Источники
горного права
Право как юридическая категория реализуется
через систему общеобязательных правил (правовых норм), устанавливаемых органами
государственной власти в официальных формах – источниках права.
Закон – главный источник права. Он
устанавливает основные нормы права, в развитие которых могут приниматься другие
правовые нормы. Все остальные акты – указы, распоряжения, постановления и т.п.
– называются подзаконными. При этом обязательно соблюдение установленной иерархии
нормативных правовых актов.
Источник права может существовать только в виде
того или иного нормативного текста. Правовая норма так же может выражаться в
виде «обычая» или «умолчания»[1]
,
что в российском горном праве практически не встречается или действует
ограничено.
Источники горного права можно классифицировать
по:
уровням суверенизации государственной власти
федеральные
субъектов федерации
местного самоуправления
видам государственной власти
законодательной
исполнительной
судебной
видам пользования недрами
видам и группам полезных ископаемых
и др. факторам
Главным источником горного права в РФ является
Конституция Российской Федерации. В ней установлен характер и значимость недр,
виды собственности на них, разграничение компетенции РФ и ее субъектов по
вопросам недропользования.
По вопросам совместного ведения согласно
Конституции принят федеральный Закон Российской Федерации «О недрах»[2]
.
Его можно рассматривать как основу законодательства о недрах, в соответствии с
которой субъекты РФ могут (имеют право) принимать свои законодательные и
нормативные правовые акты.
К категории законодательных актов федерального
значения можно отнести «Положение о внебюджетном фонде воспроизводства
материально-сырьевой базы Российской Федерации»[3]
,
«Положение о порядке лицензирования пользования недрами»[4]
и ряд других Постановлений Верховного Совета Российской Федерации, а так же
Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, например «О мерах по стабилизации
производственной деятельности предприятий нефтяного комплекса»[5]
,
«О государственной поддержке нефтяной промышленности»[6]
и ряд других.
Следующей по значимости группой федеральных
источников горного права России являются Постановления и Распоряжения
Правительства РФ; эти акты носят статус нормативных правовых. Они
рассматривают, в основном, вопросы совершенствования управления недропользованием,
финансовой, ценовой и кредитной политики и т.п. Например, «Об изменении состава
затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и
организаций газовой промышленности»[7]
,
«О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды
энергоресурсов»[8]
и др.
К источникам горного права относятся также
постановления, инструкции, приказы и письма органов центральной исполнительной
власти, обычно определяющие механизм реализации положений, содержащихся в
законодательных и нормативных актах, принятых Федеральным собранием и
Правительством РФ. Такими органами являются Комитет РФ по геологии и
использованию недр, Министерство топлива и энергетики, Комитет РФ по
драгоценным металлам и драгоценным камням, Комитет РФ по металлургии,
Министерство финансов и экономики, Государственная налоговая служба, ЦБ РФ и
др.
По многим вопросам недропользования продолжают
действовать нормативные акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего
СССР. В основном они касаются вопросов регламентации проектирования, техники и
технологии разведки и добычи полезных ископаемых. Большинство из них требует
пересмотра или принципиальной переработки.
Право
собственности на геологическую информацию
Геологическая и иная информация о недрах,
полученная пользователем недр за счет государственных средств, является
собственностью государства и предоставляется пользователем недр по
установленной форме в федеральный и соответствующие территориальные фонды
геоинформации. В них осуществляется хранение и систематизация такой информации.
Порядок и условия использования такой информации определяется федеральным
органом управления государственным фондом недр в соответствии с
законодательством РФ.
Геологическая и иная информация о недрах,
полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью
пользователя.
Т.о. информация о геологическом строении недр,
находящихся в них полезных ископаемых, структуре месторождения и прочих
характеристиках недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и других
материалах, может находиться в государственной собственности или в
собственности недропользователя. Но, исходя из общего положения о
государственной собственности на недра, геологическая информация, являющаяся
собственностью недропользователя, по установленной форме должна предоставляться
последним в федеральный и соответствующий федеральный фонд геологической
информации с определением условий ее использования, в т.ч. в коммерческих
целях.
Право собственности на геологическую и иную
информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов
собственности.
Исполнитель может использовать полученную в
результате проведения работ геологическую и другую информацию о недрах для
научной и преподавательской деятельности, если это допускается договором.
Лицензия должна содержать соглашение о праве
собственности на геологическую информацию, полученную в ходе пользования
недрами. Это соглашение может быть представлено в качестве специального приложения к лицензии или в качестве
раздела, статьи или группы статей в каком-либо документе, являющемся
неотъемлемой частью лицензии – договоре, соглашении.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://eco.newmail.ru/
[1]
«можно то,
что не запрещено»
[2]
Закон
Российской Федерации «О недрах» от 21.2.92 за №2395-1 и Федеральный закон «О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»» от
3.3.95 за №27-Ф3
[3]
утверждено
Постановлением ВС РФ от 25.2.93 за № 4546-1
[4]
утверждено
Постановлением ВС РФ от 15.7.92 за № 3314-1
[5]
№ 2273 от
23.12.93
[6]
№ 2269 от
22.12.93
[7]
№ 872 от
27.7.94
[8]
№ 678 от
13.7.93