Содержание:
Введение……………………………………………………………………………2
1. Сущность и функции налогов с населения…………………………………3
2. Место и роль налогов с населения во время перехода к рынку………..…6
2.1 Основные виды налогов, взимаемых с населения………………………..13 . подоходный налог ………………………………………………………….13 . налоги на имущество…………………………………………………….…21 . регистрационный сбор…………………………………………………...…24 . курортный сбор……………………………………………………………..…25
2.2 Значение налогов с населения для бюджетной системы…………….…27
Заключение…………………………………………..…………………………32
Список использованной литературы…………………………………………33
Введение.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения
традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом
государственной социальной и экономической политики. "Налоги" - это
привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением,
как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью
говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной
необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах,
горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала
1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан
России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком
налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий
усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм
взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков
строгого фиксирования всех полученных в течении года доходов и тщательного
заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема - соблюдение сроков,
установленных для выплаты каждого вида налогов. В настоящее время многие
положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди
депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как
правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания
налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас
весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной
экономикой. В данной курсовой работе рассмотрены лишь основные моменты взимания
налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в
полном объеме не сформировали свое мнение о роли и значении налогов с
населения для всех бюджетов России.
1. Сущность и функции налогов с населения.
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной
экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают
существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование
фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики,
распределение прибыли, социальное положение населения. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания
эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса
неразрывно связаны с налоговой системой. Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость -
национальный доход. Первичное распределение национального дохода
дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам
принадлежит важное место. Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают
частью единого процесса воспроизводства, специфической формой
производственных отношений, которая формирует их общественное содержание. Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу,
представляют собой часть денежных доходов, национального дохода,
отчужденную государством. Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных
уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во
внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых
системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о
налогах и сборах субъектов Российской Федерации. В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции,
каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной
финансовой категории. Функции налогов: 1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства
необходимыми ресурсами. С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и
создаются материальные условия для функционирования государства в условиях
рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником
доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция
усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли
государства в обществе.
2. Распределительная функция С помощью налогов происходит распределение и перераспределение
национального дохода и создаются условия для эффективного государственного
управления. Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают
серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы,
расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной
цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он
должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего
дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы,
сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами
и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса,
обеспечения насущных социальных потребностей населения. 3. Регулирующая функция Регулирующая функция налогов реализуется путем: - регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц; - стимулирования роста производства товаров или сдерживания их,
стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии,
выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого
бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через
систему материальных и финансовых санкций. 4.Контрольная функция При помощи налогов контролируется своевременное поступление части
выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и
внебюджетные фонды. Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными
из которых являются: 1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и
физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не
допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате
налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство
в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на
основе сравнения экономических потенциалов. 2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое лицо
должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок
налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства
физических лиц или места происхождения капитала. 3.Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть
произвольными. 4.Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у
каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за
определенный законом период налогообложения. 5.Определенность налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы
налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги
(сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности
предприятий и жизнедеятельности граждан. Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения
физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода,
связанного с размером прожиточного минимума. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика. 7.Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В
соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей
суммы доходов, поступающих от налоговой системы. 8.Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и
сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах
своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и
отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли). Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой
политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых
Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об
избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией
этих соглашений.
2. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе
Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством
с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для
финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование,
оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что
налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на
все стороны хозяйственной и социальной жизни общества. Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов
всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным
данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами
социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран,
сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если
исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным
завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на
российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 40-45% ВВП. Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры
налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в
законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику
налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы
налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного
климата в стране. На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства
(реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки
по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также
техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской
налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые
исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от
налогов. Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на
поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных
условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения
налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает
налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается
из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и
амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки
уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом
цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических
лиц. В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых
поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную
величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы
налогов (особенно налога на прибыль и НДС). Хронический недобор налогов стал одной из главных причин разразившегося в
августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых поступлений становилось все
меньше и меньше. Это привело к росту государственного долга (внутреннего и
внешнего) и к невозможности дальнейшего его обслуживания. Поступление многих налогов существенно зависит от платежно-расчетных
отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных
неплатежей предприятий) приводит к сокращению реализации и прибыли и,
следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение
дебиторской задолженности ведет к обратному процессу. Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием
инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение
и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне
инфляции). От размера просроченной дебиторской задолженности существенно
зависят неплатежи предприятий бюджету, поскольку их неплатежеспособность
непосредственно сказывается на платежеспособности кредиторов и
взаимоотношениях последних с бюджетом. Особенно противоречиво влияние обменного курса рубля. С одной стороны, до
конца 1994 г. налоговые поступления с ростом курса доллара увеличивались,
поскольку тогда взимался налог на прибыль с суммы курсовых разниц. Кроме
того, к изменениям курса доллара предприятия привязывали цены не только на
импортные товары, но и на отечественные. С другой стороны, в условиях
высокой инфляции сокращаются налоговые поступления, так как экспортеры
стараются задерживать зачисления валютной выручки на счета, чтобы проводить
обязательную продажу валюты по более высокому курсу. К тем же результатам
приводит стремление участников рынка проводить взаиморасчеты в наличной
иностранной валюте. В ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна
имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытом налоговую
службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В
России, где всего этого нет, масштаб уклонения от налогов оценить
достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать, сравнивая
теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всех налогов
среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной
стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (в федеральный -
9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%). Разница в
несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелого
экономического положения предприятий, использования льгот и повсеместного
уклонения от налогов. Теоретически по мере снижения уровня инфляции спрос экономических агентов
на наиболее ликвидную часть денежной массы - наличные деньги - должен
уменьшаться, что снижает их долю в агрегате М2. Однако анализ, к примеру,
периода 1992-1996 гг. показывает что, несмотря на постепенное снижение
инфляции, доля наличности в агрегате М2 росла. Аналитики объясняют это тем,
что спрос на наличные деньги увеличивается в связи с обслуживанием ими
хозяйственных операций в теневой экономике. Доля неучтенного наличного
оборота в общих платежах в промышленности, по оценкам, составляет не менее
20%, соответственно сокращаются налоговые поступления в бюджет. Пределы налоговой нагрузки Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристика
объекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения (исчисления)
устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например, налогооблагаемая база
может рассчитываться на основе стоимостных характеристик (доход, прибыль,
цена реализации, прирост стоимости акций) или на нестоимостных (объем
автомобильного двигателя, площадь земельного участка, превышение выбросов
вредных веществ над предельно допустимыми нормами). Термин применяется и в
обобщенном смысле - как суммарная в денежном выражении потенциальная основа
налогообложения предприятия, региона или страны в целом. Если принять во внимание, что инфляция составляла в 1994 г. 203%, в 1995
г. - 141, в 1996 г. - 25, в 1997 г. - около 11%, то виден рост налоговых
доходов по 1997 г. включительно не только в номинальном, но и в реальном
выражении. В условиях экономического спада это свидетельствовало о
постепенном повышении эффективности налоговой системы. С 1998 г. тенденция
изменилась - продолжающийся экономический спад, финансовый кризис и резкое
увеличение инфляции (около 184%) привели к падению сборов налогов. Однако
сохранились позитивные изменения в структуре налогов - за предыдущие годы
выросли доли акцизов, платы за пользование природными ресурсами и налогов
на имущество, которые имеют надежно исчисляемую налогооблагаемую базу, в
отличие от налогов на доходы и прибыль, где есть возможность манипулировать
отчетными данными для уклонения от уплаты.
Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд рублей
|Н| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 г., |
|а| |г. |г. |г. |г. |первое |
|л| | | | | |полугодие |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|о| | | | | | |
|в| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|е| | | | | | |
|п| | | | | | |
|о| | | | | | |
|с| | | | | | |
|т| | | | | | |
|у| | | | | | |
|п| | | | | | |
|л| | | | | | |
|е| | | | | | |
|н| | | | | | |
|и| | | | | | |
|я| | | | | | |
|В| |140,7 |377,4|520,5|619,0|239,1 |
|с| | | | | | |
|е| | | | | | |
|г| | | | | | |
|о| | | | | | |
|Н| |33,5 |91,3 |134,5|172,1|63,4 |
|Д| | | | | | |
|С| | | | | | |
|А| |6,7 |26,8 |52,5 |65,6 |26,7 |
|к| | | | | | |
|ц| | | | | | |
|и| | | | | | |
|з| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|Н| |49,1 |119,1|100,6|109,2|45,7 |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|н| | | | | | |
|а| | | | | | |
|п| | | | | | |
|р| | | | | | |
|и| | | | | | |
|б| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|л| | | | | | |
|ь| | | | | | |
|П| |17,6 |36,7 |56,7 |75,6 |30,5 |
|о| | | | | | |
|д| | | | | | |
|о| | | | | | |
|х| | | | | | |
|о| | | | | | |
|д| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|й| | | | | | |
|н| | | | | | |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|с| | | | | | |
|ф| | | | | | |
|и| | | | | | |
|з| | | | | | |
|и| | | | | | |
|ч| | | | | | |
|е| | | | | | |
|с| | | | | | |
|к| | | | | | |
|и| | | | | | |
|х| | | | | | |
|л| | | | | | |
|и| | | | | | |
|ц| | | | | | |
|Т| |5,8 |24,2 |46,0 |25,5 |13,6 |
|а| | | | | | |
|м| | | | | | |
|о| | | | | | |
|ж| | | | | | |
|е| | | | | | |
|н| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|е| | | | | | |
|п| | | | | | |
|о| | | | | | |
|ш| | | | | | |
|л| | | | | | |
|и| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|Ф| |3,3 |9,7 |14,1 |16,8 |9,3 |
|е| | | | | | |
|д| | | | | | |
|е| | | | | | |
|р| | | | | | |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|ь| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|е| | | | | | |
|д| | | | | | |
|о| | | | | | |
|р| | | | | | |
|о| | | | | | |
|ж| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|е| | | | | | |
|ф| | | | | | |
|о| | | | | | |
|н| | | | | | |
|д| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|Н| |4,9 |16,1 |36,7 |47,4 |19,4 |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|н| | | | | | |
|а| | | | | | |
|и| | | | | | |
|м| | | | | | |
|у| | | | | | |
|щ| | | | | | |
|е| | | | | | |
|с| | | | | | |
|т| | | | | | |
|в| | | | | | |
|о| | | | | | |
|п| | | | | | |
|р| | | | | | |
|е| | | | | | |
|д| | | | | | |
|п| | | | | | |
|р| | | | | | |
|и| | | | | | |
|я| | | | | | |
|т| | | | | | |
|и| | | | | | |
|й| | | | | | |
|и| | | | | | |
|ф| | | | | | |
|и| | | | | | |
|з| | | | | | |
|и| | | | | | |
|ч| | | | | | |
|е| | | | | | |
|с| | | | | | |
|к| | | | | | |
|и| | | | | | |
|х| | | | | | |
|л| | | | | | |
|и| | | | | | |
|ц| | | | | | |
|М| |5,8 |15,7 |25,6 |25,0 |13,9 |
|е| | | | | | |
|с| | | | | | |
|т| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|е| | | | | | |
|н| | | | | | |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|и| | | | | | |
|и| | | | | | |
|с| | | | | | |
|б| | | | | | |
|о| | | | | | |
|р| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|П| |3,4 |11,9 |20,2 |41,0 |10,3 |
|л| | | | | | |
|а| | | | | | |
|т| | | | | | |
|е| | | | | | |
|ж| | | | | | |
|и| | | | | | |
|з| | | | | | |
|а| | | | | | |
|п| | | | | | |
|о| | | | | | |
|л| | | | | | |
|ь| | | | | | |
|з| | | | | | |
|о| | | | | | |
|в| | | | | | |
|а| | | | | | |
|н| | | | | | |
|и| | | | | | |
|е| | | | | | |
|н| | | | | | |
|е| | | | | | |
|д| | | | | | |
|р| | | | | | |
|а| | | | | | |
|м| | | | | | |
|и| | | | | | |
|и| | | | | | |
|п| | | | | | |
|р| | | | | | |
|и| | | | | | |
|р| | | | | | |
|о| | | | | | |
|д| | | | | | |
|н| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|м| | | | | | |
|и| | | | | | |
|р| | | | | | |
|е| | | | | | |
|с| | | | | | |
|у| | | | | | |
|р| | | | | | |
|с| | | | | | |
|а| | | | | | |
|м| | | | | | |
|и| | | | | | |
|С| |5,2 |10,1 |5,5 |2,3 |- |
|п| | | | | | |
|е| | | | | | |
|ц| | | | | | |
|н| | | | | | |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|П| |5,4 |15,9 |28,3 |38,5 |6,3 |
|р| | | | | | |
|о| | | | | | |
|ч| | | | | | |
|и| | | | | | |
|е| | | | | | |
|н| | | | | | |
|а| | | | | | |
|л| | | | | | |
|о| | | | | | |
|г| | | | | | |
|о| | | | | | |
|в| | | | | | |
|ы| | | | | | |
|е| | | | | | |
|п| | | | | | |
|о| | | | | | |
|с| | | | | | |
|т| | | | | | |
|у| | | | | | |
|п| | | | | | |
|л| | | | | | |
|е| | | | | | |
|н| | | | | | |
|и| | | | | | |
|я| | | | | | |
| |в том числе: | | | | | |
| |госпошлина |0,5 |1,1 |1,6 |1,7 |0,8 |
| |земельный налог |1,7 |3,3 |5,4 |9,4 |3,3 |
| |транспортный налог |1,0 |2,2 |3,7 |4,5 |0,6 |
| |налог на операции с |0,4 |0,9 |0,3 |0,5 |0,3 |
| |ценными бумагами | | | | | |
| |лицензионный сбор за |0,1 |1,3 |1,5 |0,8 |0,4 |
| |право производства и | | | | | |
| |торговли спиртными | | | | | |
| |напитками и пивом | | | | | |
Как наглядно видно из таблицы налоги с фиических лиц занимают довольно
существенные позиции в доходахт консолидированного бюджета. Так на
протяжении многих лет “Подоходный налог с физических лиц” занимает 3-ие
место, уступая только НДС и Налогу на прибыль. “Налог на имущество
предприятий и физических лиц” занимает 5-ое место. Каждый год, обсуждая госбюджет, законодатели обнаруживают, что его
доходов не хватает для покрытия намечаемых расходов и надо бы увеличить
объем собираемых налогов. С другой стороны, необходимо уменьшить налоговый
пресс - в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что налоги
чрезмерны, уровень налогообложения в России близок к предельному для ее
возможностей. Однако его вряд ли удастся понизить, учитывая размах теневой
экономики, низкий уровень монетизации и сложившуюся традицию, когда
уклонение от налогов не только не осуждается в обществе, а даже
приветствуется. Беда в том, что уровень уже взятых на себя государством обязательств
несовместим с размером государственных доходов. Точно подсчитать социальные
и иные обязательства, принятые в различных нормативных актах, довольно
сложно, если вообще возможно. Некоторые законы никогда не будут выполнены,
все это понимают и не включают соответствующие расходы в годовые бюджеты.
По поводу реализации других законов есть надежды, а третьи действительно
реализуются. Правда, обязательства порождаются не только законами - к
примеру, у государства огромная задолженность по заказам оборонным
предприятиям. Оценивая общую величину государственных обязательств, предусмотренных
законодательством и хозяйственными решениями, эксперты сходятся в том, что
она намного превышает допустимую налоговую нагрузку на экономику. Отсюда
следует политически крайне неприятный вывод. Если сохранять завышенный
уровень обязательств, для которого явно не хватает собираемых налогов, это
приведет к дальнейшему сокращению налоговых поступлений. Дело в том, что главный неплательщик и финансовый нарушитель - само
государство, которое расшатывает налоговую и платежную дисциплину. Когда
оно задерживает оплату госзаказов, один рубль его неплатежей по
технологической цепочке тянет за собой около семи рублей взаимных
неплатежей предприятий, что, в свою очередь, приводит к недоимкам по
налогам. Все это говорит о том, что в сложившихся экономических условиях предел
достигнут. Тем не менее из года в год в бюджеты закладываются расходы,
превышающие возможное их финансирование на базе налогов и ответственных
заимствований. Разрыв между обязательствами и реальным финансированием
продолжает расти. Никакие административные усилия не помогают переломить
эту тенденцию. Поэтому радикальным выходом из бюджетного кризиса считается решительное
сокращение бюджетных расходов государства, отказ от всего, что не является
абсолютно необходимым. Лишь тогда можно сократить налоговые изъятия в
пользу государства, т.е. ослабить налоговый пресс. С другой стороны, только
ослабив его и тем самым создав возможности для роста производства, можно
собрать больше налогов и решить бюджетные проблемы государства. В этом
объективное противоречие. Однако с такой трактовкой согласны не все экономисты. Некоторые считают,
что на современном этапе увеличение налогового бремени неизбежно, бюджетный
кризис не преодолеть без наращивания налоговых изъятий. По их мнению, дело
не только в том, что лишь таким путем можно профинансировать все социальные
задолженности (рассчитаться с населением за обещанные ранее льготы и
прибавки), но и в том, что во многих случаях для уменьшения государственных
расходов в будущем сегодня требуется их увеличить. Например, военная
реформа когда-то сделает армию дешевле, но предварительно на нее нужно
затратить немалые средства (на жилье для высвобождаемых офицеров,
двухгодичные выходные пособия и реорганизацию военных учреждений). В прессе приводились расчеты, согласно которым расформирование одного
полка стоит дороже, чем его сохранение и содержание в течение нескольких
лет. Экономически они не выдерживают критики, потому что их авторы
сравнивают существующие выплаты личному составу со щедрыми выходными
пособиями, стоимостью их будущего жилья и т.п., однако забывают, что, во-
первых, высвобожденные офицеры и солдаты, придя в народное хозяйство, будут
и сами производить, во-вторых, освободятся и могут быть проданы сооружения
военных городков, земли полигонов. Тем не менее, такие расчеты возымели действие при утверждении очередного
федерального бюджета, и армия получила дополнительные средства (за счет
здравоохранения, науки, образования). Подобная аргументация используется
также при требованиях увеличить бюджетную поддержку сельского хозяйства,
добавить денег на государственное управление. Все это затрудняет ослабление
налогового пресса. Оптимизация налоговой нагрузки Американский экономист Лаффер выявил закономерность, характеризующую
связь между налоговой нагрузкой и доходами государства. Обобщая
статистические данные разных стран, он обосновал вывод о том, что снижение
налоговых ставок может стимулировать рост производства и, значит, расширить
налоговую базу. Иными словами, при более низкой ставке государство получит
больше доходов, так как высокие налоги душат производство, лишают
предприятия оборотных средств и инвестиций. Эта закономерность выражается
кривой Лаффера. Но вопрос не так прост. Во-первых, кривая имеет форму дуги и показывает,
что наилучший экономический результат достигается не тогда, когда налоги
самые низкие, а когда они оптимальные. Слишком низкие налоги приводят к
сокращению собираемости налогов из-за малых ставок, а слишком высокие - к
аналогичному результату из-за сокращения производства. Во-вторых, ошибаются те, кто полагает, что есть одно наилучшее решение на
все случаи и для всех стран. Оптимальный процент изъятий определяется
сообразно складывающимся в каждой стране экономическим условиям - структуре
собственности, трудозатратам, налоговой морали, уровню налогового
администрирования, включенности страны в мировой рынок и т.п. В-третьих, экономика настолько сложна, что никто не в состоянии точно
сказать, поднимется ли выпуск продукции при снижении налогов на такой-то
процент и хватит ли собранных налогов для удовлетворения всех нужд
государства. В годы высокой инфляции ссылки на кривую Лаффера бессмысленны:
предприятия не тратят оставашиеся от снижения налогов деньги на пополнение
оборотных средств или инвестиции, поскольку гораздо выгоднее пустить их в
быстрый оборот. Лишь при финансовой стабилизации появляется возможность для
действия открытой Лаффером закономерности и ослабления налогового пресса. Но ослаблять его надо осторожно. При недоборе налогов государственный
бюджет не сможет выполнять свои функции, государство вынуждено будет пойти
на дополнительную денежную эмиссию, инфляция снова усилится и народное
хозяйство попадет в заколдованный круг "дефицит бюджета - инфляция -
сокращение производства - дефицит бюджета".
2.1 Основные виды налогов, взимаемых с населения
В соответствии со ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему", налоги в
России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и
изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте
налогового кодекса: 1. федеральные (на уровне России); 2. региональные (на уровне регионального органа государственной власти); 3. местные (на уровне органа местного самоуправления). Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения,
плательщики федеральных налогов, на лотовые льготы и порядок зачисления их
в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актам
РФ и взимаются на всей ее территории. Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий,
лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей
территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными
органами государственной власти, если иное не будет установлено
законодательными актами РФ Местные налоги и сборы. В соответствии со статьей 14 НК РФ местными
налогами будут являться: налог на имущество физических лиц, налог на
имущество переходящее в собственность по наследству и дарению, курортные и регистрационные сборы. О них и пойдет речь в данном разделе.
Подоходный налог
Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие,
так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской
Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей
сложности не менее 183 дней в календарном году. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход,
полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской
Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской
Федерации, от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в
денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так
и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами
в налогооблагаемый период, не включаются: государственные пособия, все
виды пенсий, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям
государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, вознаграждения
за сданную кровь и иную донорскую помощь, алименты, суммы доходов лиц,
являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных,
общеобразовательных учебных заведений и т.д.
Краткая история ставок подоходного налога с физических лиц
7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений,
Верховный Совет принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц"
(N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был
опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному
размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала
- 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала: С 1 января 1992 руб/год руб/мес ставка налога до 42.000 до 2.500 12%
42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения
84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения
120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения
180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения
300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения
16 июля 1992 Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую
систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992
года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:
С 1 января 1992 руб/год руб/мес ставка налога до 200.000 до 16.667 12%
200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения
400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения
6 марта 1993 года Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы
РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской
Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий",
"О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц"
(N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой
(хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года. С 1 января 1993 руб/год руб/мес ставка налога до 1.000.000 до 83.333 12%
1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения
После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки
налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой
Конституции - 11 декабря 1993 года. Указом N2129 "О регулировании некоторых
вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога втрое
за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994: С 1 января 1993 руб/год руб/мес ставка налога до 3.000.000 до 250.000 12%
3.000.000-6.000.000 250.000-500.000 360.000 + 20% с превышения свыше 6.000.000 свыше 500.000 960.000 + 30% с превышения С 1 января 1994 руб/год руб/мес ставка налога до 5.000.000 до 416.667 12%
5.000.000-10.000.000 416.667-833.333 600.000 + 20% с превышения свыше 10.000.000 свыше 833.333 1.600.000 + 30% с превышения
К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от
23 декабря 1994) - и опять с 1 января почти закончившегося года: С 1 января 1994 руб/год руб/мес ставка налога до 10.000.000 до 833.333 12%
10.000.001-50.000.000 833.333-4.166.667 1.200.000 + 20% с прев. свыше 50.000.000 свыше 4.166.667 9.200.000 + 30% с прев.
Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 - после
избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и
максимальная ставка поднялась): С 1 января 1996 руб/год руб/мес ставка налога до 12.000.000 до 1.000.000 12%
12.000.001-24.000.000 1 млн - 2 млн 1.440.000 + 20% с прев.
24.000.001-36.000.000 2 млн - 3 млн 3.840.000 + 25% с прев.
36.000.001-48.000.000 3 млн - 4 млн 6.840.000 + 30% с прев. свыше 48.000.000 свыше 4 млн 10.440.000 + 35% с прев.
Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 - с
учетом деноминации рубля в 1000 раз: С 1 января 1998 руб/год руб/мес ставка налога до 20.000 до 1.667 12%
20.000- 40.000 1.667 - 3.333 2.400 + 15% с прев.
40.000- 60.000 3.333 - 5.000 5.400 + 20% с прев.
60.000- 80.000 5.000 - 6.667 9.400 + 25% с прев.
80.000-100.000 6.667 - 8.333 14.400 + 30% с прев. свыше 100.000 свыше 8.333 20.400 + 35% с прев.
Проекты времени Кириенко и анализ опыта последних лет
Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также
фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за
более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее
"уплощение"). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в
Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: "В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом
менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень
уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и
значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так,
10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов
положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов
дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине
трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога - высокие
прогрессивные ставки при низкой величине доходов" . Рецепт предлагался такой: "Введение новой шкалы подоходного налога, более
"плоской", с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды
доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня
представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами."
В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно
- повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998
одновременно с "антикризисным пакетом", предлагал пересмотреть сетку "в
пользу богатых" - минимальная ставка остается прежней - 12% с дохода до 20
тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство
предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также
облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%.
Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь
существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи - не захотят получать их
по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета - 20 миллиардов
за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки - 149, со второй -
180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова
подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном
комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь
налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год
превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого
имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества;
неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге
и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по
неосновной работе, вкладам и завышенной страховке - но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к.
при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени
Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого - многие легализуют свои
капиталлы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%,
как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.
Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую
правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение
обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду
очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение,
констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок
законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет
определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день
представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были
подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2
рекомендованных к отклонению - лично Н.П.Даниловой. Поправки "четверки":
необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому
банку, а общий для всех - и привязанная к ней поправка об обязательном
декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более
чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества;
оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки - но не
для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334
голосами. Поправки Даниловой - сохранить действующую шкалу и убрать абзац о
единой ставке - подверглись критике справа, как сводящие закон на нет, и
были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе
поправка о сохранении шкалы - КПРФ - 108, ЛДПР 2, НДР - 1, Яблоко - 0,
Аграрии - 17, Народовластие - 22, Регионы - 1, вне фракций - 7. После этого
закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым
блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не
удалась - 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению,
Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части
Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции
согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную
строчку - 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен
Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999.
Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999. С 1 января 1999
Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.
|руб/год |руб/мес |в |в рег.бюджеты |
| | |фед.бюджет | |
|до 30.000 |2.500 |3% |9% |
|30.001- 60.000 |2.500 - |3% |2.700 + 12% с |
| |5.000 | |прев |
|60.001- 90.000 |5.000 - |3% |6.300 + 17% с |
| |7.500 | |прев |
|90.001-150.000 |7.500 |3% |11.400 + 22% с |
| |-12.500 | |прев |
|150.001-300.000|12.500 |3% |24.600 + 32% с |
| |-25.000 | |прев |
|свыше 300.000 |свыше 25.000|3% |72.600 + 42% с |
| | | |прев* |
* Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1
января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле
предпоследней строки.
Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999
С 1 января 2000 Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.
|Размер облагаемого совокупного|Ставка налога |
|дохода, полученного в | |
|календарном году | |
|До 50 000 руб. |12 процентов |
|От 50 001 руб. до 150 000 руб.|6 000 руб. + 20 процентов с суммы, |
| |превышающей 50 000 руб. |
|От 150 001 руб. и выше |26 000 руб. + 30 процентов с суммы, |
| |превышающей 150 000 руб. |
С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000
возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу,
выразившуюся, в частности, во введении "плоской шкалы" (единой ставки)
подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко
II части НК - апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены
фракцией "Единство" и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к
пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II
Налогового кодекса и приняла главу 24 - подоходный налог. Наша страна
вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога
13%. Голосовались еще три варианта: - "горбатая шкала" - поправка Г.В.Бооса: до 300.000 - 12%, до 500.000 -
20% с превышения, до 1.000.000 - 30% с превышения, свыше 1.000.000 - 12% с
превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 - 12%, до
500.000 - 20% с превышения, свыше 500.000 - 15% с превышения; 167 голосов
за, 127 против, 1 воздержался; - двухставочная шкала - поправка А.Д.Жукова: до 120.000 - 13%, свыше
120.000 - 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; - сохранение нынешней трехставочной шкалы - поправка Госсобрания Башкирии
(поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что
действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская
- повторяет советскую "уравниловку"): до 50.000 - 12%, до 150.000 - 20%,
свыше 150.000 - 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, "создали дыру огромную", освободив от
налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника
дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000
руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Однако Дума одобрила введение с 1 января будущего года единой ставки
подоходного налога в размере 13%. Исключение составят доходы на проценты по
вкладам в банках (если ставка выплат превышает три четверти ставки
рефинансирования ЦБ, действовавшей в течение периода начисления процентов),
а также выигрыши в лотерею, на тотализаторе, призы и некоторые страховые
выплаты - во всех этих случаях ставка составит 35%. Параллельно депутаты
отменили налоговые льготы по подоходному налогу военнослужащим, прокурорам,
судьям, сотрудникам МВД, ФСНП и ГТК. Впервые, идея плоской шкалы была
внятно сформулирована в программе либеральных экономистов гайдаровского
института осенью 1998 г. и с тех пор стала постоянной идеей правых. Главным
аргументом при ее принятии было стремление вывести высокие зарплаты из
тени. В то же время - это один из шагов в сторону от социального
государства, в котором более богатые должны содержать более бедных.
Политический урок заключается в том, что в России сегодня нет реальных
политических сил левой ориентации, которые должны были бы оказать идее
ожесточенное сопротивление. Российские коммунисты давно уже стали
профессиональными иммитаторами-лоббистами, использующими левую риторику для
достижения корпоративных целей. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса - Федеральным законом
117-фз от 5 августа 2000. С 1 января 2001
Необлагаемый минимум - 400 руб
|Тип дохода |Ставка налога |
|Основные доходы |12 процентов |
|Выигрыши лотерей, крупные |35 процентов |
|призы, необычные страховые | |
|доходы | |
|Дивиденды, доходы нерезидентов|30 процентов |
__________________ * Крупные призы - св.2000 рублей; необычные страховые доходы - свыше
ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее
3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте К сожалению, проект Налогового кодекса был сильно изменен, и вместо
прогрессивной шкалы ставок подоходного налога была принята пропорциональная
ставка подоходного налога. С одной стороны это должно якобы помочь вернуть
в Россию крупные частные капиталы из-за рубежа, с другой, увеличится, пусть
не значительно, налоговая нагрузка на простое большинство население нашей
страны. По данным Минфина, около 90 %, граждан платят налог по минимальной
ставке – 12 %, а по ставке в 30% - около 0,5 % налогоплательщиков.
Налоги на имущество[1].
Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги)
признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом
налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей
долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в
отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц
соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются
налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой
собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей
совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную
ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом
плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению
между ними. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и
сооружения; 2) самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки
и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных
лодок). Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления могут определять
дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной
инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
|Стоимость имущества |Ставка налога |
|До 300 тыс. рублей |До 0,1 процента |
|От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей |От 0,1 до 0,3 процента |
|Свыше 500 тыс. рублей |От 0,3 до 2,0 процента |
Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам,
устанавливаемым представительными органами местного самоуправления и не
превышающим следующих размеров:
| |Размеры налога|
|Объекты налогообложения |(в процентах |
| |от МРОТ) |
|Вертолеты, самолеты, теплоходы: | |
|с каждой лошадиной силы |10 |
|с каждого киловатта мощности |13,6 |
|Яхты, катера и другие транспортные средства | |
|(с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил): | |
|с каждой лошадиной силы |5 |
|с каждого киловатта мощности |6,8 |
|Парусные суда: | |
|с каждого пассажиро-места |30 |
|Мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные | |
|средства (с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил): | |
|с каждой лошадиной силы |3 |
|с каждого киловатта мощности |4,1 |
|Несамоходные (буксирные) суда: | |
|с каждой регистровой тонны валовой вместимости |10 |
|Водно-воздушные транспортные средства, не имеющие |5 |
|двигателей (за исключением весельных лодок) | |
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации)
объекта налогообложения. Льготы по налогам на имущество: 1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие
категории граждан:
. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
. инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
. участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР
. лица подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
. военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
. лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
. члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
. пенсионерами;
. гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
. родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
. со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий; Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 168-ФЗ п. 2 ст. 4 дополнен абзацем следующего содержания:
. с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
. от уплаты налога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта.
. советы народных депутатов автономной области, автономных округов, районов, городов (кроме городов районного подчинения), районов в городах имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным настоящим Законом, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
Что касается возможных изменений, то принятие нынешнего законопроекта о
налоге на имущество физических лиц, предусматривающего увеличение ставки
этого налога до 1%, может привести к непредсказуемым последствиям, заявил
заместитель министра по налогам и сборам Дмитрий Черник. Сейчас налог на
имущество физических лиц составляет 0,1% от инвентаризационной стоимости
имущества. Госдуме было предложено повысить ставку этого налога до 1% и
взимать его с рыночной стоимости имущества. Про расчетам Министерства по
налогам и сборам, это увеличило бы налог более чем в 100 раз. Это приведет
к тому, что в итоге среднестатистический гражданин будет не в состоянии
заплатить налог и его бремя окажется тяжелее бремени подоходного налога.
Сейчас поступил новый законопроект с формулировкой: "налог составляет 0,5%
от инвентаризационной или рыночной стоимости имущества"[2]. Основная проблема здесь даже не в повышении ставки как таковой, а в том,
последует ли за ней пересмотр принципов, по которым оценивается имущество
граждан. Не секрет, что сейчас его стоимость "на бумаге" в десятки раз ниже
реальной рыночной цены. Если государство вдруг перестанет закрывать глаза
на это, то даже при нынешнем уровне налогов выплаты станут неподъемными для
значительной части граждан.
Регистрационный сбор[3].
Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание
заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной
законодательными актами Российской Федерации, без образования юридического
лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории
плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются
районным, городским (кроме городов районного подчинения), районным в
городах Советом народных депутатов. При этом предельный размер ставки сбора
не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной
оплаты труда. Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах
установленного размера ставки определяет соответствующая местная
администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора
зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя. Порядок государственной регистрации и уплаты сбора: 1. Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание
заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется
соответствующей администрацией районного, городского (города без районного
деления), районного в городе, поселкового, сельского Совета народных
депутатов по месту постоянного жительства этого лица. Для регистрации физическое лицо представляет заявление. 2. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с
момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается
свидетельство на срок, указанный в его заявлении, после представления им
документа об уплате регистрационного сбора. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило
желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других
случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 3. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные
учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. 4. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. 5. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве
предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр
свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной
администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется
налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. 6. Свидетельство о государственной регистрации, выданное физическому
лицу, подлежит возврату в 15-дневный срок: а) по истечении срока, на который выдано свидетельство; б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей
свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности; в) в случае выхода их состава участников полного товарищества; г) в иных случаях, предусмотренных законодательством. 7. При регистрации полного товарищества в соответствии с
законодательством либо при вступлении в такое товарищество физическому лицу
- участнику этого товарищества выдается свидетельство о государственной
регистрации в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи. При этом
регистрационный сбор не взимается. 8. В случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных
причин местная администрация выдает ему дубликат свидетельства, за который
взимается 20 процентов от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях
производится новая регистрация в порядке, установленном настоящим Законом.
Копии свидетельств и их дубликатов (в том числе фотокопии и ксерокопии),
выданные в ином порядке, являются недействительными.
Курортный сбор[4].
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывающие в
курортные местности. Перечень курортных местностей определяется
Правительством Российской Федерации. Предельный размер ставки курортного сбора не может превышать 5 процентов
от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в
Российской Федерации. Конкретный размер ставки курортного сбора устанавливается Верховным
Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных
депутатов края, области и автономного округа, на территории которого
находятся курортные местности. От уплаты курортного сбора освобождаются:
. дети в возрасте до 16 лет;
. инвалиды и сопровождающие их лица;
. лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
. лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства;
. лица, следующие по плановым туристским маршрутам туристско- экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;
. мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше;
. дети, приезжающие к родителям указанного возраста. Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного
проживания. Лица, прибывшие в курортную местность, уплачивают курортный сбор не
позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия. Что касается нынешней ситуации в России, то, как заявила начальник
Управления курортов Министерства курортов и туризма Крыма Анна Гальперина,
никакого ужесточения правил пребывания российских граждан в Крыму не
планируется. Сдать и обменять рубли можно практически везде. Что касается
регистрации, то прибывшие по путевкам платят при поселении госпошлину в
размере 85 копеек, а “дикари” оформляются в курортно-посреднических бюро и
платят курортные сборы в размере от 7 до 20 гривен (5,5 грн. =1$). Общий курортный сбор – 1,7 грн. Плюс местные сборы: Ялта - 17 грн, Алушта
– 14,3грн, Судак – 11,2 грн, Евпатория - 9 грн, Саки –7,5 грн[5]
2.2 Значение налогов с населения
для бюджетной системы
В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал основные
требования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет о
том, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными, должны быть
понятны налогоплательщикам, каждый налогоплательщик должен знать, какую
сумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему, налоги должны быть
справедливыми, при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны
платить примерно одинаковые налоги, государство должно собирать налоги, не
расходуя на это слишком большие средства. Анализируя систему налогов, обычно обращают внимание на их распределение
по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад
отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами -
прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление. Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о
налоговых поступлениях в консолидированный и федеральный бюджеты.
Налоги с населения, рассматриваемые в данной курсовой работе, являются
источником доходов практически для бюджетов всех уровней. Исключение с
недавних пор составляет Федеральный бюджет. До 1997 года в Федеральный
бюджет перечислялось 10 процентов от суммы подоходного налога (в 1996 году
эта сумма составила 5039,2 млрд. рублей, что составляло 1,79 процентов от
всех налоговых поступлений в Федеральный бюджет). В настоящее время налоги
с населения, рассмотренные в данной курсовой работе, перечисляются в
основном в региональные и местные бюджеты.
Так, налоги с физических лиц составляют только 4 % доходной части
федерального бюджета. Тогда как на долю налоговых поступлений региональных
бюджетов приходится более 20%, а в ряде местных более 30%.
Более того, характерной особенностью структуры налоговых поступлений с
физических лиц в федеральный бюджет, является превалирование подоходного
налога. Так на 1999 год он составлял 19928 млн. руб. (вместо
запланированных 25320 млн. руб.) или более 90% от общей доли налогов
поступлений с физ. лиц.
Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП
|На| |1994|1995|1996|1997 |1998 г.,|
|ло| |г. |г. |г. |г. |первое |
|го| | | | | |полугоди|
|вы| | | | | |е |
|е | | | | | | |
|по| | | | | | |
|ст| | | | | | |
|уп| | | | | | |
|ле| | | | | | |
|ни| | | | | | |
|я | | | | | | |
|В | |22,3|22,8|23,1|23,1 |20,2 |
|ко| | | | | | |
|нс| | | | | | |
|ол| | | | | | |
|ид| | | | | | |
|ир| | | | | | |
|ов| | | | | | |
|ан| | | | | | |
|ны| | | | | | |
|й | | | | | | |
|бю| | | | | | |
|дж| | | | | | |
|ет| | | | | | |
|, | | | | | | |
|вс| | | | | | |
|ег| | | | | | |
|о | | | | | | |
| |НДС |5,31|5,50|5,96|6,43 |5,35 |
| |Акцизы |1,07|1,61|2,33|2,45 |2,25 |
| |Налог на прибыль |7,79|7,18|4,46|4,08 |3,86 |
| |Подоходный налог |2,79|2,21|2,51|2,82 |2,57 |
| |с физических лиц | | | | | |
| |Таможенные пошлины |0,92|1,46|2,04|0,95 |1,14 |
| |Федеральные дорожные |0,53|0,58|0,62|0,62 |0,78 |
| |фонды | | | | | |
| |Налог на имущество |0,77|0,97|1,63|1,77 |1,64 |
| |предприятий и | | | | | |
| |физических лиц | | | | | |
| |Местные налоги и сборы|0,92|0,95|1,13|0,93 |1,16 |
| |Платежи за пользование|0,54|0,72|0,89|1,53 |0,87 |
| |недрами и природными | | | | | |
| |ресурсами | | | | | |
| |Спецналог |0,83|0,61|0,24|0,08 |- |
| |Прочие налоговые |0,86|0,96|1,25|1,43 |0,53 |
| |поступления | | | | | |
|В | |8,46|10,5|11,2|10,28 |8,49 |
|фе| | |8 |0 | | |
|де| | | | | | |
|ра| | | | | | |
|ль| | | | | | |
|ны| | | | | | |
|й | | | | | | |
|бю| | | | | | |
|дж| | | | | | |
|ет| | | | | | |
|, | | | | | | |
|вс| | | | | | |
|ег| | | | | | |
|о | | | | | | |
| |НДС |3,15|3,91|4,08|4,43 |3,57 |
| |Акцизы |0,59|1,22|1,96|1,97 |1,72 |
| |Налог на прибыль |2,70|2,60|1,61|1,50 |1,52 |
| |Подоходный налог с |* |0,20|0,23|0,06 |* |
| |физических лиц | | | | | |
| |Таможенные пошлины |0,92|1,46|2,04|0,95 |1,14 |
| |Федеральные дорожные |0,53|0,58|0,62|0,62 |0,78 |
| |фонды | | | | | |
| |Платежи за пользование|0,18|0,29|0,29|0,40 |0,14 |
| |недрами и природными | | | | | |
| |ресурсами | | | | | |
| |Спецналог |0,60|0,39|0,14|0,05 |- |
| | | | | | | |
|Пр| | | | | | |
|им| | | | | | |
|еч| | | | | | |
|ан| | | | | | |
|ие| | | | | | |
|. | | | | | | |
|* | | | | | | |
|Ве| | | | | | |
|сь| | | | | | |
|на| | | | | | |
|ло| | | | | | |
|г | | | | | | |
|бы| | | | | | |
|л | | | | | | |
|на| | | | | | |
|пр| | | | | | |
|ав| | | | | | |
|ле| | | | | | |
|н | | | | | | |
|в | | | | | | |
|бю| | | | | | |
|дж| | | | | | |
|ет| | | | | | |
|ы | | | | | | |
|те| | | | | | |
|рр| | | | | | |
|ит| | | | | | |
|ор| | | | | | |
|ий| | | | | | |
|. | | | | | | |
Для наглядности представлены следующие диаграммы[6]:
Таблица 7
Доля налогов с физ. лиц. в налоговых доходах федерального бюджета РФ
Таблица 8
Структура налогов с физических лиц в федеральном бюджете РФ
Для выявления роли налогов с физ. лиц. в формировании доходной части
рассмотрим цифровые данные о бюджете субъекта Федерации города Москвы на
1998 год. Налоговые доходы Москвы (данные в тыс. руб.): 43.000.223, среди
них подоходный налог – 9.903.226, налог на имущество физических лиц -
60336, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения -
13456. Таким образом, суммируя суммы налогов с населения, перечисляемых в
региональный бюджет получаем 9977018 тыс. руб., причем почти всю эту сумму
составляет подоходный налог. Если считать в процентах к налоговым доходам
Москвы на 1999 год, то подоходный налог составляет 23 процента, налог на
имущество физических лиц - 0, 14 процентов, налог на имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения - 0,031 процента. Таким образом, видно,
что в налоговых доходах бюджета Москвы одно из важнейших мест занимают
налоги с населения, в частности подоходный налог - 23 % (для сравнения
наибольший налоговый доход причитается на налог на прибыль - 37 процентов).
Для наглядности представлены следующие диаграммы:
Таблица 9
Распределение налогов в налоговых поступлениях в бюджет Москвы
[pic]
Таблица 10
Доходы бюджета Москвы
[pic]
Таблица 11
Налоги с населения в доходе бюджета Москвы
[pic]
Таким образом, видно, что налоги с населения составляют практически
четверть доходов регионального бюджета г. Москвы, причем максимальная доля
принадлежит подоходному налогу.
Заключение
Общеизвестно, что современная система налогообложения является
серьезным фактором дестабилизации российской экономики. Она слишком
громоздка и требует упрощения. Представляется, что простая, понятная
система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и
позволяла бы соблюсти государственные интересы.
Налоги с населения - неотъемлемая часть экономической системы любой
страны. Во всех экономически развитых странах подоходный налог с физических
лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей
же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Это можно
считать одной из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы
основной массы населения вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в
государственный бюджет. Поэтому бизнес, юридические лица несут повышенную
налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике
предприятий и темпах экономического роста государства.
Ко всему прочему и само налоговое законодательство в отношении
физических лиц имеет множество существенных недостатков. Критически важно
прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое
законодательство, увеличив период действия стабильных правил. Поправки,
ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в
соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо
улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности
сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения
налогового законодательства.
Налоговая политика должна строиться на основе теоретически
обоснованных принципов, в числе которых можно назвать унификацию ставок
налогов и принципов налогообложения физических лиц.
Список использованной литературы:
Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего
в порядке наследования или дарения» (с изменениями от 22 декабря 1992 г. ,
6 марта 1993 г. , 27 января 1995 г.)
Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2018-1 «О курортном сборе с физических лиц»
(в редакции от 1 сентября 1997 г.)
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ»
(в редакции 1997 г.)
Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №1998-1 "О подоходном налоге с физических
лиц" (по состоянию на 31 декабря 1997 г.)
Закон РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических
лиц" (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 11 декабря 1993 г. , 11 августа
1994 г. , 27 января 1995 г.)
Инструкция Госналогслужбы РФ от 30 мая 1995 года №31 «О порядке исчисления
и уплаты налогов на имущество физических лиц» (в редакции от 1 апреля 1996
г.)
Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г.№685 «Об основных направлениях налоговой
реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» (с
изменениями от 3 апреля 1997 г.)
Закон РФ от 26 марта 1998 г. №42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №2000-1 «О регистрационном сборе с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке
их регистрации» (в редакции от 1 сентября 1997 г.) Мэнкью Н.Г. “Принципы Экономикс” – СПб: Питер Ком, 1999. Черник Д. Г. "Налоги. " М.: Финансы и статистика, 1995.
-----------------------
[1] Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1"О налогах на имущество
физических лиц" с изменениями и дополнениями
[2] Источник: РИА "РосБизнесКонсалтинг"
[3] Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №2000-1 «О регистрационном сборе с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке
их регистрации» (в редакции от 1 сентября 1997 г.)
[4] см. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2018-1 «О курортном сборе с
физических лиц» (в редакции от 1 сентября 1997 г.)
[5] RATA-NEWS от 08.06.00, http://www.rata.ru/cnt.asp?Full=278
[6] см. Главное управление федерального казначейства. “Справка об
исполнении федерального бюджета за 1999 год.”
-----------------------
[pic]
[pic]