В настоящее время закономерно усиливается интерес к Отечественной истории,
возрастает значение исторических знаний. На основе накопленных в минувшие
эпохи знаний, традиций и навыков история помогает совершенному человеку не
повторить допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения
сегодняшних социальных проблем. В условия демократизации и экономических
перемен российского общества на общем фоне социального неблагополучия
особенно выделяются дети. Увеличивается количество детей-сирот, появились
как когда-то в годы гражданской войны и в период НЭПа дети-беспризорники.
При решении данных вопросов некоторые политики пытаются обратиться к
западному опыту и приспособить чужую систему воспитания сирот с их крепкой
материальной базой к нашим условиям. А ведь у нас по данным вопросам
накоплен богатейший опыт, особенно в дореволюционный России и в первые годы
Советской власти.
Таким образом, обращение к российскому опыту призрения детей сегодня
очень актуально. Оно поможет выработать механизм оказывания помощи нынешним
нуждающимся детям.
В своей работе мы поставим цель: изучить призрение детей во второй
половине 19-20 столетия для того, чтобы взять оттуда все самое ценное для
сегодняшнего времени.
Основными задачами поставили такие как:
- раскрыть понятие и функции призрения;
- изучить предпосылки становления и развития детского призрения в
России;
- выявить сферы жизни, которые явились объектами призрения детей;
- рассмотреть опыт конкретных личностей в деле призрения детей;
- выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и методы работы с детьми-сиротами.
Разработкой теоретических проблем общественного детского призрения
занимаются такие ученые как А. Горцева, Е. Максимова, В. Гоген.
На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые
как Бадя Л. В. – занимается анализом исторического опыта социальной работы
в России; Фирсов М. В. – разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В.
– занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны;
Иващенко В. И. – занимался проблемами, методикой и опытом социальной
реабилитации детей и подростков в современных условиях.