Симфония
В
классическом виде симфония имеет 4 части. Но исключений очень много: 6я
Пасторальная симфония Бетховена состоит из 6 ти частей, другие - всего из трех.
В
огромном большинстве случаев первая часть симфонии - быстрая и энергичная,
написана в сонатной форме. Это самая драматичная часть симфоний, часто
предшествуемая коротким вступлением, усиливающим напряжение ожидания. Вторая
часть - обычно медленная и меланхоличная, контрастирующая с остальными частями
симфонии по настроению и тональности (это единственная часть, тональность
которой отличается от тональностей остальных трех частей). Часто здесь можно
встретить форму сонатного аллегро, AБА или тему с вариациями. Третья часть -
танцевальная, в классическом периоде это менуэт и трио, Бетховен часто
использовал здесь скерцо. Последняя часть времен Моцарта и Гайдна обычно живая,
сверкающая, и более легкая по настроению и гармонии, чем первая. Бетховен
заканчивал свои симфонии триумфальными финалами, делая их кульминационными для
всего произведения. Четвертая часть часто также как и первая имеет сонатную
форму, или форму сонатного рондо.
Менуэт и трио.
Типичная
схема этой части симфонии: Менуэт - трио - Менуэт. Только от менуэта осталось,
собственно, только трехдольный размер, и некое танцевальное настроение, но,
будучи частью симфонии он уже писался не как танец, а для слушанья. Трио
получило свое название от произведения, написанного для 3х голосов (здесь не
правильно было бы сказать "инструментов", так как во временя басса
континуо в трио задействовались 2 инструмента и низкий инструмент (фогот или
виола) в паре с клавишным (клавесином или органом), поэтому реально трио
писалось для 4х инструментов, хоть в нем и было всего 3 партии). Позднее
композиторы перестали ограничивать себя только тремя голосами, но как правило в
трио задействовано меньше инструментов, чем в других частях симфонии, и часто в
нем есть соло отдельных инструментов.
Важно,
что каждая часть симфонии представляет собой законченное музыкальное произведение.
За редкими исключениями (9я симфония Бетховена, например) темы не переходят из
одной части в другую. Объединет же их вмесет общая тональность в 3х частях, и
музыкальный и эмоциональный балланс.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cs.wisc.edu/