Реферат по предмету "Наука и техника"


Штрихи к истории развития физики

Штрихи к истории развития физики
Джордано Бруно и Галилео Галилей

Волчкова В. Б.

Когда
речь заходит о взаимоотношении церкви и науки, то нельзя обойти молчанием процессы
над Джордано Бруно и Галилео Галилеем. И хотя эти процессы по времени относятся
уже к эпохе Возрождения, они несут в себе все основные черты Средневековья.

Казнь
Джордано Бруно видится варварством, но сама Римско-католическая церковь имеет
по этому поводу другое мнение. Образ Джордано Бруно в истории ассоциируется с
образом мученика науки, и мало кто знает, что он пострадал не за науку, а за
оккультизм. Кроме того, Джордано Бруно был монахом, а с них спрос у Римской
церкви несколько иной.

Джордано
Бруно, итальянский мыслитель эпохи Возрождения (1548 - 1600), по своим
убеждениям был философом пантеистом. Для него Бог и Вселенная - одно и то же
бытие. Конкретно Джордано Бруно выступал против геоцентрической системы мира
Птолемея, которая господствовала в те времена в теологии почти безраздельно, и
противопоставлял ей гелиоцентрическую систему мира Н. Коперника. Более того, он
дополнял и развивал гипотезу Коперника идеями о бесконечности Вселенной во
времени и пространстве и о множественности миров.

Джордано
Бруно, магистр богословия, был монахом ордена доминиканцев, но затем был
вынужден покинуть орден и бежать, поскольку его философские убеждения шли в
разрез с догматами Римско-католической церкви. Некоторое время он жил в
Швейцарии, Франции, Англии и Германии. После возвращения в Италию в 1592 г.
Джордано Бруно был арестован и выдан Римской инквизиции и после семилетнего
заключения казнен на костре.

На
следствии Джордано Бруно не отрицал, что его учение расходится с догмами
христианства. Согласно стенограмме допроса обвиняемый отвечал: "Я считаю,
что все эти тела (звезды) суть миры, без числа, образующие бесконечную
совокупность в бесконечном пространстве, называющемся бесконечной Вселенной, в
которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина учения
его находится в противоречии с верой...”

Конкреция
инквизиции признала, что его положения еретичны и противны католической
вере..., но если Джордано Бруно отвергнет их, как таковые, пожелает отречься и
проявит готовность, то пусть будет допущен к покаянию с надлежащими
наказаниями..." Однако Джордано Бруно не раскаялся, и трибунал объявил его
" нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком...". Перед смертью
Джордано Бруно писал: "Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех веках
грядущих” и последние слова его перед казнью были: "Я умираю мучеником
добровольно".

До
самого последнего времени отцы Римско-католической церкви отстаивали
"законность" казни Джордано Бруно. В середине XX века кардинал
Меркати, например, утверждал: "Церковь могла, должна была вмешаться и вмешалась:
документы процесса свидетельствуют о его законности... Если приходится
констатировать осуждение, то основание его следует искать не в судьях, а в
обвиняемом".

Великий
итальянский ученый, Галилео Галилей (1564-1652) также вошел в противоречие с
Римско-католической церковью ввиду признания им еретического учения Коперника.
Для начала Галилею со стороны кардинала Беллармино (одного из самых ученых
теологов и потому одного из самых опасных и жестоких инквизиторов) был
предложен некий компромисс. Кардинал высказывал стороннику Галилея монаху Паоло
Фоскарини свою точку зрения: тот, кто написал "Восходит Солнце и заходит,
и к месту своему возвращается, был не кто иной, как царь Соломон, ... который
не только говорил по Божьему вдохновению, но и был человеком, превосходящим
всех мудростью,... и всю мудрость получил от Бога, значит совершенно
невероятно, чтобы он утверждал вещь, противную доказанной истине или истине,
могущей быть доказанной..." Потому, если сказать, что предложение о
движении Земли и неподвижности Солнца позволяет представить все явления лучше,
чем принятие эксцентриков и эпициклов, то это будет сказано прекрасно и не
влечет за собой никакой опасности. Для математика этого вполне достаточно. Но
утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается
только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на
третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца, - утверждать это
очень опасно. И не только потому, что это означает возбудить всех философов и
теологов-схоластов, это значило бы нести вред святой католической вере,
представляя положения Святого Писания ложными.

Однако
Галилей отверг предложенный ему компромисс, и инквизиция занялась его
"делом". Она запросила своих цензоров дать заключения по двум
основным положениям теории Коперника, которые развивал Галилей:

1)
Солнце - центр мира и неподвижно;

2)
Земля не является центром мира и не неподвижна, но в себе самой целиком также
движется суточным движением.

Ответ
был такой: - первое положение "глупо и абсурдно в философском и еpетично в
формальном отношении... ";

-
второе положение: подлежит той же цензуре и в философском отношении;
рассматриваемое же с богословской точки зрения, является, по меньшей мере,
заблуждением в вопросах веры.

Беллаpмино
и другие инквизиторы опять стали увещевать Галилея отказаться от публичной
защиты своих взглядов, но убедить ученого было не так-то легко. Однако после
беседы с папой Павлом V, Галилей решил формально проявить благоразумие и вести
пропаганду своих идей косвенно, через свои книги.

В
1623 г. папой стал Урбан VIII. Новый папа, будучи еще кардиналом, поддерживал
дружеские отношения с Галилеем, и тот, рассчитывая на его покровительство, стал
смелее проводить свои идеи. Папа покровительствовал, но в конечном итоге заявил,
что Галилей "запутал себя в сложном деле" и что "он не должен
терпеть, чтобы Галилей развращал своих учеников и передавал им опасные
воззрения. Галилей был арестован. Трибунал вынес осуждающий приговор, и Галилей
произнес свое "отречение":

"Я,
Галилео Галилей, ...от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь,
проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь (то есть свое учение), заблуждение
или секту, не согласную со святой церковью. Клянусь впредь никогда не говорить
и не рассуждать ни устно, ни письменно, о чем бы то ни было, могущим
восстановить против меня такое подозрение..."

Известное
предание о вырвавшейся у Галилея после отречения фразе: "А все-таки она
вертится", недостоверно. В действительности Галилей был измучен борьбой и
желал лишь спокойствия.

В
наше время отцы церкви признали, что "может быть, одним из величайших
препятствий, столетиями преграждавших все пути к примирению Римско-католической
церкви с естественными науками, был судебный процесс над Галилеем. В 1979 году
Папа Иоанн Павел II признал, что Галилей был незаслуженно осужден
Римско-католической церковью: "Галилею пришлось пострадать от людей и
учреждений церкви, не вполне понимавших автономию науки и считавших, что наука
и вера противостоят друг другу. Я предлагаю, чтобы теологи, ученые и историки в
духе искреннего сотрудничества подвергли бы анализу дело Галилея .... и признали
бы ошибки, кто бы их не совершил, устранив тем самым все еще порожденный этим
делом во многих умах дух противоречия, который препятствует плодотворному согласию
между наукой и верой, между церковью и миром.“

Дело
Галилея - самый значительный конфликт между христианством (Римско-католической
церковью) и наукой. Единожды включенные Фомой Аквинским в ортодоксальную
католическую теологию представления учения о природе Аристотеля и его
последователей господствовали и во времена Галилея, и единственно верной в те
времена считалась геоцентрическая система мира Птолемея. В результате
геоцентрические представления превратились в догму и стали считаться столь же непреложными,
как и само Писание. Со временем становилось ясно, что система Птолемея
ошибочна, в том числе это было ясно и церковникам, но мирянину Галилею было
непозволительно открыто подрывать церковные догматы.

Процессы
Джордано Бруно и Галилея дали повод к уместным и неуместным упрекам Римской
церкви в том, что она препятствовала развитию науки. Парадоксально, что если бы
церковь не возвела в догму труды ученого (Аристотеля), не было бы и почвы для
последующего конфликта. Как тут не вспомнить слова св. Василия Великого: «Не
спешите опровергать ученых, ибо они все время сами опровергают свои теории».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.