ПЛАН
Введение………………………………………………………………….. 2
1. Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав………………………… 4
2. Самостоятельные подразделения Администрации Президента
РФ……………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………………. 30
Источники……………………………………………………………….. 31
Введение
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано
преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей
государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ
соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с
классической президентской, так и с парламентарной системой правления.
Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение
властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию
усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных
Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению
взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который
согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Конституцией РФ предусмотрено создание «иных» государственных органов,
в числе которых Администрация Президента Российской Федерации.
Президентство является относительно молодым институтом в российской
конституционно-политической практике.
В обеспечение оптимизации своей деятельности, Президент Российской
Федерации в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции РФ формирует
Администрацию Президента РФ.
Необходимо отметить, что Администрация Президента РФ не только
формируется Главой государства без согласования с иными ветвями власти, но
и подконтрольно только ему. В связи с этим, структурные и функциональные
изменения в свою Администрацию Президент может вносить исходя из меняющейся
обстановки, стоящими перед Президентом текущими задачами, ряда иных
обстоятельств.
Особенности выполняемых задач, специфичность государственного органа,
как по порядку формирования, так и по функциям и структуре и продиктовало
необходимость более пристального его рассмотрения.
Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав.
Органы государственного управления образуются в установленном
законодательством порядке — как правило, путем назначения.
Как отмечалось во введении, структурное и персональное формирование
Администрации отнесено к компетенции Президента.
Нынешний год ознаменовался существенными изменениями в структуре
Правительства РФ и, естественно, это не могло не коснуться Администрации
Президента.
В марте-апреле были утверждены новые положение, структура и состав
Администрации.
Специфику любого государственного органа составляет то, что он
осуществляет задачи и функции управления. Эти полномочия состоят в праве
органа издавать юридические акты, являющиеся обязательными для тех, кому
они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических
актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Администрация формируется в целях: обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы
государства; осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской
Федерации; подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах,
направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности; разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации,
обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по
руководству внешней политикой Российской Федерации; разработки совместно с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля
за их реализацией; обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению
кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении
государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных
званий Российской Федерации, а также иных возложенных на него Конституцией
РФ и федеральными законами полномочий; содействия Президенту Российской Федерации в определении основных
направлений внутренней и внешней политики государства, решении вопросов,
касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина и в обеспечении
согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной
власти;
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской
Федерации осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом
Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые
Государственной Думой, а также подготовка предложений о подписании
Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации
проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской
Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых
Президенту Российской Федерации документов; обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов,
подписанных Президентом Российской Федерации; подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных
выступлений; обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации,
Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и
консультативных органов при Президенте Российской Федерации; осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части,
касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ; подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд
Российской Федерации, предложений Президенту об обеспечении согласованного
функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями,
общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами,
организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами, а также
диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и
укреплению; обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с
государственными органами иностранных государств и их должностными лицами,
с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с
международными и иностранными организациями; содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий
по кадровым вопросам; обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий
по решению вопросов гражданства Российской Федерации; организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации
его полномочий по осуществлению актов помилования; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и
политических процессах в стране и за рубежом; учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и
органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов
Президенту Российской Федерации; обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных
законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Органы государственного управления, администрации отличаются от других
органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей
деятельности и ее характером. Государственные органы осуществляют функции
общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в
социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых
сферах.
Органы государственного управления, администрация являются в пределах
своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими
определенным штатом людей (государственных служащих) функции
целенаправленного воздействия на управляемые объекты.
В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят:
руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется);
подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления,
отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы.
Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в
штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.
В состав Администрации входят:
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее -
Руководитель Администрации), два заместителя Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации - помощника Президента Российской Федерации
(далее - заместители Руководителя Администрации), помощники Президента
Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации,
руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные
представители Президента Российской Федерации в федеральных округах,
советники Президента Российской Федерации, полномочные представители
Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты,
референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица
Администрации; управления Президента Российской Федерации; иные самостоятельные подразделения Администрации.
Все выше упомянутые должностные лица, а также Секретарь Совета
Безопасности непосредственно подчинены Президенту РФ.
Персональная кадровая политика Президента реализуется по должностям
Администрации, находящимся в его непосредственном подчинении, а также
начальников управлений, руководителей самостоятельных подразделений
Администрации и заместителя Секретаря Совета Безопасности.
Необходимо отметить, что Президент вправе установить и иных лиц,
непосредственно ему подчиняющихся.
Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Тем не менее
фигура Руководителя Администрации отнюдь не находится в тени—это публичная
политическая (но не самостоятельная) фигура. Для того чтобы понять это,
достаточно взглянуть на его полномочия.
Руководитель Администрации: представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах
местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных
организациях; осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений
Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных
подразделений Администрации; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Администрации; координирует деятельность помощников и советников Президента Российской
Федерации, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению, а также
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных
округах; координирует деятельность полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных округах; по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций,
возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации
предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; представляет Президенту Российской Федерации на утверждение проекты
положений об управлениях Президента Российской Федерации, иных
самостоятельных подразделениях Администрации; представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения
на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об
освобождении от должности должностных лиц в соответствии с настоящим
Положением; утверждает по представлению заместителей Руководителя Администрации и
помощников Президента Российской Федерации структуру и штатную численность
управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных
подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них
возложено и (или) которые они возглавляют; утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской
Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности РФ; утверждает по представлению полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность
их аппаратов; утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации; назначает на должность и освобождает от должности в Администрации
руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской
Федерации и его заместителей, заместителей начальников управлений
Президента Российской Федерации и заместителей руководителей иных
самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, иных
работников самостоятельных подразделений Администрации; определяет полномочия заместителей Руководителя Администрации по
назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц,
их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания; издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к
его компетенции; обеспечивает проведение аттестации работников Администрации, присваивает
квалификационные разряды работникам Администрации, кроме тех работников,
квалификационные разряды которым присваиваются Президентом Российской
Федерации; организует исполнение поручений Президента Российской Федерации; запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций; организует подготовку и осуществляет представление в установленном
порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента,
содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и
содержания их заместителей, а также содержания Уполномоченного Российской
Федерации при Европейском Суде по правам человека; распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой
Администрации; имеет право по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету
Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению
расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий
год, а также поручить одному из заместителей Руководителя Администрации
распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.
Руководителю Администрации назначаются два заместителя, которые в этом
качестве издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в
соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном
Руководителем Администрации.
Следует обратить внимание, что заместители Руководителя Администрации
являются одновременно и помощниками Президента РФ и наряду с иными
помощниками выполняют целый ряд задач: подготавливают предложения Президент по реализации его полномочий и по
перспективным и текущим планам его работы, а с участием управлений
Президента, иных самостоятельных подразделений Администрации--
аналитические, справочные, информационные материалы для Президента
Российской Федерации; участвуют совместно с управлениями Президента РФ, иными самостоятельными
подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке
государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед,
переговоров, рабочих поездок Президента, его встреч с гражданами,
представителями политических партий и иных общественных объединений; обеспечивают по решению Президента или Руководителя Администрации
деятельность Государственного совета Российской Федерации, иных
совещательных и консультативных органов при Президенте; подготавливают проекты поручений Президента РФ и его исполняют отдельные
поручения.
Помощники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на
них функций: взаимодействуют с управлениями Президента, иными самостоятельными
подразделениями Администрации; направляют по поручению Президента и Руководителя Администрации на
рассмотрение управлений главы государства, иных самостоятельных
подразделений Администрации поступившие на имя Президента РФ обращения и
другие материалы для подготовки проектов решений; обращаются к федеральным министрам и иным членам Правительства
Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной
власти, не входящим в состав Правительства РФ, по вопросам, отнесенным к
компетенции помощников Президента, и получают от них соответствующую
информацию; представляют предложения по поступившим на рассмотрение Президента РФ
проектам федеральных законов, его указов и распоряжений; подписывают служебные документы в пределах своей компетенции; возглавляют по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации
рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием
Президента; пользуются банками данных Администрации, Правительства РФ; представляют Руководителю Администрации, а также одному из его
заместителей в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для
назначения на должность и вносят им предложения об освобождении от
должности работников, обеспечивающих деятельность помощников Президента.
Помощники Президента Российской Федерации по решению главы государства
могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.
Число помощников Президента определяется самим Президентом РФ.
Пресс-секретарь и руководитель протокола Президента Российской Федерации
имеют статус помощников. По решению Руководителя Администрации на них может
быть возложено руководство соответственно Управлением пресс-службы и
информации Президента РФ и Протокольно-организационным управлением
Президента РФ.
Советники Президента Российской Федерации: подготавливают для Президента аналитические, справочные, информационные
материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в
соответствии с распределением обязанностей; обеспечивают по поручению главы государства или Руководителя
Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при
Президенте; исполняют отдельные поручения Президента.
Советники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на
них функций: взаимодействуют с управлениями Президента, иными самостоятельными
подразделениями Администрации; подписывают служебные документы в пределах своей компетенции; возглавляют по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации
рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием
Президента Российской Федерации; пользуются банками данных Администрации, Правительства РФ.
Число советников определяется Президентом Российской Федерации.
Старшие референты и референты Президента Российской Федерации
осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента,
аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную
работу, исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации и
Руководителя Администрации.
Число старших референтов и референтов определяется Президентом
Российской Федерации.
В целом деятельность выше перечисленных должностных лиц регламентируется
Указами Президента Российской Федерации (в настоящее время Указом от 25
марта 2004 года № 400 и от 6 апреля 2004 года № 490).
Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом Российской
Федерации, подчиненным непосредственно Президенту Российской Федерации. Его
деятельность и функциональные обязанности регламентированы не столько выше
упомянутыми Указами, но и, прежде всего, Указом Президента РФ от 02 августа
1999 года № 949 (с изменениями и дополнениями), известный как «Положение о
Совете Безопасности».
Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета
Безопасности, назначается на должность и освобождается от должности
Президентом Российской Федерации.
Секретарь Совета Безопасности обеспечивает деятельность Совета
Безопасности, руководит его аппаратом.
Секретарь Совета Безопасности: информирует Президента Российской Федерации по проблемам внутренней и
внешней безопасности страны, обороноспособности, военно-технического
сотрудничества, развития глобальных информационных систем; обобщает и представляет в Совет Безопасности информационно-аналитические
обзоры состояния безопасности Российской Федерации; готовит планы работы Совета Безопасности, формирует повестки дня
заседаний Совета Безопасности; координирует работу межведомственных комиссий Совета Безопасности,
научного совета при Совете Безопасности, федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
подготовке необходимых материалов к заседаниям Совета Безопасности; готовит проекты решений Совета Безопасности; организует разработку концептуальных подходов к формированию стратегии в
сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и предложений для
ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о
положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
государства; представляет на утверждение Президента Российской Федерации решения
Совета Безопасности и проекты нормативных правовых актов по их реализации; осуществляет контроль за выполнением решений Совета Безопасности,
документальную проверку работы федеральных органов исполнительной власти по
обеспечению безопасности страны; координирует деятельность по разработке и реализации федеральных целевых
программ обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке,
установленном Президентом Российской Федерации; представляет Совету Безопасности предложения по координации деятельности
сил обеспечения безопасности в связи с чрезвычайными ситуациями; представляет по поручению Президента Российской Федерации его интересы
по вопросам безопасности в федеральных органах государственной власти и
органах государственной власти субъектов Российской Федерации; вносит Президенту Российской Федерации и в Совет Безопасности
предложения о поощрении либо привлечении к ответственности руководителей
федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по
обеспечению безопасности Российской Федерации; вносит в Совет Безопасности предложения об образовании и упразднении
межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете
Безопасности; вносит Президенту Российской Федерации предложения, касающиеся функций
межведомственных комиссий Совета Безопасности и их составов по должностям; организует и координирует деятельность межведомственных комиссий Совета
Безопасности и научного совета при Совете Безопасности; представляет по поручению Президента Российской Федерации Президенту
Российской Федерации и Совету Безопасности информацию о кандидатурах,
рекомендуемых к назначению на высшие государственные должности;
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам безопасности, подготовку и представление их
обоснований и заключений на них для рассмотрения на заседаниях Совета
Безопасности; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и
организаций, должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые
для осуществления деятельности Совета Безопасности и его аппарата; привлекает для выполнения исследовательских, экспертных работ
государственные и негосударственные организации, учреждения и отдельных
ученых, а также отдельных экспертов; представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения
на должность заместителей Секретаря Совета Безопасности; вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от
должности заместителей Секретаря Совета Безопасности; выступает с разъяснениями принятых Советом Безопасности решений по
вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства; организует выполнение поручений Президента Российской Федерации и Совета
Безопасности, относящихся к сфере обеспечения безопасности личности,
общества и государства; для реализации своих полномочий издает приказы и распоряжения по
аппарату Совета Безопасности.
В период отсутствия Секретаря Совета Безопасности его обязанности
исполняет первый заместитель Секретаря Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности организует взаимодействие аппарата Совета
Безопасности с подразделениями Администрации Президента РФ, Аппаратами
Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской
Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
функциональными и региональными ассоциациями и объединениями,
представителями трудовых коллективов и предпринимательских кругов,
политическими партиями, общественными и религиозными объединениями по
вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение
деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.
Президент Российской Федерации является главой государства и принимает
непосредственное участие как в согласовании деятельности ветвей власти, так
и в законотворческом процессе. В связи с этим Президент РФ обладает правом
законодательной инициативы, самостоятельно осуществляет процесс издания
нормативных правовых актов.
В целях совершенствования этих процессов, четкого взаимодействия с
ветвями власти Российской Федерации были введены должности полномочных
представителей Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе
Федерального Собрания и в Конституционном Суде РФ.
В целях обеспечения эффективности законодательного процесса, координации
деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации и
федеральных органов исполнительной власти, полномочные представители
Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской
Федерации, во взаимодействии с помощниками Президента Российской Федерации
в установленном Президентом Российской Федерации порядке координируют
работу соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе
подразделений Администрации Президента Российской Федерации и
представителей Правительства Российской Федерации, обеспечивают
представление интересов Президента Российской Федерации и способствуют
реализации его конституционных полномочий в государственных законодательных
органах.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах
Федерального Собрания являются по должности заместителями Руководителя
Администрации Президента Российской Федерации.
Действуя от имени Президента Российской Федерации, полномочные
представители: представляют на заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания
внесенные Президентом РФ проекты федеральных конституционных законов о
пересмотре положений Конституции Российской Федерации и включении в нее
поправок; представляют на заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания
внесенные Президентом другие законопроекты и поправки к рассматриваемым в
палатах законопроектам, обоснования отклонения Президентом принятых
федеральных законов, а также обращения Президента Российской Федерации к
Федеральному Собранию и его палатам; привлекают по согласованию с соответствующей палатой Федерального
Собрания должностных лиц Администрации Президента, Правительства РФ, а
также разработчиков законопроектов, ученых и экспертов для представления в
палате законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации; участвуют в формировании планов законопроектных работ, а также
предложений к повестке дня заседаний соответствующей палаты.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете
Федерации по поручению Президента Российской Федерации представляет в
Совете Федерации: вносимые на утверждение указы Президента Российской Федерации о введении
военного положения и о введении чрезвычайного положения; предлагаемые Президентом Российской Федерации кандидатуры на должности,
указанные в пункте "е" статьи 83 Конституции Российской Федерации.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Государственной Думе по его поручению представляет в палате предлагаемые
Президентом кандидатуры на должности, указанные в пунктах "а", "г", "м"
статьи 83 Конституции РФ.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах
Федерального Собрания согласовывают свою деятельность при осуществлении
возложенных на них функций.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах
Федерального Собрания при выполнении возложенных на них функций вправе: согласовывать проекты нормативных актов, предполагаемые к внесению от
имени Президента Российской Федерации в соответствующую палату Федерального
Собрания; участвовать в подготовке предложений Президенту о подписании или
отклонении принятых федеральных законов; получать необходимые заключения, материалы и информацию в подразделениях
Администрации Президента и в федеральных органах исполнительной власти; создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направлениям своей
деятельности, а также привлекать ученых и экспертов, в том числе на
договорной основе, для содействия в осуществлении своих функций; пользоваться в установленном порядке информационными банками данных
Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства,
федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти
субъектов Федерации.
В целях обеспечения деятельности Президента как гаранта Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина и представления интересов Президента в
Конституционном Суде Российской Федерации назначается полномочный
представитель Президента в Конституционном Суде РФ.
Полномочный представитель является по должности заместителем
Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и от имени главы
государства: представляет сторону Президента РФ в конституционном судопроизводстве во
всех случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О
Конституционном Суде Российской Федерации"; представляет главе государства проекты обращений, предполагаемых к
внесению Президентом Российской Федерации в Конституционный Суд Российской
Федерации; уточняет и изменяет по согласованию с Президентом основания, по которым
он направил обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; отзывает по поручению Президента его обращение до начала рассмотрения
дела на заседании Конституционного Суда Российской Федерации; вносит на заседании Конституционного Суда РФ необходимые уточнения и
изменения в позицию Президента, изложенную в его обращении в
Конституционный Суд; участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации в иных
случаях на основании приглашения или согласия Конституционного Суда; координирует деятельность лиц, назначенных представителями Президента
для участия в рассмотрении Конституционным Судом РФ конкретных дел; обеспечивает взаимодействие самостоятельных подразделений Администрации
Президента в процессе выработки позиции и представлении его интересов в
Конституционном Суде; вносит в необходимых случаях Президенту предложения о мерах по
обеспечению исполнения решений Конституционного Суда, в том числе о
необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Полномочный представитель при выполнении возложенных на него функций
вправе: запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном
Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию от
самостоятельных подразделений Администрации Президента, Аппарата
Правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов
государственной власти субъектов Федерации и получать ответ в срок не
позднее 15 дней с момента своего обращения; взаимодействовать в установленном порядке с самостоятельными
подразделениями Администрации Президента, Аппаратами Совета Федерации,
Государственной Думы и Правительства РФ, Верховным и Высшим Арбитражным
Судами РФ, Генеральной прокуратурой, федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и
организациями; создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направлениям своей
деятельности, а также привлекать ученых и специалистов, в том числе на
договорной основе, для содействия в осуществлении своих функций; пользоваться в установленном порядке информационными банками данных
Администрации Президента, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов
исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Новеллой в Российском законодательстве стала введение должности
Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных
округах. В целях установления жесткой вертикали исполнительной власти,
контроля исполнительности на местах, т.е. в регионах, Президент своим
Указом от 13 мая 2000 года № 849 (с последующими изменениями и
дополнениями) установил деление Российской Федерации на 7 Федеральных
округов и утвердил положение о полномочном Представителе Президента в этих
округах.
Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных
полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального
округа, является федеральным государственным служащим и входит в состав
Администрации Президента.
Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый
Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения им
своих полномочий.
Руководитель Администрации Президента определяет порядок взаимодействия
между полномочными представителями и их аппаратами и другими
подразделениями Администрации.
Полномочный представитель имеет заместителей, которые также являются
федеральными государственными служащими и входящими в состав Администрации
Президента, распределяет между ними обязанности и руководит их
деятельностью.
Основными задачами полномочного представителя являются: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации
органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней
политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации, а
также контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных
органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента
РФ; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной
безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и
экономическом положении в федеральном округе, внесение главе государства
соответствующих предложений.
Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач
осуществляет следующие функции: обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти в соответствующем федеральном округе; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в
федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в
указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и
религиозными объединениями; разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического
взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-
экономического развития территорий в пределах федерального округа; согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных
государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в
пределах федерального округа, если назначение на эти должности
осуществляется Президентом, Правительством или федеральными органами
исполнительной власти; организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; согласовывает проекты решений федеральных органов государственной
власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской
Федерации, находящегося в пределах этого округа; согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти
органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении
государственными наградами Российской Федерации, об объявлении
благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении
почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных
званий; вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской
Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет
благодарность Президента Российской Федерации; вручает по поручению Президента Российской Федерации удостоверение судьи
судьям арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов
общей юрисдикции; принимает участие в работе органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся
в пределах федерального округа; организует по поручению Президента проведение согласительных процедур
для разрешения разногласий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
находящимися в пределах федерального округа; вносит Президенту предложения о приостановлении действия актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в
пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции
РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения
прав и свобод человека и гражданина; взаимодействует с Контрольным управлением Президента и органами
прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе
федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и
распоряжений Правительства.
Самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ.
В Приложении к Указу Президента РФ № 400 устанавливается перечень
самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а именно:
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации (на правах управления)
Аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в
федеральных округах (на правах управления)
Аппарат советников Президента Российской Федерации
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации
Канцелярия Президента Российской Федерации (на правах управления)
Контрольное управление Президента Российской Федерации
Референтура Президента Российской Федерации (на правах управления)
Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
(на правах управления)
Управление Президента Российской Федерации по внешней политике
Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике
Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и
государственным наградам
Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной
службы
Управление Президента Российской Федерации по обеспечению
конституционных прав граждан
Управление информационного и документационного обеспечения Президента
Российской Федерации
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями
граждан
Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации
Протокольно-организационное управление Президента Российской Федерации
Экспертное управление Президента Российской Федерации
Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.
Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются
Президентом Российской Федерации.
К сожалению, ограниченный объемом работы, автору не представляется
возможным раскрыть основные функции деятельности всех структурных
подразделений Администрации Президента РФ. Учитывая, что названия некоторых
из них говорят сами за себя, остановимся на одном из них.
Экспертное управление.
Основными задачами Управления являются: анализ информации, разработка прогнозов и сценариев развития
общественных отношений, подготовка соответствующих предложений Президенту
Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской
Федерации; сбор, анализ и подготовка материалов к ежегодным посланиям Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и к иным
программным документам и выступлениям Президента Российской Федерации; подготовка проектов планов работы Администрации Президента Российской
Федерации по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации и иных программных документов, а
также анализ хода реализации соответствующих решений; организация и проведение экспертных семинаров и исследований по
актуальным вопросам государственной внутренней и внешней политики; участие в планировании политического обеспечения деятельности Президента
Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; участие в организационном и методическом сопровождении издательских,
научных, образовательных, информационных и иных социальных проектов,
связанных с экспертным обеспечением деятельности Президента Российской
Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; участие в экспертном и информационном обеспечении электронных
информационных сетей Администрации Президента Российской Федерации; взаимодействие с экспертными службами федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления; организация и обеспечение взаимодействия Администрации Президента
Российской Федерации с российскими и зарубежными научно-исследовательскими
организациями, экспертно-аналитическими структурами и отдельными
представителями экспертных организаций; подготовка совместно с Управлением кадров Президента Российской
Федерации предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю
Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с
обучением и переподготовкой федеральных государственных служащих; рассмотрение в установленном порядке обращений научно-исследовательских
организаций, некоммерческих фондов и иных организаций, поступивших на имя
Президента Российской Федерации и в Администрацию Президента Российской
Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию Управления; участие в подготовке проектов решений Президента Российской Федерации по
иным вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Для осуществления своих основных функций Управление имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от
самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской
Федерации, федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также от учреждений, организаций и должностных лиц; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации
Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной
власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы
связи и коммуникации; привлекать в установленном порядке для выполнения отдельных работ
экспертов, в том числе на договорной основе; взаимодействовать в установленном порядке с зарубежными экспертными и
иными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории
Российской Федерации; взаимодействовать в установленном порядке с Аппаратом Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства
Российской Федерации, аппаратами Счетной палаты Российской Федерации,
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с Генеральной
прокуратурой Российской Федерации, а также с федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были подробно рассмотрены порядок формирования, состав,
основные задачи и функции Администрации Президента Российской Федерации, ее
должностных лиц и структурных подразделений.
ИСТОЧНИКИ:
Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.
Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 351
"О полномочных представителях Президента Российской Федерации
в палатах Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изменениями от 30 июня 1997 г., 12 февраля 1998 г.,
30 января 1999 г., 1 сентября 2000 г.)
Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 г. N 1791
"Об обеспечении деятельности полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации"
(с изменениями от 30 июня 1997 г.,
12 февраля, 7 августа 1998 г., 30 января 1999 г., 1 сентября 2000 г.)
Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490
"Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 27 октября 2000 г. N 1804
"Об утверждении Положения о Референтуре Президента Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849
"О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном
округе"
(с изменениями от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля
2004 г.)
Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. N 400
"Об Администрации Президента Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 288
"Об Управлении Президента Российской Федерации
по работе с обращениями граждан"
(с изменениями от 21 апреля 1998 г.)
Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 342
"Вопросы Главного государственно-правового управления Президента Российской
Федерации"
(с изменениями от 29 марта 1998 г., 19 ноября 2003 г.)
Указ Президента РФ от 16 июля 2001 г. N 853
"Об утверждении Положения об Экспертном управлении Президента Российской
Федерации"
Указ Президента РФ от 7 августа 2000 г. N 1444
"Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации"
(с изменениями от 12 января 2001 г.)
Указ Президента РФ от 31 мая 1999 г. N 680
"Об утверждении Положения об Управлении кадров Президента Российской
Федерации"
(с изменениями от 1 февраля, 9 сентября 2000 г., 17 апреля, 25 ноября 2003
г.)
Указ Президента РФ от 2 июня 2001 г. N 629
"Об утверждении Положения о Главном управлении внутренней политики
Президента Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 2 июня 2001 г. N 629
"Об утверждении Положения о Главном управлении внутренней политики
Президента Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 5 ноября 2001 г. N 1274
"Об утверждении Положения об Информационном управлении Президента
Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 342
"Вопросы Главного государственно-правового управления Президента Российской
Федерации"
(с изменениями от 29 марта 1998 г., 19 ноября 2003 г.)
Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1770
"Вопросы аппарата Совета Безопасности Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 949
"Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации"
(с изменениями от 15 ноября 1999 г., 28 декабря 2000 г., 25 ноября 2003 г.)
Указ Президента РФ от 28 марта 1998 г. N 294
"Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации"
(с изменениями от 15 марта 1999 г., 31 мая, 28 декабря 2000 г., 19 июня
2001 г., 30 апреля, 25 ноября 2003 г.)