. | |, видео) |материала, | | | | | |эмоционально| | | | | |сть | | | | | |изложения, | | | | | |краткие | | | | | |выводы, | | | | | |задиктовка, | | | | | |живой язык, | | | | | |контакт с | | | | | |аудиторией, | | | | | |оптимальный | | | | | |темп | | | | | |изложения, | | | | | |использовани| | | | | |е | | | | | |наглядности,| | | | | |сочетание | | | | | |лекций с | | | | | |семинарскими| | | | | |, | | | | | |практическим| | | | | |и занятиями.| | | | | | | |УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ|Учитель |Приобретают |Речь, |Предваритель| |- обмен взглядами|должен |новые знания,|вопросы, |ная и | |по конкретной |позаботиться |укрепляются в|спор. |основательна| |теме; помогает |о том, чтобы |собственном | |я подготовка| |упорядочить и |ученики |мнении, | |к учебной | |узучить уже |учились ясно |учатся его | |дискуссии | |известный |и точно |отстаивать | |учащихся как| |материал, |излагать свои| | |в | |приобретают новые|мысли, четко | | |содержательн| |знания, |и однозначно | | |ом, так и в | |укрепляются в |формулировать| | |формальном | |собственном |вопросы, | | |отношении. | |мнении, учатся |приводить | | | | |его отстаивать. |конкретные | | | | | |доказательств| | | | | |а и т.д.. | | | | | | | | | | | | | | | | |РАБОТА С КНИГОЙ. |Обязан |Чтение, |Книга, |Умение | |Возможность |ознакомить |понимание, |тетрадь |свободно | |ученика |учащихся с |запись, | |читать и | |многократно |правилами |анализ, | |понимать | |обрабатывать |заучивания |синтезировани| |прочитанное,| |учебную |различной |е учебного | |выделать | |информацию в |информации, |материала | |главное, | |доступном темпе и|постонно |(урок+учебник| |записывать, | |в удобное время. |контролироват|) | |составлять | |Функции: |ь развитие | | |схемы, | |обучающая, |памяти, | | |конспекты | |развивающая, |помогать ее | | | | |побуждающая, |совершенствов| | | | |контрольно-коррек|ать, сочетать| | | | |ционная |данный метод | | | | | |с другими | | | | | |методами. | | | | |ДЕМОНСТРАЦИЯ |Педагог |Зарисовка, |Исследуемые|Активное | |Заключается в |должен |наблюдение, |объекты (в|участие | |наглядно-чувствен|направлять |исследование,|натуральном|учеников, | |ном ознакомлении |внимание |осмысление, |виде) |правильный | |с явлениями, |учеников на |обнаружение |искусственн|выбор | |процессами, |существенные |связей. |ые |объектов, | |объектами в |стороны | |заменители |умение | |натуральном виде,|демонстрируем| |натуральных|педагога | |используется с |ых явлений, | |объектов. |направить | |внешним видом |правильно | | |внимание | |предмета, его |сочетать | | |учеников на | |внутреннем |различные | | |существенные| |устройством |методы | | |стороны | | | | | |явлений, | | | | | |сочетание с | | | | | |другими | | | | | |методами. | |ИЛЛЮСТРАЦИЯ - |Определить |Осмысление, |Диаграммы, |Методика | |показ и |оптимальный |восприятие, |графики, |показа, | |восприятие |объем |сделать |схемы. |сочетание с | |предметов, |иллюстрируемо|выводы |Таблицы, |другими | |процессов, |го материала,| |карты, |методами, | |явлений в их |подготовить | |плакаты и |использовани| |символьном |заранее | |т.д. |е | |изображении с |иллюстрации, | | |раздаточного| |помощью плакатов,|правильно | | |материала | |карт, портретов, |использовать | | | | |рисунков, схем и |методику | | | | |т.д. Они |показа. | | | | |существенно | | | | | |облегчают процесс| | | | | |формирования | | | | | |понятий. | | | | | |ВИДЕОМЕТОД- |Подбор |Осмысление, | проектор, |Наличие | |экранное |нужного |восприятие, |киноаппарат|видеотеки, | |преподнесение |материала, |делать |ура, |учебный | |информации, |умение |выводы, |учебное |процесс | |которое служит не|вводить |выделение |телевидение|должен | |только для |учащихся в |необходимой |, |отличаться | |преподнесения |круг |информации, |видеопроигр|четкостью, | |знаний, но и для |изучаемых |самостоятельн|ывателя, |продуманност| |их контроля, |проблем, |ое |видеомагнит|ью, | |закрепления, |делать |исследование.|офон, а |целесообразн| |повторения, |обобщающие | |также |остью | |обобщения, |выводы, | |компьютер с| | |систематизации, |оказывать | |дисплейным | | |т.е. выполняет |индивидуальну| |отражением | | |все дидактические|ю помощь в | |информации.| | |функции. |процессе | | | | | |самостоятельн| | | | | |ой работы. | | | | |УПРАЖНЕНИЯ - это |Учитель |Четкое |Тетради, |Сознательная| |метод обучения, |должен |выполнение |книги, |направленнос| |представляющий |заботиться о |заданий в |приборы и |ть учащихся | |собой планомерное|достаточном |зависимости |т.д. |на повышение| |повторное |количестве и |от типа | |качества | |выполнение |разнообразии |упражнений. | |деятельности| |действий с целью |упражнений, | | |; знание | |овладения ими или|проверять | | |правил | |повышения их |правильность | | |выполнения | |качества. |выполнения | | |действий; | |Виды: |упражнений, | | |сознательный| |Специальные, |помощь в | | |учет и | |производные, |выполнении. | | |контролирова| |комментированные,| | | |ние условий;| |устные, | | | |результативн| |письменные, | | | |ость. | |графические, | | | | | |лаборатоно-практи| | | | | |ческие, | | | | | |производственно-т| | | | | |рудовые | | | | | |СИТУАЦИОННЫЙ |Индивидуально|Осмысление и|Карта |Подготовка | |МЕТОД - |сть в подходе|выполнение |творческого|учеников, | |скомбинированный |к обучению, |задания, |роста |наличие | |из многих путей и|научно-исслед|предлагаемого|учеников, |современных | |способов метод, |овательские |учителем |диагностиче|наглядных | |применяемый |работы | |ские карты.|средств. | |педагогом тогда, | | | |Активное | |когда ни один из | | | |участие | |известных | | | |учеников, | |изолированных | | | |сочетание с | |методов не дает | | | |другими | |возможности | | | |методами, | |быстро и | | | |умение | |эффективно | | | |педагога | |достичь | | | |направить | |намеченных целей | | | |внимание на | |в имеющихся | | | |существенные| |конкретных | | | |стороны | |условиях, он | | | |изучаемого | |признается не | | | |материала, | |всеми педагогами,| | | |контакт с | |это творческий, | | | |аудиторией, | |не стандартный | | | |положительно| |метод | | | |е | | | | | |восприятие. | |ЛАБОРАТОРНЫЙ |Тщательная |Ученик должен|Наличие |Тщательная | |МЕТОД - |подготовка |тщательно |лаборатории|подготовка | |самостоятельное |учителя. |подготовиться|, наличие |учителя и | |проведение | |, активно |специальног|ученика, | |экспериментов, | |исследовать, |о |наличие | |исследований | |самостоятельн|оборудовани|дорогостояще| |учащимися, дает | |о работать, |я. |го | |возможность | |подбирать | |оборудования| |приобретать | |необходимые | |, творческих| |умения и навыки | |материалы и | |подход к | |обращения с | |приборы. | |решению | |оборудованием | | | |задач | |обеспечивает | | | | | |превосходные | | | | | |условия для | | | | | |формирования | | | | | |практических | | | | | |умений. | | | | | |ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД|Объяснение, |Осмысление |Демонстраци|Сформированн| |- применение |показ, |сказанного и |онный |ость | |полученных знаний |руководство, |показанного |материал, |привычки | |к решению |работа со |учителем, |тетради, |организации | |практических |слабыми |участие в |книги. |трудового | |задач, умение |учениками, |процессе, | |процесса | |использовать |контроль |самостоятельн| |(осознание | |теорию на | |ое выполнение| |цели и | |практике. | |задания, | |условий ее | | | |умение делать| |решения и | | | |выводы | |т.д.) | |ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |Подготовка |Понимание, |Комплект |Тщательная | |ИГРЫ - это |плана и |мотивация, |игры, |подготовка, | |специально |содержания, |принятие |оборудовани|положительно| |созданные |определение |ролей, |е, |е | |ситуации, |темы и цели, |участие, |оснащение |восприятие, | |моделирующие |распределение|понимание | |поощрение | |реальность, из |ролей, | | | | |которых учащимся |наблюдение, | | | | |предлагается найти|руководство, | | | | |выход |подведение | | | | |Назначение: |итогов | | | | |стимулирование | | | | | |познавательного | | | | | |процесса | | | | | |Симуляционные | | | | | |игры | | | | | |Метод инсценизации| | | | | | | | | | | |Метод генерации | | | | | |идей | | | | | |МЕТОД |Объяснение |Усвоение |Перфокарта,|Тщательная | |ПРОГРАММИРОВАННОГО|материала, |учебного |планшеты, |подготовка | |ОБУЧЕНИЯ- |практические |материала, |технические|учащихся, | |эффективное |занятия, |выполнение |средства, |сочетание с | |управление учебным|контроль |тренировочных|ЭВМ, ПК. |различными | |процессом, | |упражнений и | |методами | |значительное | |контрольных | |обучения, | |увеличение доли | |заданий | |контакт | |самостоятельной | | | |учителя и | |работы учащихся, | | | |ученика, | |осуществляемое в | | | |положительно| |индивидуальном | | | |е восприятие| |темпе и под | | | | | |контролем | | | | | |специальных | | | | | |средств | | | | | |ОБУЧАЮЩИЙ |Подготовка |Выполнение |Контрольные|Правильность| |КОНТРОЛЬ: важно |контрольных |контрольных |тетради, |выбора формы| |обеспечить его |работ |работ, |контурные |контроля | |включение в |(тестов), |самоконтроль |карты, | | |учебный процесс и |определение | |тесты, | | |достичь того, |вида контроля| |индивидуаль| | |чтобы контроль не | | |ные | | |стал не | | |карточки и | | |обособленным | | |т.д. | | |элементом учебного| | | | | |процесса, а | | | | | |одновременно | | | | | |выполнял | | | | | |обучающие, | | | | | |развивающие, | | | | | |воспитательные, | | | | | |побуждающие | | | | | |функции | | | | | |Виды контроля: | | | | | |устный, | | | | | |письменный, | | | | | |лабораторный, | | | | | |программированный,| | | | | |тестовый, | | | | | |самоконтроль | | | | | | | | | | |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :