Реферат по предмету "Музыка"


Музыка первой половины XIX века

Музыка
первой половины XIX века.
Михаил
Иванович Глинка

М. И. ГЛИНКА (1804—1857). Русский композитор, родоначальник русской
классической музыки. Опера "Иван Сусанин" (1836 г.) и "Руслан и
Людмила" (1842 г.) положили начало двум направлениям русской оперы –
народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические
сочинения, в том числе "Камаринская", "Испанские увертюры"
("Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"), заложили основы
русского симфонизма. Первый классик русского романса. Творчество Глинки
способствовало развитию русской музыкальной культуры.

В доме грозной
и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно натопленных комнат,
нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни весной. Дом был красив. И
прекрасен был окружавший его парк, и луга, и поля, и цветы, и все село
Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки. Но зачем ему все это,
если запрещено покидать комнаты, запрещено играть с ребятами? Зачем бабушка
любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на кучера или горничную? Зачем
она не пускает его в комнаты родителей и неприязненно морщится, когда матушка
приходит к нему с его маленькой сестренкой?..

Как чудесно
звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном... Но все это
далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были песни и сказки
любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый мальчик рос
болезненным, нервным. От священника, который ходил к бабушке, мальчик сам
научился читать.

Когда ему минуло десять лет и бабушки уже ее было, родители стали учить
его разным наукам, музыке языкам. Учителя и родные не могли надивиться успехам
Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители
приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем
имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал о гостях н в танцах.
Музыканты, кроме танцев, играли музыкальные пьесы и русские песни, переложенные
для оркестра.

Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали
юного Глинку.

В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном
педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые годы гувернером
его выя друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший брат Пушкина Лев,
учившийся с ним вместе, стал его товарищем.

Все больше и больше увлекаясь музыкой. Глинка начал брать уроки у
известных исполнителей.

Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он
делал это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали
слезы.

Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем
всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским, Пушкиным,
Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди того времени,
думал о судьбе родного искусства, родной литературы. Дума декабриста Рылеева о
подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина привлекла Глинку своей героической
темой и картинами русской народной жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал
каждый инструмент и мечтал писать для -оркестра. Он умел петь и работать с
певцами — и мечтал писать для певцов не только романсы и песий.

Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не мог не
сочинять, но чувствовал, что недостаточно хорошо знаком с правилами композиции,
что мало знает сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не
было в то время консерватория, туда редко приезжали с концертами известные
музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов попадали в Россию
случайно.

В 1830 году
Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными музыкантами и
певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки. Глинка скоро
прославился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опере и, главное, на
улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не
было там недостатка. Но чем больше он погружался в яркий, волшебный мир
солнечной Италии,, тем сильнее тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался
его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине все
стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний,
русских опер, русских романсов.

И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к
блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей,
певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по-русски грустную,
задушевную песню «Не о том скорблю, подруженьки...». На сцене были мужики в
лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в
пышных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мундирах, чиновники,
увешанные орденами, недоуменно переглядывались, брезгливо морщились. Но никто
не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был
доволен. Это он разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название
«Жизнь за царя».

У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе
декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского
крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить, кроме как в
придворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в уста Сусанина и
крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.

Музыка же
говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого
крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все симпатии
композитора явно были на стороне народа.

Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с восторгом
приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали Глинку от злых
нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской».  «Это хорошо, — заметил, узнав об этом
Глинка, — и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Никакая травля
не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он пробивал новую дорогу
русской музыке.

Вскоре после
«Ивана Сусанина» появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра —
произведение необычайно поэтическое и красочное. В это же время Глинка написал
музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Драма не выдержала испытания
временем, но музыка «Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что
написал Глинка.

В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомнение», «Ночной зефир»,
«В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»,
«Попутная песня».

Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу —
«Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам
кое-что переделать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им вместе
работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру в вечность
его прекрасной поэзии высказал Глинка в знаменитой песне Баяна. Музыка
«Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев— мудрый Баян,
нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный Руслан, горячий Ратмир,
смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и коварный
Черномор.

И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам
«Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и
зарубежных 'оперных театров.

Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и
Людмилы» в 1842 году встречена была влиятельной публикой равнодушно. И несмотря
на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно (она выдержала
тридцать два представления за три месяца — для тех времен это был редкий
случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с трудом удалось
опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.

Глинка, отдавший много сил этой опере, тяжко переживал равнодушие к ней.
Постоянная травля, сопровождавшая композитора после постановки «Ивана
Сусанина», расстроила его здоровье. Он не мог оставаться в Петербурге, тем
более что и семейная жизнь его сложилась неудачно.

В июне 1844 года Глинка уехал за границу. Побыв год в Париже, он
отправился в Испанию. Путешествуя по городам Испании, Глинка был пленен
необычной прелестью природы, радовался общению с простыми людьми, восхищался их
песнями и танцами. Пел ли погонщик мулов, плясала ли крестьянская девушка,
Глинка, зачарованный, слушал, записывал мелодии, наслаждался ими. Потом эти
впечатления композитора сложились в прекрасные образы симфонических увертюр
«Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».

В Россию Глинка вернулся летом 1847 года. Живя за границей, композитор
тосковал по родине. Возвратившись домой, он встретился с недоброжелательством
вельможной публики, снова терпел нападки врагов. Не находя себе места, уезжал,
снова возвращался, опять уезжал. Все это пагубно отражалось на его здоровье,
мешало осуществлять планы, а планов было много. Глинка мечтал о новых
симфониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах.

Его
«Камаринская» — знаменитая фантазия на темы двух русских песен — первая
симфония, родившаяся в России. Недаром великий мастер симфонии П. И. Чайковский
сказал, что «в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде, заключена вся русская
симфоническая школа».

Глинке
необходимы были поддержка, одобрение. К сожалению, людей, действительно
понимавших значительность его творений, было мало. «Ценители», жившие рядом с
ним, не увидели в композиторе будущей славы России. Потомки нашли в нем начало
начал русской классической музыки, которая после Глинки завоевала весь мир.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.