Реферат по предмету "Москвоведение"


Сербское подворье в Москве

Сербское подворье в Москве

В.Ф.Козлов

Ни
одна славянская страна не вызывала в России столько сочувствия, сколько
православная Сербия. Судьба сравнительно небольшого славянского племени,
имевшего многовековую драматическую историю и стойко державшегося православия,
была сродни русской судьбе. Русские как никто могли оценить духовный подвиг и
самопожертвование единоверного народа.

Связи
москвичей с сербами имели давнюю традицию. В Большом Успенском соборе покоятся
останки серба (по ряду источников - болгарина. - Ред.) - митрополита
Московского Киприана (ум. в 1406 г.) - видного деятеля на поприще исправления
церковных книг и обрядов. В XVI веке сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне
Иваном Грозным был подарен Никольский монастырь в Китай-городе.

Особенно
тесными эти связи стали с середины XIX века, когда под влиянием славянофилов в
первопрестольной начали всерьез интересоваться историей и судьбой славянства и,
в частности, самого западного славянского народа.

В
конце 1857 года министерство народного просвещения обязало попечителей
Московского и Киевского учебных округов оказывать содействие сербам и другим
славянам в получении образования в учебных заведениях России и принимать
беднейших из них на казенный счет. Сербы и черногорцы учились в Московском
университете (филологический, юридический факультеты), в Духовной академии,
Вифанской семинарии, иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, 1-й и 2-й
московских гимназиях.

Еще
более усилился интерес московской общественности к Сербии и Черногории во время
подготовки и проведения в 1867 году большой Московской этнографической
выставки. В 1866 году сербские газеты от имени Общества любителей
естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете призывали
собирать и присылать в Москву образцы народной одежды, предметы быта, модели
жилищ. Идея выставки в Москве вызвала живой отклик у славянских народов и
особенно у сербов. Сам князь Сербии Милан Обренович IV пожертвовал 400 дукатов
на этнографические экспонаты. Прислали экспонаты князь Черногорский Николай I,
княгиня Черногорская Даринка и архимандрит Черногории Н.Дучич, а также члены
Сербского ученого общества в Белграде, купцы, учителя, крестьяне...

Этнографическая
выставка в Москве имела большой успех. Библиотека Московского университета
стала пополняться научной литературой на сербском языке. В 1872 году князь
Сербии Милан Обренович IV был избран почетным членом Московского университета.

В
начале 1858 года кружком московских славянофилов с М.П.Погодиным во главе был
учрежден Славянский благотворительный комитет. Одной из причин организации
комитета послужила активизация западноевропейской латинско-иезуитской
пропаганды в славянских странах с целью ослабить в них влияние России. Уже в
1867 году во многом благодаря дипломатической поддержке России Сербия добилась
ликвидации всех турецких крепостей на своей территории.

Идея
создания в Москве сербского духовно-организационного Центра, особого подворья,
зрела давно. Подобные подворья с храмами уже имели древнейшие поместные церкви
православного Востока - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская,
Константинопольская. Инициатором с сербской стороны выступил митрополит
Сербский Михаил. Об этом замечательном церковном деятеле Сербии, верном друге
России стоит сказать особо. Будущий святитель обучался в 1840-1850 годах в
Киеве - в семинарии и Духовной академии. Вскоре после окончания курса, в
сентябре 1853 года, он принимает монашество с именем Михаила. Через год
иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Шабацкого. В 1859 году Собором
епископов Михаил единогласно избирается митрополитом Сербским и архиепископом
Белграда. При нем была преобразована семинария в Белграде, устроено несколько
духовных училищ, восстановлены древние храмы и монастыри. Духовное единение с
Россией было принципом всей его архипастырской деятельности.

В
1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении
открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему
повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и
находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768
году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.

В
мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит
Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда
же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой
Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли
восстание против турок.

30
ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали
многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития
сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев,
председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского
университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и
Д.Ф.Самарины.

Праздником
для сербов и сочувствующих москвичей стало и 22 марта 1875 года - день малого
освящения Благовещенского при Сербском подворье храма. В отправлении всенощного
бдения и литургии также принимали участие многие именитые гости: сакелларий
Архангельского собора А.Н.Лебедев, член Синодальной конторы епископ Алексий,
архимандрит Николо-Греческого монастыря Афанасий, члены Славянского комитета -
директор Московского архива министерства иностранных дел барон Ф.А.Бюлер,
секретарь Славянского комитета Н.А.Попов, известный политический деятель
Угорской Руси О.Н.Добрянский. Богослужение совершалось под древние сербские
роспевы.

Обновленный
на средства московского купца В.В.Сысоева и других жертвователей храм
представлял собою уголок православной Сербии. Высокий четырехъярусный
вызолоченный иконостас был искусно исполнен мастером М.А.Большаковым. Все иконы
были расписаны по золотому фону, стены - тоже. Из числа тридцати трех святых,
здесь изображенных, одиннадцать принадлежали Сербской Церкви, среди них пять
находились в русских святцах: св. Савва I, архиепископ сербский, его преемник
св. Арсений I, св. цари сербские Стефан Неманя Мироточивый (в монашестве
Симеон), Стефан первовенчанный (в монашестве Симон) и князь сербский Лазарь.
Имена многих святых символизировали духовное единство двух православных
народов: свв. Кирилл и Мефодий, св. Александр Невский - небесный покровитель императора,
даровавшего Сербской Иерархии подворье в Москве; великомученица Екатерина - в
память императрицы, соорудившей храм; праведный Филарет Милостивый - в память
митрополита Филарета, оказавшего немало услуг Сербской Церкви. Над северными
дверями было изображено сожжение турками мощей св. Саввы, а над южными -
страдания Вселенского Патриарха св. мученика Григория V, мощи которого,
обретенные нетленными в 1871 году, покоятся в Афинском соборе.

Особую
историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы
Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой
Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон
одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день
празднования которого Сербия получила политическую и церковную
самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого
архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.

Этот
удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных
и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и
Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель.
На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом
пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26
старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы
Черногории.

Год
окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей
для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет
привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об
уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах
православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875
года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной
литургии совершена была торжественная панихида об упокоении "всех
православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и
братолюбиво пострадаша". В московских газетах было напечатано воззвание
жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После
богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского
Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и
Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по
церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор
Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.

На
помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория,
объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой
неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья.
28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и
Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о
ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще
более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30
тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На
средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен
один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер
милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев
ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу
сербов.

Несмотря
на помощь из России, сербская армия потерпела несколько серьезных неудач и в
феврале 1877 года Сербия была вынуждена подписать с Турцией мир. Лишь небольшая
Черногория не подписала мирный договор и с началом русско-турецкой войны в
апреле 1877 года сумела нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года
8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный корпус Сулейман-паши. По случаю
этой победы в московском Сербском подворье и в Казанском соборе на Красной
площади были отслужены благодарственные молебны.

В
конце 1877 года Сербия вновь начала войну с Турцией. После окончания русско-турецкой
войны Сербия и Черногория получили полную независимость. В честь побед русских
войск на Балканах и освобождения славян были совершены торжественные молебны в
ряде соборов и храмов Москвы, в том числе и на Сербском подворье. 5 ноября 1878
года подворье на Солянке вновь собрало множество гостей. В этот день состоялось
малое освящение Благовещенского храма, отремонтированного в основном на
средства церковного старосты, известного московского купца С.И.Камынина. Был
вновь вызолочен иконостас, обновлена стенная роспись, за клиросами устроили
четыре больших вызолоченных киота. В причастном слове профессор Московского
университета доктор богословия протоиерей А.М.Иванцов-Платонов напомнил, как
четыре года назад состоялось торжество открытия первого славянского - сербского
- подворья в Москве. Было внесено знамя, врученное москвичами сербским дружинам
в 1876 году. На празднике присутствовали именитые гости, в том числе
П.Н.Батюшков и Д.И.Иловайский.

Многолетняя
опустошительная война оставила в Сербии и Черногории тысячи детей сиротами.
Россия стала родным домом для многих из них. В январе 1877 года в Москву из
Сербии на попечение Славянского комитета прибыли 21 девочка и 2 мальчика в
возрасте от 6 до 14 лет. И позже Москва принимала сербских детей-сирот,
устраиваемых затем в приюты.

В
Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось
много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным
духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье
продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и
церковных праздников. 10 октября 1880 года в Благовещенской церкви отпевали
первого настоятеля Сербского подворья архимандрита Савву, погребенного затем в
Алексеевском монастыре.

Сербское
подворье в Москве продолжало существенно влиять на материальное положение всей
Сербской Церкви. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский
храм многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями.

Однако
уже первые годы независимости Сербии были омрачены раздором, вызванным
посягательством Скупщины на права православной церкви. Против этого горячо
восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 года был удален королем
Миланом с митрополичьего престола и даже на несколько месяцев посажен в тюрьму.
Митрополит, так много сделавший для освобождения своей родины, вынужден был
жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он
получил разрешение поселиться в России. В том же году страдалец-иерарх приехал
в Киев, а затем в Москву на Сербское подворье, которое поступило в его
распоряжение. Как вспоминали современники, "страдалец приобрел общую
любовь и уважение среди жителей первопрестольной столицы... Москва горячо полюбила
доброго, умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину".

Изгнанник
жил на Солянке до мая 1889 года, когда по предложению нового сербского короля
Александра I он возвратился в Белград на митрополичий престол. Святитель Сербии
Михаил был награжден многими орденами России: св. Владимира I и II степени, св.
Александра Невского, св. Анны и другими. Он был избран почетным членом
Московской Духовной академии, Московского университета. Умер митрополит Михаил
5 февраля 1898 года и был погребен в кафедральном Белградском Михайловском
соборе. Когда об этом узнали в Москве, во многих ее церквах были совершены
панихиды.

Особо
торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и
просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14 января на Божественной литургии в
храме присутствовали все проживающие в Москве сербы. Вот как, например,
проходил праздник в 1893 году. По окончании службы в покоях настоятеля
архимандрита Саввы состоялся традиционный сербский обряд "Славы" и
"Крестного имени". Студенты-сербы хором исполняли гимн св. Савве,
русский и сербский. Затем произносились речи о св. Савве, о дружбе сербов с
русскими. Так, студент IV курса Московской Духовной академии Ч.И.Митрович
вспомнил о русской обители на Афоне, где постригся в иноки св. Савва, о великих
сербах в России, о постоянном заступничестве России за сербов.

В
1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с Благовещенским храмом на
средства московского купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя св.
Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка состоялась 12 июня 1894 года и
сопровождалась крестным ходом из храма на место сооружения.

Попутно
скажем еще об одном южнославянском "следе" в религиозной жизни
Москвы. Московские богомольцы и знатоки древней архитектуры хорошо знали
белокаменный храм св. Трифона мученика на северной окраине города. В конце
XVIII - начале XIX века приход его опустел и появилась даже мысль об
упразднении самого храма. Его возрождению способствовало посещение Москвы
архимандритом при Черногорском митрополите Стефаном Вукотичем. В соборе города
Котор в Черногории хранилась глава св. мученика Трифона. Узнав о приезде
Вукотича, московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков пожелал
создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. По возвращении
на родину архимандрит поведал о желании московского купца митрополиту
Черногорскому Петру Негошу, и в знак благодарности последний прислал в 1803
году три части мощей от главы мученика Трифона. Добряков уложил их в серебряные
вызолоченные ковчежцы и преподнес в 1812 году императору Александру I, который
в свою очередь пожертвовал их в 1819 году Трифоновскому храму. День перенесения
мощей 14 сентября стал ежегодным местным праздником, и с него началось
возрождение храма. Приезжавшие в Москву высокие черногорские гости непременно
посещали Трифоновский храм и прикладывались к мощам.

Москва
православная видела в своих храмах части и других святых мощей, привезенные из
Сербии. Так, осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были поставлены части
мощей великомученика Никиты и преподобного Феоктиста, присланные из сербского
монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним помогли восстановлению древней
обители Сербии.

В
1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет назад, пришла на помощь южным
славянам, увязшим в балканских войнах, в том числе Сербии и Черногории. В
декабре 1912 года черногорская королева Милена прислала московскому городскому
голове телеграмму с выражением благодарности за пожертвование Черногории 15
тысяч рублей. В помощь православным Сербии и Черногории значительные суммы
жертвовали московские банки, благотворительные общества, отдельные лица.

Тяжелейшим
испытанием для Сербии стала первая мировая война. Австро-Венгрия обрушилась на
нее всей своей мощью. Это вызвало в Москве взрыв солидарности с сербами. 18
июля 1914 года вечером на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому при
большом стечении народа состоялся торжественный молебен, а затем и
патриотическое собрание. Крестный ход двинулся из храмов Христа Спасителя и
Василия Блаженного к памятнику. Хоругвеносцы несли иконы Спасителя, Божией
Матери, святителей Алексия и Ермогена, а также национальные флаги России,
Сербии, портреты Николая II и сербского короля Петра. Крестный ход
сопровождался пением многотысячного хора. На Красной площади звучали чешские и
сербские приветствия. В тот же день в храме Сербского подворья состоялся
молебен о ниспослании победы сербскому оружию. После молебна под
председательством городского головы Н.И.Гучкова открылось заседание Славянского
комитета. Решено было выпустить особое воззвание к русскому обществу с призывом
о помощи сербам. На заседании присутствовал московский губернский предводитель
дворянства А.Д.Самарин.

Огромная
манифестация москвичей состоялась в тот же день на Страстной площади у
памятника герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву. Оттуда манифестанты
направились колоннами в Кремль и к Александровскому вокзалу. Члены Союза
Михаила Архангела и Союза русского народа несли огромные транспаранты с
надписями: "Долой Австрию, да здравствуют Россия и Сербия!", "Да
здравствует Россия - сестра Сербии!"

Москва,
несмотря на тяжелейшее экономическое положение, посылала в Сербию врачей и
медсестер, оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916 года москвичи с
воодушевлением встречали премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени
Московской городской думы ему было вручено 100 тысяч рублей в помощь
сражающейся Сербии.

В
1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а
Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с
часовней был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не
угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в
Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.

Вековые
братские отношения между русскими и сербами прочны и сегодня. Последние
драматические события в бывшей Югославии и реакция на них в России - яркое тому
свидетельство.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.testan.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных тех
Реферат Мафикенг
Реферат Географическое наследие В Г Гниловского
Реферат Чудотворец поэзии Батюшков
Реферат Программы копирования строки
Реферат Организация и содержание элективного курса Основы теории вероятностей и математической статистики 2
Реферат Чичиков герой Новой формации
Реферат Верификация и аттестация программного обеспечения
Реферат Http://www vedunia ru
Реферат Настоящим Положением определяется порядок регистрации граждан и снятия их с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в Республике Беларусь
Реферат «Клубная деятельность как форма психологической работы с молодежью»
Реферат Теоретические и методологические основы комплексного анализа и оценки финансового состояния предприятия
Реферат Сутність маркетингу сільського зеленого туризму
Реферат Окно в мир евангельских истин Пословицы и притчи в поэме Гоголя Мертвые души
Реферат Aeneid Hero Essay Research Paper AENEID I