Реферат по предмету "Музыка"


Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней
Руси

Владышевская Т. Ф.

Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче
надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в
честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством
скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе
XI—XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени.
Например, в одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как
он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры
скоморохов: "Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные
на органах — и так все веселились и играли перед князем по обычаю"1. Такие
увеселения княжеского двора были обычными на Руси, они нашли отражение во
фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе
Мудром. В башне на княжеской лестнице, ведущей на хоры, где находилась во время
богослужения княжеская семья, изображены картины светской жизни, среди которых
и игра скоморохов на разных инструментах. На фреске запечатлена группа
исполнителей на духовых инструментах — флейте, трубах, струнном щипковом
инструменте, органе. "Состав инструментального ансамбля, изображенный на
фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где
широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и
флейтами"2. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом
струнном инструменте типа фиделя.

Влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и
в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. Так,
например, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского
придворного искусства актеров-мимов. Первоначально скоморошество входит только
в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой. Это —
главная причина, позволившая изобразить скоморохов на фреске в киевской Софии,
фресках Мелётова (Псковская обл.), деятельность которых, по утверждению многих
исследователей, связана с жизнью византийского императорского двора3.

Скоморошество как вид придворного искусства в
культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Начинается
борьба со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Не только
скоморошество, но и слушание песен рассматривается как тяжкий грех.

Борьба с музыкальными увеселениями скоморохов и
инструментами, сопровождавшими их, происходила на протяжении всего русского
Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и
вплоть до середины XVII в., где музыкальные инструменты выступают предметом
идолослужения, бесовским атрибутом. Например, в житии Исаакия рассказывается об
искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах —
"ударища в сопели и в гусли и в бубны"4. Эти музыкальные инструменты
связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними
всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в.
Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища "и в
гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и
игры в кости, шахматы и камни"5. Несмотря на этот запрет, во всех слоях
русского общества скоморохи пользовались популярностью.

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже,
по словам А. М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров6. Скоморохов
он набирал в Новгороде и "по всем городам и волостям", о чем
свидетельствует Вторая Новгородская летопись7, но к искусству скоморохов он
относился как низменному, холопскому8. Борьба церкви со скоморохами и
скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением
скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а
музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам
Олеарий пишет о том, как патриарх "велел разбить все инструменты кабацких
музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще
инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять
телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены"9. В
новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во
всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было
обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно
музыкальных инструментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески,
бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца
с псалтирем и др10.

Однако такое отношение было не ко всем инструментам.
Инструментарий Древней Руси был обширен, и, как отмечает Ю. В. Келдыш,
"музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и
по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так
сказать, "социальному рангу""11. Условно можно разделить
древнерусские инструменты на "высокие" и "низкие". К первой
категории относилась труба, призывавшая воинов на рать, ей противопоставляли
сопели и народные гусли. В древнерусской учительной литературе труба,
"собирающая воинов", сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов
божиих, а сопели и простонародные гусли считались "орудиями",
"собирающими бесстыдных бесов".

Очень эффектно изображен пастух с трубой на псковской
иконе Рождества Христова XVI в. из Русского музея.

Дифференциация музыкальных инструментов на высокие и
низкие, очевидно, была связана с тем, что часть инструментов в древности имела
культовое назначение и употреблялась в ветхозаветном богослужении. В Хлудовской
псалтири XIII в. на миниатюре "Давид-царь составляет псалтирь"
изображен Давид с псалтирью и множество музыкантов. Другие же были связаны с
языческими ритуалами и игрищами. Так, в Псалтыри Давида — этой столь широко
распространенной в эпоху средневековья книге — названы все инструменты,
которыми сопровождалось древнееврейское славословие. На Руси они считались
"высокими" инструментами. Последний псалом Псалтыри содержит призыв
воздавать хвалу Всевышнему "звуком трубным", "на псалтыри и
гуслях", "с тимпаном и ликами", "на струнах и органе",
"на звучных кимвалах", "на кимвалах громогласных". В
миниатюрах Киевской псалтыри (1397 г.)12 есть изображения Давида, поющего
псалмы. Давид, играющий на псалтыри, струнном инструменте гусельного типа,
нередко встречается в миниатюрах певческих рукописей Октоиха, Ирмолога.

В Древней Руси существовало два изначальных понятия —
мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись, мусикией называлась
только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах
называлась гудением, на духовых — сопением. Игра нередко сопровождала пение.
Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времен и на протяжении
всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке
и по сей день.

Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в
различных сферах — в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном
деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был
богат и разнообразен. Особенно здесь выделялись гусли — как инструмент,
сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми
почитаемыми. Об одном из них — сказителе Бояне — повествуется в выдающемся
памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве". Боян,
слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор
"Слова о полку Игореве" рисует вдохновенный образ сказителя: персты
свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами сами рокотали
славу князьям Ярославу и Мстиславу13.

Героические песни-славы пели при встречах князей по
возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол, прообразом этих
слав были византийские аккламации — придворный обычай величания византийского
императора. В Московской Руси в эпоху позднего Средневековья на их место пришли
"Заздравные чаши" — многолетствования царям, князьям, патриархам.

Очень интересно изображение ансамбля инструментов в
Букваре Кариона Истомина, составленного в 1692 г. для сына Петра царевича
Алексея. Славянская буква пси (y) иллюстрируется изображением нотной псалтыри,
рядом со скрипачом с надписью "Псалмы", а также между скрипачом и
гусляром, и изображением книги с надписью "Псалтырь".

"Пение Сладкое" псалмов здесь сопровождается
игрой на музыкальных инструментах. "Муси´ка" изображена в виде
квартета музыкантов, во главе которых гуслист. Подобно пророку Давиду, он сидит
на возвышении, своеобразном троне, и играет вместе со скрипачом, флейтистом и
бандуристом. Это символическое изображение псалтыри как ансамбля музыкантов по
сути близко к миниатюре "Давид составляет псалтирь" из Новгородской
(Хлудовской) псалтири XIII в.
Список литературы

1. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911.
С. 50.

2. Ройзман Л. Н. Орган в истории русской музыкальной
культуры. М., 1979. С. 21.

3. См. об этом в кн.: Успенский Б. А. Языковая
культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка.
М., 1983. С. 32; Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 //
Псков в российской и европейской истории: (К 1100-летию первого летописного
упоминания). Т. 1. М., 2003. С. 224—234; Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в
Библии. С. 181; Тоцкая И. Ф., Заярудный А. М. Музыканты на фреске
"Скоморохи в Софии Киевской" // Древнерусское искусство. М., 1988.

4. ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 192—193.

5. Стоглав. М., 1863. С. 79, 135—136, 261—263.

6. Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская
историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

7. Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

8. См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
С. 168.

9. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и
через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 325— 326.

10. Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей.
Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории. Т. 1. М., 2003. С. 224—235.

11. Келдыш Ю. В. История русской музыки: В 10 т. Т. 1.
С. 66—67.

12. См.: Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской
Псалтыри // Киевская Псалтырь. М., 1978; Поветкин В. И. "Русский"
изобразительный канон на музыкальные инструменты // Памятники культуры. Новые
открытия. М., 1990. С. 136—159.

13. Слово о полку Игореве / Пер. В. И. Стеллецкого Л.,
1953. С. 157.

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ процессуальных прав и обязанностей лиц в гражданском судопроизводстве
Реферат Розробка маркетингової стратегії концентрації при впровадженні проекту "Дизайн інтер’єру" в торгово-посередницькій фірмі
Реферат Еволюція міжнародної валютно-фінансової системи в останні десятиріччя
Реферат Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах
Реферат Altitude And Its Effect On Matabolism Essay
Реферат Создание экспертной системы для анализа опасностей
Реферат Автоматизированная обучающая система по дисциплине Программирование
Реферат Макроэкономика. Основные понятия
Реферат Окраска волос красителями третьей группы
Реферат Аудит, ревизия, экспертиза
Реферат Шницель натуральный рубленный, крендель сахарный
Реферат Ахматова а. - Ахматова в ранние годы
Реферат Надежность биотехнологических систем и охрана окружающей среды
Реферат Методика проведения лекционных занятий по разделу Наноматериалы и нанотехнологии при изучении дисциплины
Реферат John Muir