Реферат по предмету "Музыка"


Лютня

Лютня

Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко
распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода
подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во
многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, княжеских и
герцогских дворах, звучит она и в домашнем быту горожан, и на открытом воздухе.
Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают
и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже
духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне – бесчисленное
количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и
композиторы). Её любят в Италии, Германии, Франции, Англии, Польше, и лишь в
Испании конкуренцию ей составляет виуэла, а позднее гитара.

Происхождение
лютни относят к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н.э. Ею
пользовались египтяне, персы, греки, римляне. В VIII в., во время нашествия
мавров, лютня, или по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в
Испании, вскоре она становится популярной в большинстве европейских стран.

Наиболее
типичные признаки конструкции лютни - овальный, выпуклый корпус (в виде
продольно разрезанной груши), а также короткая и широкая шейка, резко отогнутая
назад. Лютня XVI века имела 5 - 7 парных струн и одну одинарную. Позднее число
струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более). Первоначальные названия
струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor, mezzana (средняя), sottana
(подголосок), canto (пение). Настройка была разнообразной, но чаще всего каждая
струна звучала на кварту или квинту выше (или ниже) соседней. В XVI веке
наиболее распространённой была шестиструнная лютня со строем ADGHE'A'. Играли
на лютне преимущественно пальцами, иногда при помощи плектра. Запись лютневых
произведений производилась в основном при помощи табулатур, которые

имели ряд
вариантов и различались как итальянская, испанская, старонемецкая и
старофранцузская. На протяжении XVI века выдвинулись блистательные творческие
фигуры композиторов-лютнистов. Крупнейшими из них явились: Франческо Канова да
Милано и Винченцо Галилей в Италии, Ханс и Мельхиор Нойзидлеры в Германии, Джон
Дауленд в Англии, венгр по происхождению Валентин Грефф Бакфарк, Войцех
Длугорай и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее крупные композиторы-лютнисты
появились уже в XVII веке.

Хотя лютню
нередко использовали как сольный инструмент, всё же главным образом она служила
для аккомпанемента. Вместе с тем её включали и в состав различных
инструментальных ансамблей. В XVI - XVII веках получили распространение басовые
разновидности лютни - теорба и китарроне.

В наши дни в
связи с изучением старинной музыки возродился интерес и к лютне.
Список
литературы

Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.

Розеншильд К.
"История зарубежной музыки" вып.1. М., Музыка 1978.

Ливанова Т.
"История западноевропейской музыки" до 1789 года. М., Музыка 1983.

Булучевский Ю.,
Фомин В. Старинная музыка" (словарь-справочник). Л., Музыка 1974


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.