Реферат по предмету "Москвоведение"


Троицкое-Голенищево

Троицкое-Голенищево

Даром мысленного оживления прошлого и знанием его надо
обладать, чтобы представить в нынешнем неприглядном пейзаже у Мосфильмовской
улицы раскинувшееся у слияния двух рек - сетуни и Раменки - богатое патриаршее
село Троицкое-Голенищево. От него осталась лишь одна церковь, к которой можно
пройти внутрь квартала у дома №18 на Мосфильмовской улице. Там, в глубине
застройки стоит церковь во имя Живоначальной Троицы - стройная и несколько
суровая композиция, основой которой являются шатровые формы двух приделов и
главной церкви, воздвигнутой на массивном основании четверика с закомарами.
Этим формам вторит и шатровое завершение более поздней колокольни.

Село прославилось в русской истории тем, что оно было
местом пребывания одного из самых образованных наших иерархов, митрополита
Киприана. Он любил эти места, недальние от Москвы и в то же время спокойные,
покрытые густыми, вековыми лесами. Точное место киприановского загородного
дворца неизвестно, но есть летописное упоминание о том, что он стоял у впадения
Раменки в Сетунь, то есть, примерно там, где ныне поставлена часовня при жилом
комплексе "Золотые Ключи", который находится у автобусной остановки
Каменная плотина на Минской улице. Название остановки - все, что осталось от
деревни под тем же названием. Известие о том, что именно тут жил митрополит
Киприан, содержится в "Степенной книге царского родословия":
"Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже
тогда бысть оба полы лес мног, иде же есть церковь Василия Великого, Григория
Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, Епископы и Попы ставляше, иде же
и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский
язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца
Митрополита всея Русии, житие написа".

Здесь он построил себе дворец и свою
"опришную" церковь рядом, освященную во имя Трех Святителей. Тут он
"любяше часто приходити и пребывати на деле книжного писания, бе бо место
тихо и безмятежно и покойно". Здесь митрополит Киприан "и разболевся
лежаше неколико дний дондеже и преставися". Скончался он 16 сентября 1406
г., отсюда его провожал "честно весь град" до Успенского собора в
Кремле, где его и похоронили. За четыре дня до смерти Киприан написал грамоту
"незнаему и страннолепну, яко прощальну", которую он просил прочесть
при своем погребении:"еже и бысть, еже и сотвори преподобный епископ
Григорей ростовский, прочте ю всегласно, да услышена бует во уши всего народа.
И внегда чтущу ему, тогда многих от предстоящих на слезы подвижа". В своем
предсмертном письме Киприан сказал, что основное в жизни - оставить после себя
духовное наследие в научение людям. По замечанию Забелина, "вот еще когда
была глубоко понятна (на берегу глухой Сетуни) истинная цена науки и
литературы, истинная цена человеческой духовной деятельности".

И после митрополита Киприана эти места продолжали быть
любимой резиденцией московских митрополитов. Так, в 1474 г. митрополит Геронтий
выстроил ниже по реке Сетуни церковь Иоанна Богослова и дворы "срядил и с
теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил".

Известно, что в начале XVII века здесь уже находится
деревянная Троицкая церковь
с приделом св.
Леонтия чудотворца, которую вскоре заменило каменное здание, существующее без
особых изменений и поныне: "Марта 19 (1644г.) по указу великого господина
св.Иосифа патриарха Московского и всея Русии и по уговорной записи, какова
взята в нынешнем во 152г. марта в 16 день, каменных дел подмастерью Лариону
Михайлову Ушакову, что ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с
пределы, а делать та церковь по указу и по чертежу государева подмастерья
Антона Костянинова, каков он свое чертеж дал к тому церковному строению, по
уговору на каменное церковное дело первых задаточных денег сто рублев
дано".

План
церкви почти идентичен церкви в Медведкове: главный храм на уровне
абсиды имеет два придела по сторонам и окружен с запада и юга галереей. В 1660
году были построены трапезная и колокольня. В 1812 г. церковь была сожжена и
вместе с северным приделом обращена в конюшню. В южном приделе во имя св.Ионы
митрополита, уцелевшем от пожара, в иконостасе находился замечательный по
древности образ святителя Ионы с деяниями, писанный в начале XVII века; в числе
деяний - исцеление дочери великого князя Василия Дмитриевича и исцеление
неверовавшего боярина Василия из рода Кутузовых, которые присвоили впоследствии
себе прозвание Голенищевых, соименное этому селу. Под трапезной и северным
приделом находятся подвалы, где, как говорят, погребены тела усопших. Храм
обновлялся в 1898-1902 годах. По воспоминаниям старожилов, в храме и приходе
особо чтили св.Киприана. Здесь в 1921 г. служил Патриарх Тихон, в 1922 г. -
дважды митрополит Трифон, в 1923 г. - митрополит Петр (Полянский).

Храм был закрыт в 1939 г. Антиминсы приделов
священомученника Агапия и митрополита Ионы перенесены в ближайшую действующую
церковь Троицы в Воробьеве, где освящен впоследствии приставной к главному
престол свв.Агапия и Ионы. Иконостас взял С.Эйзенштейн для съемок фильма
"Иван Грозный", после чего он пропал. В 1966 г., по записи М.Л.
Богоявленского, в храме находился склад сырья и готовой продукции 3-й
картонажной фабрики Управления специальных предприятий, применяющих труд
инвалидов. Храм имел грязный, заброшенный вид. Над ним стояли леса и начат был
ремонт. В 1970 г. лесов уже не было, но шатровый купол над церковью так и не
был покрыт железом. Вокруг стоял забор, на восточной стороне располагалась
проходная. В конце 70-х склад из храма был выведен, здание пустовало -
пристойного арендатора никак не удавалось отыскать. В проходной сидел один
старый сторож. Затем храм забрал склад Гостелерадио, в 1987г. включивший также
переехавшую с ул. Дзержинского 26 нотную библиотеку бывшего радиокомитета,
прежде "Радио Коминтерна", с ценной коллекцией рукописей. В 1990 г.
был возбужден вопрос о возвращении храма верующим - зарегистрирована община и
уже назначен настоятель о. Сергий Правдолюбов. Ждали только переезда архива. В
январе 1991г. верующие еще вынуждены были проводить молебны под стенами своего
храма. 7 января 1992г., на Рождество Христово, служба была уже внутри церкви.

После уничтожения Патриаршества село было отдано в
казну и подарено Петром II своему фавориту князю Ивану Долгорукову, но после
неожиданной смерти Петра время Долгоруких кончилось, они потеряли все, что
имели: имущество их было конфисковано, Троицкое-Голенищево опять перешло в
казну и с того времени им управляло ведомство Коллегии экономии. По описи 1752
г. здесь был "дворец, а в нем палаты каменныя в один апартамент с крыльцом
прихожим на четырех столбах, с шатровым верхом, палата скаетрная черная, палата
посольская, где живал посольский старец, казенная палата. над вышеписанными
палатами каменными деревянныя в два апартамента были кельи святейшего
патриарха". Дворец окружали каменные стены с угловыми башнями. На южной
стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты
простирались пруды с рыбой. Эту обитель неоднократно посещали Государи.

Во время чумной эпидемии в 1771 г. в уже старом
патриаршем дворце устроили карантин "для сумнительных людей, кои в одном
покое с зараженными жили". В XVIII веке в село проникают фабрики: в
середине века Синод отдает часть земли содержателю полотяной фабрики Василию
Чурашеву, "доколе на той земле фабрика стоять будет". Судя по
исповедным церковным ведомостям в 1800 г. у селя находился кирпичный завод,
называвшийся Усть-Сетуньским, и вокруг него Устинская слободка. Однако большее
развитие фабрики поучили в следующем веке: так в 1876 г. тут числятся
суконноотделочное заведение Досужева и кирпичный завод Байдаковых.

Перед реформой 1861 г. жители Троицкого-Голенищева
были государственными крестьянами и после реформы село быстро развивалось: по
сведениям 1852 г. в нем насчитывалось 90 дворов с 340 жителями, в 1869 г. - 131
дом с 700 жителями. Ближе к Москва-реке, на высоком ее берегу, располагалась
слобода потылиха или, как ее иногда называли, Батылиха. В 1869 г. в ней
насчитывалось 17 дворов с 73 жителями и работали три фабрики - две платочные и
одна суконная. В 1927 г. в слободе стали строить кинопавильоны, ставшие основой
крупнейшей в России студии "Мосфильм".

Само село Троицкое-Гоенищево полностью снесено.
Древняя церковная ограда уничтожена. Здание церкви стоит на государственной
охране под № 379. Внизу был Ионинский святой ключ, ныне расчищенный.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://lesebuecher.pisem.net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Из истории российских специальных журналов по естествознанию (XVIII–XIX вв.)
Реферат Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе
Реферат 1. Інтернаціоналізація економічного розвитку
Реферат Маркетинговая деятельность железнодорожного предприятия
Реферат Purgatory And The Bible Essay Research Paper
Реферат Электромагнитные волны диапазона радиочастот. Волновая болезнь
Реферат Democracy Essay Research Paper The Struggle For
Реферат Развитие рабочего движения в Германии в 60-70х годах XIX века (от создания рабочей партии до принятия исключительного закона против социалистов)
Реферат 1. Предмет психології : структура, завдання, методи
Реферат Дослідження тривожності п’ятикласників
Реферат Бёрк, Эдмунд
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Управление изменениями» Цель и задачи дисциплины
Реферат «Где родился, там и сгодился»
Реферат Степень интеграции экономики Республики Беларусь в экономику Европейского Союза. Перспектива вступления Беларуси в ЕС
Реферат Темперамент, его понятие и типы