СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ
Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь
дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая
поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него
предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования,
здравоохранения и социальной защиты. В системе образования педагогическая
помощь этим детям реализуется в разных организационных формах. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных
учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:
1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными
отклонениями в развитии;
2. комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально
развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с
нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной
поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних
условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при
учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных
отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных
учреждений.
Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии
осуществляется также:
1. в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных
воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и
консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-
педагогической реабилитации и коррекции и др.;
2. в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для
детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей
дошкольного возраста;
3. в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного
образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др. Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная
школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного
пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений
(групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется
постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).
Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления
в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад»
также находятся в компетенции ПМПК. Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные
учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-
социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,
здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными
представителями ребенка). Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются
органами здравоохранения. В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в
развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов. Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных
учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа
- детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах)
специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного
пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и
программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных
учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям
развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание
и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-
дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами
по физическому воспитанию. Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в
условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так
и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися
детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии
возможна при соблюдении следующих условий:
1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в
развитии и формирование компенсаторных механизмов;
2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку,
воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели
интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а
выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной
педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с
отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в
специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с
нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две
образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы
межу ними.
В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и
индивидуальных особенностей развития детей интеграции должна осуществляться
в различных ее формах:
1. комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизической и речевого
развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно себя
обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах, получают
систематически коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-
психолога;
2. частичная интеграция. Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне со
здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь
часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся
сверстников;
3. временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне
зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков
самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в месяц
для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель
интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях
компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов). Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом
интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые
помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в
развитии в коллективе здоровых сверстников.
Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в
развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития
соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя
обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками
обучению. Такие дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы
общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад»,
при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту
обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения
(группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы)
специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в
специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства. Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в
коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации
дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно
создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет
собой единое сообщество людей. Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии
является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и
комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными
дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления
коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в
развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа -
детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в
развитии, оказываются принципиально иные задачи: 1. педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на
выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;
работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости
комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;
2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в
развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими занятиями с учителем-
дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях
учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития
ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с
отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в
соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога,
педагога-психолога;
4. обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и
специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с
отклонением в развитии;
5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения
единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций
специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными
требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;
6. целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в
развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об
изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о
желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об
интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в
ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,
рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании
материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании
помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в
развитии в среде нормально развивающихся детей. Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса
коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе
динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При
этом соблюдаются следующие условия:
1. содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение)
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
2. задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру,
степень и характер нарушений в развитии;
содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды
детства различны;
3. материально-технические и медико-социальные условия, предметно
развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;
4. профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и
укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие,
коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно
совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и
практики.
Список использованной литературы
1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.
2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом М., 1996
г.