Сергей Сергеевич
Прокофьев
Доклад по музыке ученика 7 «И» класса средней школы №30
Гайланс Максима
Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский композитор, пианист,
дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка
Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил
выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на фортепиано под
руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-1903 году брал
уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в Петербургскую консерваторию,
которую окончил в 1909 году по классу композиции А. К. Лядова (занимался
также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), В 1914 – по классам
фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н. Черепнина. С 1908 года
начал выступать как пианист с исполнением своих произведений в Петербурге,
Москве, а позднее и за рубежом.
Лучшие ранние произведения Прокофьева отличаются острой характерностью
музыкальных образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В
русской и мировой музыке тех лет искусство Прокофьева выделялось молодой
энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и обаянием.
Композитор создал свой мужественно-импульсивный, чеканный фортепианный
стиль. Прокофьев увлекался экстравагантными сюжетами, далёкими от
современности, остро-саркастическими гротескными образами, лишёнными
реалистического содержания; музыка его была порой отмечена нарочитой
гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.
В 1918-1932 Прокофьев жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 года во
Франции. В начале этого периода Прокофьев создал несколько произведений,
задуманных ещё в России (3-й фортепианный концерт, 1921, опера-сказка
«Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, 1919,пост.1921, и др.). В
дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный творческий кризис, вызванный отрывом
от родной страны. В его произведениях 1923-1933 года надуманность и
изощрённость музыкального стиля (опера «Огненный ангел» по одноименному
роману В. Я. Брюсова (1927, на сцене не исполнялась, как и ранняя опера
«Маддалена», 1911); поставленные в Париже балеты «Стальной скок» (1925,
пост. 1927), «Блудный сын» (1928, пост. 1929) и др.). В 20-30-е г.
Прокофьев разъёзжал по многим странам мира с авторскими концертами.
Выступая как пианист, Прокофьев покорял слушателей виртуозным блеском и
темпераментностью своего самобытного исполнительского искусства. Большим
успехом сопровождались его выступления в бывшем СССР (с 1927 года).
Ёёё В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная
связь с новой, советской действительностью, постоянное сотрудничество с
мастерами, советской литературы, театра и кино обогатили творческую
деятельность композитора значительными идеями, благородными этическими
замыслами. Прокофьев занял одно из почётных мест в ряду активных строителей
советской музыкальной культуры. Композитор с увлечением работал в
излюбленной им области оперной и балетной музыки. Он создал оперы: «Семён
Котко» по повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева (1939, пост.
1940), «Обучение в монастыре» по комедии «Дуэнья» Р. Щедрина (1940, пост.
1946), «Война и мир» по одноименному роману Л. Н. Толстого (1942,
концертное исполнение 1944, пост. 1-й части 1946, 2-я ред. оперы 1953,
пост. 1955), и множество балетов. В эти же годы им был создан ряд кантатно-
ораториальных и других произведений.
Поворот к подлинно реалистическому искусству, проникнутому
глубокой человечностью, лирической одухотворённостью и драматизмом, с
наибольшей силой сказался в таких произведениях Прокофьева, как балет
«Ромео и Джульетта», отмеченный шекспировской мощью образов и ярким
реализмом музыки, явился крупным достижением советского и мирового
балетного искусства. Кантата «Александр Невский» по-новому раскрыла в
музыке тему патриотизма русского народа. Русское национальное начало с
большой силой и своеобразием воплощено также и в других произведениях
Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка к кинофильму
«Иван Грозный», опера «Война и мир»), темам советской современности
(кантата «Здравица», 1939), образам народной сказки (балеты «Золушка»,
«Сказ о каменном цветке»). Человечность, гуманистическая направленность
искусства Прокофьева, живописная выразительность образов с большим обаянием
выражены в его музыке о детях и для детей (симфоническая сказка «Петя и
волк» для чтеца и оркестра, 1936, сюита «Зимний костёр» на текст С. Я.
Маршака, 1949, фортепианный сборник «Детская музыка», 1935, ряд песен).
Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на многих
советских, а также зарубежных композиторов. Его произведения постоянно
исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами
во всех странах мира. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» с успехом идут
на многих сценах России и других стран.
Творческое наследие Прокофьева включает св.130опусов, в том
числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических
сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные
ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни,
хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.
25.10.1999