Гитара,
виуэла, лютня - история, традиция, культура
Введение
…Двигались
только руки. Он воображал,что из его гитары вытягиваются нитии наматываются на
рога минотавра.Могущество, которое бурлило в нем,стекало с кончиков пальцев в
гитаруи затем заполняло пространство,которое лежало между ними.
Роджер Желязны
"Подмененный".
В интернете
гитаристике отведён специальный раздел. Cтоит посмотреть рейтинги музыкальных
сайтов, и станет ясно, насколько популярна гитара в нашей стране. Хотя, конечно, в основном в интернете ищут аккорды
для гитары, но, хвала Всевышнему, времена, когда гитара в нашей стране
воспринималась как инструмент для аккомпанемента к какой-нибудь песенке про
резинового ёжика с дырочкой в левом боку, уже прошли. А с "дырочкой в
боку" сейчас могут посодействовать не только ёжику. Но не будем
отклоняться от темы. Гитара
, её
родственники виуэла
и лютня
- музыкальные инструменты, выйдя за
рамки аккомпанирующих, каждый в своё время, создали богатую инструментальную
культуру, свой обширный репертуар. В наше время рост популярности ГИТАРЫ грозит
затмить все другие музыкальные инструменты. Вот что говорит о гитаре маэстро Лео Брауэр
:
“Фактически
гитара - один из немногих малых инструментов (к ним можно причислить также клавесин
и блок-флейту), которые не только сохранились, но и развиваются, растут.
Сегодня она способна говорить современным языком, а наследие ее простирается от
эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры, располагающие
невиданным богатством репертуара, тембровых красок, выразительности! Многие
инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая история? У нас есть
все!”.
Когда
гениальнейшего гитариста XX столетия Андреса Сеговию
спросили, к какому времени он относит появление гитары, он ответил следующее:
«О, это было
очень давно… Аполлон страстно влюбился в Дафну. Однажды он задушил её в своих
объятиях, и Дафна превратилась в лавровое дерево. Из этого священного дерева и
была сделана первая гитара. Мне нравится считать её дочерью Аполлона, ведь она
дитя Солнца».
Этот
поэтический ответ маэстро попал в самую точку, но попробуем отойти от языка
метафор и выяснить, когда и каким образом гитара, виуэла и лютня вошли в
инструментальную музыкальную культуру, для этого углубимся в историю.
Хордофоны (от
греческого c o r d h - струна и j w n h - звук) – музыкальные инструменты,
источником звука которых служит натянутая струна – возникли в глубокой
древности. В настоящее время класс хордофонов включает огромное количество
инструментов: щипковых, смычковых и ударных струнных. На заре истории
человечества прообразом первого струнного инструмента, по-видимому, стал лук
первобытного охотника. Звук натянутой тетивы – мог привлечь внимание романтика
времён неолита, а может быть и мезолита. Так, на севере Пиренейского
полуострова, на стенах скальных убежищ, обнаружены изображения охотников,
стреляющих из лука, различные "бытовые" сцены, например, изображающие
сбор мёда диких пчёл, - свидетельствующие о высоком уровне первобытной культуры
уже со времени верхнего палеолита.
Восстановить
картину возникновения первых музыкальных инструментов в доисторический период
практически невозможно. В дошедших до нашего времени образцах наскальной
живописи и пластики каменного века нет места бытовым сценам - изобразительное искусство
той эпохи связано с магическими обрядами (во всяком случае, других объектов
первобытного арта почти нет), а сами музыкальные инструменты, если и
существовали тогда, то, естественно, не сохранились. Можно лишь догадываться об
истоках истории музыкальных инструментов, и почти наверняка первые из них были
ударными. В качестве прародителя современных струнных инструментов многие
исследователи выдвигают "музыкальный" лук. Меняя натяжение тетивы,
сгибая и разгибая дугу лука, можно менять высоту звука, издаваемого тетивой, но
звук в этом случае получается слабым. Для усиления звука необходим был
резонатор, одним из первых резонаторов, вероятнее всего, стал тот, который
предложила Мать-Природа. Это мог быть панцирь черепахи или корпус высушенной
тыквы – подарок, переданный музыкальными инструментами, считающимися самыми
древними, - ударными.
Инструменты,
имеющие форму лука, нижняя часть которого соединена с резонатором и в которых
используются одна или несколько струн, имеют достаточно протяжённую во времени
традицию, их можно встретить и в настоящее время у некоторых народов Африки,
Передней Азии и Евразии. Технические возможности таких инструментов, конечно,
невысоки, и инструменты, в соответствии с требованиями исторической эпохи,
продолжали совершенствоваться.
Струнные
инструменты, снабженные шейкой, насчитывают историю не одного тысячелетия.
Самые ранние сохранившиеся свидетельства существования струнных инструментов,
снабженных шейкой, - это скульптурные изображения Месопотамии, которые
относятся примерно ко II тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с
небольшим корпусом, который был сделан, наподобие лиры, из панциря черепахи или
из тыквы (обтянутой, по всей видимости, кожей). У древних щипковых инструментов
первоначально шейка выполняла задачу усиления прочности инструмента, у которого
появилось несколько струн фиксированной настройки. Непосредственное развитие
этой конструкции вызвало к жизни арфу, псалтериум, гусли и т.п. О применении на
этих инструментах, на заре их развития, флажолетной техники можно только
предполагать. Способ изменения высоты звука струны путем изменения её длины
посредством прижимания к грифу стал использоваться значительно позже, функцию
ладов на раннем этапе развития хордофонов могли выполнять куски жильных струн,
обмотанных вокруг грифа. В качестве такого свидетельства, можно рассматривать
традицию лауда
. Поиски
улучшения выразительности и усиления громкости, а также певучести звука,
привели к необходимости использования смычка, т.к. подушечка пальца, прижимая
струну к грифу без порожков, - глушит звук, но это уже история смычковых
струнных инструментов.
Богатые
музыкальные культуры древнего мира возникли на Ближнем Востоке. Высокого уровня
достигло музыкальное искусство в Древнем Египте. Страна обладала
высокоразвитой, разнообразной инструментальной культурой. Музыка, вероятно, не
записывалась, но передавалась от одного поколения к
другому, запечатлённая в особой системе
движений рук при управлении хором. Этот способ широко распространился
впоследствии по культурному миру под названием хирономического (от греч. хиро -
рука), однако существует гипотеза, что египтяне пользовались также
иероглифической нотацией. Египтяне играли на продольных флейтах, дуговых и
угловых арфах, лютняхс длинной шейкой, - особенно привлекает внимание т.н.
нефер, что в переводе означает красота. Именно нефер, по мнению Элен Шарнассе,
явился прообразом щипковых инструментов, использовавшихся в Европе раннего средневековья.
Наиболее высокого развития в Древнем Египте достигло, вероятно, исполнение на
художественно расписанной деревянной арфе, особенно в ансамблях. Оно с большим
искусством и точностью запечатлено на многих рельефах и художественных
росписях. Струны арф, изготовлявшиеся из крупного пальмового волокна, издавали
звук нежный и певучий. О том почёте, каким была окружена арфа и искусство игры
на ней, говорит знаменитая “Песнь арфиста” - одно из высоких достижений
древнеегипетской поэзии. Прославленные певцы, исполнители, руководители
ансамблей поднимались, по своему статусу, близко к фараонам.
Надо заметить,
что в древние времена хорошие музыканты во многих странах Востока пользовались
не только успехом у публики, - этого у музыкантов не отнимешь и сейчас, - но и
занимали высокие посты в государственной иерархии. Первыми
музыкантами-профессионалами были, вероятно, храмовые жрецы, хотя, конечно, были
и музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух своих господ. В
Ассирии профессиональные музыканты и певцы почитались выше всех государственных
чиновников. По своему рангу они шли непосредственно за богами и царями, имена
их, путём соответствующих записей, сохранились в веках. В правление одного из
царей год был назван именем начальника музыкантов - Ина-ики-иаллак. Известно,
что иудейский царь Иезекия (ок. 700 г. до н.э.) откупился от Ассирийского царя
Сенахериба не только деньгами, но и тем, что отдал ему всех своих придворных
певцов и певиц (Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.
Л., 1973, с.6.).
Древние
государства Шумера, Вавилонии и Ассирии были расположены в бассейне Тигра и
Евфрата. За три с лишним тысячелетия до н. э. возникла музыкальная культура
Шумера. Этот народ создал высокую инструментальную культуру. Уникальный памятник
шумерской эпохи - дошедшая до нашего времени табличка с поэтическим фрагментом
на шумерском и ассирийском языках и клиновидной нотописью - древнейший из всех
известных нашей науке (III тысячелетие до н. э.). Как предположил известный
немецкий музыковед Курт Закс, это запись арфового аккомпанемента вокальной
мелодии пентатонного строя. “Арфа повторяет мелодию в унисон, одновременно
аккомпанируя созвучиями из двух-трёх тонов - квартами, квинтами, октавами,
секундами” (Закс Курт. Музыкальная культура Вавилона и Ассирии. В кн.:
Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937, с. 103-104.).
Другая
музыкальная культура, громко и властно заявившая о себе на Ближнем Востоке, -
сирийская. Она была одною из первых, положивших в основу своей системы
четырёхзвучную диатоническую структуру, широко освоенную также греками, так
называемый тетрахорд. Её мелодии, особенно впечатлявшие лирически-вдохновенным
распевом, ещё за две тысячи лет до н. э. распространились по странам Востока,
проникли в Грецию (о них писали Платон и Аристид), а в начале средневековья
составили одну из интонационных основ византийской музыки (гимны) и
литургических песнопений на западе Европы. Сирия - родина пяти- и семиструнной
лиры, двойного гобоя, возможно, многострунной арфы. В распространении сирийской
музыки по другим странам большую роль играли финикияне, которые вели широкую
заморскую торговлю и располагали обширными культурными связями. Их города Тир и
Сидон славились музыкальным искусством, эмоционально перенасыщенным,
чувственным и блестящим. Потому вызывало оно суровое осуждение со стороны
древнегреческих философов, ратовавших за строгую чистоту художественного стиля
и нравов.
Следующей, на
мой взгляд (R68), важной культурой - является музыкальная культура Индии,
впоследствии повлиявшая в какой-то мере, по мнению некоторых исследователей, на
такое интересное явление, как фламенко
.
На протяжении по крайней мере пяти тысячелетий Индия выработала и сохранила
глубоко оригинальную культуру, которая принадлежит к великим достижениям
мировой цивилизации. Богатый песенный и инструментальный фольклор составил
плодородную почву для высокохудожественного профессионального искусства.
Классическая музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи с
поэзией и танцем, под влиянием религии и мифологии. “Сангита” - древнее
понятие, оборачивающее этот синтез искусств. Светская профессиональная музыка
Древней Индии достигала наиболее ярких кульминаций в периоды общего расцвета
индийской культуры: после победы Индии над войсками Александра Македонского,
особенно в империи Маурьев в правление царя Ашоки (III век до н. э.), а также
при династии Гупта (IV – V века н.э.). Древняя Индия создала для своей музыки
особую оригинальную нотацию. В дополнение к основным нотным знакам сложилась
система линий, черт, точек – для обозначения регистра, альтертаций, ритма,
интервалов. Система эта действует и поныне. Из инструментов следует отметить
наиболее любимую в Индии щипковую вину, пережившую тысячелетия и упоминаемую
ещё в Ведах. От других струнных вина отличается тем, что у неё два резонатора.
Помимо обычного - у основания, она имеет у грифа второй, изготовленный из
выдолбленной тыквы.
Особая
внутренняя сосредоточенность является одной из характерных черт индийского
стиля музыкальной интерпретации. Она восходит к глубокой древности, когда
певцы, а иногда и инструменталисты пели или играли порою с закрытыми глазами,
как бы снимая внешние впечатления, могущие возмутить и вызвать рассеяние
цельного, в себе замкнутого лирического образа. Это не значит, что манера
музыкальной интерпретации у индийцев лишена выразительности. Наоборот, её
внутренняя динамика ярка, разнообразна и, видимо, составляет очень древнюю
традицию.
Музыка в
Древней Греции была главным образом вокальной. Основное же назначение
инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами греков
были струнные щипковые: форминга, лира и кифара, почитавшаяся наилучшей для
возвышенного музицирования. Корпус её был плоским и выделывался из дерева. При
игре кифарэд прижимал его к груди правой рукой, левой же перебирал струны -
числом от четырёх и более.
Римская столица
жила шумной и роскошной, однако же поверхностною, крикливой и эклектичной
музыкальной жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища и кровавые цирковые
состязания (circenses); создавались огромные оркестры; музыкальные инструменты
- кифары, авлосы, ударные гигантских размеров призваны были удовлетворять
прихоти и возбуждать пресыщенные патрицианские аудитории. Возникли концертные
антрепризы, виртуозы наживали огромные состояния. Коренные песенные и
инструментальные традиции, унаследованные римлянами от этрусков и других
коренных обитателей Апеннинского полуострова, растворялись в огромном наплыве
передневосточных культур и пережиточных элементов греческой древности. Этот
пёстрый и разностильный сплав вполне отвечал тем “идеалам” праздной и роскошной
жизни, изнеженной чувственности, порока, которые составляли духовное содержание
разлагавшейся культуры древнего мира. Но именно эта культура, как ни
парадоксально, явилась мостом к культуре следующей эпохи - средних веков,
правда в отношении музыки этот мост получился крайне хилым. Музыкальное
наследие античности почти целиком погибло при крушении рабовладельческого мира.
Остались литературные памятники, единичные, недоступные в то время расшифровке
нотные фрагменты, да религиозно-гимнические песнопения ранних христиан. Им
также суждено было сыграть свою роль. Далее, через “византийский мост”
устремились на запад песенные токи – сирийские, армянские, славянские и др.
Эпоха переселения народов (см. раздел “средние века”) была вместе с тем эпохой
переселения музыкальных культур.
Взаимоотношения
Востока и Запада, в том числе и в области культуры, всегда привлекали и
привлекают внимание историков, археологов, филологов, искусствоведов. Трудно
назвать другую европейскую страну, столь тесно связанную с Востоком, как
расположенная на крайнем западе континента Испания. Именно об Испании известный
отечественный востоковед И. Ю. Крачковский говорил: “Здесь прошлое даёт нам
яркий пример шаткости границ между Востоком и Западом, когда речь идёт о
развитии мировой культуры”. Дважды в течение последних трёх тысяч лет на
Пиренейском полуострове развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая
здесь некоторые своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда
на юго-востоке Испании жили финикийцы (см. выше), а потом в средние века, когда
полуостров стал ареной развития блестящей арабской цивилизации. За 200 – 150
лет до н. э. на полуострове утвердились римляне. Ко времени Цицерона и Юлия
Цезаря южная часть Испании романизировалась, а её музыкальная культура
подчинилась эстетическим направлениям и вкусам, доминировавшим в поздней
античности. Сначала в Александрии, а затем и в Риме получил яркое развитие
новый театральный жанр - пантомима. Место трагического актёра занял танцовщик.
Если хор не исчез со сцены, то центр тяжести переносится в инструментальное сопровождение. Новая
аудитория ищет новых ритмов, более подчёркнутых, и если на римской почве
танцовщик отбивал метр с помощью “scabelli” (деревяшки на подошве), то
эпиграммы Марциалла говорят о танцовщицах из испанского Кадиса со звонкими
кастаньетами (crusmata). Важно отметить в эту эпоху увлечение инструментальной
музыкой, против которой направлены ожесточённые нападки испанских “отцов
церкви”. Тем не менее, в качестве пережитков в гимнах католической церкви
звучало многое из иберо-римской музыкальной культуры; метричность языческих
гимнов пробила себе путь сквозь “прозаический”, свободный ритм музыки раннего
христианства.
Все выше
перечисленные культуры оказали прямое или опосредованное влияние на
формирование репертуара и конструкции щипковых инструментов, которым посвящена
данная статья.
Решающий момент
в истории щипковых инструментов - появление нового резонаторного корпуса,
состоящего уже из трёх частей: нижней деки, верхней деки и двух обечаек,
которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. С
возникновением инструмента юаня (в наши дни не употребляемого) и юкина, верхняя
дека которого сделана из цельной деревянной пластины.
Начиная с этого
времени, как отмечает Э. Шарнассе, инструменты, сходные с гитарой, широко
распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких
инструментов запечатлён на фризе буддийского монастыря Эртама близ Термеза
(Узбекистан), фрагмент которого хранится в Эрмитаже. Однако пока ещё не
существует точной датировки этого фриза: он может быть отнесён к периоду между
I веком до н. э. и III веком н. э.
Дальнейшие
серьёзные сдвиги в развитии щипковых инструментов надо искать позднее – в средних веках
(см. навигацию статьи ниже
списка основных источников).
Список
литературы
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Шарнассе Э.
Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991.
Розеншильд. К.
История зарубежной музыки /вып.I/. М., Музыка, 1978.
Испания и
Португалия. М., ОГИЗ "Советская энциклопедия" 1947.
Отюгова Т.,
Галембо А., Гурков И. "Рождение музыкальных инструментов". Л.,
Музыка, 1986.
Циркин Ю.Б.
Финикийская культура в Испании. М., Наука 1976.
Вейнберг И.П.
ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. М., Наука, 1986.
Музыкальный
журнал "Мир гитары" №1 1991г.
Вайсборд Мирон.
"Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века". М., Советский
композитор, 1989.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/