Techno
Техно,
как много в этом звуке, вернее слове. Вероятно, история так и не раскроет нам
тайну кто и когда первый раз употребил это слово применительно к музыке. Можно
только предполагать когда это случилось, и применительно к какой музыке. Конец
70-х, закат первой волны диско музыки, расцвет музыки электронных романтиков,
The Human League, OMD, Telex. Успех Kraftwerk с "The Man Machine".
Футуристичность звучания, механичность вокала, минималистичность в мелодиях.
Скорее всего, именно это и натолкнуло кого-то из людей на сочетание techno-pop.
Определение быстро прижилось, им смело окрестили массу музыкантов, начиная от
Depeche Mode и заканчивая Rockets. А Kraftwerk в начале 80-х даже готовились
выпустить альбом "Techno Pop", выхода которого, увы, не состоялось. К
середине 80-х пик расцвета этой музыки сошел на нет. И модный термин не на
долго был забыт. Вероятно, никто не подозревал, что слово техно вспомнят спустя
буквально 2-3 года, на другой стороне земного шара, в Детройте, где Kraftwerk
были, есть, и будут культовыми людьми. Именно там, группой Dj была создана
музыка, по праву именуемая сейчас во всем мире холодным словом техно. Дальше
судьба слова была тяжела, чего им только не называли. И пожалуй самым
безобидным его применением было следующее, называть техно любую электронную
музыку с ритмом. Однако время на месте не стояло, музыканты писали музыку, а
критики придумывали все новые и новые определения для этой музыки. Оглядываясь
назад, можно выделить несколько направлений техно, как самостоятельного стиля
электронной музыки. О них и пойдет речь дальше.
Proto Techno
Так
вполне логично называть музыку являвшуюся прототипом современного техно. Причем
все эти прототипы зарождались именно в Европе, в первой половине 80-х годов.
Какие-то первые элементы этой музыки можно увидеть в экспериментах Trobbing
Gristle и в музыке Kraftwerk. Первыми экспериментами, которые по-настоящему
можно называть прото техно, стали эксперименты Cabaret Voltaire в середине
80-х. Дальше было больше.
Для
прослушивания рекомендуются: Cabaret Voltaire (альбомы середины 80-х), Coil
"Snow EP"
Old School Techno
Ранние
эксперименты Cabaret Voltaire и первых молодых экспериментаторов в области
экспериментальной танцевальной музыки подтолкнули к появлению более массовых, а
соответственно и более коммерческих форм техно. Классический хит "James
Brown is dead" группы L. A. Style, прогремел по танц-полам мира. Основным
элементом такой музыки является жесткая мелодия на трех-четырех аккордах звуком
под кодовым названием "хит" и прямой бит в диапазоне 130 - 150 bpm. У
L. A. Style было большое количество последователей, и преимущественно именно
такая музыка звучала на рейвах в начале 90-х.
Для прослушивания рекомендуются:
L. A. Style "The Album", Lords Of Acid "Lust", V/A
"Turn Up The Bass - House Party vol. 2"
Detroit Techno
Детройт,
город моторов. Огромное количество заводов и фабрик, специализирующихся в
области автомобильной промышленности. В рассвет американской автомобильной
промышленности они требовали массу дешевой рабочей силы. И она стекалась в
Детройт со всей Америки. Чернокожее население было готово к работе среди
однообразных шумов автомобильных конвейеров. Позже некоторые из этого населения
пришли к выводу что под однообразные звуки не только можно работать, под них
можно заставить человека танцевать. Это повлекло за собой эксперименты,
пионерами в области которых стали давние друзья - Derrick May, Juan Atkins,
Kevin Sanderson и Jeff Mills. Несложно заметить что детройтское техно крайне
минималистично. Возможно это объяснимо тем, что люди стоявшие у истоков этой
музыки не могли себе позволить большого количества оборудования. Одноголосый
синтезатор, пара драм-машин и четырехканальный пульт, зачастую являлись полным
комплектом аппаратуры детройтского техно-музыканта. Отсюда часто в композиции
звучит всего четыре звука. Чернокожие друзья верили, что можно делать музыку и
на этом. И делали. А что бы один техно-трек не был совсем уж похож на другой,
большое значение придавалось работе со звуками. В середине 80-х, в Детройте
появились андеграунд техно-клубы. До этого там существовали клубы
преимущественно с хип-хоп и электро музыкой. Музыканты стали открывать новые
лейблы. Juan Atkins открыл лейбл Metroplex, Derick May - Transmat, Kevin
Sanderson - KMS, Jeff Mills - Axis. В 87-ом году Juan Atkins выпускает компиляцию "Techno - the new dance sound of
Detroit". После этого термин techno, прочно и надежно закрепился за
жесткой минималистичной танцевальной музыкой, в основе которой лежал прямой бит
около 130 bpm. Волна детройтского техно довольно быстро докатилась до Европы, и
эта музыка стала довольно быстро распространяться по европейским танц-полам. В
конце концов она стала в Европе популярнее чем в штатах. Это повлекло появление
европейских музыкантов работающих в области детройтского техно, например
Advent. Однако детройтские мастера относятся с некоторой усмешкой к новым
мастерам техно, быть может просто завидуют ?
Для прослушивания рекомендуются:
Model 500 "Classics", Jeff Mills (any), Advent (any)
Intelligent Techno
Сейчас
уже сложно сказать, кто был первым из технарей, кто в начале 90-х снова
вспомнил о мелодиях. Рваные басы и атмосферные мелодии превосходно
"ложились" на минималистичный техно-ритм. Получалась музыка очень
даже пригодная для домашнего прослушивания, а для особых эстетов она была
актуальна и на танц-поле. А первым лейблом, который стал пропагандировать такую
музыку, стал английский лейбл Warp.
Для прослушивания рекомендуются:
Kenny Larkin "Azimuth", Plastikman "Musik", B12
"Electro Soma", "Time Tourist", Orbital "Orbital
2", Scorbie "Googolopolis"
Minimal Techno
Это
всего лишь предельно простой ритм и несколько специфичных, зачастую
синтезированных, звуков. Это Techno с небольшим количеством различных шумов. С
точки зрения литературного описания Minimal Techno не представляет собой
особенного интереса, так как это можно сделать с помощью одного предложения.
Однако с музыкальной точки зрения этот стиль весьма интересен и оригинален
именно из-за максимальной простоты минимала. Это можно сравнить с простотой
струнного квартета по отношению к большому симфоническому оркестру (однако при
этом ведь то, что делают квартеты, не становится менее любопытным). Когда House
и Techno впервые появились в мировой музыкальной тусовке в середине 80-х годов,
запись альбомов была сведена к минимуму. По мере дальнейшего развития искусства
сэмплирования и программирования, музыка становилась более многослойной с
профессиональным звуком - для некоторых это стало движением вперед, для других
- ненужным сочетанием стилей. В ответ на растущие объему музыкального
производства лидеры Minimalist Techno отказались практически ото всего за
исключением выделенных барабанных программ и синтезаторных или секвенсорных
партий. Такие детройтские музыканты, как Jeff Mills и Plastikman возглавили
направление, а позднее прибавились Surgeon, Oliver Ho и Stewart Walker, также
привнесшие с собой новые веяния. Минимал - это минималистическое Techno. Что
такое минимализм? Это выражение максимума посредством минимума. Другими словами,
минимальными средствами - максимально возможный результат. Minimal - это
музыка, в которую мало чего намешано, она состоит из небольшого числа
компонентов, между которых можно заметить звуковые пустоты. Но эти компоненты
медленно, но верно изменяются, трансформируются в нечто совсем другое, чем то,
что было в начале. Minimal может быть очень близок к Ambient, а может наоборот,
к Noise. Из Minimal Techno назову несколько значимых имён. Одним из наиболее
известных сподвижников на этом поприще является канадец Ричи Хотин, более
известный под псевдонимом Plastikman. Ещё довольно известен в этой сфере немец
Роланд Каспер (Roland Casper), а также немецкий проект "Oval". Среди
близких направлений - Drone (жужжание). Оно характеризуется жужжащим или гудящим
характером звучания. К этому очень близка музыка финской группы
"Pansonic".Еще бы я отметил такое направление как Noise (нойз, шум) и
самое радикальное ответвление Japanoise - это по определению минималистическое
направление, т.к. шумом и грохотом много не выразишь. Тут бесспорными лидерами
и гуру являются японцы Merzbow и Aube, а также поляк Zbignew Karkowski.
Неугомонный Мерзбоу еще с 80-х гонит человеконенавистнические нойз-альбомы,
наполненные патологическим скрежетом, свистом и грохотом. Его дискография исчисляется
сотнями альбомов. К нойзу, не лишенному некоторой доли музыкальности я бы еще
приплел альбом "Constant Shallowness Leads To Evil" совершенно
безумной и гениальной группы Coil. На поприще электронного минимализма большими
авторитетами являются бывший барабанщик "NaPALm Death" Мик Харрис
(проект "LULL") и финский музыкант Vladislav Delay. Еще могу хорошо
отозваться о творчестве германского музыканта Томаса Фельмана (один из
участников The ORB). На мой взгляд, минимализм - очень интересная музыка, беда
только в том, что диски с альбомами таких музыкантов просто так достать
невозможно (надо поискать). Проблема ещё в том, что электронные музыканты
участвуют в очень многих проектах и издают свою музыку на множестве маленьких
лейблов под множеством разных имён. Самые известные лейблы, выпускающие такую
музыку - это "Mille Plateaux", "Basic Channel",
"Science", "Staalplaat".
Для прослушивания рекомендуются:
Octex "Idea Lahesna", Timetech "Notes", The Midas Touch
Acid Techno
Когда
тяжелый Acid House стал находить свое место в умах восприимчивой молодежи в
середине 80-х, то влияние этой музыки было на лицо. Многие начинающие музыканты
в начале 90-х годов использовали этот стиль для "утяжеления" Techno,
добавляя его вместо "теплого" классического Chicago House. Acid
Techno (также как и ранний German Trance) включает в себя ранние записи Aphex
Twin, Plastikman, Dave Clarke и многих других.
Ambient Techno
Ambient
Techno, редкая и достаточно специфичная переориентация Ambient House, обычно
используется такими музыкантами, как B12, ранний Aphex Twin, The Black Dog,
Higher Intelligence Agency и Biosphere. Этот стиль отличает музыкантов,
сочетающих мелодический и ритмический подходы Techno и Electro - они используют
барабанные установки 808 и 909, хорошо отлаженную электронику; минорные мелодии
и сэмплы космического звучания - парящая, монослойная атмосфера Beatless и
экспериментального Ambient. Этот стиль часто ассоциируется с такими названиями
команд как Apollo, GPR, Warp и Beyond. Терминология этого направления переросла
в "Intelligent Techno" после того, как Warp выпустили композицию
Artificial Intelligence (хотя в стилистическом отношении музыка осталась без
изменений).
Electro-Techno
Electro-Techno
попало под влияние событий в музыкальной культуре 80-х годов, связанных с
направлением Electro-Funk, а также Detroit Techno и элементов Ambient-House.
Этот стиль появился в середине 90-х, когда лондонские клубы были наводнены
композициями в возвратившемся стиле electro в сочетании с нашествием роботов и
голосов, обработанных различными эффектами речи. Этот стиль черпал вдохновение
из классических представителей Electro, таких как Afrika Bambaataa's
"Planet Rock." На самом деле это преходящее увлечение - возглавляемое
студией Clear Records и такими музыкантами, как Jedi Knights, Tusken Raiders и
Gescom (псевдонимы Global Communication, Ziq и Autechre соответственно) -
прошло довольно быстро, дав начало отличным музыкальным направлениям,
появившимся во вторую половину конца 90-х годов, включая работу британских
студий Skam Records, Sweden's Dot Records, а также детройткских Drexciya и Aux
88, расположенных ближе всех к первоначальному источнику происхождения этой
музыки.
Experimental Techno
В
сфере электронной танцевальной музыки существует бесконечные возможности для
эксперимента, поэтому направление Experimental Techno имеет широкий спектр
разнообразных стилей - от неправильного включения диска и скретча,
продемонстрированных европейскими экспериментаторами Oval и Panasonic, до
беспорядочных эффектов (но с точной ритмической линией), предложенных Cristian
Vogel, Neil Landstrumm и Si Begg. К направлению Experimental Techno можно также
причислить музыкальных "террористов", таких как Twisted Science,
Nonplace Urban Field и Atom Heart, а также цифровых панков как Alec Empire, и
бывших поклонников Industrial (которые появились с новым имиджем), как Scorn,
Download или Techno Animal. Любой музыкант, стремящийся найти себя в
электронной танцевальной музыке, которой он никогда не занимался, может быть
назван экспериментатором, в любом случае таких музыкантов достаточно много.
Techno-House
Techno-House
используется для описания широкого спектра музыки. Это название в основном
подходит для европейских музыкантов, сочетающих многие ритмы и эффекты Acid и
Progressive House с чистым и простым стилему, подразумевающимся направлениями
Detroit и British Techno. К этому стилю принадлежат многие известные имена,
включая Herbert, Daniel Ibbotson, Terry Lee Brown Jr., Funk D'Void и Ian
O'Brien.
Techno-Dub
Это
направление часто ассоциируется с немецкими звукозаписывающими компаниями Force
Inc/Mille Plateaux. Techno-Dub - минималистская форма Techno с выраженным
влиянием Techno и Sub-Sonic Bass, которое пришло из классических записей.
Techno Bass
Появление
этого стиля стало событием в Детройте (версия Techno) и Майами (версия Bass).
Стиль Techno Bass - это фьюжн Electro, Bass Music и Techno в сочетании с
аскетичными достоинствами и ретро атмосферой. В Детройте звукозаписывающие
компании 430 West и Direct Beat стали родным домом для лучших музыкантов в
стиле Techno Bass (AUX 88, DJ Di'jital, Will Web, Octave One, Wild Planet), а
также для основного сборника Techno Bass: The Mission.
Hardcore Techno
Самая
быстрая и резкая форма танцевальной культуры - Hardcore Techno к середине 90-х
годов покорила огромное число музыкантов, включая поклонников Break-Beat,
Jungle, индустриального Trance, цифрового Punk и пародирующих рейверов. Впервые
этот стиль появился в Великобритании на фестивале Summer Of Love ("Лето
любви") в 1988 г. Хотя изначально саундтреки, игравшиеся на вечеринках в
заброшенных складах, испытали значительное влияние со стороны среднего
чикагского Acid House, но чрезмерное употребление наркотиков позволило многим
рейверам создавать убыстренные и сумасшедшие музыкальные формы. Многие DJ
подбадривали разгоряченных слушателей, тем, что увеличивали темп House
композиций, предназначенных для 33 об/мин. Авторы музыки шли в авангарде и сами
делали сэмплы собственных записей. В 1991-92 музыка в стиле Hardcore/Rave
заполнила радио- и телеэфир хитами таких команд как SL2' ("On a Ragga
Tip"), T-99' ("Anasthasia") и RTS ("Poing"). В
результате основные звукозаписывающие компании начали поставлять на рынок
"тяжелые" версии попсовых новинок, таких как "Go Speed Go"
(Alpha Team), "Sesame's Treat" (Smart E) и "James Brown Is
Dead" (L. A. Style). К 1993 британские музыканты (Rob Playford, 4 Hero и
Omni Trio) начали активно развивать музыку в стиле Hardcore Techno взамен
наскучившему Break-Beat, позднее то, что у них получилось даст начало новому
направлению музыки - Jungle. Хотя нужно отметить, что сам Hardcore затем
преобразовался в более жесткие формы Trance и Gabba. В середине 90-х
большинство рейверов уже переросли танцевальную музыку или просто устали от
этого звука. Хотя музыка Hardcore/Rave распространилась по многим районам
Великобритании и континентальной Европы, большая часть лондонцев всё же
отдавала предпочтение Progressive House или зарождающемуся Ambient Techno.
Отсутствие глобального распространения стилей, но вместе с тем довольно широкое
проникновение звуковой формы в северные районы Великобритании, Шотландии, а
также в крупные города Германии и Голландии - всё это послужило плацдармом для
появления различных стилей андеграунда. Здесь можно назвать всё - от цифрового
Hardcore в Германии (Alec Empire) до Happy Hardcore в Великобритании. На самом
деле, название этого стиля стало своеобразным монстром к концу десятилетия.
Techno Step
Одно
из самых интересных и громоздких в плане звучания направлений - Techno Step.
Звук уже не такой дикий, но в тоже время как можно одомашнить звук технического
орудия. Орудия, с одной стороны, созданного для облегчения человеку его участи,
а с другой.… Да, с другой перспектива занятная. Еще неизвестно, чем все эта
технотронная эра обернется для всего человечества. Звук - техно, наложенное на
ломаный ритм - размеренная - без сумасшедших сбивок, жесткая, но как бы
поверхностная. Данный подстиль имеет и значимую психологическую сторону - может
неплохо попугать людей со слабыми нервами, хотя опыт показывает, что если вы
включите через мощную аппаратуру любую музыку, то лекарство окружающим
пригодится в независимости от того, что вы поставили. Хороший, грамотный Techno
Step вгрызается в мозг, оставаясь там, на продолжительное время. Но он вроде
витамина - нужен, если вы любите Jungle, но, тем не менее, и перебор чреват
последствиями. В общем, подбирайте порцию под свой организм. Недалеко от Techno
Step ушли Hardstep и Darkstep. Имеет смысл рассматривать их в едином виде, не
забивая себе голову сомнениями.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.vologda.ru