Реферат по предмету "Музыка"


Музыка барокко

Музыка
барокко

Барокко живет в
музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под
музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются
своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия,
соната, концерт, ария, вариации… Музыка барокко — огромная область
исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от
клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы
Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум
искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет
(с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина «Ренессанс и барокко»). Отголоски
стиля барокко — «необарокко» — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера,
Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает
вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический
вопрос — излюбленная фигура барочной риторики).

«Что смерть
благочестивым»

(фон
Хоффмансвальгау),

«Что молодость,
почет, искусность, блеск наград?»

(Грифиус),

«Что мне это
квинтэссенция праха?»

(Шекспир)

Антиномии эпохи
сосуществуют и в музыке:

1)
жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена
года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха,
другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и
минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);

3) гигантские
композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера;

4) чередование
разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5)
двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем —
подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается
фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по лабиринтам
пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как
приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз,
после чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический
оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. «Остановись, человек! Небеса
в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!» (Ангелиус Силезиус);

6) время,
отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко
— отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с
извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста:
время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время
вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на
неизменный бас, хоральные прелюдии…;

7) хаос —
порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр
прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время
как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в
противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и
человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность
во второй.

В эстетике
барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения
Богу;

2) украшения
человеческой жизни.

«Музыкальная
композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и
наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого
может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей
к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать
удовольствие слуху и душе»

Вальтер.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированные напорные блочно-модульные установки обезжелезивания подземных вод серии «кристалл н»
Реферат Дидактичний проект підготовки робітника за фахом
Реферат Права та обов'язки платників податків
Реферат Маньеризм как течение в европейском искусстве
Реферат «Громадський моніторинг у сфері протидії корупції» Опис тренінгу Мета тренінгу
Реферат Summary And Analysis Of Introduction To The
Реферат Growing Up In Samurai Japan Essay Research
Реферат North Korea Essay Research Paper The United
Реферат Особенности антикризисной программы Группы двадцати
Реферат Игры в обучении лексики английского языка
Реферат Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО ВЭЛТ-Кинескоп
Реферат Проблемы культуры в трудах русских философов XX в
Реферат How to make career in hotel business
Реферат Организация кредитования в "Россельхозбанке"
Реферат «Мы были дети 1812 года…»