Музыка
первой половины XIX века.
Михаил
Иванович Глинка
М. И. ГЛИНКА (1804—1857). Русский композитор, родоначальник русской
классической музыки. Опера "Иван Сусанин" (1836 г.) и "Руслан и
Людмила" (1842 г.) положили начало двум направлениям русской оперы –
народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические
сочинения, в том числе "Камаринская", "Испанские увертюры"
("Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"), заложили основы
русского симфонизма. Первый классик русского романса. Творчество Глинки
способствовало развитию русской музыкальной культуры.
В доме грозной
и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно натопленных комнат,
нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни весной. Дом был красив. И
прекрасен был окружавший его парк, и луга, и поля, и цветы, и все село
Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки. Но зачем ему все это,
если запрещено покидать комнаты, запрещено играть с ребятами? Зачем бабушка
любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на кучера или горничную? Зачем
она не пускает его в комнаты родителей и неприязненно морщится, когда матушка
приходит к нему с его маленькой сестренкой?..
Как чудесно
звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном... Но все это
далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были песни и сказки
любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый мальчик рос
болезненным, нервным. От священника, который ходил к бабушке, мальчик сам
научился читать.
Когда ему минуло десять лет и бабушки уже ее было, родители стали учить
его разным наукам, музыке языкам. Учителя и родные не могли надивиться успехам
Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители
приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем
имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал о гостях н в танцах.
Музыканты, кроме танцев, играли музыкальные пьесы и русские песни, переложенные
для оркестра.
Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали
юного Глинку.
В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном
педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые годы гувернером
его выя друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший брат Пушкина Лев,
учившийся с ним вместе, стал его товарищем.
Все больше и больше увлекаясь музыкой. Глинка начал брать уроки у
известных исполнителей.
Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он
делал это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали
слезы.
Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем
всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским, Пушкиным,
Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди того времени,
думал о судьбе родного искусства, родной литературы. Дума декабриста Рылеева о
подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина привлекла Глинку своей героической
темой и картинами русской народной жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал
каждый инструмент и мечтал писать для -оркестра. Он умел петь и работать с
певцами — и мечтал писать для певцов не только романсы и песий.
Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не мог не
сочинять, но чувствовал, что недостаточно хорошо знаком с правилами композиции,
что мало знает сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не
было в то время консерватория, туда редко приезжали с концертами известные
музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов попадали в Россию
случайно.
В 1830 году
Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными музыкантами и
певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки. Глинка скоро
прославился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опере и, главное, на
улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не
было там недостатка. Но чем больше он погружался в яркий, волшебный мир
солнечной Италии,, тем сильнее тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался
его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине все
стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний,
русских опер, русских романсов.
И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к
блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей,
певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по-русски грустную,
задушевную песню «Не о том скорблю, подруженьки...». На сцене были мужики в
лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в
пышных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мундирах, чиновники,
увешанные орденами, недоуменно переглядывались, брезгливо морщились. Но никто
не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был
доволен. Это он разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название
«Жизнь за царя».
У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе
декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского
крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить, кроме как в
придворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в уста Сусанина и
крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.
Музыка же
говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого
крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все симпатии
композитора явно были на стороне народа.
Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с восторгом
приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали Глинку от злых
нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской». «Это хорошо, — заметил, узнав об этом
Глинка, — и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».
Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Никакая травля
не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он пробивал новую дорогу
русской музыке.
Вскоре после
«Ивана Сусанина» появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра —
произведение необычайно поэтическое и красочное. В это же время Глинка написал
музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Драма не выдержала испытания
временем, но музыка «Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что
написал Глинка.
В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомнение», «Ночной зефир»,
«В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»,
«Попутная песня».
Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу —
«Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам
кое-что переделать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им вместе
работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру в вечность
его прекрасной поэзии высказал Глинка в знаменитой песне Баяна. Музыка
«Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев— мудрый Баян,
нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный Руслан, горячий Ратмир,
смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и коварный
Черномор.
И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам
«Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и
зарубежных 'оперных театров.
Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и
Людмилы» в 1842 году встречена была влиятельной публикой равнодушно. И несмотря
на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно (она выдержала
тридцать два представления за три месяца — для тех времен это был редкий
случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с трудом удалось
опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.
Глинка, отдавший много сил этой опере, тяжко переживал равнодушие к ней.
Постоянная травля, сопровождавшая композитора после постановки «Ивана
Сусанина», расстроила его здоровье. Он не мог оставаться в Петербурге, тем
более что и семейная жизнь его сложилась неудачно.
В июне 1844 года Глинка уехал за границу. Побыв год в Париже, он
отправился в Испанию. Путешествуя по городам Испании, Глинка был пленен
необычной прелестью природы, радовался общению с простыми людьми, восхищался их
песнями и танцами. Пел ли погонщик мулов, плясала ли крестьянская девушка,
Глинка, зачарованный, слушал, записывал мелодии, наслаждался ими. Потом эти
впечатления композитора сложились в прекрасные образы симфонических увертюр
«Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
В Россию Глинка вернулся летом 1847 года. Живя за границей, композитор
тосковал по родине. Возвратившись домой, он встретился с недоброжелательством
вельможной публики, снова терпел нападки врагов. Не находя себе места, уезжал,
снова возвращался, опять уезжал. Все это пагубно отражалось на его здоровье,
мешало осуществлять планы, а планов было много. Глинка мечтал о новых
симфониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах.
Его
«Камаринская» — знаменитая фантазия на темы двух русских песен — первая
симфония, родившаяся в России. Недаром великий мастер симфонии П. И. Чайковский
сказал, что «в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде, заключена вся русская
симфоническая школа».
Глинке
необходимы были поддержка, одобрение. К сожалению, людей, действительно
понимавших значительность его творений, было мало. «Ценители», жившие рядом с
ним, не увидели в композиторе будущей славы России. Потомки нашли в нем начало
начал русской классической музыки, которая после Глинки завоевала весь мир.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/