Реферат по предмету "Биология"


Гиподинамия: влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья учащихся

Введение … …. 3 Глава I. Гиподинамия I.1 Влияние образа жизни на состояние здоровья…. I.2 Физическая работоспособность организма школьника …. 9 Глава II. Метод определения МПК … 12 Заключение….15 Список литературы … …16 Приложения Введение Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что в свою очередь приводит к отрицательным изменениям в деятельности

различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, а также в опорно¬-двигательном аппарате. Определив максимальный уровень потребления кислорода (МПК), можно оценить функциональные возможности кардиореспираторной системы современных школьников. Наблюдения ученых показали, что длительная гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество

жировой ткани, снижает выносливость. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека из горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от головного мозга, что человек даже может потерять сознание. Каждый человек должен помнить об отрицательном влиянии гиподинамии на сердечно-сосудистую систему и необходимости занятий физкультурой и спортом в любом возрасте. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой

деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению- мышечному движению». В свою очередь, как показали исследования ученых многих стран мира, движение способствует нормальной деятельности центральной нервной системы (ЦНС), жизнедеятельности всего организма, обменных процессов. Проблема гиподинамии в настоящее время очень актуальна. Под гипокинезией и гиподинамией понимают недостаточность мышечной деятельности человека.

Гипокинезия означает уменьшение двигательной деятельности с ограничением пространственных характеристик движения, а гиподинамия- уменьшение силы сокращения мышц. В обычных условиях эти состояния, как правило, сочетаются. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением двигательной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы

человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило обнаружить патологию сердечно-сосудистой системы. Это указывает на необходимость срочного принятия мер, направленных на усиление

и увеличение двигательной активности растущего организма. Гиподинамия в школьном возрасте чаще всего связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его домашними заданиями, дополнительными занятиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, подвижных игр, спорта. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Все это обусловило выбор темы моей работы. Цель работы заключается в рассмотрении влияния гиподинамии на состояние здоровья школьников. При написании работы необходимо:  проанализировать литературу по проблеме гиподинамии и гипокинезии;  подобрать методики по определению влияния малоподвижного образа жизни на здоровье школьников;  сопоставить данные величины МПК с уровнем интеллектуальных способностей;  сделать вывод о влиянии малоподвижного образа

жизни на состояние здоровья школьников: нарушение осанки, состояние сердечно-сосудистой системы, подверженность инфекционным заболеваниям. В работе использована методическая и учебная, отечественная и зарубежная литература, а также материалы, полученные в ходе практических исследований и наблюдений. Исследовательская работа проводилась на базе начальной и основной школ областной химико-биологической гимназии. Глава I. Гиподинамия I.1 Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья

Все виды мышечной активности- спортивные тренировки в школе, на стадионе, дома, уроки физкультуры, труда, туристические походы, работа в саду, в поле- повышают силу и выносливость скелетных мышц, делают их работу более экономичной. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.

В последнее время в научной, методической, научно-популярной литературе, журналах и газетах часто встречаются такие термины, как «двигательная активность» и «гиподинамия». Как заявил на пресс-конференции в апреле 2005 года руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко: « в настоящий момент около 75% школьников страдают гиподинамией из-за чрезмерных школьных нагрузок.» Также он отметил, что «выраженное утомление к концу дня и недели

наблюдается у 40-55% учащихся, а у 60% даже регистрируется повышение артериального давления». В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма. Уменьшение двигательной активности, прежде всего, вызывает снижение

энергозатрат, замедление распада и образования богатых энергией фосфорных соединений, снижение фосфорилирования скелетных мышц. В свою очередь, это сопровождается снижением газообмена и уменьшением легочной вентиляции и общей работоспособности. Масса и объем мышц снижается, размеры сердца уменьшаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения. Снижение объема мышечной деятельности приводит к уменьшению количества сигналов, направляемых от мышц в ЦНС и обратно, происходит своеобразная «физиологическая денервация»

мышц. В них уменьшается содержание миоглобина и гликогена, происходит изменение сократительного аппарата мышц и их тонуса, а также ослабление выносливости. Вследствие уменьшения нагрузки при гиподинамии на сердечно-сосудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, работа становится менее «экономной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема, а

также венозного возврата крови. Учеными Великобритании отмечено, что для детей 3-х лет уже характерен малоподвижный образ жизни. Из рекомендуемых 60 мин. активности, дети двигаются в среднем только 20 мин. Основное занятие малышей- телевизор и видео. Даже на улице дети менее активны, чем должны быть. Их чаще возят на автомобилях, носят на руках даже в тех случаях, когда они могли бы вполне пройтись пешком. Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте.

Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Физическая активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании

нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника;

так называемый «мускульный голод» у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Длительная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов. Это приводит к остеропорозу и снижению прочности всей костной ткани. Физическая нагрузка является также лучшим средством для снятия нервного напряжения.

При этом двигательный режим для здорового человека, занимающегося умственным трудом, должен составлять 8-10 часов различных физических занятий в неделю. Особенно в детском возрасте необходимы регулярные активные физические упражнения. Поэтому занятия физкультурой в дошкольных учреждениях и школах следует считать необходимым условием для правильного развития растущего организма ребенка. Физические движения оказывают положительное влияние на организм и вызывают изменения всех органов и

систем в лучшую сторону, повышая их функциональные возможности. У занимающихся физкультурой людей заметно укрепляется сердечно-сосудистая система. Сердце работает экономно, сокращения его становятся мощными и редкими. Физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппарата дыхания. Физические нагрузки увеличивают жизненную емкость легких с 3-5 литров у нетренированных до 7 и более

у спортсменов. А чем больше потребляется с вдыхаемым воздухом кислорода, тем выше физическая работоспособность человека, лучше состояние его здоровья. Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость. Эти свойства обеспечивают совершенствование таких физических качеств человека, как сила, быстрота, выносливость, а также это улучшает координацию движений.

Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех её уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную

систему, состоящую из симпатического и парасимпатического отделов. Эти отделы управляют деятельностью всех органов. В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Наряду с активной деятельностью организму необходимы отдых, восстановление израсходованной энергии и обмена веществ в тканях. В основе двигательной деятельности человека лежит сократительная функция

мышц. Мышцы выполняют разнообразную работу. Выделяют три её вида. Во-первых, это работа динамическая, наиболее распространенная, связанная с перемещением тела и его частей в пространстве. В процессе двигательного акта мышцы могут производить как преодолевающую работу, например при подъеме груза, так и уступающую - при его опускании. При этом наблюдается свободное укорочение мышц. Такой вид сокращения называют изотоническим.

Все виды движения человека связаны с динамической работой мышц. Во-вторых, есть работа статическая, осуществляющая поддержание положения тела и его частей в пространстве в определенном отношении друг к другу. В данном случае сокращение мышцы не сопровождается её укорочением, длина остается постоянной, меняется лишь её напряжение. Этот вид сокращения мышечных волокон называется изометрическим.

С его помощью поддерживается та или иная поза тела и противодействие внешним силам, стремящимся это положение изменить. Изометрическое сокращение при статической работе способствует развитию силы мышц. Надо только помнить, что максимальное напряжение мышц не должно длиться более 5-6 секунд, так как более продолжительное изометрическое сокращение мышечных волокон сопровождается повышением артериального давления. Любая мышечная деятельность сопровождается выполнением как динамической, так и статической работы с

преобладанием в каждом конкретном случае одной из них. И ,наконец, существует тонус мышц, наблюдающийся постоянно, даже во время полного покоя. Тонические сокращения не сопровождаются утомлением мышц. Тонус мышц регулируется нервной системой, в основе которой лежит рефлекторный механизм. Предупреждение гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, ежедневной

утренней зарядкой, гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой и спортом, посильным физическим трудом и т.д Систематические физические упражнения приводят к перестройке функций органов и систем организма, в результате чего одна и та же работа для тренированного человека более легка, чем для нетренированного. В этой связи для начинающих заниматься физическими упражнениями имеет практическое значение определение индивидуальной физической подготовленности. Представленные простейшие приемы определения физической

подготовленности помогут грамотно приступить к занятиям физическими упражнениями. При этом необходимо строго придерживаться основных принципов тренировки: постепенности, систематичности, разносторонности и индивидуального подхода к занятиям. I.2 Физическая работоспособность организма школьника Сегодня, изучив предельные возможности систем дыхания и кровообращения у человека, можно определить

максимальное потребление кислорода (МПК). По мнению Всемирной организации здравоохранения, МПК- один из наиболее информативных показателей функционального состояния кардиореспираторной системы. А так как системы кровообращения и дыхания- ведущие в процессах аэробного энергообеспечения, то по их показателям судят также о физической работоспособности организма в целом. На основании экспериментального материала, оценим работоспобность школьников обоего пола и

разных возрастных групп, исходя из относительных величин МПК. Изучив функциональные возможности кардиореспираторной системы, мы экспериментальным путем получили доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины МПК, а следовательно, ухудшается физическая работоспособность. Данные, полученные в ходе исследования среди учащихся

Урдомской средней школы, полностью подтверждают данные, опубликованные в специальной литературе, то есть с возрастом происходит снижение физической работоспособности учащихся по показателю МПК. Если в первой возрастной группе (2 класс, 9-10 лет) в прошлом учебном году работоспособность по показателю МПК составляла отлично (90%) и хорошо (10%), то в нынешнем учебном году она уже составляет отлично(90%) и удовлетворительно (10%) (см. приложение 1 и 3).

Во второй возрастной группе (5 класс, 11-12 лет) дела обстоят несколько лучше: если в прошлом году работоспособность по МПК у них составляла отлично у 70%, хорошо у 15%, удовлетворительно 15%, то в текущем учебном году уже составляет отлично у 80% и хорошо у 20%, т.е. наблюдается улучшение работоспособности (см. приложение 1 и 4). Увеличение нагрузки в школе - количеством уроков и домашних заданий привело к резкому снижению двигательной активности учащихся третьей возрастной группы (6 класс,12-13 лет): в

прошлом учебном году работоспособность по МПК составляла отлично у 70%, хорошо у 20% и неудовлетворительно –10%; в нынешнем же учебном году- отлично у 60%, хорошо у 20% и неудовлетворительно - 20% (см. приложение 2 и 5). В старшей возрастной группе (10 класс, 15-16 лет): прошлый учебный год- хорошо у 30%, удовлетворительно у 50% и неудовлетворительно у 20%, а сейчас- отлично-10%, хорошо-40% удовлетворительно 20% и неудовлетворительно-

30%. (см. приложение 2 и 6) Таким образом, более половины учащихся, из-за больших нагрузок в школе и подготовки к экзаменам не могут рационально составить распорядок дня и, как следствие этого, у них все чаще возникают проблемы с дыхательной и кровеносной системами, а также с работой сердца. Сопоставим данные медицинских осмотров школьников по состоянию опорно-двигательной системы с данными работоспособности по показателю МПК(см. приложение 7):

I возрастная группа- нарушений осанки нет, показатели в основном отличные; II возрастная группа- нарушение осанки у 50% школьников в исследуемой группе, показатели работоспособности оцениваются как хорошие и отличные III возрастная группа- нарушение осанки у 30 % учащихся, показатели оцениваются как отличные, хорошие и неудовлетворительные IV возрастная группа- нарушение осанки также у 30% учащихся в исследуемой группе, показатели в основном

хорошие и неудовлетворительные. Уровень подверженности респираторным заболеваниям у I, II, и IV возрастных групп оценивается как низкий, а у III- средний. Так как физическая активность увеличивает кровоснабжение головного мозга, что в свою очередь приводит к улучшению его физиологической деятельности, то это может отразиться на уровне интеллектуального развития и способностей. Наиболее предпочтительными считаются показатели уровня интеллекта такие, как

высокий и выше среднего. Педагог-психолог гимназии провел специализированные тесты в исследуемых возрастных группах для определения уровня интеллектуальных способностей. Естественно, тесты проводились на анонимной основе, как того и требует законодательство при написании такого рода исследовательских работ. Результаты оказались следующими( см. приложение 7): I возрастная группа- низкий-10%, ниже среднего- 10%, средней-

50%, выше среднего- 10%, высокий-20% II возрастная группа- низкий-20%, средний-50%, выше среднего-20%, высокий –10%. III возрастная группа- ниже среднего-10%, средний-40%, выше среднего-20%, высокий-30%. IV возрастная группа- средний-45%, выше среднего-20%, высокий-35%. Таким образом, явно прослеживается связь: с течением времени у школьников возрастает уровень интеллекта, но в то же время резко снижается уровень физической активности и работоспособности по показателю

МПК, что является недопустимым. Состояние здоровья школьников показывает, что постоянное реформирование школьного образования только увеличивает нагрузки и вводит новые дисциплины. Кроме того, медико-санитарные органы не в силах проводить необходимую проверку всех авторских программ, широко внедряемых в современные школы. Но есть и такие слабые места школьного образования, исправление которых не требует особых финансовых вложений. Например, всем хорошо известны отрицательные последствия

гиподинамии для растущего детского организма. Между тем последние исследования свидетельствуют, что в образовательных учреждениях уровень двигательной активности у детей в 2-3 раза ниже минимального необходимого. Он достигает в среднем лишь около 60% от уровня двигательной активности школьников 60-х годов XX века. Сегодня гипокинезия зафиксирована у половины мальчиков и 75% девочек школьного возраста. Может, дети дома занимаются физкультурой? Отнюдь, всего 1.4% родителей занимаются физкультурой с детьми

ежедневно или даже периодически. А ведь, по данным Министерства образования РФ, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников сегодня полностью освобождены от уроков физкультуры. Хотя для больных детей, может, даже более, чем для здоровых, занятия физкультурой просто необходимы. Кроме того, проследив изменения показателя МПК по полу в этих возрастных группах оказалось, что ухудшение работоспособности у девочек происходит

очень резко, нежели у мальчиков. У мальчиков снижение работоспособности происходит медленнее и это можно объяснить тем, что: 1. мальчики более подвижны, чем девочки; 2. девочки взрослеют быстрее, чем мальчики ( например, это проявляется в том, что они уделяют намного меньше внимания подвижным играм); 3. мальчики обладают меньшим усердием на уроках и при подготовке домашнего задания. II. Метод определения МПК Одна из главных задач возрастной физиологии и педагогики состоит

в том, чтобы найти профилактические меры для устранения гиподинамии и тем самым обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения. Такие меры необходимы в связи с тем, что хорошее функциональное состояние систем дыхания и кровообращения влияет не только на физическую, но и на умственную работоспособность детей школьного возраста. В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод прогнозирования» максимального уровня потребления кислорода по данным

частоты сердечных сокращений, мощности выполняемой работы, зарегистрированные при её выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) можно определить по числу восхождений на гимнастическую скамейку и спуска с неё. Ход безынструментального метода определения МПК следующий: 1. Поставить гимнастические скамейки высотой 30 см (0.3м).

2. Предварительно обучить испытуемых подсчитывать частоту сердечных сокращений. 3. Группа выстраивается вдоль скамеек, школьники начинают подъем и спуск на четыре счета. 4. На последней четвертой минуте подсчитывается количество циклов; после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся приступает к подсчету частоты сердечных сокращений (ЧСС) и считают до тех пор, пока не прозвучит команда «закончили». 5. ЧСС измеряется в течение первых двадцати секунд, а затем,

умножив полученную величину на три, рассчитываем ЧСС за одну минуту. 6. Записываем данные каждого ученика и приступаем к расчетам. 7. Зная массу (Р) тела испытуемого, высоту (h) ступеньки (0.3м) и количество (n) циклов в минуту, можно рассчитать мощность (W) работы по следующей формуле: W=Р*h*n*1,2; где 1, 2- это коэффициент подъема и спуска для 9-летних детей.

Таблица 1 Коэффициент подъема и спуска для детей Возраст мальчики девочки 9 1,2 1,2 10 1,2 1,2 11 1,2 1,2 12 1,2 1,2 13 1,3 1,3 14 1,3 1,3 15 1,4 1,3 16 1,4 1,3 8. Исходя из этих величин- мощности работы и ЧСС- рассчитываем МПК по формуле: МПК= 1,29*  W/(H-60) * K (формула Добельна) где H- частота сердечных сокращений, К- возрастной коэффициент. Таблица 2 Поправки в формулу

Добельна для расчета МПК Возраст Вместо 1,29 Вместо Н-60 мальчики девочки мальчики девочки 9 1,11 0,85 Н-30 Н-30 10 1,11 0,95 Н-30 Н-30 11 1,15 0,95 Н-40 Н-30 12 1,20 0,98 Н-50 Н-40 13 1,20 0,98 Н-50 Н-40 14 1,25 1,01 Н-60 Н-40 15 1,27 1,05 Н-60 Н-40 16 1,29 1,10 Н-60

Н-40 Таблица 3 Возрастной коэффициент для формулы Добельна Возраст Коэффициент (К) Возраст Коэффициент (К) 8 0,931 13 0,891 9 0,922 14 0,883 10 0,914 15 0,878 11 0,907 16 0,868 12 0,900 9. Для определения показателя МПК детей школьного возраста в формулу Добельна вносятся поправки, так как у них доля скелетных мышц в общей массе тела ниже, чем у взрослых, и чем младше ребенок, тем меньше его мышечная масса.

Кроме того, известно, что на мышечные нагрузки дети отвечают более высокой ЧСС, чем взрослые. 10. При определении МПК методом прогнозирования следует соблюдать два правила: во-первых, следить, чтобы подъем и спуск осуществлялись в вертикальном положении, и, во-вторых, испытуемые в день определения МПК должны находиться в обычном состоянии, без эмоционального возбуждения или угнетения. Соблюдение этих правил обеспечит достоверные величины

МПК. 11. При оценке работоспособности по МПК используются следующие критерии: Таблица 4 Оценка работоспособности по показателю МПК Показатель МПК/кг Оценка работоспособности Мальчики Девочки 55-60 45-50 Отлично 50-54 40-44 Хорошо 45-49 35-39 Удовлетворительно 44 и ниже 34 и ниже Неудовлетворительно

Заключение Проведенные практические наблюдения и исследования в 2004-2005, 2005-2006 учебных годах показывают, что в исследуемых возрастных группах с течением времени происходит снижение работоспособности, определенной по величине максимального потребления кислорода (МПК). Также отмечено увеличение доли учащихся с нарушением осанки, уровня подверженности респираторным заболеваниям за исследуемый период. Была обнаружена явная связь: с течением времени у учащихся повышается уровень

интеллектуальных способностей, но в тоже время резко снижается уровень работоспособности по показателю МПК, что является недопустимым. Все это еще раз говорит о необходимости вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, больше ходить пешком, посещать спортивные секции, бассейны. Необходимо, чтобы проблему гипокинезии и гиподинамии поняли не только педагоги в школе и другие специалисты, но и родители, чтобы они приучали детей с раннего возраста к физкультуре и спорту, физическому труду.

Список использованной литературы: 1. Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990 2. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. Ч.1. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. 3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника М.: Просвещение, 1986 4. Маркосян А.А. Физиология М.:

Медицина, 1989. 5. Научно-теоретический и методический журнал Биология в школе./ Под ред. Ребровой Л.В./Чехов: Школа-Пресс, 2004. 6. Популярная медицинская энциклопедия/Петровский А.Б М.: «Моветская энциклопедия», 1989. 7. Хрипкова А.Г Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника М.: Просвещение,

1985. 8. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека М.: Просвещение, 1985. 9. Энциклопедический справочник медицины и здоровья М: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.