Реферат по предмету "Музыка"


Музыка барокко

Музыка
барокко

Барокко живет в
музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под
музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются
своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия,
соната, концерт, ария, вариации… Музыка барокко — огромная область
исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от
клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы
Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум
искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет
(с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина «Ренессанс и барокко»). Отголоски
стиля барокко — «необарокко» — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера,
Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает
вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический
вопрос — излюбленная фигура барочной риторики).

«Что смерть
благочестивым»

(фон
Хоффмансвальгау),

«Что молодость,
почет, искусность, блеск наград?»

(Грифиус),

«Что мне это
квинтэссенция праха?»

(Шекспир)

Антиномии эпохи
сосуществуют и в музыке:

1)
жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена
года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха,
другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и
минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);

3) гигантские
композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера;

4) чередование
разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5)
двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем —
подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается
фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по лабиринтам
пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как
приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз,
после чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический
оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. «Остановись, человек! Небеса
в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!» (Ангелиус Силезиус);

6) время,
отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко
— отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с
извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста:
время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время
вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на
неизменный бас, хоральные прелюдии…;

7) хаос —
порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр
прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время
как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в
противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и
человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность
во второй.

В эстетике
барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения
Богу;

2) украшения
человеческой жизни.

«Музыкальная
композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и
наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого
может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей
к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать
удовольствие слуху и душе»

Вальтер.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психология труда 2 Модель специалиста
Реферат The Master Speed Essay Research Paper The
Реферат As I Lay Dying And Essay Research
Реферат Выбор и обоснование структурной и принципиальной электрических схем
Реферат Анализ финансового состояния торгового предприятия ИП Одежда
Реферат Санкт-Петербургcкий государственный театр музыкальной комедии история
Реферат Виктор Олегович Пелевин. Чапаев и Пустота
Реферат Территориальные, прилегающие, исключительные экономические/ Морские акватории в международном праве
Реферат Человек тыла его трудовая жизнь культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945
Реферат «торжество скрипки»
Реферат Отчет по практике "прокладка сигнальных кабелей на ЖД и др."
Реферат Эмпирические исследования модели CAPM
Реферат Совершенствование организации производства зерна на основе внедрен
Реферат Социально-экономическое развитие Республики Казахстан состояние, анализ новых тенденций
Реферат Рынок монополистической конкуренции и его регулирование