Реферат по предмету "Музыка"


Арам Хачатурян

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)
Арам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки.
Творчество Хачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений – балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».
БИОГРАФИЯ
Детство и юность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семье переплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставило искусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песни Азербайджана, Грузии, Армении.
Под впечатлением услышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя «музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»
Материальное положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арам не мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем с примитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен и танцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьировать знакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти – пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».
Когда Араму исполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельно научившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовом оркестре.
В шестнадцать лет Хачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным, что мечта учиться музыке стала неотступной.
Наконец в 1921 году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат Сурен Хачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арама к музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.
Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарной подготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. Елена Фабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали в юноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивого труда, сомнений, успехов, разочарований.
Вначале Хачатурян учился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, что основное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашел чуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже в техникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и «Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.
С 1929 по 1934 годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения он занимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все свое внимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» для симфонического оркестра.
Уже здесь проявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Прежде всего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии, праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатуряна теперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстро растет и среди широких масс слушателей.
В качестве дипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященную Советской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имя занесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство, занимаясь в аспирантуре.
Начало самостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям («Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активно включается Хачатурян и в общественно- музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов.
Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.
В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху.
Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье». В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа Советской Армении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.
Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театре имени Вахтангова.
Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни «Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» и другие.
Из произведений крупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.
Премьера балета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом. Сюжет «Гаянэ» развивается драматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Их счастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза.
Вторая симфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживания советских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.
В 1944 году Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.
Послевоенный период. В послевоенные годы музыкальная деятельность композитора значительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальности будущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышли такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев и другие.
В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировал Хачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением автора прозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композитор посещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом его выступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главной целью его жизни.
Появляется целый ряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет для кинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин», «У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б. Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).
В 1946 году Хачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает его первому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскому виолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).
Капитальное произведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году. Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в 1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстание рабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего с борьбой народов за свою независимость.
Позднее творчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта- рапсодии (для скрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновь возвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные «Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню» для альта.
С первых же послевоенных лет получила особый размах общественно- музыкальная деятельность Хачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал во многих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами, докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплению дружественных связей между Советским Союзом и другими странами.
Композитору было присвоено почетное звание народного артиста СССР.
Арам Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года. -----------------------
А.И. Хачатурян
Реферат
ученика 6 «А» класса
средней школы № 12
Гусева Александра.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Музей в хх веке
Реферат Блан, Луи
Реферат Имя Вероника
Реферат Как овладеть искусством делового письма
Реферат На хуторе
Реферат Интернет на службе direct-mail, или... Как попасть в свою целевую аудиторию
Реферат Корпоративные информационные системы КИС , как инструмент эффективного управления производством
Реферат Естественно-научная база современных информационных технологий Современные средства накопления хранения
Реферат Insomnia Essay Research Paper Thesis StatementIn this
Реферат Каково значение анализа финансовой отчетности для принятия управленческих решений
Реферат Прогнозирование энтальпии образования при нормальных и повышенных давлениях
Реферат Роль психологии и педагогики в деятельности экономиста.
Реферат Алтайская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки РФ
Реферат Искусство Северного Причерноморья
Реферат Анализ деловой активности ООО "Художественные материалы"